«Как «сделана» загадка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
«Как «сделана» загадка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_kleshnevoy_i.s._kak_sdelana_zagadka.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе Клешневой И.С.
Тема «Как «сделана» загадка»
Сверхзадача: осознать ценность малых жанров УНТ для современной семьи.
Цель (планируемый результат): научить отличать загадку от других малых жанров фольклора; научить отгадывать и сочинять загадки в соответствии с их художественными особенностями.
№ | Этапы | Содержание | Формируемые УУД | Формы взаимодействия | Способы контроля |
I | Мотивационный | Учитель спрашивает у учащихся: Что это?
Постановка проблемных вопросов: - Что я вам сейчас задавала? - Как вы поняли, что это загадки? Учащиеся подбирают ассоциации к слову загадка. Учитель ассоциации записывает на доске и задает вопрос: - Чему вы хотите научиться на этом уроке? | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности. Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности. | Фронтальный опрос | Самооценка |
II | Практическая работа | Учащиеся анализируют ассоциации, записанные на доске, и делают вывод, чем загадка отличается от других малых жанров фольклора. Вывод записывают в тетрадь.(Краткость, конкретность, иносказательное описание предмета, ритм, рифма, форма вопроса) | Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.. | Фронтальный опрос | Самооценка |
III | Моделирование ситуации | Учитель предлагает учащимся вернуться в далекое прошлое и представить себя на месте 1 ситуация: охотника, собирающегося за добычей, но который боится неудачи и не хочет говорить об этом. Но общаться с людьми надо. 2 ситуация: женщины, которая боится называть болезни, чтобы не накликать беду. Но как лечить эти болезни она должна знать. 3 ситуация: сибирского крестьянина, который чтобы не навлечь на себя беду не должен был говорить дурных слов о медведе. Но рассказать про него должен был. 4 ситуация: сибирского охотника, который пошел в тайгу за кабаном, но говорить об этом не должен. Как он ответит на вопрос: «Куда идешь?» 5 ситуация: невесты и ее родителей, которые выбирают жениха. Проведите «испытание мудрости». Учащиеся делают вывод о происхождении загадок. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Групповая работа | Взаимооценка |
IV | Мини-исследование | Провести исследование в группах на тему «Как «сделана» загадка». Для каждой группы приготовлены карточки с загадками. Учащиеся анализируют загадки и делают вывод об основных художественных особенностях загадок. Далее учащиеся знакомят одноклассников с результатами своей работы и учат их отгадывать и сочинять загадки в соответствии с тем, что положено в основу загадки. (Метафора, олицетворение, звуковой образ, звукоподражание, прямое сравнение, отрицательное сравнение, описание предмета, прямой вопрос) Параллельно идет отгадывание загадок и определение тематики. Учащиеся задают вопросы друг другу. Пример карточки с загадками: 1. Меж двух светил Белые хоромы, Я в середине один. Красные подпоры. 2. Кланяется, кланяется - придёт домой - растянется. 3. Зубастый зверёк Грызёт с визгом дубок. 4. Пять ларчиков - пять чуланчиков. 5. Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит- воет, Падёт - землю роет. 6. Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. 7. Кто бежит без провода? Ключи: 1.Метафора Меж двух светил Белые хоромы, Я в середине один Красные подпоры (Нос) (Гусь) 2.Олицетворение Кланяется, кланяется - придёт домой - растянется. (Топор) 3.Звуковой образ, звукоподражание. Зубастый зверёк Грызёт с визгом дубок. (Пила) 4.Прямое сравнение. Пять ларчиков - пять чуланчиков. (Перчатка) 5.Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит- воет, Падёт - землю роет. (Жук) 6.Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию) Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина) 7.Прямой вопрос. Кто бежит без провода? (Река) | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Групповая работа | Взаимооценка |
V | Творческая работа (рефлексия) | Учащиеся отвечают на вопрос: «Чему научились сегодня на уроке?» Задание: сочините загадку про ветер, воду, дождь, солнце, небо, месяц – про что хотите, постарайтесь только, чтобы она получилась остроумной, звучала складно и соответствовала художественным особенностям. Учащиеся представляют свои загадки одноклассникам, которые параллельно их отгадывают. Учащиеся совместно с учителем делают вывод об авторских загадках. | Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Самостоятельная индивидуальная работа | Взаимооценка |
VI | Домашнее задание | Проектная задача: опросить членов семьи, какие они знают загадки, когда применяют. Научить членов семьи составлять загадки. Оформить полученные результаты в семейную книжку-малышку (можно с использованием ИКТ). Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Заинтересовавшимся учащимся можно предложить исследовательскую работу на сравнение народных загадок и авторских. | Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с членами семьи) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с членами семьи с учетом конкретных учебно-познавательных задач; вступают в учебный диалог с членами семьи, учителем, одноклассниками; строят небольшое монологическое высказывание. | Самостоятельная семейная работа | Взаимооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
Элективный курс "Как сделать правильный выбор"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ Согласовано:На заседании РМО педагог...
Статья "Как сделать презентацию?"
Советы о том,как сделать хорошую презентацию .Анализ ошибок , которые допускают при создании презентации....
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...
Загадки. Логические загадки с подвохом
Загадки. Логические загадки с подвохом...
Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым
В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...