Проект "Театральная ассамблея"
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Куликова Елена Леоновна

Значимым преимуществом проекта является широкий спектр возможностей, предоставляемых ребенку для самореализации. В процессе подготовки к ассамблее каждый может найти занятие по душе: проявить  организаторские способности (подбор актеров, реквизита), актерский талант (игра на сцене), продемонстрировать умение рисовать (создание афиши и декораций), компьютерную грамотность (создание программки, презентации), эрудицию при составлении «Энциклопедии  Театра» и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_teatralnaya_assambleya.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Конспект Проекта

«Театральная ассамблея в школе 83» для учащихся 5-11-ых классов и

учителей  русского языка и литературы на район

Проект «Театральная ассамблея в школе 83»

Дата проведения мероприятия: 20.03. 2012 г.

Тема открытого внеклассного мероприятия на район: «Волшебство парадокса»

Форма внеклассного мероприятия на район: традиционная юбилейная Театральная ассамблея, приуроченная к 180-летию Л. Кэрролла. Из опыта работы МО учителей русского языка и литературы

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №83

Предметная область – филология

Предмет: литература и английская литература

Ф.И.О. учителя-предметника: Куликова Елена Леоновна, учитель русского языка и литературы, председатель МО учителей русского языка и литературы

Возрастная категория учащихся: 5-11-ые классы

Цели проекта:

  • Создание оптимальных условий для развития творческой личности
  • Расширение кругозора и интеллектуального уровня  детей
  • Повышение мотивации к изучению предмета литература в школе
  • Формирование гармоничной социально-культурной среды в коллективе
  • Повышение интереса к исследовательской деятельности в области культурологии и театроведения
  • Создание условий для раскрытия личностных качеств, природных способностей ребенка

Задачи проекта:

  • Организация театральной ассамблеи в школе
  • Привлечение творчески одаренных детей к участию в проекте
  • Формирование системы взаимодействия учитель-ученик-родитель
  • Активизация учащихся в учебном процессе

Место проведения:

ГБОУ школа № 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского  района Санкт-Петербурга

Сроки поведения:

  • Сентябрь-октябрь (1этап)
  • Ноябрь-декабрь (2 этап)
  • Январь-февраль (3 этап)
  • Март-апрель(4 этап)

1

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Тема ассамблеи:

«Волшебство парадокса». Ассамблея приурочена 180-летию Льюиса Кэрролла

Участники:

Параллели учащихся с 5 по 10 класс

Продолжительность постановки:

10-15 минут

Ассамблея проходит в  два дня (5-7-ые классы; 8-10-ые классы)

В составе жюри:

 независимые эксперты: учителя, психолог, родители

Награждение

проводится по номинациям (см. Приложение 1)

Оценивание

  • производится по 5-бальной системе по определенным критериям;
  • творческие коллективы награждаются дипломами

Этапы проекта

Подготовительный:

  • Выбор произведения в соответствии с темой ассамблеи
  1. Прочитать произведения в соответствии с заявленной темой
  2. Познакомиться с творчеством писателя-автора произведения
  3. Посетить музеи, театральные постановки, связанные с творчеством выбранного писателя
  • Регистрация участников

Исследовательский:

  1. Провести исследование творчества писателя  (место в мировой литературе, жанр, особенности писательской манеры, влияние на формирование мировоззрения и т. д.) Результатом  исследования может  стать презентация или мультимедийный проект.
  2. Собрать материал по театроведению. Результатом деятельности станет «Энциклопедия Театра», в которую войдутсловарные статьи:театр, сцена, актер, постановка, афиша, театральная программка, логотип и т. д.

2

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

  1. Продолжить изучение правил этикета в театре. Создание и обыгрывание различных ситуаций поведения в театре.

Основной:

  1. Выбор концепции постановки
  2. Подбор актеров
  3. Создание афиши, театральной программки
  4. Музыкальное сопровождение
  5. Подбор реквизита, костюмов
  6. Создание декораций
  7. Читка, пробы  на сцене
  8. Начало репетиций

Заключительный:

  1. Репетиции
  2. Представление мультимедийных проектов
  3. Проведение «Уроков театрального этикета»
  4. Проведение театральной ассамблеи
  5. Награждение участников

3

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Пояснительная записка

В  программных документах ЮНЕСКО сформулированы  функциональные цели современной школы:

  • Научить получать знания (учить учиться)
  • Научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • Научить жить (учение для быта)
  • Научить жить вместе (учение для современной жизни)

Реализации этих целей  в современной школе может способствовать такая форма работы, как  проведение театральной ассамблеи.

Реализация проекта «Театральная ассамблея»  способствует реорганизации учебно-воспитательного пространства школы при параллельном обучении новым методикам (инсценировка как  метод изучения произведения на уроках литературы, игра как метод передачи знаний) и технологиям.

Ценно, что проект задействует большую аудиторию (участники-ученики с 5 по 11 класс), что гарантирует поэтапное  развитие личности, не останавливающейся на достигнутом, а совершенствующей себя на соответствующих стадиях развития.

Особая роль в успешной реализации проекта отводится руководителю процесса - творческой личности учителя.

В силу своей специфики профессия учителя публичная, а значит, имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Как актер, так и учитель воздействуют на чувства, ум зрителей-учеников, адресуясь к чувству,  памяти, мысли, воле зрителя-слушателя. Учителю необходимо построить  логику учебного процесса так же,как  режиссеру, выстраивающему драматургическую логику будущего спектакля.

В современной школе необходимо развивать понятие «ролевая гибкость», работать по новым технологиям, способствующим подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся  мире. Игра позволяет избежать авторитарного монологического принципа общения, учебный предмет  превращается в увлекательные «предполагаемые обстоятельства», для ученика становится важен не только результат, но и сам процесс постижения  материала.

Ещё одним, несомненно,значимым, преимуществом проекта является широкий спектр возможностей, предоставляемых ребенку для самореализации. В процессе подготовки к ассамблее каждый может найти занятие по душе: проявить  организаторские способности (подбор актеров, реквизита), актерский талант (игра на сцене), продемонстрировать умение рисовать (создание афиши и декораций), компьютерную грамотность (создание программки, презентации), эрудицию при составлении «Энциклопедии  Театра» и т.д.

4

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Волшебство парадокса

Закончены последние приготовления, уютный актовый зал школы полон зрителей,  среди которых ученики, учителя, родители, выпускники прошлых лет.  Жюри занимает почетные места в партере.

Под торжественные звуки фанфар ассамблею открывают старшеклассники - участники театрального коллектива «Катарсис-бэнд»:

Традиционная юбилейная десятая театральная ассамблея, проводимая в рамках фестиваля «Японская весна» в школе 83, считается открытой. В этом, 2012 году, объявлена тема «Волшебство парадокса». Ассамблея приурочена к 180-летию со дня рождения  профессора математики, изобретателя, выдумщика и фантазера  чудака-англичанина Льюиса Кэрролла.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно

Всегда готовый утверждать

Все, что на  свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

В первом отделении на суд уважаемого зрителя свои работы представят ученики 5, 6, 7 классов.

На сцене творческий коллектив 6-2 класса. Ребята углубленно занимаются английским языком, изучают английскую литературу. Их выбор в этом году – сказка Дональда Биссета «Первый снег». Это уже не первый выход на сцену, в прошлом году они блестяще представили сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».  Сказка об африканской девочке, мечтающей увидеть снег, получилась нежной, трогательной, но, естественно, не лишенной знаменитого  английского юмора. Традиционно ребята играли под аккомпанемент живой музыки в исполнении одноклассницы.

Следующими дебютировали ребята из  5-а класса со сказкой «Носорог и фея».

        Сказки Биссета привлекли внимание еще одной творческой группы ребят из 5-1 японского класса. Их игра никого не оставила равнодушным. Один зажигательный диалог сменялся другим. Блистательное ВООБРАЖЕНИЕ  царило на сцене и в зале.  Ценно то,  что идейным вдохновителем и верным помощником юных актеров была мама одного из учеников.

5

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Сказка  «Про толстого короля и тонкого повара» получилась яркой, смешной, задорной и очень

доброй, как и полагается английской сказке.

Зал наполняет шум волн, чувствуется дуновение легкого бриза, зрители оказываются на морском берегу, где ведут неспешную беседу Комар Долголног и Муха Зум-зум .Что это? Раздаются волшебные звуки скрипки. Миг - и все оказались в тронном зале английской королевы…Помечтали, и вновь друзья на пустынном берегу, где на золотом песке играют мирно в бильбоке. А

вы знаете, как играют  в бильбоке?

Всех покорили декорации, которые с любовью были изготовлены руками родителей учеников 5-2 английского класса. «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла-выбор ребят.  Разговор Алисы  с шахматной королевой и с цветами получился необычным.

Зажигательный стремительный монолог Таечки из «Таечкиных сказок» Даниила Хармса вызвал бурю аплодисментов. Постановка в исполнении ребят из 7-а класса  получилась  оригинальной.

Обсуждение в кулуарах показало, что выступление на сцене помогает ребятам раскрепоститься, лучше понять авторский  замысел произведения, поверить в свои силы. Часто бывает, что именно участвуя в подготовке театральной ассамблеи, ребята раскрывают в себе новые таланты.

Во втором отделении ассамблеи  были представлены постановки в исполнении уже «опытных» актеров 8, 9 и 10-ых классов

Ученики  8-1 японского класса разыграли забавную сценку Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар». Ребята тщательно  продумали образы, дополнили оригинальными костюмами, создали оригинальные характеры.

8-2 английский класс заканчивает изучение курса английской литературы. Они свободно ориентируются в обилии жанров и направлений, характерных для творчества английских писателей. Выбор пал на сложное для инсценирования  произведение Клайва Льюиса с стиле фэнтези «Хроники Нарнии». С задачей помог справиться опыт участников. Ведущую роль сыграл ученик, который уже обнаружил в себе актерские способности, монологи в его исполнении были интересны и способствовали раскрытию писательского замысла.

И снова «Алиса в Зазеркалье». Это и понятно, ведь Льюиса Кэрролла по праву можно назвать мастером  парадокса. Шахматная доска со сцены плавно «переливалась» в зал, зрители

6

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

чувствовали себя непосредственными участниками событий. Черная королева в исполнении  ученицы 8-2 класса была , как и подобает царственной особе, чопорна и надменна, а белая, в исполнении ученицы 8а класса, наивна и рассеянна.  Алиса непосредственна, наблюдательна и остроумна, какой и была любимая героиня Кэрролла.

Не секрет, что кроме сказок о приключениях Алисы Льюис Кэрролл был автором других произведении. Творческий дуэт из 9-2 английского класса заинтересовала сказка «Шмель в парике», которую они блестяще разыграли на сцене.

Фаворитами праздника Театра стали юные актеры 10-ых классов. На суд зрителя были представлены «Свидание» А. Вампилова и добрая, наивная, но очень «правильная» сказка Дональда Биссета «Спасибо, Извини и Пожалуйста». Казалось бы,  и жанры разные, и истории

не похожи, а  в итоге проблема-то все та же – нормы поведения в обществе, уровень воспитанности, умение прощать, уступать, быть благодарным.

Собственно, вся работа творческого коллектива учеников, учителей, родителей нацелена именно на создание гармоничной, комфортной, творческой атмосферы в школе. Это возможно лишь тогда, когда люди вокруг воспитаны в духе добра и уважения.

7

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Ирина Платонова

Впечатления о Театральной Ассамблее

Радость сердца

(Эссе участника событий)

Она пришла неожиданно, теплой волной, из самой глубины. Она разлилась внутри меня сильно и звонко, будто колокол-камертон, неизменно задавая этот солнечный пробуждающий ритм: радости, радуйтесь, радуга, расти, ради…Она лучилась вовне, распространяясь в зале на каждого, кто попадался на глаза.

Откуда и почему? Посреди волнений, тревог, весенней усталости и вечной нехватки времени?...

Вернёмся немного назад в этом самом времени.

Мы ставим Спектакль. У нас будет Ассамблея. Прямо как у Петра Первого. (Представили себя в завитых париках, панталонах и кринолинах.) - Кто хочет участвовать? Мы только что поздравили первую учительницу. Двор маленькой школы залит солнцем и искрами глаз. - Я-а-а-а!... 12 человек. ( Боже, помоги!) Но это и счастье. Значит, жизнь и творчество светятся в душах. И они открыты. Значит, мы будем учиться работать в команде. Первый импульс влечет процесс дальше. Дональд Биссет – жемчужина английской сказочности. Стараемся проникнуться. Нужно войти в пространство культуры Англии. Ощутить, представить и осознать внутренний мир очень творческого и добрейшего английского джентльмена и его неунывающих героев, находящих блестящие выходы из любых положений с истинно английским юмором. И, значит, слава оптимизму, творчеству и тонкой культуре отношений!

Мы вживаемся в смыслы, переданные нам умнейшим человеком, и открываем их зрителям, подчас даже не подозревая об этом. Они выражаются на сцене и укрепляются в душе… - Уважаемый Дональд Биссет, Ваш выход!! Я думаю, все актеры, игравшие замечательного сказочника, могли вживую почувствовать его благородство и глубину, мудрость и юмор, и то, как сила внутреннего мира, воображения, творит мир внешний. И даже приобщиться к этому процессу, поднимая замки из руин (таков образ у Егора). И вместе с ними те, кто был рядом. Любое дело всегда открывает Его Величество Образ!

А образы рождаются в воображении. Воо-бра-жение. Вот оно и появляется на сцене. Полина создает его образ. Легкое и стремительное, как ветер, богатое и щедрое на шутки, с достоинством и возможностями королевы. Браво!

Властный и важный лакомка Король, умеющий управляться не только с подданными, но даже и со временем (теперь у них в Королевстве всегда субботы) в экстренной ситуации превращается в настоящего члена команды! С него шелухой слетает излишняя гордость, и он делает все, чтобы спасти ситуацию (дворец, торт и своих подданных от ужасного пропуска сытного обеда) Влад создает величественный и комически – трогательный персонаж, способный слышать окружающих и мобилизовать все необходимые ресурсы для решения ситуации, как и подобает истинному руководителю. Даже в ситуации, когда он не знает, что делать, не теряет присутствия духа и ищет пути решения, сохраняя лидирующую позицию. Влад искал образ долго и трудно. Может быть, это прообраз будущего для юного актера?

8

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

Специалист высочайшего класса, вероятно немец, явно выписанный из-за границы за какие-то особые заслуги, Королевский Повар в интерпретации Дениса завораживает своей выразительностью и мгновенно переносит зрителя в эпоху расцвета монархий – причем не только английской, но и российской. Так и всплывают Петровские и Екатерининские времена! И здесь нужно было потренироваться в безукоризненно-политичном взаимодействии с Королем – фигурой властной и сильной. Как это сделать? Бесценный опыт.

Дональд Биссет и его любимец Р-ррр. Они очень дружны, не чают друг в друге души. И здесь - поле для огромной работы. В работе Кати Р-ррр - очень творческий, кокетливый, независимый и гордый (скорее даже независимая тигрица). А Дональд у Егора над ним все время подшучивает! На репетициях – огниво и искра! Есть над чем поработать. Понять, принять качества друг друга, проникнуться взаимностью. Получается? Где-то - да, где-то – нет, но ведь это открывает настоящую базу роста! И вот уже на сцене это танец, взаимодействие достойных друзей…

Все восхищены танцующей радугой. Лиза и Ксюша вкладывают всю душу. Позволить себе этим восхититься, открыть сердце – вот задача, которую так успешно решают персонажи на сцене! И они как бы открывают этот канал для радости за другого, благодарности за то, что делаем вместе, чтобы получилось, чтобы был Образ - единый, общий. И уже не кто-то просто лично крут (хотя это никак не отменяется!), но из индивидуальностей складывается Ансамбль. Команда. А в команде каждый видит каждого и всех, и слышит музыку того, что происходит или вот-вот произойдет. И вкладывается в это.

Есть такое понятие «синергия». Синергия – это феномен наивысшего слияния и резонанса, складывающегося из энергий каждого участника Команды. Сила и эффективность увеличиваются в десятки раз. Это свинг в джазе, это сверхвозможности спортивной команды, когда кажутся невероятными комбинации и скорость, это рождение настоящей идеи, способной спасти жизнь дельфину или фирму от гибели, и вывести их на новый уровень жизни. Это феерия в спектакле, момент истины… Мне кажется, в некоторые моменты действия на сцене, это случалось и на Ассамблее.

Но это уже высший пилотаж. А нам важна и просто наработка навыков взаимодействия. Надо вовремя прийти на репетиции, хотя в конце года уже нет сил, и хочется глоток воздуха и свободы. Придумать и нарисовать декорации, принести товарищу ушки к костюму или мантию королю, предложить шутку, чтобы было лучше, смешнее, интереснее, выразительнее.. Все мы – соавторы.

Я вижу, что мне надо изменить в роли, если мой партнер сказал что-то иначе. Я чувствую, что вот здесь надо поддержать, а здесь отойти в сторону. Я уже не только в своей скорлупке и говорю свои слова, но я вижу общее действие со стороны и уЧАСТвую в нем. То есть я – его часть, часть команды, а целое – это мы вместе. А ведь это – главное.

И эти возможности открываются перед всеми Р-рррами, каждым Дональдом Биссетом, каждым Цветком, Мухой, Носорогом, Канарейкой, Королем, Поваром, Алисой… И, потому, низкий поклон всем соавторам этого действа – Ассамблеи : организаторам, актерам, художникам, звукооператорам. За каждое настоящее движение души, за каждый момент воли, заботы, творчества.

И вновь звучит Колокол. И из самой глубины поднимается Радость. Кто ты? Что ты? Ты –

9

Куликова Елена Леоновна, председатель МО учителей русского языка и литературы,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №83

Выборгского района Санкт-Петербурга. Методические материалы. 2012 г.

само течение жизни. Ее пульс, который мы ловим каждой клеточкой своего тела, каждой частичкой своей души. Мы сейчас созвучны ритмам Вселенной. Значит, мы делаем то, что надо делать! И пусть что-то не получается – это естественно. Главное – это сама наша работа. Как будто вся Вселенная ждёт этой нашей работы и говорит нам: «Растите, радуйтесь, это ваше настоящее дело!»

Что может быть дороже для сердца матери? И не только для него…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Майская ассамблея достижения учащихся

Сценарий награждения учащихся за особые заслуги.  Легко варьируется. Можно проводить  как общешкольный праздник, так и по ступеням обучения....

Ассамблея сказочных героев

Внеклассное мероприятие по изучению прав ребенка для учащихся начальной школы и 5 класса....

"Петровская ассамблея"

Авторский проект Дедюриной Аллы Владимировны.Постановка спектакля с участием артистов театра "Шутка", родителей и учителей.Сценарий прилагается....

Петровская ассамблея

Реформы Петра I в сфере культуры....

Сценарий внеклассного мероприятия "Петровская ассамблея"

Мероприятие позволит воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра I; развивать образную речь, артистические способности, навыки общения; активизировать интерес к истории Рос...

Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"

Занятие  проводится в форме игры  двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка  участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают  п...

Игра по курсу Истории Отечества праздник «Петровская ассамблея»

Игра по курсу Истории Отечествапраздник «Петровская ассамблея»...