Идейно-тематический анализ рассказа К. Симонова «Малышка»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
План-конспект урока внеклассного чтения в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pamyat.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: воспитывать уважение к ветеранам войны, способность сочувствовать, сопереживать; развивать навыки анализа художественного текста, формировать коммуникативные умения.
Оборудование урока:
Книжная выставка: «Никто не забыт, ничто не забыто», сочинения учащихся о Великой Отечественной войне, фонограмма песни «Священная война», портрет К. М. Симонова.
Эпиграф: (на доске на плакате)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
Ход урока.
- Звучит песня «Священная война» (1 куплет)
- Слово учителя.
«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не дайте им забыть!» (Альберт Лиханов).
В этих словах призыв – никогда не забывать войну – и сохранить мир, самое дорогое и святое, не забывать тех, кто погиб во имя жизни на Земле. Они живут в наших сердцах, в нашей памяти – ветераны, солдатские вдовы, которые рядом с нами и которых осталось очень мало.
«Об одном прошу тех, кто переживёт это время – не забудьте!.. Терпеливо собирайте свидетельства тех, кто пал за себя и за вас. Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!..» ( Юлиус Фучик).
Ребята, вы поняли, что урок у нас сегодня необычный, называется он «Память…», память о тех, чьей ценой завоевана наша мирная жизнь.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Наш с вами урок словно отклик на эту просьбу.
Рассказ Константина Симонова «Малышка», который вы читали дома, переносит нас к событиям Великой Отечественной войны.
Но прежде чем говорить о содержании рассказа, давайте вспомним биографию Константина Михайловича Симонова.
Кто желает рассказать биографию?
II. Рассказ ученика.
Константин Симонов — литературный псевдоним Кирилла Михайловича Симонова.
Родился в Петербурге в 1915 году.
Он был одним из немногих писателей, которые одинаково хорошо работают в разных жанрах. Он писал и романы, и повести, и стихи, и драматические произведения. Это был человек высокого патриотизма.
Его перу принадлежат повести «Дни и ночи», роман «Товарищи по оружию», трилогия «Живые и мёртвые».
Драмы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос» и другие не оставляют равнодушными зрителей.
Также Симонов писал сценарии для фильмов «Шёл солдат», «Солдатские мемуары». И конечно же, незабываемы стихи «Жди меня…», «Родина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Во время войны Константин Симонов был военным корреспондентом «Красной звезды», дошёл до Берлина. По воспоминаниям современников, был талантлив и смел.
Умер в 1979 году в Москве.
III. Слово учителя:
(Спасибо, молодец.)
Ребята, надо отметить, что на протяжении всей жизни Константин Симонов не отходил от военной темы.
Рассказ «Малышка» был одним из любимых, по признанию самого автора. Впервые он был напечатан в 1943 году в газете «Красная звезда». На фоне военных событий раскрываются нравственные отношения людей: мужество, доброта, взаимовыручка,
чувство патриотизма, чувство товарищеского локтя.
IV. Давайте вспомним содержание рассказа.
Кто хочет пересказать текст? (Пересказ текста).
(спасибо, хорошо).
V. А теперь посмотрим, насколько вы сильны в истории.
Вопросы классу:
- Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
- Против кого боролся советский народ?
- Какие книги вы читали об этих событиях?
- Какие фильмы смотрели?
VI. Идейно-тематический анализ рассказа.
Молодцы, спасибо, прежде чем начать анализ содержания рассказа , вспомним, что такое тема и идея произведения.
(Тема – то, о чём говорится в произведении, идея – основная мысль произведения).
- Какова тема рассказа «Малышка»? (События военных лет)
Спасибо, хорошо, а теперь работаем по вопросам, которые я вам раздала в начале урока.
- Почему бойцы называли военного фельдшера Марусю Малышкой? (Марусю так называли, потому что она была маленькая.)
Найдите в тексте, как Симонов описывает Марусю.
(«Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени и не называл, все её называли Малышкой, потому что она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.»)
- Как вы думаете, почему Маруся оказалась на фронте, ведь призывной возраст был восемнадцать лет?
- Что приходилось ей делать на фронте?
- Как обращалась Малышка с ранеными? Приведите пример из текста.
( Ласково. « - Что, выгружаемся, сестрица? – спросил старый казак, раненный в голову и в лицо и перевязанный так, что из-под бинтов торчали только одни его лохматые седые усы.
- Нет, милый, ответила Малышка.»)
- Почему Малышка не села в кузов?
(Там не было места, а стеснять раненых она не хотела, им и так было тяжело. Место в кабине она уступила последнему раненому, которого некуда было положить в кузове, а сама поехала на подножке).
6. Как вёл себя тяжелораненый казак и почему он предложил
запеть песни?
(Чтобы не слышно было стонов тяжелораненых)
7. Какие черты характера проявились у раненых и у фельдшера
Маруси?
(Мужество, выдержка, храбрость, сочувствие, доброта,
взаимовыручка).
VII. Обобщение учителя.
«- Восемьдесят километров проехали. Ну, Малышка – ясно – она и чёрта заставит ехать, если для раненых нужно, одним словом – сестра милосердная».
В этих шофёра летучки выражена признательность бойцов маленькой, хрупкой медсестре за её большой героизм, за её сердечность.
Военный корреспондент Константин Симонов хотел, чтобы мы
тоже знали и помнили о подвигах людей, благодаря которым мы живём. Ребята, надо отметить, что рассказ – не вымысел писателя, не выдумка, действительно была на Южном фронте военфельдшер Мария Лагунова, которая за свой подвиг была награждена орденом Красной звезды.
В чём же заключается основная идея рассказа?
В доброй памяти о тех, кто защищал нашу Родину в годы войны, в
прославлении героического подвига солдат и медсестёр, воевавших за светлое будущее.
VIII. Сестрам милосердия посвятил своё стихотворение военный корреспондент Иосиф Уткин. (Ученик читает наизусть стихотворение).
СЕСТРА
Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
Спасибо.
О сплочённости и героизме советских людей писал К. Симонов в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете».
(Читает ученик наизусть).
* * *
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941
Спасибо. Ребята, у вас, наверное, тоже есть родственники - участники Великой Отечественной войны или боевых действий в Афганистане или Чечне. Может быть, сегодня кто-то расскажет о них?
Спасибо, мне бы хотелось, чтобы записали воспоминания своих близких, участников войны или тружеников тыла и оформили в виде сочинений.
IX. Итог урока:
Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…
Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть,
Она,
Как силы, нам нужна…
Ю. Воронов.
На этом наш урок заканчивается, спасибо всем за работу, надеюсь, что вам было интересно.
(Выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов
Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...
Книжки-малышки на английском языке.
Собрание сказок, рассказов на английском языке с диснеевскими рисунками. Книжки можно распечатать и собрать как книжки-малышки, используя инструкцию. Некоторые книжки можно не только читать, но и сами...
Книжки-малышки с грамматикой на английском языке.
Сборник сказок и рассказов на английском языке с диснеевскими иллюстрациями, которые можно самим раскрасить, и с заданиями по грамматике. Инструкция по изготовлению книжки-малышки прилагается....
Книжки - малышки выполненные учащимися по теме "Сила трения"
Творческие работы учащихся 7 класса по теме "Сила трения"...
книжка - малышка продолжение
Продолжение...
Классный час к 100-летию Симонова К. «Понять трудно, а не любить невозможно». (История любви Константина Симонова и Валентины Серовой)
Классный час к 100-летию Константина Симонова "Понять трудно, а любить невозможно" История любви Константина Симонова и Валентины Серовой...
13. К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для старшеклассников
Сценарий внеклассного мероприятия "К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для ...