А.П. Чехов Вишневый сад
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 11класс
Предмет: литература
Тема урока: Особенности драматургии Чехова
Цели урока: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенно- стях чеховской драматургии: выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Рассказ — основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.
Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».
Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни о ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта сла- бость, что стало с моими нервами» — вот что говорит о себе Иванов.
Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема — изображение судьбы про- винциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных перспектив.
- Объяснение нового материала.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц: нет деления акта на явления, «подводное течение», т. е. наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушенный конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.
- Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году. Выяснение первоначального впечатления о пьесе, героях.
- Чтение по ролям I акта.
Домашнее задание.
Подготовьте доклад «А.П. Чехов и Московский Художественный театр»
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 11класс
Предмет: литература
Тема урока: «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.
Цели урока: углубить представление учащихся о пьесе Чехова; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
«Вишневый сад» — итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.
О сюжете.
В основе сюжета — продажа дворянской усадьбы, драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства. буржуазии и интеллигенции.
О композиции.
Интересна композиция пьесы:
1. Первый акт — надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.
2. Второй акт — нервозность, отрезвление. Приближение торгов.
3. Третий акт — герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы — вишневый сад продан за долги.
4. Четвертый акт — расставание с прошлым, отъезд, прощание.
II. Объяснение нового материала.
- СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА.
Внешний, бытовой конфликт — борьба за вишневый сад; Внутренний конфликт — недо- вольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.
- ПРИНЦИПЫ ГРУППИРОВКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ.
Основных действующих лиц в «Вишневом саде» — четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаем об их существовании.
Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются пер- сонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее — с купцом Лопахиным, буду- щее — с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: 1. «Этапы развития основного конфликта».
- «Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания.
Презентация А.П. Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания" включает материалы к урокам, документы, фотографии писателя....
Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.
Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой материал. Проблемные вопросы....
А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"
Перед изучением пьесы для побуждения к чтению, предлагаю учащимся посмотреть буктрейлер А.П.Чехов "Вишневый сад" Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA...
"Вишневый сад" А. П. Чехов
В помощь к урокам изучения пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" (10 класс)...
А.П. Чехов "Вишневый сад". Молодое поколение?
Петя Трофимов и Аня в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"...
А.П. Чехов «Вишневый сад». Презентация.
Материал к уроку литературы в 10 классе....
А.П. Чехов "Вишневый сад"
Краткий путеводитель...