Урок литературы в 7 классе "Роль учителя в жизни сельского мальчика" (по рассказу А.Зверева "Пантелей")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе на тему «А. Зверев. Рассказ «Пантелей». Роль учителя в жизни сельского мальчика» запланирован в качестве урока внеклассного чтения в разделе «Литература родного края». Всего в тематическом планировании на изучение произведений писателей-сибиряков отведено 7 часов (все уроки проводятся в форме внеклассного чтения).
Универсальные задачи раздела (темы):
- приобщение обучающихся к богатствам художественной литературы родного края;
- использование её воспитательного потенциала;
- формирование потребности изучать литературу родного края;
- развитие литературных способностей.
Краеведческий компонент раздела (темы): привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 20 века; утвердить в сознании обучающихся мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным местом, память о которых отражена в их произведениях, и, таким образом, помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах; создать условия для рефлексии, диалогического соотношения в сознании школьника предшествующего эстетического и этического опыта с опытом настоящего, приобретенным в процессе чтения художественного произведения.
Литературоведческий компонент раздела (темы): освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение; опыт рефлексии по поводу единства жизни отдельного человека в индивидуальном времени и пространстве и всех идей людей в родном мире; закрепить умения анализа художественного произведения, привлекая знакомые литературоведческие понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы по рассказу А.Зверева Пантелей | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы (внеклассное чтение) в 7 классе
Тема урока: А Зверев «Пантелей». Роль учителя в жизни сельского мальчика
Цель урока: приобщение учащихся к богатствам художественной литературы родного края на примере рассказа иркутского писателя А.В. Зверева
Задачи:
Образовательные:1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством сибирского писателя Алексея Васильевича Зверева; 2) освоить тексты в единстве формы и содержания
Развивающие: 1)развивать умение анализировать произведения писателей-сибиряков в контексте истории нашей страны, привлекая знакомые литературоведческие понятия (герой произведения, художественное время и пространство, композиция, название произведения); 2) развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение
Воспитательные: 1) воспитывать в обучающихся чувства сопереживания, милосердия, умения прощать и т.д.
Методические приёмы: сообщение учащегося, объяснение учителя, беседа по вопросам, анализ текста
Оборудование: портрет писателя, сборники произведений, иллюстрации к рассказу, подготовленные обучающимися, презентация
Этап урока | Методы, приёмы, формы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организа-ционный | беседа | Мотивация, создание проблемной ситуации. Вопрос: кто был главным человеком («вторым солнцем») в жизни Пантелея? О ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос, выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя |
Реализация домашнего задания | Сообщение учащегося, | Организует деятельность слушающих и ставит учебную задачу: прослушать сообщение обучающегося, задать ему вопросы, оценить его выступление | Сообщение обучающегося о жизненном и творческом пути А.В. Зверева (Приложения №1,2) Остальные обучающиеся задают вопросы по содержанию сообщения |
Реализация домашнего задания | Краткий пересказ рассказа | Организует деятельность обучающихся, ставит учебную задачу: пересказать рассказ кратко, вычленив из его содержания только то, что характеризует взаимоотношения мальчика и его учителя | Делают краткий пересказ, демонстрируют выполненные дома иллюстрации |
Работа по теме урока | Фронтальная частично-поисковая беседа с использованием текста и иллюстраций | Организует деятельность обучающихся, ставит учебную задачу: ответить на вопросы, используя текст произведения: - Знакома ли вам жизненная среда, описанная в тексте рассказа? - Что вам показалось особенно понятным, близким? - Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения между людьми в семье Пантелея? - Мог ли в такой семье Пантелей вырасти другим человеком? Почему? - Чем стала для мальчика учеба в сельской школе: - Кем стал для Пантелея Семен Семёныч? - А если бы в его жизни не было этого взрослого, мудрого, доброго человека, стал бы Пантелей другим? - Что помог понять Пантелею его учитель? - Почему рассказ называется «Пантелей»? А как бы вы назвали его? Почему? - Что хотел автор сказать нам своим рассказом? | Отвечают на вопросы, используя текст произведения (Приложение №3) и иллюстрации |
рефлексия | Возвращает обучающихся к проблемному вопросу: кто был главным человеком («вторым солнцем») в жизни Пантелея? Как вы понимаете слова мальчикая: «Я не знал тогда ,что боли забываются» | Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний, поднимаются на новый уровень понимания текста | |
Домашнее задание | Сочинение-миниатюра | Объясняет домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по прочитанному произведению. Тема свободная, сформулировать её надо самостоятельно, сделав акцент на наиболее волнующие моменты произведения. Например: «Письмо Пантелею», «Разговор с Семен Семёнычем», «Если бы я был на месте Пантелея…», или своя формулировка темы . | Выбирают форму и тему сочинения, планируют свою самостоятельную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы 6 класс Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"
урок литературы к 200-летию Ф.М.Достоевского познакомит с рассказом "Мальчик у Христа на елке", познакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа....
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....