Олимпиада по литературе 11 класс
олимпиадные задания по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
Школьный этап
2015 – 2016 учебный год
Литература
11 класс
Задание 1.
Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О.Мандельштама.
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Ответ:
Франц Петер Шуберт 1797-1828 – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 – австрийский композитор.
Иоганн Вольфганг фон Гёте 1749-1832 – немецкий поэт. Государственный деятель и естествоиспытатель.
Гамлет – герой одноимённой трагедии У.Шекспир
Максимально возможный балл – 4
Задание 2.
Вы, конечно, читали повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Вспомните: «Вдруг страшный удар обрушился на плечи Тома. Точно такой же достался и Джо. В продолжение двух минут учитель усерднейшим образом выколачивал пыль из двух курток; вся школа ликовала и радовалась. Приятели были слишком поглощены своей забавой и не заметили, что незадолго перед тем в классе внезапно водворилась тишина, так как учитель подошёл к ним на цыпочках и наклонился над ними. Довольно долго он следил за их игрой, прежде чем со своей стороны внёс в неё некоторое разнообразие…».
В этом отрывке автор использует такую форму выражения мысли, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его. Как называется этот литературоведческий приём?
Ответ: ирония[1].
См.: 1) Ирония - 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).
2) Ирония 1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. 2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении). (Т.Ф. Ефремова)
3) Ирония – ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание. (В.И. Даль)
Максимально возможный балл – 3
Задание 3. Перед Вами фотографии разных русских писателей, с творчеством которых Вы знакомились на уроках литературы. Кто изображён на каждой из представленных фотографий? В своём ответе не забудьте указать номер фотографии, фамилию, имя и отчество писателя
Ответ:
1. Лев Николаевич Толстой.
2. Иван Сергеевич Тургенев.
3. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
4.Иван Александрович Гончаров.
5. Антон Павлович Чехов.
6. Афанасий Афанасьевич Фет.
Максимально возможный балл – 6
Задание 4.
I. Интерпретация прозаического текста.
Проанализируйте рассказ И.А.Бунина «Книга»
И.А. Бунин
Книга
Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?
Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - ещё светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. В саду поёт одна иволга.
По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим чернозёмом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.
- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго
здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете?
Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.
В саду поёт иволга. Всё прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поёт - не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, это усадьба живет для её флейтового пения?
«На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.
«Всё читаете, всё книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!
Максимально возможный балл – 20
II. Интерпретация лирического текста.
Сделайте полный анализ стихотворения О.Э. Мандельштама
«Дано мне тело - что мне делать с ним…»
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим.
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
Максимально возможный балл – 20
Задание 5.
По данному отрывку определите автора и название произведения:
1) « До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор , изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне , ещё сохранившем последний отблеск зари На тёмном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.»
2) « Я глядел во все стороны,…но ничего не увидел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом, с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными…У ворот увидел я старую чугунную пушку, улицы были тесны и кривы…»
3) « Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился всё сильнее. Облачко обратилось в белую тучу , которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель… Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
Ответ:
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 2), 3) А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 6б. (2б. – 2б. -2б.)
Максимально возможный балл – 6
Задание 6. Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.
Иван Петрович Белкин А.К. Толстой, братья Жемчужниковы.
Борис Акунин Е. Дмитриева, М. Волошин
Козьма Прутков А. С. Пушкин
Черубина де Габриак Г. Чхартишвили
Максимально возможный балл – 4
Задание 7. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:
- о своём Тулоне,
- изобрести перпетуум-мобиле,
- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,
- «мне только бы досталось в генералы»,
- «в Европу прорубить окно»,
- «на Руси жить хорошо».
Ответ: мечтатели
- о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)-1б
- изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)-1б
- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)-1б
- «мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)-1б
- «в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»)-1б
- «на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)-1б
Максимально возможный балл – 6
Задание 8. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма. Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма.
Ответ:
Ошибки в определении термина эпиграмма таковы: эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Исправленный вариант определения термина: эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо, ярко проявилась в творчестве А.С. Пушкина.
Максимально возможный балл – 1
Максимальное количество баллов за всю работу-50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе для учителей по литературе
Олимпиадные задания подобраны для проведения муниципальной олимпиады для учителей по русскому языку и литературе...