Анализ стихотворения М.Цветаевой "Тоска по родине.Давно..."
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Соловьева Лариса Николаевна

В  своей работе, связанной с обучением учащихся анализу поэтического текста, я опиралась на труды выдающихся филологов: Ю.М.Лотмана, М.Л.Гаспарова, Е.Г.Эткинда, В.В.Кожинова, Д.Магомедовой и др.. Материал предназначен для изучения лирики Цветаевой в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihotvorenie_tsvetaevoy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Эпиграф:

                 …воспоминание есть самая сильная способность

                    души нашей, им очаровано всё, что подвластно ему?

                                                            А.С.Пушкин

Цель:  Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.

Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;

                2) Побудить   учащихся  вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению,  и создать собственную интерпретацию.

I. Подготовительный этап.

Учитель: У М.И.Цветаевой есть признание: «Дом – это место, где жить нельзя…» Как вы понимаете это высказывание? Противоречиво? Почему? О каком доме может идти речь? (Дом как воспоминание, не существующий в реальности, в котором ощущаешь своё сиротство и т.п.).

Учитель: Комплекс сиротства преследовал  М.И.Цветаеву всю жизнь ( ранняя смерть матери, отец – выдающийся деятель искусств - был отчуждён работой от детей). Сегодня нам предстоит рассмотреть стихотворение, в котором мотив дома перекликается с приведённым выше высказыванием  поэтессы.

II. Чтение текста. ( Читает заранее подготовленная ученица).

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Есть ли связь с эпиграфом?

III. Исследование текста.

Учитель: Чтобы понять мысль автора, мы попробуем перечитать стихотворение и выявить внутреннюю поэтическую реальность – картину мира. Итак, 1-е четверостишие,

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно – одинокой…

с перекинутым словом – мостиком во второе, представляет собой риторическое высказывание, темой которого является…

 Учащиеся: Тоска по родине, ностальгия…

Учитель: Но почему это морока? Что значит «разоблачённая морока»? Кем?

Итак, каково отношение лирического субъекта к поднятой проблеме? В чём состоит проблема лирического героя?

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом и не знающий, что – мой,

Как госпиталь, или казарма.

Учитель: Проследите за тем, каким предметным рядом представлено художественное пространство?

- Камни, дом, кошёлка, базар, госпиталь, казарма…

- Какое слово  в ряду является ключевым?

- Дом!

-Попробуйте нарисовать это пространство с помощью схемы. Дом – в центре, от него или к нему(?) – лучи…

- Каков тип пространства?

- Бытовое, узкое, чужое…

- В каких отношениях находятся герой и мир? (Вражды.) Как это отразить на схеме?

- Противостояние: тире, разделительная линия.

- Запись: чужое – не моё!

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной -  непременно-

Учитель: Какой образ возникает?  ( Помимо «Я»)?

- « Пленный лев»!

- Где он может находиться?

- В клетке...

- Почему лев?

- Царь зверей… Существо свободное, с чувством собственного достоинства…Сродни  Поэту.

- Отразите это на схеме словом “клетка”.  Каков тип пространства?

- Замкнутое, давящее…

                    В себя, в единоличье чувств.

                    Камчатским медведем без льдины –

                    Где не ужиться ( и не тщусь!)

                    Где унижаться – мне едино.

- Изменилось пространство? Что добавлено к  его характеристике? Какие ассоциации рождаются?

- Камчатка – далеко, медведь белый,  на льдине – его дом…

- А без льдины?

- Западня.

- Отражаем на схеме. Итак, картина мира развертывается, но это мир – ловушка… Для кого?

- Это ощущение лирического героя.

5-е и 6-е четверостишия…

Учитель: Диалог героя с собою продолжается. Призыв родного языка может изменить ситуацию одиночества?

-Нет, ситуацию уже не изменить «призывом млечным»

- Почему этот призыв  (“ млечный” – молоко, мать) особенно чужд? Какая появляется вторая, не менее важная составляющая картины мира?

- Время. Это XX век…

- При отсутствии элементов, предметов, составляющих пространственную картину мира, характеризующую XX век, откуда исходит ощущение его враждебности?

- Газеты, сплетни…

- Отразим это на схеме: XX век – чужд!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи-

Мне все – равны, мне всё -  равно,

И, может быть, всего равнее –

Учитель: Какие ключевые образы в пространственной картине мира?

- Бревно… Аллея…

- Какие смысловые ассоциации связаны со словом “бревно”?

-  Бревно – мёртвое, аллея – живое.

- В каких временных пластах они находятся?

- Бревно – “я”- сейчас… Аллея -  “мы”- прошлое.

- Что происходит с пространством?

- Свернулось, съёжилось, обезличилось…

- Итак, если потеряны ориентиры, если нет “ни мет, ни пятен,”что  остается? Душа( нет лика), «родившаяся где –то» ( нет места). Нет человека… Здесь я позволю себе комментарий: это стихотворение было написано в 1934  году в эмиграции. В тетради, где оно было записано, пометка над текстом рукой Цветаевой: « Эти стихи могли бы быть моими последними...»

8 и 9 четверостишия.

- Что происходит с пространством в последней строфе? Проследим за предметным рядом: дом, храм, дорога, куст, рябина… Герой будто выходит из замкнутого пространства – оно детально укрупняется ( эффект наезжающей камеры). Происходит разъятие мира на элементы и перестройка их в новую иерархию, связанную с личностными ценностями: дом ----чужд;

храм--- пуст ( нет веры, нет духовной опоры).  

Что остаётся?  Дорога… Что заставляет идти по ней?  Куст рябины. Почему?

Помните?

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина – это новый круг – точка нового отсчёта.

IV. Итоги. Рефлексия.

Что же происходит с пространством?  ( Развёртывается, открывается, перестраивается).

 Отражаем на схемах. ( Работа в группах).

V. Заключительное слово учителя.  Вернёмся к высказыванию Цветаевой о доме и высказыванию  А.С.Пушкина о воспоминании. Как они связаны?  Напишите свою интерпретацию стихотворения, связав её с картиной мира, исследованной нами сегодня.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Цветаева "Тоска по родине! Давно..."

Цель:  Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;  ...