Открытый урок по биографии Тютчева Ф.И.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Материал по биографии и творчеству Тютчева Ф.И. , 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.i.tyutchev_biografiya_.ppt | 2.98 МБ |
tyutchev_otkrytyy_urok_konspekt.docx | 27.48 КБ |
zadaniya_tyutchev.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия по литературе «Биография и особенности творчества Ф.И.Тютчева».
Цель:
Образовательная:
- Изучить биографию поэта;
- Ознакомить студентов с философской и любовной лирикой поэта.
Развивающая:
- Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков);
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательная:
- Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, качеств личности.
- Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
План урока.
- Оргмомент.
- Биографическая справка.
- Знакомство с творчеством писателя.
- Работа в группах.
- Отчет творческих групп.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Звучит аудиозапись «Люблю грозу в начале мая…».
Слово учителя: Ребята, помните ли вы, чьи это слова?
Звучат варианты ответов студентов.
Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы о нем помните? (Звучат варианты ответов студентов).
Прием «Составление кластера»
В центре доски учитель пишет слово «Тютчев». От него по ходу занятия ребята сами будут дописывать различные факты.
Слово учителя: Хорошо, молодцы. Начнем с вами знакомство с личностью и творчеством этого замечательного русского поэта.
Слайд 1.
Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии.
Слайд 2.
Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к старинному дворянскому роду.По преданию Тютчевы приехали из Италии.
Слайд 3.
Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.1776-1866.
Женщина умная, впечатлительная, духовно одарённая, но нервная и впечатлительная.Она оказала огромное влияние на своего сына.
Слайд 4.
Иван Николаевич Тютчев, отец поэта 1768-1846. Иван Николаевич был радушным и добросердечным хозяином-помещиком. Он не стремился к служебной карьере.
Слайд 5.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. 1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик Семён Егорович Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.
Слайд 6.
1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества.
Слайд 7.
1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. Его профессором был М.П.Погодин, впоследствии известный историк. Здесь формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений. Его больше интересуют художественные, эстетические и философские проблемы. В студенческие годы он много читает, участвует в литературной жизни университета. Его ранние стихи выдержаны в духе классицизма и сентиментализма.
Слайд 8.
В июле 1922 года (Тютчеву 19 лет), получив место сверхштатного чиновника русской миссии в Боварии Тютчев отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит прожить 22 года.
Здесь он знакомится с немецкой литературой. Его собеседниками становятся философ Шеллинг, поэт Гейне. Он переводит немецких авторов - Гете, Шиллера, Гейне.
В 1836 г. в журнале «Современник» были напечатаны стихи Тютчева «Стихотворения из Германии» (24 стихотворения)
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах.
Слайд 9.
Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд - Кеферинга.
Слайд 10.
Жизнерадостная, честолюбивая, ослепительная, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи. Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова.(Звучит стихотворение « Я встретил Вас…»).
Слайд 11.
Элеонора Тютчева, первая жена поэта. В 1826 году первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.
Слайд 12.
Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение: «Пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал мое здоровье.»Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей:
“Еще томлюсь тоской желанья…”
Слайд 13
Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта
Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, одно из них: “Люблю глаза твои”…
Слайд 14.
Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину.Николай I одобряет политические публикации поэта.В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел.В 1858г. Назначается председателем «комитета цензуры иностранной».
Слайд 15.
«Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.
Елена Денисьева - последняя любовь Тютчева.
Слайд 16.
У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
Слайд 17.
В последние годы жизни Тютчев несет одну потерю за другой: умирают старший сын, брат, дочь Мария, в 1864 году скончалась от чахотки Денисьева, в 1865 – двое их детей, потом мать Тютчева.
Слайд 18.
Федор Иванович Тютчев умер раннимутром 15 июля 1873 года.
А теперь перейдем непосредственно к изучению лирика Ф.И.Тютчева.
Слайд 19.
«Глашатай истины, пророк любви…»
Художественный мир Тютчева:
- пейзажная лирика
- любовная лирика
-философская лирика.
Слайд 20.
Лирический герой Тютчева Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя. К Тютчеву -поэту особенно применимо выражение французского философаР.Декарта: «Cogeto, ergo sam» (Я мыслю, следовательно, существую»). Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента. В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина. (
Слайд 21.
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.
Природа у Тютчева:
- изменчива,динамична,
- очеловечена,одухотворена,
- многолика, насыщена звуками, красками,запахами.
Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души. («Весенние воды»).
Слайд 22.
Любовь в творчестве Тютчева «и блаженство, и безнадежность»,напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье «поединок роковой» двух сердец.
Философские мотивы в лирике Тютчева
Слайд 23-24.
«О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии».
За то время, пока идет показ слайдов, ребята записывают информацию к себе в тетрадь в виде кластера.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы, раздаются стихи и задания. Через 10 минут капитаны отвечают.
Стадия рефлексии.
Составьте синквейн о личности и творчестве Ф.И.Тютчева.
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний
Стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Домашнее задание.
Стихотворение «Silentium» учить наизусть.
План-конспект открытого занятия по литературе «Биография и особенности творчества Ф.И.Тютчева».
Выполнила: преподаватель
Русского языка и литературы
Тихобаева Е.А.
Урень 2015.
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
- Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
- Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
- Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
- Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
- Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
- Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
- Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
- Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
- Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
- Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
- Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
- К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
- Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
- Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
- Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».
Группа №1.
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
- Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
- Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
- Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
- Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
- Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Группа № 2.
Тени сизые смесились...
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
- Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
- Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
- Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
- Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
- Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
- Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Группа №3.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
8Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
- К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
- Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
- Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок _ Песня-биография народа _ Музыка, 2 класс
Открытый урок по музыке во 2 классе по теме «Песня как зеркало жизни народа» (Роль песни в жизни народа, отражение его культуры)...
Открытый урок по биографии Есенина "Мне осталась одна забава..."
Данный материал содержит биографические данные С.А. Есенина и его произведения....
открытый урок в 10 классе по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева
"О, как убийственно мы любим…"(История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)Тип урока: изучение нового материала.Вид: урок-практикум.Технология: проблемно-ис...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....
Открытый урок "Творчество Тютчева. Обучение письменному анализу лирического стихотворения"
Открытый урок с использованием ИКТ и современных технологий в соответсвии с ФГОС....
Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"
Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"...
Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"
Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...