Схема анализа лирического произведения
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Схема анализа поэтического текста
- Вводный этап анализа.
1.Указать автора произведения.
2. Указать дату создания произведения (если возможно), отнесение к тому или иному периоду творчества автора и к периоду литературного процесса (романтизм, реализм, символизм и т.д.)
3. Указать название текста, наличие/отсутствие эпиграфа или посвящения.
- Жанрово-стилистическое строение произведение.
- Жанр.
- Соответствие содержания текста жанру (основная мысль, основная тема и сопутствующие).
- Образ лирического героя (Лирический герой – это субъект. Он шире понятия «автор», т.к. воплощает в себе тип людей. Лирический герой может открыто заявлять о себе, а может только подразумеваться.) Образ автора (Каков лирический герой? Близок ли он автору?)
- Образ лирического переживания (Лирическое переживание – это объекты, которые вызывают определённые эмоции и мысли. Они могут быть предметными (облака, река, цветок), абстрактными (мечта, дружба) или собирательными (народ)
- Образы, мотивы, символы, присутствующие в тексте (например, образ весны – символ молодости, рождения, а осени – увядания; или мотив одиночества и т.д.)
- Композиционные особенности текста.
- Ритм и стихотворный размер:
Ямб – ударные слоги 2, 4, 6, 8 и т.д.,
Хорей – ударные слоги – 1, 3, 5, 7 и т.д.,
Амфибрахий – ударные слоги 2, 5, 8, 11 и т.д.,
Дактиль – ударные слоги 1, 4, 7, 10 и т.д.,
Анапест – ударные слоги 3, 6, 9, 12 и т.д.
- Деление на строфы или отсутствие такого деления.
- Рифма (мужская/женская), способ рифмовки (парный, перекрёстный, кольцевой).
- Поуровневый анализ текста.
- Лексика. Изобразительно-выразительные средства, используемые автором в тексте.
- Грамматика (морфемно-словообразовательные (например, наличие в тексте окказионализмов – авторских слов, морфологические (например, преобладание той или иной части речи), синтаксические (например, обилие каких-либо знаков препинания) особенности).
- Звукопись текста (элементы аллитерации (повторения согласных) или ассонанса (повторения гласных).
- Итоги анализа.
Составитель – В.Ю. Чепелева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Схема анализа лирического произведения
В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....
Схема анализа лирического произведения
Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...
схема анализа лирического произведения
схема анализа лирического текста в таблице...
Схема анализа лирического произведения
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения.В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенност...