Олимпиада по литературе
олимпиадные задания по литературе (10, 11 класс) по теме

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

План комплексного анализа текста

(9—11 классы)

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста. 
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста? 
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9—11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста. 
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста? 
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы? 
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста. 
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне: 
- сюжета или мотива 
- образной системы 
- лексики 
- изобразительных средств 
- синтаксических конструкций 
- других параметров, пдсказанных самими текстами. 
2. Найти различия на тех же уровнях. 
3. Объяснить выявленные различия: 
а) в произведениях одного и того же автора; 
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов; 
- различием художественных задач; 
- противоречиями мировоззрения и мироощущения; 
- другими причинами. 
б) в произведениях разных авторов: 
- различием художественных миров; 
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного рзвития; 
- если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. 
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи.

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.

АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1.        Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2.        Найти различия на тех же уровнях.

3.        Объяснить выявленные различия

а)        в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б)        в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4.        Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1.        Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2.        Найти различия на тех же уровнях.

3.        Объяснить выявленные различия

а)        в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б)        в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4.        Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст  произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;
• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
• творческая история произведения;
• оценка произведения в критике;
• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
• оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.



Предварительный просмотр:

Н.Рубцов

СТАРАЯ ДОРОГА

Всё облака над ней,

всё облака...

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам − качаются ромашки,

И зной звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса...

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Ещё порой проскачут верховые,

И снова − глушь, забывчивость, заря,

Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые...

Здесь каждый славен –

 мёртвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошёл,

Перекликаясь с теми, кто проходит...

Здесь русский дух в веках произошёл,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пойдёт через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака...

Вопросы:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

б) Как движется взгляд лирического героя? Какие исторические дали перед ним

открываются? Что переживает лирический герой?

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно

значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они

создают, чему служат?



Предварительный просмотр:

10 класс

Выполните целостный анализ рассказа И.А. Бунина «Надписи», приняв во внимание

следующие аспекты его художественной организации:

 композиционные особенности текста, введение повествователем «чужой» точки

зрения на обсуждаемую проблему;

 включение культурно-значимых цитат в речь персонажей;

 соотношение авторской позиции и позиции героев рассказа.

Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

И.А. Бунин

Надписи

Вечер был прекрасный, и мы опять сидели под греческим куполом беседки над

обрывом, глядя на долину, на Рейн, на голубые дали к югу и низкое солнце на западе.

Наша дама поднесла лорнет к глазам, посмотрела на колонны беседки – они, конечно,

сверху донизу покрыты надписями туристов – и сказала своим обычным медлительно-

презрительным тоном:

– Чувствительный немец свято чтит эти узаконенные путеводителями «места с

прекрасным видом», schoеne Aussicht. И считает непременным долгом расписаться:

был и любовался Фриц такой-то.

Старичок-сенатор тотчас же возразил:

– Но позвольте скромно заметить, что тут есть фамилии и французские,

английские, и русские, и всякие иные прочие.

– Всё равно, – сказала дама. – «Сию станцию проезжал Иванов седьмой». И

совершенно справедливая резолюция следующего проезжего: «Хоть ты и седьмой, а

дурак!»

Все мы засмеялись, и, вспоминая некоторые крымские и кавказские места,

особенно излюбленные расписывающимися Ивановыми, все более или менее блеснули

остроумием над путешествующим обывателем, а старичок пожал плечом и сказал:

– А я думаю, господа, что ваше остроумие над пошлостью этого обывателя

гораздо пошлее, не говоря уже о вашем бессердечии и – о лицемерии, ибо кто же из вас

тоже не расписывался в том или другом месте и в той или иной форме? Расписывается

(и будет расписываться во веки веков) вовсе не один Фриц или Иванов. Всё

человечество страдает этой слабостью. Вся земля покрыта нашими подписями,

надписями и записями. Что такое литература, история? Вы думаете, что Гомером,

Толстым, Нестором руководили не те же самые побуждения, что и седьмым Ивановым?

Те же самые, уверяю вас.

– Ох, сколь вы привержены к парадоксам, ваше высокопревосходительство, –

сказала дама.

Но старичок продолжал:

– Говорят, что человек есть говорящее животное. Нет, вернее, человек есть

животное пишущее. И количеству и разнообразию человеческих надписей – если уж

говорить только о надписях – положительно нет числа. Одни вырезаны, выбиты, другие

начертаны, нарисованы. Одни собственной рукой, другие рукой наследников, внуков,

правнуков. Одни вчера, другие десять, сто лет тому назад или же века, тысячелетия.

Они то длинны, то кратки, то горды, то скромны, даже чрезмерно скромны, то пышны,

то просты, то загадочны, то как нельзя более точны, то без всяких дат, то с датами,

говорящими не только о месяце и о годе того или иного события, но даже о числе, о

часе; они то пошлы, то изумительны по силе, глубине, поэзии, выраженной иногда в

какой-нибудь одной строке, которая во сто раз ценнее многих и многих так называемых

великих произведений словесности. В конце же концов все эти несметные и столь друг

на друга непохожие человеческие следы производят разительно одинаковое

впечатление. Так что, если уж смеяться, то следует смеяться надо всеми. В Риме в

таверне написано: «Здесь ели и пили в прошлом столетии писатель Гоголь и художник

Иванов», – далеко не седьмой, как изволите знать. А не сохранилось ли надписи на

подоконнике в Миргороде о том, что в позапрошлом столетии некто кушал однажды с

отменным удовольствием дыню? Весьма возможно. И, по-моему, между этими двумя

надписями нет ровно никакой разницы...

– Мне вот сейчас пришло в голову, – продолжал он, – где я на своём веку бывал

и какие надписи видел? Оказывается, даже и счесть невозможно. Надписи перстнями

на зеркалах в отдельных кабинетах ресторанов. Надписи клинописью. Надписи на

колоколе в заштатном городе Чернаве, – имя, отчество и фамилия купца такой-то

гильдии, создателя сего колокола. Гиероглифы на обелисках, на развалинах Карнакских

капищ. Надписи на триумфальных цезарских арках. Каракули карандашом на голубце

возле одного святого колодца в непролазной глуши Керженских лесов: «Поситили

грешныи Ефим и Прасковья». Надписи сказочно-великолепной вязью в мечети Омара,

в Айя-Софии, в Дамаске, в Каире. Тысячи имён и инициалов на старых деревьях и на

скамейках в усадьбах и городах, в Орле и Кисловодске, в Царском Селе и в Ореанде, в

Нескучном и в Версале, в Веймаре и Риме, в Дрездене и Палермо. Больше же всего,

конечно, эпитафий. Где? Опять-таки даже счесть трудно. На деревянных и каменных

крестах, на всяческих мавзолеях, на гранитных и сикоморовых саркофагах, на пеленах

мумий, на медных досках, на железных плитах, на урнах и стелах, на драгоценных

шалях, покрывающих гробы халифов, на скользких полах средневековых соборов и на

столбиках из песчаника. Я глядел на эти надгробные паспорта в степях и пустынях, на

Чернавском погосте и на Константинопольских Полях Смерти, на Волковом кладбище

и под Дамаском, где среди песков стоят несметные рогатые бугорки из глины в виде

седла, в московском Донском монастыре и в Иосафатовой долине под Иерусалимом, в

Петропавловском соборе и в катакомбах на Аппиевой дороге, на берегах Бретани и в

сирийских криптах, над прахом Данте и над могилой дочурки Фени в Задонске. А, есть

отчего впасть в парадоксальность, сударыня! Вы скажете, что вы говорили не о том.

Вас, как и многих других, возмущают надписи вот вроде этих, то есть те, что вкривь и

вкось покрывают развалины романтических замков и башен, внутренность вышки над

куполом римского Петра, ворота на Байдарском перевале, верхушку пирамиды Хеопса,

скалы в Дарьяльском ущелье и в Альпах, где они бьют в глаза издалека, пишутся

запасливыми путешественниками красной и белой краской? Вас приводит в

негодование проявление пошлости, обывательщины, как говорят в подобных случаях, –

дерзость мещанина, прикладывающего свою руку всюду, где он ни ступит?

– В негодование я не прихожу, – сказала дама, – но что надписи эти в

достаточной мере противны, не скрываю. Вы, ваше высокопревосходительство, нынче

в философском настроении и хотите высказать, очевидно, ту бесспорную истину, что

всё, мол, суета и что перед лицом господа Бога совершенно равны и Данте, и какая-то

Феня. Мол, река времени в своём теченье уносит все дела людей, то есть и Хеопса,

Фрица, и Иванова первого, и Иванова тысячу семьсот семьдесят седьмого. Вы эту

Америку открыли? Да?

Но старичок только усмехнулся.

– Вы как нельзя более проницательны, мой старый друг, – ответил он. – За свою

долгую жизнь я пришел к чудовищным выводам относительно человеческого ума и

человеческой осведомлённости насчёт даже самых бесспорных истин и насчёт

возможности ещё долго напоминать их без всякого риска. Кроме того, мне просто

всегда очень нравились старые истины, с годами же я становлюсь прямо обожателем

их, ибо ведь это только истерическим поросятам из нынешних модернистов

простительно думать, что мир лет десять тому назад стал совершенно неузнаваем по

сравнению со всей предыдущей мировой историей. Было время, когда и я весьма

немногим отличался от прочих. Прочие посягали на Иванова седьмого, а я смотрю,

бывало, на клинопись и думаю: «Хоть ты и Вавилон построил и Сезостриса, как

говорится, наголову разбил, а дурак!» Ну, а теперь я снисходительнее отношусь и к

Навуходоносору, и к Иванову.

– И даже с нежностью, – сказала дама.

– И даже с нежностью, – подтвердил старичок. – Только, знаете, я даже и в

былые времена был порою ей подвержен. Вот хоть бы это: «Посетили грешные».

Помню, прочитал – и расчувствовался ужасно. Ах, до чего хорошо! Казалось бы, зачем

они расписались? И что мне в этой Прасковье, в этом Ефиме? А вот хорошо, и прежде

всего, как раз потому, что это не Карл Великий, а именно какой-то никому не ведомый

Ефим, оставивший для меня, ему тоже неведомого, как бы частицу своей души в один

из её самых заветных моментов. А эти изодранные перстнями, точно паутиной

покрытые зеркала в кабацких кабинетах? Неужели они никогда не трогали вас? Ведь

вы только подумайте: там, где-то в зале, играла музыка, а некто пьяный слушал,

плакал, думал, что нет в мире несчастнее его судьбы, нет выше его чувств, и повторял,

что его «лебединая песня пропета», разрывал себе душу сладкими воспоминаниями о

том будто бы счастье, которое будто бы было «когда-то». Пошлость, цыганщина? Но

разве важно, отчего именно счастлив или несчастлив человек? Все слёзы одинаковы,

все они капли одной и той же влаги! Да и не так уж отличен человек от человека, моя

дорогая. Раз ты Иванов и я Иванов – в чём разница? В том, что ты седьмой, а я

семнадцатый? Имя Иванова, написанное на могильном кресте, конечно, звучит иначе,

чем тогда, когда оно написано на садовой скамейке или в ресторане. А ведь, в

сущности, все человеческие надписи суть эпитафии, поелику касаются момента уж

прошедшего, частицы жизни уже умершей.

– Меня коммивояжеры, счастливы они или нет, всё-таки не умиляют, Алексей

Алексеич, – сказала дама.

– А в иной час, – возразил старичок упрямо, – мне чёрт с ним, что он

коммивояжер, раз этот «иной час» есть час его великой скорби или радости. Нет,

надписи на зеркалах меня ужасно всегда трогали! Трогали и инициалы на скамейках и

деревьях, вырезанные тоже по случаю того, что когда-то «была чудесная весна» и

«хороша и бледна, как лилея, в той аллее стояла она...» Тут опять то же самое: не всё ли

равно, чьи имена, чьи инициалы, – Гёте или Фрица, Огарёва или Епиходова, Лизы из

«Дворянского гнезда» или её горничной? Тут главное всё-таки в том, что была «до

ланит восходящая кровь» и заветная скамья, что «шиповник алый цвёл» (и, конечно,

отцвёл в свой срок), что блаженные часы проходят и что надо, необходимо (почему,

один Бог знает, но необходимо) хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть

противопоставить смерти, отцветанию шиповника. Тут вечная, неустанная наша борьба

с «рекой забвения». И что ж, разве эта борьба ничего не даёт, разве она уже совсем

бесплодна? Нет, тысячу раз нет! Ибо ведь в противном случае всё пошло бы к чёрту –

все искусства, вся поэзия, все летописи человечества. Зачем бы всё это существовало,

если бы мы не жили ими, то есть, говоря иначе, не продолжали бы, не поддерживали

жизнь всего того, что называется прошлым, бывшим? А оно существует! У людей три

тысячи лет навёртываются слёзы на глаза, когда они читают про слёзы Андромахи,

провожающей с ребёнком на руках Гектора. Я сорок лет умиляюсь, вспоминая

умиление, с которым выводили свои каракули Ефим и Прасковья. И посему да

здравствует во веки веков и Андромаха, и Прасковья, и Вертер, и Фриц, и Гоголь, и

Иван Никифорович, полтораста лет тому назад скушавший в Миргороде дыню и

записавший сие событие!

И, поднявшись со скамьи, старичок снял шляпу и, странно улыбаясь, потряс ею

в воздухе.

28 июня 1924



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность

формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать

термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без

искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность

использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических

ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным

критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание

текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх

ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 70 баллов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийская заочная предметная олимпиада.

 «Литература»

(в некоторых вопросах олимпиады возможны несколько вариантов ответа)

1.Установите соответствие между персонажами и названием произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Александр Чацкий;                                        А) Отцы и дети;
  2. Павел Кирсанов;                                            Б) Горе от ума;
  3. Андрей Болконский;                                     В) Ревизор;
  4. Иван Хлестаков.                                             Г) Война и мир.

А

Б

В

г

2.К какому жанру относится произведение А.Н. Островского «Гроза»?

  1. Повесть;
  2. Роман;
  3. Пьеса;
  4. Рассказ.

3.Что такое антитеза?

  1. слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака;
  2. определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным;
  3.  троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым;
  4.  риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи.

        Ответ:

4.Из представленного ряда выберите лишнее.

«Послание Дельвигу», «Дубровский», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мцыри»,

 «К Анне Керн».

5. Какому произведению принадлежит фраза «Береги платье снову, а честь смолоду».

6. Что объединяет всех этих поэтов?

Сергей Есенин; Анна Ахматова; Николай Гумилёв; Александр Добролюбов; Марина Цветаева.

7. Назовите идейный взгляд главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова?

8 Между какими героями «Войны и мира» состоялась дуэль?

9.Каким стихотворным размером написан стих?

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

10.Пример какого художественного приёма продемонстрирован во фразе:

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив.

11.Прочитайте отрывок и напишите фамилию героя на месте пропуска.

«– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал ______, смотря прямо ему в очи. 
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. 
– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? 
Андрий был безответен. 
– Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! 
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед ______. 
– Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал ____ и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. 
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. ______ выстрелил. 
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы 12-16

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

12. Кто автор данного стихотворения?

13.Определите стихотворный размер данного стихотворения.

14. Какой прием использован в 5 строке?

15.Когда было написано, данное стихотворение (уточните до четверти века).

16. Образ чего является ключевым в данном стихотворении?

17. Одним из главных героев какого произведения является Пьер Безухов?

  1. «Бежин луг»;
  2. «Братья Карамазовы»;
  3. «Война и мир»;
  4. «Фауст».

18.Какое из этих произведений не принадлежит перу Ф.М. Достоевского?

  1. «Преступление и наказание»;
  2. «Бесы»;
  3. «Игрок»;
  4. «Горе от ума».

19. Назовите произведение, откуда заимствовано предложение:

«…Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

20.А.С. Пушкин жил и писал стихи в:

1) XIX веке;

2) XX веке;

3) XVII веке;

4) XVI веке.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ «ПОКОРИ ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ» 2014-2015.

ЛИТЕРАТУРА 10-11 классы

Вопрос 1 О ком из персонажей пьесы М. Булгакова "Дни Турбиных" говорят, что он похож на крысу? (Напишите фамилию персонажа в именительном падеже)

Вопрос 2 Кто из перечисленных героев романа М. Булгакова "Белая гвардия" не является действующим лицом созданной по его мотивам пьесы "Дни Турбиных"?

∙ Мышлаевский

∙ Гетман

∙ Най-Турс

∙ Болботун

Вопрос 3 Кого из персонажей русской классики искаженно цитирует герой пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных» Николка: "Вот комиссия, создатель, быть замужней сестры братом"?

∙ Митрофанушку ("Недоросль")

 ∙ Фамусова ("Горе от ума")

∙ Евгения ("Медный Всадник")

∙ мосье Трике ("Евгений Онегин")

 Вопрос 4 Назовите фамилию Лариосика, кузена Турбиных из пьесы М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

 ∙ Суржанский

 ∙ Студзинский

∙ Сташевский

∙ Житомирский

Вопрос 5 Кто наступает на город в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных"?

 ∙ Деникин

∙ Колчак

∙ Юденич

∙ Петлюра

Вопрос 6 Елена, героиня пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных», рассказывает, что видела вещий сон, в котором она находилась:

 ∙ в трюме корабля, плывущего в Америку

∙ на борту "Атлантиды", следующей в Европу

∙ в военном составе, направляющемся в Берлин

∙ в вагоне поезда, везущего эмигрантов в Париж

Вопрос 10 Кто автор определения (термина) «натуральная школа», которым стал обозначаться этап развития реализма в русской литературе 40-х годов 19 века? ( Напишите фамилию в именительном падеже)

Вопрос 11 Назовите имя и фамилию писателя и название его книги, которая увлекла «волшебным вымыслом» Печорина бессонной ночью перед дуэлью. (Имя, фамилия писателя и название книги в именительном падеже)

Вопрос 12 Назовите стихотворный цикл Н.А. Некрасова, в котором описана сцена избиения лошади, позднее воспроизведенная Ф.М. Достоевским в первом сне Раскольникова.

Вопрос 13 Господин из Сан-Франциско, герой рассказа И.А. Бунина, как и все туристы, намеревался осмотреть на острове Капри руины дворца могущественного античного владыки. Назовите его имя (в именительном падеже).

Вопрос 14 Напишите ( в именительном падеже) название книги И.А. Бунина, в которой собраны дневниковые записи 1918 – 1919 годов, посвященные революционным событиям.

Вопрос 15 Стихотворение А. Ахматовой «Слушая пение» (1961г.) было написано под впечатлением от пения знаменитой русской певицы:

Женский голос, как ветер, несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

 И чего на лету ни коснется,

Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

 И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила

Зачарованный голос влечет,

 Будто там впереди не могила,

 А таинственной лестницы взлет.

Назовите фамилию певицы, чей «зачарованный голос» восхитил поэта.

Вопрос 16 Прочитайте внимательно стихотворение А. Ахматовой:

 Бывало, я с утра молчу

О том, что сон мне пел.

Румяной розе и лучу,

 И мне – один удел.

С покатых гор ползут снега,

 А я белей, чем снег,

Но сладко снятся берега

Разливных мутных рек,

Еловой рощи свежий шум

Покойнее рассветных дум.

Кому посвящено стихотворение? Назовите стихотворную форму, использованную в данном произведении. (Напишите имя и фамилию адресата и название стихотворной формы в именительном падеже)

Вопрос 17 Назовите имя адресата стихотворения М. Цветаевой:

 Когда-нибудь, прелестное созданье,

Я стану для тебя воспоминаньем…

Вопрос 18 Определите стихотворный размер, который использован в стихотворении М.Светлова «Песенка» (без указания количества стоп).

Чтоб ты не страдала от пыли дорожной,

Чтоб ветер твой след не закрыл, -

Любимую, на руки взяв осторожно,

На облако я усадил.

Вопрос 19 Определите стихотворный размер, который использован в стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (без указания количества стоп).

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

 При жестоком налете.

Вопрос 20 Определите стихотворный размер, который использован в отрывке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»( глава «Переправа») (без указания стоп).

 Переправа, переправа!

 Берег левый, берег правый.

 Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа.

Вопрос 21 Определите стихотворный размер, который использован в стихотворении А. Тарковского «Перед листопадом» (без указания стоп).

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном,

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

Вопрос 22 Определите стихотворный размер, который использован в стихотворении Н. Рубцова «Сентябрь» ( без указания стоп).

Слава тебе, поднебесный

 Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

 С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

 На златогривых конях!

Вопрос 23 Определите стихотворный размер, который использован в стихотворении Н. Матвеевой (без указания стоп).

Охотское море волною гремит.

Бросками – проносятся чайки.

Вулкан – великан в отдаленье дымит,

 Хвалу воскуряя Камчатке.

Вопрос 24 Назовите художественный прием, использованный как основной, в стихотворении Н. Рубцова «Левитану»(По мотивам картины «Вечерний звон»).

В глаза бревенчатым лачугам

 Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

 Собор звонит в колокола!

 Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

 Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси!

Вопрос 25 Стихотворение А.Твардовского «Та кровь, что пролита недаром…», посвященное военной теме, заканчивается цитатой: …Как говорится: «Дело прочно, Когда под ним струится кровь».

Напишите название произведения, из которого взята цитата, и полностью имя, отчество и фамилию его автора в именительном падеже.

Вопрос 26 Под какую русскую народную песню пляшет Наташа Ростова в гостях у дядюшки Михаила Никаноровича? (Напишите первую строчку песни)

Вопрос 28 В каком старинном районе Москвы состоялась дуэль Пьера Безухова с Долоховым? Напишите его название в именительном падеже.

Вопрос 29 В честь какого полководца был устроен торжественный обед в Английском клубе, во время которого произошла ссора Пьера Безухова с Долоховым? В каком году это произошло? Напишите фамилию в именительном падеже и (без знаков препинания) цифрами - год.

Вопрос 30 Во второй книге «Тихого Дона» командир казачьей сотни Листницкий осматривает помещение на Невском проспекте , в котором предполагается расквартировать его подчиненных, и замечает на стене оскорбительный рисунок – «оскаленную собачью голову и метлу». Назовите историческое явление, эмблемой чего является этот рисунок, ассоциативно связанный с ролью, которую предстоит сыграть казакам в предстоящих революционных событиях. (Напишите название в именительном падеже).

Вопрос 31 Какая награда была получена Григорием Мелеховым за спасение жизни офицера, полковника драгунского полка, во время боев под городом Каменка-Струмилово?

 

Вопрос 34 В каком журнале впервые был опубликован рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»? (Напишите название журнала в именительном падеже) В каком году это произошло? (Напишите дату цифрами) Назовите имя, отчество и фамилию главного редактора (полностью, в именительном падеже), благодаря которому журнал занял видное место в литературном процессе и общественной жизни периода «Оттепели». (В ответе не ставьте запятых)

Вопрос 35. В каком из перечисленных произведений следующим образом характеризуется город? Установите соответствие между первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. (пример: А1Б3В2Г4Д5)

А. «Ревизор» Б. «Гроза» В. «Ионыч» Г. «Отцы и дети» Д. «Ася»

 1. "Бла-а-лепие!" 2. "Город.состоял в ведении губернатора из молодых, прогрессиста и деспота, как это сплошь да рядом случается на Руси" 3. "Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь!" 4. "Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями..." 5."..есть библиотека, театр, клуб, бывают балы , наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство."

Вопрос 36. В каких произведениях русской классики упоминаются или звучат эти музыкальные произведения? Установите соответствие между первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4

А. «Дни Турбиных» Б. «Обломов» В. «Гранатовый браслет» Г. « Мастер и Маргарита»

1. Ария героини из оперы Беллини «Норма» ( «Casta diva») 2. Соната №2 Бетховена 3. Фокстрот "Hallelujah!" американского композитора В. Юманса 4. Менуэт итальянского композитора Боккерини

Вопрос 37. Кто из литературных героев описан во время посещения: Установите соответствие первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4Д5

А. Наташа Ростова Б. Обломов В. Борменталь Г. Евгений Онегин Д. Печорин

1. балета в постановке Ш. Дидло 2. оперы 3. домашнего концерта 4. национальной свадебной церемонии 5. цирка

Вопрос 38. В дореволюционной России начиная с указа Екатерины II от 1775 года существовало деление общества на сословия. К какому сословию относятся известные литературные герои? Установите соответствие первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4

А. Катерина Измайлова Б. Яким Нагой В. Аркадий Кирсанов Г. Кулигин

1. Дворянство 2. Купечество 3. Мещанство 4. Крестьянство

Вопрос 39 Определите, какие тропы использует М.А. Булгаков в следующих строках из романа « Мастер и Маргарита». Установите соответствие первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4

А. «Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях». Б. «…с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис». В. «Клетчатый, действительно, понимал свое дело». Г. «Верите ли, это бредовое сооружение Ирода… положительно сводит меня с ума».

1 Метонимия 2. Парафраз 3. Метафора 4. Сравнение

Вопрос 40 Определите, какие тропы использует В.Г. Распутин в следующих строках из повести «Прощание с Матерой». Установите соответствие первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4

 А. «Спала деревня: не лаяли, как вчера, собаки, не скрипели двери и не доносились изнутри слабые тревожные звуки». Б. «Тихо, ничем не выдавая своей жизни, стояли избы с бельмастыми окнами, но, когда Хозяин приближался к которой из них, она отзывалась протяжным, на свой голос, терпеливым вздохом, показывая, что все знает, все чувствует и ко всему готова». В. «Текла в солнечном сиянии Ангара…текло под слабый верховик с легким шуршанием время. За спиной лежала Матера, омываемая той и другой течью…» Г. «Темь, которая…пала, как под самую ночь, будто опустили над Матерой крышку, теперь рассосалась – было серо и размыто…»

 1. Метафора 2. Сравнение 3. Метонимия 4. Олицетворение

Вопрос 41. О каких городах идет речь в этих стихотворениях поэтов ХХ века? Установите соответствие первым и вторым списком. Ответ приведите в виде одной строки без пробелов и других знаков препинания. Пример: А1Б3В2Г4

А. Мы видим образы его гражданской мощи В прозрачном воздухе, как в цирке голубом. (О. Мандельштам) Б. А град горит и не сгорает, Червонный зыбля пересвет. (В. Иванов) В. И золотые отраженья Дворцов в лазурном глянце вод. (И.Бунин) Г. И все перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт. (А. Ахматова)

1. Москва 2. Венеция 3. Париж 4. Петербург

 Творческое задание для 10 - 11 классов. Напишите сочинение на тему " ЛЮДИ ЭПОХИ БЕЗВРЕМЕНЬЯ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ". Рекомендуемый объем работы - 1000 - 2000 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...