Анализ стихотворения М.Цветаевой "Тоска по родине.Давно..."
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
В своей работе, связанной с обучением учащихся анализу поэтического текста, я опиралась на труды выдающихся филологов: Ю.М.Лотмана, М.Л.Гаспарова, Е.Г.Эткинда, В.В.Кожинова, Д.Магомедовой и др.. Материал предназначен для изучения лирики Цветаевой в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_tsvetaevoy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»
Эпиграф:
…воспоминание есть самая сильная способность
души нашей, им очаровано всё, что подвластно ему?
А.С.Пушкин
Цель: Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.
Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;
2) Побудить учащихся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению, и создать собственную интерпретацию.
I. Подготовительный этап.
Учитель: У М.И.Цветаевой есть признание: «Дом – это место, где жить нельзя…» Как вы понимаете это высказывание? Противоречиво? Почему? О каком доме может идти речь? (Дом как воспоминание, не существующий в реальности, в котором ощущаешь своё сиротство и т.п.).
Учитель: Комплекс сиротства преследовал М.И.Цветаеву всю жизнь ( ранняя смерть матери, отец – выдающийся деятель искусств - был отчуждён работой от детей). Сегодня нам предстоит рассмотреть стихотворение, в котором мотив дома перекликается с приведённым выше высказыванием поэтессы.
II. Чтение текста. ( Читает заранее подготовленная ученица).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Есть ли связь с эпиграфом?
III. Исследование текста.
Учитель: Чтобы понять мысль автора, мы попробуем перечитать стихотворение и выявить внутреннюю поэтическую реальность – картину мира. Итак, 1-е четверостишие,
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно – одинокой…
с перекинутым словом – мостиком во второе, представляет собой риторическое высказывание, темой которого является…
Учащиеся: Тоска по родине, ностальгия…
Учитель: Но почему это морока? Что значит «разоблачённая морока»? Кем?
Итак, каково отношение лирического субъекта к поднятой проблеме? В чём состоит проблема лирического героя?
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом и не знающий, что – мой,
Как госпиталь, или казарма.
Учитель: Проследите за тем, каким предметным рядом представлено художественное пространство?
- Камни, дом, кошёлка, базар, госпиталь, казарма…
- Какое слово в ряду является ключевым?
- Дом!
-Попробуйте нарисовать это пространство с помощью схемы. Дом – в центре, от него или к нему(?) – лучи…
- Каков тип пространства?
- Бытовое, узкое, чужое…
- В каких отношениях находятся герой и мир? (Вражды.) Как это отразить на схеме?
- Противостояние: тире, разделительная линия.
- Запись: чужое – не моё!
Мне всё равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно-
Учитель: Какой образ возникает? ( Помимо «Я»)?
- « Пленный лев»!
- Где он может находиться?
- В клетке...
- Почему лев?
- Царь зверей… Существо свободное, с чувством собственного достоинства…Сродни Поэту.
- Отразите это на схеме словом “клетка”. Каков тип пространства?
- Замкнутое, давящее…
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины –
Где не ужиться ( и не тщусь!)
Где унижаться – мне едино.
- Изменилось пространство? Что добавлено к его характеристике? Какие ассоциации рождаются?
- Камчатка – далеко, медведь белый, на льдине – его дом…
- А без льдины?
- Западня.
- Отражаем на схеме. Итак, картина мира развертывается, но это мир – ловушка… Для кого?
- Это ощущение лирического героя.
5-е и 6-е четверостишия…
Учитель: Диалог героя с собою продолжается. Призыв родного языка может изменить ситуацию одиночества?
-Нет, ситуацию уже не изменить «призывом млечным»
- Почему этот призыв (“ млечный” – молоко, мать) особенно чужд? Какая появляется вторая, не менее важная составляющая картины мира?
- Время. Это XX век…
- При отсутствии элементов, предметов, составляющих пространственную картину мира, характеризующую XX век, откуда исходит ощущение его враждебности?
- Газеты, сплетни…
- Отразим это на схеме: XX век – чужд!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи-
Мне все – равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее –
Учитель: Какие ключевые образы в пространственной картине мира?
- Бревно… Аллея…
- Какие смысловые ассоциации связаны со словом “бревно”?
- Бревно – мёртвое, аллея – живое.
- В каких временных пластах они находятся?
- Бревно – “я”- сейчас… Аллея - “мы”- прошлое.
- Что происходит с пространством?
- Свернулось, съёжилось, обезличилось…
- Итак, если потеряны ориентиры, если нет “ни мет, ни пятен,”что остается? Душа( нет лика), «родившаяся где –то» ( нет места). Нет человека… Здесь я позволю себе комментарий: это стихотворение было написано в 1934 году в эмиграции. В тетради, где оно было записано, пометка над текстом рукой Цветаевой: « Эти стихи могли бы быть моими последними...»
8 и 9 четверостишия.
- Что происходит с пространством в последней строфе? Проследим за предметным рядом: дом, храм, дорога, куст, рябина… Герой будто выходит из замкнутого пространства – оно детально укрупняется ( эффект наезжающей камеры). Происходит разъятие мира на элементы и перестройка их в новую иерархию, связанную с личностными ценностями: дом ----чужд;
храм--- пуст ( нет веры, нет духовной опоры).
Что остаётся? Дорога… Что заставляет идти по ней? Куст рябины. Почему?
Помните?
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Рябина – это новый круг – точка нового отсчёта.
IV. Итоги. Рефлексия.
Что же происходит с пространством? ( Развёртывается, открывается, перестраивается).
Отражаем на схемах. ( Работа в группах).
V. Заключительное слово учителя. Вернёмся к высказыванию Цветаевой о доме и высказыванию А.С.Пушкина о воспоминании. Как они связаны? Напишите свою интерпретацию стихотворения, связав её с картиной мира, исследованной нами сегодня.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."
Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...
Стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине! Давно..." (Восприятие, истолкование, оценка).
Анализ лирического произведения....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Цветаева "Тоска по родине! Давно..."
Цель: Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира; ...