А.П. Чехов "Вишневый сад"
статья по литературе

Касымова Фатима Яхиевна

Краткий путеводитель 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p._chehov_vishnevyy_sad.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

А.П. Чехов «Вишневый сад»

Примечательно, что Чехов фундаментально сформировал два литературных жанра — современную драму и современный короткий рассказ, — и принято считать его писателем-фантастом, который обратился к драматургии только в последние годы своей жизни. Гораздо точнее рассматривать Чехова как драматурга всей жизни, который прибегал к художественной литературе по необходимости, чтобы заработать на жизнь, в то время как современный русский театр подхватил его драматическое видение. По словам исследователя русской литературы Дэвида Магаршака, Чехов

Был прирожденным драматургом, чьими первыми значимыми произведениями были три полнометражные пьесы, две из которых были написаны в подростковом возрасте, а третья - когда ему было чуть за двадцать. Он взялся за написание рассказов по двум причинам: во-первых, потому, что ему приходилось содержать большую семью, которая полностью зависела от него, а написание рассказов было самым быстрым способом сделать это; во-вторых, потому, что состояние российской сцены в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века [19-й] век был таков, что ни один серьезный драматург не мог надеяться на постановку своих пьес, не говоря уже о том, чтобы зарабатывать на достойную жизнь в театре.

Чехов родился в 1860 году в Таганроге на берегу Черного моря. Его отец был бывшим крепостным, который вырос до бакалейщика, но чьи художественные интересы как хормейстера, скрипача и иногда художника взяли верх над более практическими соображениями. Интерес Чехова к театру был вызван поездками в Таганрогский театр и домашними постановками таких пьес, как "Ревизор" Николая Гоголя. Когда Чехову было 16 лет, его отец обанкротился и перевез свою семью в московские трущобы, чтобы избежать встречи с кредиторами. Чехов остался, чтобы закончить свое образование в местной гимназии, зарабатывая на жизнь репетиторством с младшими учениками. Когда ему было 19 лет, Чехов присоединился к своей семье в Москве и взял на себя их финансовую поддержку, поступив на медицинскую программу Московского университета. Он оплачивал свое образование и содержание семьи, сочиняя юмористические зарисовки и короткие рассказы для юмористических журналов. Когда он стал врачом, в 1884 году, он продолжал писать рассказы и одноактные сатирические фарсы, основанные на многих из них, совмещая медицинскую карьеру (“мой законный супруг”) и писательскую деятельность (“моя любовница”).

К 1898 году, когда Чехов добился своего первого большого успеха в знаковой постановке "Чайки" в Московском художественном театре, туберкулез, которым Чехов заразился в студенческие годы, был неизлечим. Чехов поселился в Ялте после перенесенного легочного кровотечения и не видел своих пьес в постановке Московского художественного театра до их крымских гастролей в 1900 году. Однако на репетиции он познакомился с актрисой Ольгой Книппер, сыгравшей Аркадину в "Чайке", и они поженились в мае 1901 года. Если за драматическим конфликтом "Трех сестер" стоит биографически обусловленное ощущение провинциальной ссылки из Москвы, Чехов опирается в "Вишневом саде" на другие биографические обстоятельства, в частности на свое изгнание из Таганрога из-за банкротства отца. "Вишневый сад" был задуман и написан на последней стадии болезни, которая унесла его жизнь в 1904 году, однако Чехов был непреклонен в том, что его последним произведением должна была стать комедия. После успеха “Трех сестер" в 1901 году Чехов писал своей жене: "Я продолжаю мечтать написать комическую пьесу, в которой весь ад вырвется на свободу. Я не знаю, получится ли из этого что-нибудь”. Начатый в 1902 году и завершенный в сентябре 1903 года, “Вишневый сад” получился не драмой, - утверждал Чехов, - а комедией, местами даже фарсом“. Константин Станиславский, который будет продюсером и режиссером спектакля для Московского художественного театра, не согласился: “Это не комедия и не фарс, как вы утверждаете, — это трагедия”. Спор между драматургом и режиссером по поводу тона и замысла "Вишневого сада", начавшийся с его первой постановки, с тех пор не утихает в спектаклях. "Вишневый сад" — пьеса такой интригующей сложности и множественности (а порой и противоречивости) способов и приемов, что она может поддерживать любую интерпретацию, хотя в конечном счете это ни то, ни другое — ни просто комедия, ни трагедия, - а нечто совершенно новое. Бросая вызов устоявшимся драматическим жанрам, "Вишневый сад" помог утвердить трагикомический стиль в качестве доминирующего в современной драматургии, в то время как его связь поверхностного реализма с символическим предвосхитила приемы великих литературных модернистов 20-го века, таких как Джеймс Джойс и Т.С. Элиот.

Если "Три сестры" — это история отложенных и разочарованных отъездов, то "Вишневый сад", напротив, начинается с прибытия - возвращения вдовы Любови Андреевны Раневской в свое сильно заложенное русское поместье из Парижа, куда она уехала, чтобы забыть о гибели своего сына, утонувшего пять лет назад. Подобно "Трем сестрам", в которых обычное драматическое действие исключено, "ожидание" создает центральное драматическое напряжение. Доминирующим в действии является нерешенный вопрос о том, что станет с поместьем с его знаменитым вишневым садом, которое должно быть продано, если не будет найдено решение вернуть семейное состояние. И снова, как в "Трех сестрах", Чехов собирает большой актерский состав, чтобы коллективно отреагировать на угрозу семье, раскрывая ее причины. Среди них ленивый брат мадам Раневской Леонид Андреевич Гаев; ее дочь Аня и приемная дочь Варя; бывший гувернер ее сына Трофимов; земляк Пищик; бухгалтер Ефихов; и бывший крепостной, а ныне преуспевающий бизнесмен Лопахин. Сюда же входит полный состав прислуги - Шарлотта, гувернантка; Яша, камердинер; Дуняша, горничная; и древний лакей Фирс. Действие 1-го акта пьесы с подзаголовком “Комедия в четырех действиях”, соответственно, разворачивается в детской, где семья может избежать нынешнего кризиса, вспоминая прошлое. Как отмечал русский критик А.Р. Кугель заметил: “Все обитатели Вишневого сада - дети, и их поведение по-детски”. Чтобы избежать продажи поместья с аукциона, Лопахин предлагает практическое решение: вишневый сад следует вырубить, а землю разделить на участки под застройку для дачников. Это предложение, которое позволило бы погасить долги семьи и обеспечить их будущее, встречено с шоком и недоверием. “Если во всем районе и есть что-то интересное, - утверждает Любовь, - даже выдающееся, то это не кто иной, как наш вишневый сад”. Для Гаева упоминание знаменитого сада в энциклопедии кладет конец такому предположению. И брат, и сестра проявляют себя неспособными к решительным действиям или взрослой ответственности. Любовь - щедрая, но непрактичная сентименталка; Гаев больше сосредоточен на своих мысленных играх в бильярд, фруктовых конфетах и подумывает о том, чтобы устроить празднование юбилея старого книжного шкафа. Его идеи по спасению ситуации — брак Ани с богатым человеком, брак Вари с Лопахиным, подарок от их богатой двоюродной бабушки - это, по его словам, “несколько средств, очень много, и это действительно означает, что у меня их вообще нет”. Часто нелепое, вводящее в заблуждение поведение всех под нависшей угрозой лишения семьи собственности задает смешанную тональность пьесы, в которой абсурд сталкивается со зловещим. Угроза вишневому саду начинает приобретать символическое значение, выражающее закат эпохи, в которой русское дворянство и весь их праздный образ жизни вот-вот будут разрушены практичностью нового материалистического порядка. Характерно, что Чехов уравновешивает обе стороны уравнения: Любовь и Гаев бережно относятся к прошлому и ценят красоту вишневого сада, но не способны сохранить его; Лопахин настолько поглощен практичностью, что сад и дом - не более чем товары первой необходимости. Любовь и Гаев существуют в прошлом; Лопахин на будущее, а настоящее растрачивается впустую в зачастую несущественном и абсурдном поведении всех.

Действие 2 переносит сцену на улицу возле фруктового сада на закате, поскольку каждый из персонажей реагирует на предстоящую, теперь уже неизбежную продажу собственности, которая начинает подталкивать их к более глубокому пониманию самих себя и своих обстоятельств. Каждому члену семьи предоставляется возможность проявить сочувствие. Раскрывая их страдания, одиночество и изоляцию, Чехов усложняет и углубляет свое представление о персонажах, которые слишком глупы, чтобы восприниматься как полностью трагичные, но слишком чувствительны и узнаваемы в своих страданиях, чтобы над ними можно было только посмеяться. Распад поместья заставляет взглянуть в перспективу на прошлое персонажей, их натуры и новый набор будущих проблем. Для Файерса грядущее лишение собственности означает, что старый порядок уходит в прошлое. При старом режиме, говорит он, “крестьяне поддерживали хозяев, хозяева поддерживали крестьян, но теперь все разрушено, вы ни о чем не можете рассказать”. Этому тону меланхолии и ностальгической оценки противостоят молодые люди, Аня и Трофимов, чей идеализм и стремление к новому будущему, искупленные трудом и самоотверженностью, заставляют Аню спросить: “Что ты со мной сделал, Петя, почему я больше не люблю вишневый сад так, как раньше Раньше я так делал?”