Научная работа на тему :"Роль слова в военной прозе, поэзии, песне"
проект по литературе (10 класс) на тему
Актуальность обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны. Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача .В наши дни создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько стихотворений, песен было создано на войне! В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов. Своими стихами они возбуждали и возбуждают в народе патриотические чувства, поднимали и поднимают его на борьбу с врагом. Знание своей истории, ее понимание укрепляет высокое чувство любви к Родине, формирует гражданина и патриота. Эти духовные ценности никогда не потеряют своей актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.rol_slova_v_voennoy_proze.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
III молодежные Кирилло-Мефодиевские Чтения
Роль слова в военной прозе, поэзии, песне
Автор:
Замогильный Сергей Вадимович
Сургутский район
МБОУ «Солнечная СОШ №1»,10 класс
Научный руководитель:
Ушакова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Сургутский район
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
г. Ханты-Мансийск
2015г.
Содержание.
- Актуальность темы. Цели. Задачи. Гипотеза…………………………………………………3
- Введение………………………………………………………………………………………...4
- Глава I. Роль слова в военной прозе Семена Гудзенко……………………………………...4
- Глава II. Военная поэзия Юлии Друниной…………………………………………………..6
- Заключение……………………………………………………………………………………...9
- Список используемых источников……………………………………………………………11
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
А. Т. Твардовский
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
- Актуальность темы.
Актуальность обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны. Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача .В наши дни создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько стихотворений, песен было создано на войне! В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов. Своими стихами они возбуждали и возбуждают в народе патриотические чувства, поднимали и поднимают его на борьбу с врагом. Знание своей истории, ее понимание укрепляет высокое чувство любви к Родине, формирует гражданина и патриота. Эти духовные ценности никогда не потеряют своей актуальности.
Цели:
1. Углубление знаний о военной прозе и поэзии периода войны, рассказ о судьбах поэтов военной поры.
2. Увидеть роль слова в годы Великой Отечественной войны.
3. Показать влияние слова на подъем патриотического сознания советского народа.
Указанные цели реализуются через решение следующих задач:
1. Расширить представления о военной прозе, поэзии, песни в годы Великой Отечественной войны.
- Систематизировать стихотворения, написанные писателями в годы ВОВ, в соответствии с тематикой и их содержанием.
- Сохранять память о доблестном прошлом нашей Родины, о поэтах военной поры, уважительное и бережное отношение к ним.
Гипотеза: военная тема, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная лирика способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Введение.
Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы.
Сегодня я хочу отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.
Тема войны всегда привлекала к себе повышенное внимание и читателей, и создателей литературных произведений. Именно на войне, во время ежедневного и ежечасного пребывания рядом со смертью, характеры людей раскрываются наиболее ярко и драматично. Это создает богатейший материал для анализа и синтеза наиболее сильных в художественном отношении психологических ситуаций, сюжетных ходов и героических образов. Поэтому военная литература уже давно выделилась в своеобразную отдельную творческую нишу.
Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и другие.
Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.
Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
- Глава I. Роль слова в военной прозе Семена Гудзенко.
Первым из плеяды молодых поэтов-фронтовиков шагнул в большую литературу двадцатилетний Семен Гудзенко.
Как у истинного поэта, биография Гудзенко отчетливо проступает в его стихах:
Но и в сугробах Подмосковья
И в топях белорусских рек
Был Киев первою любовью,
Незабываемой вовек…
Отец его - инженер, мать – учительница. В 1939-м Гудзенко поступил в Московский историко-философский и литературный институт. В июне 1941-го сдав экзамены за второй курс, ушел добровольцем на войну. «Обветренный, прокуренный филолог военную науку постигал». Был подрывником, партизаном-десантником, участвовал в лыжном походе во вражеский тыл в Белоруссию. Получил ранение в живот, попал в госпиталь.
В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
Писать начал в 1942 году. Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют»:
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, —
Ведь самый страшный час в бою —
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв —
и умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
О стихотворении «Перед атакой» сказано и написано много. Но, может быть, потому, что мимо них просто нельзя пройти?
«…Эти строки писались в прямом смысле перед атакой. Короток, как молния, был путь от замыслов до текста. В эти мгновения Семен Гудзенко сказал за себя и за всех» - это слова Льва Озерова, назвавшего Гудзенко « правофланговым нашей военной поэзии».Его стихи звали в бой.
В 1942-м году создаются новые стихи Семена Гудзенко такие, как «Товарищи», «Первая смерть», да и многие другие в которых автор пишет о своих ровесниках на войне, фронтовых друзьях – это самая сокровенная тема в поэзии Гудзенко. Первую книгу стихов он выпустил в 1944 году. Она называлась «Однополчане». В этой книге поэт выступает от лица всех рядовых участников войны, на долю которых выпали тяжелые испытания.
Стихи Семена Гудзенко были высоко оценены поэтом Ильей Эренбургом. Из его воспоминаний:
«Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: „Садитесь". Он сел и тотчас встал: „Я вам почитаю стихи". Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: „Еще… еще". Потом мне говорили: „Вы открыли поэта". Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».
Эренбург проницательно определил особенности и значение фронтовых стихов Гудзенко, их принципиальную новизну: «Эта поэзия – изнутри войны. Это поэзия участника войны. Эта поэзия не о войне, а с войны, с фронта»:
Осколки голубого сплава
Валяются в сухом песке.
Здесь все:
И боевая слава
И струйка крови на виске…
Из боя выходила рота,
Мы шли на отдых, в тишину
И над могилою пилота
Почувствовали всю войну.
Всю.
Гудзенко был переполнен драматическими впечатлениями тяжелой и опасной фронтовой жизни – отсюда отмеченный Эренбургом «натурализм» его стихов, мир открывался поэту поистине в минуты катастрофического слома жизни. Все, написанное им в ту пору, представляет, в сущности, лирический дневник человека, на которого обрушилась вовсе не та война – «малой кровью», «могучим ударом», «на чужой территории», - которую в предвоенную пору сулили с высоких государственных и партийных трибун, которая шествовала по экранам кинотеатров, о которой сочинялись залихватские песни и стихи. «О чем она? – писал о поэзии Гудзенко Павел Антокольский. – О правде. Только правдой держится она. Молодой поэт извлекал эту правду из-под отголосков чужого, напетого предыдущим чтением, из-под гипноза общих мест и общезначимой легкости. Гудзенко как заразы боялся неверной, фальшивой ноты, боялся перепевов бодрой публицистики и барабанно-маршевого ритма. Он пришел из низов армии, из стрелкового батальона…
Я был пехотой в поле чистом,
в грязи окопной и в огне.
Я стал армейским журналистом
в последний год на той войне…
Но если снова воевать…
Таков уже закон:
пускай меня пошлют опять
в стрелковый батальон…
Стихи Гудзенко-исповедь «сына трудного века», молодого солдата Отечественной войны. Поэт, как и многие тысячи его сверстников, почти мальчиков, что «начали в июне, на заре», «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне». Гудзенко и пишет в стихах о том, что видели они все и что пережил он сам: о первом бое, когда «выл над соснами металл», и о «черных трупах» полусожженных однополчан, лежавших на окраине только что отбитого у врага села, об изрытом минами и почерневшем от минной пыли снеге и подорванных «рельсах, согнутых улиткой», о том, как, «горят мосты и рушатся настилы, и тонут кони в бешенстве реки», как «бросали врукопашную пыльные, поррепанные роты», о горьких дорогах отступления и погибшем в Праге после победы майоре.
Только тот, кто сам поднимался в атаку под пулеметным и минометным огнем и перебегал через улицу в багровой пыли от только что разорвавшегося снаряда, кто, прижавшись к земле, лежал под бомбежкой, проклиная голубое, безоблачное небо, кто ломал последний сухарь, чтобы поделиться с товарищем, мог с такой точностью и выразительностью передать чувства и мысли солдата переднего края, изо дня в день жившего рядом с постоянно подстерегавшей его смертью: «ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки»; «Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины»; «У нас окопное терпенье - мы все смогли перетерпеть»; «когда идут в атаку писаря, о мертвых не приходят извещенья»; «пять шагов до соседнего дома - все равно что пятнадцать миль»; «В эту степь, где травы, как шинель, выцвели от ветра и огня».
У Семена Гудзенко нет гимнов и од, славящих великих и мудрых.
Он остался поэтом, рожденным войной. Гудзенко, как и другие поэты фронтового поколения, еще ни о чем, кроме войны, писать не мог, новое время еще не было пережито, не стало, как война, почвой и судьбой, но его поэзия звала на ратный подвиг.
- Глава II.Военная поэзия Юлии Друниной.
Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.
Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»
17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители – школьные учителя – были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу было уже за 60…»
Поэзия Юлии Друниной светла, устремлена в будущее. Она пронизана жизнью во всех ее проявлениях. Стихи поэтессы просты и понятны современному читателю. Ведь когда человек говорит о важном, о наболевшем, о волнующем, ему не нужны особые литературные “приемы” — здесь прямая связь сердец через искренность, общность интересов, доверительность. “Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?” Она ответила: “Для нас весь смысл войны с фашизмом был в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека”.
Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня...
...Не знаю, где я нежности училась, —
Быть может, на дороге фронтовой...
Становление же Юлии Друниной как поэта и личности происходит на полях сражений. Школьница сталкивается с реалиями жизни, с ужасами войны, но она не ломается, не гибнет, а вырастает в большого поэта-летописца женской доли на войне.
Мы друзья-однополчане павших
Их, безмолвных, воскресить должны.
Я не дам тебе исчезнуть. Маша, —
Песней возвратишься ты с войны!
Благодаря таланту поэтессы, мы знаем о переживаниях девчат на фронте, о трудностях, испытанных ими. Ее лирические стихи воспринимаются как исповедь, сокровеннейшие мысли. Даже в самое страшное время девчонки мечтали о любви, о мире, о светлом будущем:
Любимые нас целовали в траншее,
Любимые нам перед боем клялись.
Чумазые, тощие, мы хорошели
И верили: это — на целую жизнь.
В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной «стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях (Звучит стихотворение «Не знаю, где я нежности училась…»)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»
Не могла сыскать.
Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 г. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть. Памяти однополчанки – героя Советского Союза Зины Самсоновой:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет…
Отгремела война, Юлия Друнина вернулась с фронта живой, и ее послевоенные стихи “Ровесницам”, “Два вечера” “Сапожки”, “Неизвестный солдат” полны воспоминаний о прошлом, о молодости, о погибших:
Никуда от Прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам…
Мне нравятся ее стихи за искренность, лиризм, простоту. Они проникают в самую душу. Мысли и переживания поэта близки мне потому, что их писала почти моя ровесница:
Мною дров наломано немало.
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала
Научилась этому в бою…
Юлия Друнина сформировалась как поэт в годы войны и останется в нашей памяти как мужественный, бесстрашный летописец военных лет.
- Глава III. Военная лирика в творчестве Александра Твардовского.
В отечественной литературе немало произведений о войне 1941–1945 гг. Война раскрывается в них с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий писателей-фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя, каждый воочию видел весь ад войны.
А. Твардовский писал:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” — произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена:
Эти строки и страницы —
Дней и верст особый счет,
Как от западной границы
До своей родной столицы,
И от той родной столицы
Вспять до западной границы,
А от западной границы
Вплоть до вражеской столицы
Мы свой делали поход.
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода — все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле!
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Солдаты с нетерпением ждали выхода газет с новыми главами поэмы, писали
письма Твардовскому с благодарностью и преданностью. Теркин своими шутками ,метким словом вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и, может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.
- Заключение.
Сегодня мы познакомились с творчеством поэтов военного поколения, с их стихами о буднях войны, о долге и любви к Родине, о юности, возмужавшей в огне войны. Их вдохновенные строчки шли из самого сердца, и поэтому они поднимали народ на защиту Отечества.
Величие Победы не меркнет с годами, и не утрачивают своей значимости стихи, созданные в этот сложный и героический период.
С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне, увидеть войну под различными углами освещения проблемы. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал нашу Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.
Никого не оставило равнодушным яркое патриотическое "Послание пастырям и Христовой Православной Церкви" Патриаршия Местоблюстителя Сергия в 1941г.. В послании говорилось: "Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".
Ты ответь мне, Боже, на такой вопрос:
«Почему на свете столько бед и слез!?»
Пожалей нас, господи, излечи больных!
Подними ты на ноги слабых и хромых!
Свет пусть засияет у слепых в глазах!
Прекрати все войны, с ними вместе страх.
Не прошу богатства, не к чему оно,
Было бы здоровье — вот, что главней всего!
Ты пошли всем людям божью благодать,
Я за это чудо — все могу отдать!
Список используемых источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"
Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...
Исследовательская работа по теме "Духовные искания в неореалистической прозе начала XXвека(по повести И.Шмелева «Человек из ресторана»)
Данная работа ученицы была представлена к защите на НПК "Шаг в будущее"....
Научная статья по теме "Роль эвфемизмов в англоязычном политическом дискурсе"
Участие в конференции по теме: Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз". Материалы XVII региональной научно-практической конференции. 4 мая 2017 г....
Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова"
Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова": тестовые задания, задания с кратким ответом, развернутый ответ)...
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ - МЕСТО И РОЛЬ СКАЛОЛАЗАНИЯ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье рассматривается актуальность внедрения скалолазания в образовательный процесс Военного института физической культуры, определяется место и ее роль....
Научная работа по теме " Роль шуток в обучении английскому языку"
Данная работа описывает роль шуток в обучении английскому языку...
Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова"
Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова" (2 варианта)...