Открытый урок по литературе "Знатоки сказок"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
В игровой форме ученики 5 класса повторяют ранее изученный. Материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по литературе
«Урок-игра «Знатоки сказок»
Учитель русского языка и литературы
Журавлева Светлана Кардашевна
Новотроицкое 2015
Урок-игра «Знатоки сказок»
Цели урока:
Учебные: - повторение материала, изученного в начальной школе и в 5 классе;
- углубление знаний о народных и авторских сказках;
Развивающие: - развитие внимания, памяти;
- развитие способности мыслить логически;
Воспитательные: - привитие навыков самостоятельной работы;
- развитие интереса к урокам литературы;
- воспитание бережного отношения к родному языку.
Оборудование и дидактический материал: а)Портреты писателей – сказочников (А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, П.П. Ершов, А.Н. Толстой и др.);
б) иллюстрации и поделки к сказкам;
в) выставка книг.
Эпиграф.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин
Ведущий(учитель или хорошо подготовленный ученик)
Задание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
За горами, за лесами,
За широкими долами
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П. Ершов «Конек-горбунок)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел крзины, подшивал валенки, сторожил от малышей колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
(А.Я. Гайдар «Горячий камень»)
Награждаются победители «Лучшему знатоку зачина сказок»
Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное название и, конечно же узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
( Василиса Премудрая – Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица – П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо заморское – С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
( Пьеро – А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…
( Незнайка – Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок»
Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от гиппопотама – доктору Айболиту. К.И. Чуковский «Айболит»)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
( Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. С.Я. Маршак «12 месяцев»)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
( Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города.- Э.Н.Успенский. « Крокодил Гена и его друзья»)
Вручается медаль «Лучшему почтальону»
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнеслись правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак! Первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. – Русская народная сказка «Колобок»)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. – Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо.
Это полька, Карабас.
(Куклы театра Карабаса. – А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. – С.В. Михалков «Три поросенка»)
Кто и в какой сказке « при честном всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белка. – А.С. Пушкин «Сказка царе Салтане»)
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта»
Ведущий. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв непростой – обед-то сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой стране угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху- птицы летучие, снизу – звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка»)
Наварила манной каши размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!
(Лиса-журавлю. Русская народная сказка « Лиса и журавль»)
-Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полную наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Вручается медаль «Участнику сказочного обеда»
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попадало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей – сказочников поселил своих героев в таком доме?
Итак, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. – А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царице и о семи богатырях)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П. Ершов «Конек – горбунок»)
Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?
Дети в костюмах приглашаются для представления сказочных героев. Если остается время, лучшие сказочники класса читают свои сказки.
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.
Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"
Сценарий праздника для 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-200578-1360936557_0.jpg)
Открытый урок в 4 классе по теме: "Прыжок в длину с места на результат. Выполнение контрольного норматива. Подвижные игры с мячами с использованием русских народных сказок".
Разработка открытого урока в 4 классе с использованием русских народных сказок....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/07/picture-114542-1704649658.jpg)
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: Иллюстрирование сказок Композиция.
Тема урока: Иллюстрирование сказок Цель урока: Содействовать формированию эстетического отно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-533246-1732036555.jpg)
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Открытый урок по немецкому языку в 8 классе "Дорогой сказок"
Разработка урока по немецкому языку в 8 классе "Дорогой сказок" позволяет прогуляться по "батюшке" Рейну вместе с великими немецкими сказочниками братьями Гримм, изучить места, где они родились, учили...
Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"
Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-800583-1467754056.jpg)
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....