Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС Коровин
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_2015-2016_5a_5b_andreeva.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для общеобразовательных 5А и 5Б классов МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары.
Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Учебный план МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовноразвитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий;
• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Главная идея предмета— изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе — внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
3. Описание места учебного предмета, курса
Срок реализации рабочей учебной программы по литературе для 5 класса – 2015-2016 учебный год МБОУ «СОШ№9» г.Чебоксары. Общее количество часов по учебному плану – 105 часов, в неделю – 3 часа.
Предмет входит в гуманитарную область «Филология».
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
5. Содержание учебного предмета, курса
Перечень и название раздела и тем курса | Необходимое количество часов для изучения раздела, темы | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении | Формы и вопросы контроля | Возможные виды самостоятельной работы учащихся | УУД |
Введение | 1ч. | Урок – исследование | Индивидуальные задания | прослушивание аудиозаписи, сопоставительный анализ | Личностные: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
Устное народное творчество | 11 ч | Творческие задания | Индивидуальные письменные задания, тестирование | пересказ с элементами анализа | Познавательные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
Из древнерусской литературы | 2ч. | Творческие задания, экскурсии в прошлое | Индивидуальные задания. | прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение | Познавательные: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
Из литературы XVIII века | 2ч. | Диспуты, творческие занятия, экскурсии в мир поэта, писателя | Творческие работы, тестирования, индивидуальные задания, комментированные чтения | прослушивание отрывка, рассказ о поэте, выразительное чтение, чтение наизусть, дискуссия, составление плана | Познавательные: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
Из литературы XIX века | 42 ч | Уроки – исследования, исценировки, экскурсии в мир произведения | Тестирование, творческие работы, составление сценариев, выразительное чтение, пересказ | комментированное чтение, анализ, составление плана, чтение наизусть, подготовка презентаций | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
Из литературы XX века | 34 ч | Уроки – исследования, экскурсии в мир произведения, экскурсии в мир писателя, поэта | Творческая работа, индивидуальные задания, пересказ, развернутые ответы на вопросы | прослушивание аудиозаписи, чтение наизусть, анализ, подготовка презентаций | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
Из зарубежной литературы | 13ч | Уроки – диспуты, исследования | Творческая работа, индивидуальные задания | комментированное чтение, анализ | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
Итого: 105 ч. |
6. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Указание на виды деятельности обучающихся | Формы и методы контроля | Примечания, коррективы. | ||
5А | 5Б | |||||||
1. 1 четверть | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | 2.09.2015 | 2.09.2015 | конспектирование лекции | Опрос | ||
2. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. | 1 | 4.09.2015 | 3.09.2015 | Работа со словарем, ответы на вопросы | Выразительное чтение | ||
3. | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки» колыбельные песни. | 1 | 7.09.2015 | 5.09.2015 | ответы на вопросы; прослушивание аудиозаписи. | Письменный опрос | ||
4. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 1 | 9.09.2015 | 9.09.2015 | выразительное чтение, сообщения об истории создания сказки | Письменный опрос | ||
5. | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | 11.09.2015 | 10.09.2015 | выразительное чтение, ответы на вопросы | Индивидуальные письменные задания | ||
6. | Сказка «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. | 1 | 14.09.2015 | 12.09.2015 | выразительное чтение, ответы на вопросы | Развернутый анализ сказки | ||
7. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли | 1 | 16.09.2015 | 16.09.2015 | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки | Подробный пересказ | ||
8. | Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | 18.09.2015 | 17.09.2015 | Участие в коллективном диалоге, устные и письменные ответы на вопросы | Письменные ответы на вопросы | ||
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 | 21.09.2015 | 19.09.2015 | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки | Сообщение | ||
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках | 1 | 23.09.2015 | 23.09.2015 | ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками | Письменный опрос | ||
11. | Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». | 1 | 25.09.2015 | 24.09.2015 | План сочинения | Развернутые ответы на вопросы | ||
12. | Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». | 1 | 28.09.2015 | 26.09.2015 | Сочинение | Сочинение | ||
13. | Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | 30.09.2015 | 30.09.2015 | пересказ, анализ | Пересказ, устный опрос по прочитанному | ||
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | 2.10.2015 | 1.10.2015 | пересказ | устный опрос по прочитанному | ||
15. | Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы | 1 | 5.10.2015 | 3.10.2015 | выразительное чтение, сообщения об истории русской литературы | Письменный опрос | ||
16. | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | 7.10.2015 | 7.10.2015 | Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы | Опрос | ||
17. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | 1 | 9.10.2015 | 8.10.2015 | выразительное чтение, сообщения об истории создания басен. | Анализ, чтение наизусть | ||
18. | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве И.Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | 1 | 12.10.2015 | 10.10.2015 | выразительное чтение, ответы на вопросы | письменные задания | ||
19. | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 | 14.10.2015 | 14.10.2015 | выразительное чтение | чтение наизусть | ||
20. | Жанр басни в мировой литературе. | 1 | 16.10.2015 | 15.10.2015 | ответы на вопросы | Индивидуальные письменные задания | ||
21. | Р/Р – 1. Басни Крылова. Анализ и исполнение. Проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях» | 1 | 19.10.2015 | 17.10.2015 | самостоятельная работа | Проект | ||
22. | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | 21.10.2015 | 21.10.2015 | работа с учебником, комментированное чтение, составление плана | Самопроверка | ||
23. | «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета | 1 | 23.10.2015 | 22.10.2015 | составление сравнительной характеристики героев. | Взаимопроверка | ||
24. | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | 1 | 26.10.2015 | 24.10.2015 | работа с учебником, комментированное чтение, составление плана | Самопроверка | ||
25. | А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | 28.10.2015 | 28.10.2015 | выразительное чтение наизусть, анализ | Письменный опрос | ||
26. | Р.Р. – 2 Контрольная работа за первую четверть | 1 | 30.10.2015 | 29.10.2015 | контрольная работа | Контрольная работа | ||
27. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | 9.11.2015 | 31.10.2015 | работа с учебником, комментированное чтение | Самопроверка | ||
28. 2 четверть | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 1 | 11.11.2015 | 11.11.2015 | выразительное чтение, сообщения об истории создания сказки | Устный опрос | ||
29. | Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | 1 | 13.11.2015 | 12.11.2015 | работа с учебником, комментированное чтение, составление плана | Письменный опрос | ||
30. | Стихи и проза. Рифма, ритм, строфа. | 1 | 16.11.2015 | 14.11.2015 | Ответы на вопрос | Письменный опрос | ||
31. | Р.Р. – 3 Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?». | 1 | 18.11.2015 | 18.11.2015 | Работа над сочинением | Сочинение | ||
32. | Проект «Мои любимые сказки Пушкина». Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | 20.11.2015 | 19.11.2015 | Самостоятельная работа | Проект | ||
33. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | 23.11.2015 | 21.11.2015 | работа с учебником, комментированное чтение, составление плана | Самопроверка | ||
34. | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке | 1 | 25.11.2015 | 25.11.2015 | составление характеристики | Взаимопроверка | ||
35. | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | 27.11.2015 | 26.11.2015 | работа с учебником, комментированное чтение, составление плана | Самопроверка | ||
36. | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | 30.11.2015 | 28.11.2015 | Комментированное чтение, ответы на вопросы | Чтение наизусть | ||
37. | Художественные особенности стихотворения «Бородино». | 1 | 2.12.2015 | 2.12.2015 | работа с литературоведческими терминами, ответы на вопросы | Взаимопроверка | ||
38. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | 4.12.2015 | 3.12.2015 | работа с учебником, беседа, ответы на вопросы, составление плана, подготовка презентаций | Устный опрос по прочитанному | ||
39. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 1 | 7.12.2015 | 5.12.2015 | работа с учебником, беседа, ответы на вопросы | Письменный опрос по прочитанному | ||
40. | Р.Р. – 4 Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Пересказ эпизода.. | 1 | 9.12.2015 | 9.12.2015 | пересказ по одному из прочитанных произведений | Мини-сочинение | ||
41. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | 11.12.2015 | 10.12.2015 | работа с учебником, беседа, составление плана | Устный опрос по прочитанному | ||
42. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | 14.12.2015 | 12.12.2015 | ответы на вопросы, работа с литературоведческими терминами | Взаимопроверка | ||
43. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения. | 1 | 16.12.2015 | 16.12.2015 | ответы на вопросы, работа с литературоведческими терминами | Письменный опрос по прочитанному | ||
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Знакомство с героями | 1 | 18.12.2015 | 17.12.2015 | работа с учебником, беседа, составление плана, подготовка презентаций | Опрос | ||
45. | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | 1 | 21.12.2015 | 19.12.2015 | ответы на вопросы, пересказ | Устный опрос по прочитанному | ||
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | 23.12.2015 | 23.12.2015 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
47. | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства | 1 | 25.12.2015 | 24.12.2015 | Анализ произведения | Письменный опрос | ||
48. | Р.Р. – 5 Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | 1 | 28.12.2015 | 26.12.2015 | Работа с сочинением | сочинение | ||
49. 3 четверть | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | 1 | 11.01.2016 | 13.01.2016 | выразительное чтение наизусть, анализ лирических произведений | Устный опрос | ||
50. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | 13.01.2016 | 14.01.2016 | подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с терминами | Взаимопроверка | ||
51. | Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. | 1 | 15.01.2016 | 16.01.2016 | Ответы на вопросы, сравнительная характеристика Жилина и Костылина | Письменный опрос по прочитанному | ||
52. | Р.Р.- 6 Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | 18.01.2016 | 20.01.2016 | Работа с сочинением | Сочинение | ||
53. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | 20.01.2016 | 21.01.2016 | подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с терминами | Взаимопроверка | ||
54. | Юмористические рассказы А.П. Чехова | 1 | 22.01.2016 | 23.01.2016 | Ответы на вопросы | Письменный опрос по прочитанному | ||
55. | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. | 1 | 25.01.2016 | 27.01.2016 | выразительное чтение, анализ | Чтение наизусть | ||
56. | Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | 1 | 27.01.2016 | 28.01.2016 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
57. | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 | 29.01.2016 | 30.01.2016 | выразительное чтение, анализ | Самопроверка | ||
58. | Р.Р. - 7 Проект «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | 1 | 1.02.2016 | 3.02.2016 | Самостоятельная работа | Проект | ||
59. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». | 1 | 3.02.2016 | 4.02.2016 | комментированное чтение | Опрос | ||
60. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». | 1 | 5.02.2016 | 6.02.2016 | работа с учебником, беседа, составление плана, подготовка презентаций | Опрос | ||
61. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | 8.02.2016 | 10.02.2016 | ответы на вопросы, пересказ | Устный опрос по прочитанному | ||
62. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру | 1 | 10.02.2016 | 11.02.2016 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
63. | Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести. | 1 | 12.02.2016 | 13.02.2016 | Анализ произведения | Письменный опрос | ||
64. | Р.Р. – 1 Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | 15.02.2016 | 17.02.2016 | Работа над сочинением | Сочинение | ||
65. | С.А.Есенин. Изображение Родины и природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | 17.02.2016 | 18.02.2016 | выразительное чтение, анализ | Чтение наизусть | ||
66. | Стихотворение С.Есенина «С добрым утром!» | 1 | 19.02.2016 | 20.02.2016 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
67. | П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 1 | 22.02.2016 | 24.02.2016 | Рассказ о писателе, выразительное чтение | Устный опрос | ||
68. | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. | 1 | 24.02.2016 | 25.02.2016 | Ответы на вопросы, подготовка презентаций | Письменный опрос | ||
69. | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | 26.02.2016 | 27.02.2016 | работа с учебником, беседа, составление плана, подготовка презентаций | Опрос | ||
70. | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | 29.02.2016 | 2.03.2016 | ответы на вопросы, пересказ | Устный опрос по прочитанному | ||
71. | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского | 1 | 2.03.2016 | 3.03.2016 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
72. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | 4.03.2016 | 5.03.2016 | работа с учебником, беседа, составление плана, подготовка презентаций | Опрос | ||
73. | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | 1 | 7.03.2016 | 9.03.2016 | ответы на вопросы, пересказ, подготовка презентаций | Устный опрос по прочитанному | ||
74. | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака. | 1 | 9.03.2016 | 10.03.2016 | выразительное чтение, анализ | Взаимопроверка | ||
75. | Р.Р. - 2 Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 11.03.2016 | 12.03.2016 | Работа над сочинением | Сочинение | ||
76. | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». | 1 | 14.03.2016 | 16.03.2016 | Рассказ о писателе, комментированное чтение | Устный опрос | ||
77. | Тема человеческого труда рассказа А.П.Платонова «Никита» | 1 | 16.03.2016 | 17.03.2016 | подготовка презентаций, выразительное чтение | Взаимопроверка | ||
78. | Р.Р. - 3 Контрольная работа по литературе | 1 | 18.03.2016 | 19.03.2016 | Контрольная работа | Контрольная работа | ||
79. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». | 1 | 21.03.2016 | 23.03.2016 | слово о писателе, дискуссия | Взаимопроверка | ||
80. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | 23.03.2016 | 6.04.2016 | подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с терминами | Взаимопроверка | ||
81. 4 четверть | Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний. | 1 | 4.04.2016 | 7.04.2016 | Ответы на вопросы | Письменный опрос по прочитанному | ||
82. | Р.Р. - 4 Подготовка к домашнему сочинению «Как Васютке удалось выжить в тайге?» | 1 | 6.04.2016 | 9.04.2016 | Работа над сочинением | Сочинение | ||
83. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе | 1 | 8.04.2016 | 13.04.2016 | выразительное чтение наизусть, анализ лирических произведений | Устный опрос по прочитанному | ||
84. | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. | 1 | 11.04.2016 | 14.04.2016 | конспект, анализ, подготовка презентаций. | Выступления | ||
85. | А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе | 1 | 13.04.2016 | 16.04ю2016 | выразительное чтение наизусть конспект, анализ, подготовка презентаций | Чтение наизусть | ||
86. | Р.Р. – 5 Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века) | 1 | 15.04.2016 | 20.04.2016 | Работа над сочинением | Сочинение | ||
87. | Писатели улыбаются. Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | 18.04.2016 | 21.04.2016 | подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с терминами | Взаимопроверка | ||
88. | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. | 1 | 20.04.2016 | 23.04.2016 | Ответы на вопросы | Письменный опрос по прочитанному | ||
89. | Поэты о Великой Отечественной войне. | 1 | 22.04.2016 | 27.04.2016 | работа с учебником, беседа, ответы на вопросы, составление плана, подготовка презентаций | Устный опрос | ||
90. | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети | 1 | 25.04.2016 | 28.04.2016 | выразительное чтение. анализ лирических произведений | Устный опрос | ||
91. | P.P. – 6 Промежуточная аттестация | 1 | 27.04.2016 | 30.04.2016 | Индивидуальная работа | Тестирование | ||
92. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». | 29.04.2016 | 4.05.2016 | анализ стихотворения | Письменный опрос | |||
93. | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». | 1 | 2.05.2015 | 5.05.2016 | выразительное чтение, составление плана, анализ | Устный опрос, индивидуальные задания | ||
94. | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. | 1 | 4.05.2016 | 7.05.2016 | выразительное чтение, составление плана, анализ | Опрос | ||
95. | Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 1 | 6.05.2016 | 11.05.2016 | подготовка презентаций. | Выступление | ||
96. | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда | 1 | 11.05.2016 | 12.05.2016 | Сопоставительная характеристик Кая и Герды | Взаимопроверка | ||
97. | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | 1 | 13.05.2016 | 14.05.2016 | анализ поэмы, пересказ | Взаимопроверка | ||
98. | Наши любимые сказки X. К. Андерсена. | 1 | 16.05.2016 | 18.05.2015 | Индивидуальное задание | Устный опрос | ||
99. | Р.Р. – 1 Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена. | 1 | 18.05.2016 | 19.05.2015 | Подготовка к сочинению | Сочинение | ||
100. | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». | 1 | 20.05.2016 | 21.05.2015 | выразительное чтение составление плана, анализ | Устный опрос | ||
101. | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» | 1 | 23.05.2015 | 25.05.2015 | выразительное чтение составление плана, комментированное чтение, анализ | Опрос | ||
102. | Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена | 1 | 25.05.2015 | 26.05.2015 | подготовка презентаций. | Выступление | ||
103. | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». | 1 | 27. 05.2015 | 28.05.2015 | выразительное чтение составление плана, анализ | Устный опрос | ||
104. | Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа. | 1 | 30.05.2015 | выразительное чтение составление плана, комментированное чтение, анализ | Письменный опрос | |||
105 | Итоговый урок. Итоговый тест | 1 | работа с литературоведческими терминами | Индивидуальные задания. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
К – комплект
Д – демонстрационный
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) | |||
1 | • Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. • Уроки литературы. Пособие для учителя. 5 класс./ под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2010. • Словари: толковый, иностранных слов, этимологический, фразеологический. •Печатные пособия. Таблицы, схемы • Раздаточный материал. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток). • Портреты русских, зарубежных писателей и поэтов (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.). | К Д Д Д Д Д К | |
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) | |||
2 | • Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. • Контрольные задания. • Сборник тестовых заданий. Литература. 5 класс | К К К К | |
Демонстрационные печатные пособия | |||
3 | • Картины художников для развития речи • Учебные плакаты по предмету. | Д Д | |
Информационно-коммуникационные средства обучения | |||
4 |
| 1 1 1 1 1 1 | |
Экранно-звуковые и мультимедийные средства обучения | |||
5 | • Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. • Видеофильмы, аудиозаписи • Технические средства. Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты). • Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Литература» • Мультимедийные обучающие программы по литературе ‘•Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» //www. Feb-web,ru *Входят в УМК «Литература» http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html | Д Д Д Д Д Д |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия 5 класс
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки
Регулятивные универсальные учебные действия 5 класс
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия 5 класс
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия 5 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 5 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и календарн...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 6 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучениялитературе и кален...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 7 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и кале...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 8 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и кале...