конспект урока
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Бурантаева Райхан Хакимовна

Конспект урока по литературе. Тема: М.Е.Салтыков - Щедрин " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.-shch.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Создание сатирических  образов и обличение социальных пороков.

Цель урока: определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, помочь понять иносказательный смысл произведения.

Задачи:

1) актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;

2) определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев, способствовать развитию мыслительных операций: анализа и классификации, развитию образного мышления и долговременной памяти;

3) способствовать осознанию значимости изучения сатирических произведений Салтыкова – Щедрина.

Ход урока:

Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Для начала проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки. Ваша задача – ответить верно на вопросы:

  • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебника

4.Прилетели на ковре-самолете.

  • В чем мужик варил суп?

1. В котелке        

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В чане.

  • Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

  • Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По следам, оставленным на песке

2. По звукам балалайки

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его крикам.

  • Кем этот мужик работал в Петербурге?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4 Извозчиком.

  • В каком виде два генерала прибыли на остров?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. Раздетые.

  • Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу

2. Орден

3. Тапочки

4. Платок.

  • Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос

2. Из собственной рубахи

3. Из собственных лаптей

4. Из лески.

  • Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

  • Как генералы мужика при себе удерживали?

1. Цепью приковали

2. Веревочкой привязали

3. Смирительную рубашку надели .

4. Он остался сам.        

Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Создавались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.

Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.

 Что же такое сатира?

Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?

 Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В любой сказке можно найти сказочные выражения, например, «Жили-были…». Чтобы доказать, что данное произведение относится к жанру сказки, давайте найдем в тексте эти сказочные выражения и определим, в чем их роль.

        Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове (поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…»).

    Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды…( «Сказано-сделано» несет иронический смысл.  На самом деле, генералы могут только говорить, а делать ничего не способны).

        Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

        Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! (Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл:  мужику действительно  ничего не досталось).

        Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

        Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать»,  «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Используется автором для усиления значения сказки.

Кроме того, у Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл, служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство в сюжете.

         -Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочная  причина, по которой произошло перемещение генералов на остров:  «оба были легкомысленны».

Почему местом действия выбран необитаемый остров?

Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо.  Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным.

Комментарий учителя:

«Повесть...» Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочно смешной форме.

       - В чем особенность текстов в найденной генералами газете?
Комментарий учителя:

Это не просто газета, а консервативная газета — «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Салтыков - Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность.

Попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах.

- Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

         «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями. Мужик- редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется.

 -Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

         (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же, права.)

 Итак, кто является главными героями сказки?

Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям по предложенным вам аспектам для сравнения.

                                 Сравнительно – сопоставительная  характеристика

                                              генералов  и   мужика

Внешний облик

В ночных рубашках, на шее по ордену

Громаднейший мужчина

Отношение к труду

жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

Трудолюбивый, ловкий,  находчивый

Умственные способности

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Догадливый, умный

Отношение к другим людям

Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

  • Кто из героев и почему любит и ценит себя?

автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой - то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы».

  • Кто из героев и почему заслуживает уважения?

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». Мужик способен на все: «полез сперва - наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…» Но не только восхищение вызывает у автора это персонаж. У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.

  • Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

В то же время он печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Салтыков - Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные качества не позволяют назвать его идеальным героем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?

  • Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)

Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

 -Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках?

         Комментарий учителя:

         Крестьянин формально стал свободен. Но он только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в своих правах на эксплуатацию чужого труда.

Чем генералы наградили мужика? ( Рюмкой водки и пятаком.)

- Прокомментируйте концовку сказки.

Комментарий  учителя:

Возвращение генералов в Петербург- триумф лихоимцев и тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

         Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако, сколько в эту концовку внесено немного авторского сарказма! Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и о мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

         «Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

  Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
    Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя.

   М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.    

   Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.

Домашнее задание: составить подробный цитатный план сказки.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...