Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Интегрированный урок музыки и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostin.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-художественная гостиная «Пейзажи России»

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Песня жаворонка»)

Я: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный праздник. Двери нашей литературно-художественной гостиной открылись, чтобы мы могли почувствовать прелесть русской природы, воспетую поэтами и художниками.

Русская природа, сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни кричащих красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только любящее сердце.

Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдет о природе, запечатленной на полотнах великих русских художников и в стихах русских поэтов, у которых мы учимся любить нашу родину.

Кривор: Осень – любимое время года многих великих русских поэтов. Очень любил осень А.С.Пушкин. Вспомните его незабываемые строки.  

        Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

        Последние листы с нагих своих ветвей;

        Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

        Журча еще бежит за мельницу ручей,

        Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

                         В отъезжие поля с охотою своей,

        И страждут озими от бешеной забавы,

        И будит лай собак уснувшие дубравы.

Я: А более ста лет тому назад в эту пору – «время рябиновых костров» - родилась замечательная русская поэтесса марина Ивановна Цветаева.

        Красною кистью

        Рябина зажглась,

        Падали листья.

        Я родилась.

        Спорили сотни

        Колоколов.

        День был субботний:

        Иоанн Богослов.

        Мне и доныне

        Хочется грызть

        Жаркой рябины

        Горькую кисть.

Горюнова: Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константинове. Красота родного края, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников – все это способствовало рождению в его душе поэтических образов.

        Отговорила роща золотая

        Березовым, веселым языком,

        И журавли, печально пролетая,

        Уж не жалеют больше ни о ком.

        Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

        Не жаль души сиреневую цветь,

        В саду горит костре рябины красной,

        Но никого не может он согреть.

        Не обгорят рябиновые кисти,

        От желтизны не пропадет трава,

        Как дерево роняет тихо листья,

        Так я роняю грустные слова.

Я: Художник Валентин Серов очень любил русский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу – «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

Крив: когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Неужели мы должны любить сою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».

Горюнова: Да, с этим нельзя не согласиться. А еще восхищает талант наших художников, поэтов, писателей-прозаиков, так тонко умеющих передать в слове,  в красках волнующую красоту русского пейзажа. Послушайте отрывки из произведения Ивана Алексеевича Бунина: «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотистый, подсохший и поредевший сад. Окна в сад открыты, и оттуда веет бодрой, осенней прохладой. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем саду».

Я: Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на реке», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды!

Крив: Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сияние снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Послушайте!

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора –

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера.

        Где бодрый серп гулял и падал колос,

        Теперь уж пусто все – простор везде, -

        Лишь паутины тонкий волос

        Блестит на праздной борозде.

        Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

        Но далеко еще до первых бурь -

        И льется чистая и теплая лазурь

        На отдыхающее поле.

Горюн:                       Еще в полях белеет снег,

        А воды уж весной шумят,

        Бегут и будят сонный брег,

        Бегут, и блещут, и гласят.

        Они гласят во все концы:

        «Весна идет, весна идет,

        Мы молодой весны гонцы,

        Она нас выслала вперед!»

                                    Весна идет, весна идет!

        И тихих, теплых, майских дней

        Румяный, светлый хоровод

        Толпится весело за ней!

Это стихотворение Ф.И.Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи-то слышны голоса. Невнятные и тем не менее ясные. Голоса тех, кто любил и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе.

Я: в одном из залов Третьяков галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные. Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто был недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, русского, родного, что до боли в сердце любил Саврасов. Однажды он все бросил и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый пейзаж. Здесь он искал великую тайну русской природы, ее светлую душу. Перед нами все привычное, обычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройные белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые…

Крив: Что же тогда заставляет людей уже второе столетие подряд подолгу стоять перед этой картиной. Вглядываясь в такой простой непритязательный пейзаж?

Я: Говорят, что у него есть душа. Художник Крамской писал своему другу: «пейзаж Саврасова прекрасный. На других картинах мы видим деревья, воду и даже воздух, а душа есть только в Грачах…».

Делают картину одухотворенной прежде всего саами грачи – вестники весны, которые деловито обсели верхушки деревьев, перепархивая с ветки на ветку, обламывая старые сухие веточки и роняя их на талый снег. Они суетятся над своими разлапистыми гнездами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни. Пусть еще холодно, но уже совсем близко теплые дни, молодая трава и первые почки. Не зря в народе говорят: «Грач зиму расклевывает».

Снег под кривыми березками усеян сучками и веточками, испещрен следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живо, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды, которая вот-вот умчится бурными потоками по пробуждающейся земле. Кое-где она пробралась сквозь наст, образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега, и березы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно. Вода холодна, но скоро она согреется и понесет  в тела берез теплый березовый сок. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где-то за светлым, жемчужно-перламутровым облаком, и лучи его ласкают и освещают озябшие деревья; тянутся от них по снегу бледно-лиловые тени… Солнышком высвечены и старая покосившаяся колокольня, и деревянный забор; солнце пронизывает и сизый уютный дымок, вьющийся над трубой дома. Оно во всем, и даже в неясных далях, расстилающихся за простеньким деревенским пейзажем.

Родным, знакомым и близким веет тот всего этого пейзажа, и не может не вздрогнуть от него русское сердце. Скромные, неяркие краски проникают в него дивной мелодией, напевной, протяжной, чуть печальной, от которой слезы наворачиваются на глаза – слезы любви и благодарности…

Веселый гомон грачей, звон капели, журчание тало воды, шелест осеннего ветра в голых ветках, хруст тающего снежного наста – все эти звуки сливаются в единую мелодию весны – мелодию обновления и возрождения, ожидания счастья и новых надежд.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «времена года»)

Горюн:         Я воспитан природой  суровой,

        Мне довольно заметить у ног

        Одуванчика шарик пуховый,

        Подорожника твердый клинок.

        Чем обычней простое растенье,

        Тем живее волнует меня

        Первых листьев его появленье

        На рассвете весеннего дня.

        В государстве ромашек, у края,

        Где ручей, задыхаясь, поет,

        Пролежал бы всю ночь до утра я,

        Запрокинув лицо в небосвод.

        Жизнь потоком светящейся пыли

        Все текла бы, текла сквозь листы,

        И туманные звезды светили,

         Заливая лучами кусты.

        И, внимая весеннему шуму

        Посреди очарованных трав,

        Все лежал бы и думал я думу

        Беспредельных полей и дубрав.

                Н. Заболоцкий

Я: Великие творения русских поэтов и художников объединяет любовь к родине, жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и всматриваться в «прелесть застенчивой русской природы» и любить ее нежно и трепетно, как любят мать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…»

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…» посвящена  70-летию выхода в свет произведения А.Т. Твардовского «Василий Теркин»....

Программа литературно-художественной мастерской "К истокам"

В период перехода школы на ФГОСы возникла необходимость всё большей и большей организации внеурочной и внешкольной деятельности. Увлечь и привлечь школьника к творчеству - задача первостепенной важнос...

Развитие литературно-художественных способностей учащихся средствами гимназического альманаха (на примере издания альманаха "Лира")

Статья даёт представление о том, как с помощью школьного альманаха можно развивать литературно-художественные способности учеников....

"Это страшное слово "война"....." Литературно-художественная постановка

Чтоб знали, чтоб помнили, чтобы чтили...Чтобы ни у одного из наших детей не повернулся язык сказать " подумаешь, война...Это же было давно!"............

Прочитайте с детьми эти книги! "Серебряный век русской поэзии". Литературно-художественное издание. - М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2013.- 448 с.: с ил.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала мощный взлёт культуры, "русский культурный ренессанс", позже названный "Серебряным веком". Но Серебряный век - не просто хронологическ...

Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"

Цели:привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.       Оборудование: картины русских художественников-пейжажистов: 1. И.С.Остроухов. Первая зелень. 2. И....


 

Комментарии

Логак Ирина Михайловна

Великие творения русских поэтов и художников объединяет любовь к родине, жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и всматриваться в «прелесть застенчивой русской природы» и любить ее нежно и трепетно, как любят мать.Спасибо за урок.