Урок литературы по творчеству А.И.Куприна. Преподаватель: Пересыпкина Галина Анатольевна ( http://metodisty.ru).
методическая разработка по литературе по теме

Пересыпкина Галина Анатольевна

Методическая разработка урока литературы по творчеству А.И. Куприна. Приложение: брошюра - план, рабочий лист обучающегося 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)»

Цель урока: выявление эпизодов рассказа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев; соотнесение представлений о любви Желткова и других героев рассказа.

Задачи:

  1. Образовательная:  углубить  представления обучающихся о мастерстве А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения.
  2. Развивающая:  развить коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
  3. Воспитательная: на примере главного героя воспитать лучшие человеческие качества, способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.

Оборудование:

  • презентации;
  • 2 соната Бетховена;
  • видеофрагмент рассказа «Гранатовый браслет»;
  • буктрейлер «Гранатовый браслет»;
  • книжная выставка;
  • текст рассказа;
  • работы обучающихся по ВСР (сообщения, кластер);
  • рабочие листы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Слайд 1

Готовность к уроку: тексты, тетради, рабочие листы

II. Поэтическая пятиминутка

Приложение 1

Читают наизусть:

1.стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил».

2. сонет 130. Шекспир.

3. С. Щипачев «Любовью дорожить умейте…»

III. Подготовка обучающихся к восприятию литературно-го произведения.

1.Вступительное слово преподавателя: Я думаю, вы поняли, что выбор данных стихотворных произведений  неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её.

Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова-Рогачевского: Слайд 2

В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”.

Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. Знакомство обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Слайд 3 (соната Бетховена).  Приложение 2

Слушают

Записывают эпиграф в тетрадь

С сообщениями выступают 2 обучающихся (внеаудиторная самостоятельная работа)

IV. Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения

Так о чем же рассказ «Гранатовый браслет»?  Проведем викторину, вопросы которой помогут нам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

1.Викторина.  Слайд 4. Приложение 3

Какая же тема нашла отражение в рассказе «Гранатовый браслет»? (тема любви). Следовательно, тема нашего урока? Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

2. Работа в парах .Слайд 5

Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах и запишите (страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделенная, безответная).

3.Реализация ВСР:

а) Проследим композицию рассказа. Слайд 6. Приложение 4.

б) Продолжением сюжетно-композиционных особенностей рассказа является работа: «Кластер по рассказу «Гранатовый браслет»

Презентация.

4.Беседа:

-Кто же оказался способным на возвышенную любовь? (Желтков).

-Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделенная? (разный социальный статус героев, замужество Веры).

-Что значит для Желткова гранатовый браслет? (это не только символ любви, но и  то, что он имеет некую магическую силу-дар предвидения)

-Почему Желтков подарил эту вещь, а не оставил себе? (ради спокойствия любимой; браслет поможет ей предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Этим подарком он только и мог выразить свою любовь к ней).

-Что почувствовала Вера, получив этот подарок?  (тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. Она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти камни с кровью. Ее спокойствие было нарушено).

-Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова? (смеются, издеваются над его чувствами).

-А способны ли они на такую любовь? (пылкую, страстную? ( Анна - флиртует, Вера любила мужа, но любовь отчего-то угасла, генерал Аносов – никогда не любил).

-Верят ли они, что существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват? Приложение 5.  В главе 8 этого рассказа генерал Аносов рассказал 2 истории о любви. Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и ее муже-олухе, для которого главным было счастье Леночки. «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а все, что он видел, -«так, … какая-то кислятина…».

Продолжаем работать с текстом рассказа

5.Работа в группах: Слайд 7

1группа:  (гл. 6)Вспомните страницы рассказа, перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей . (Из рассказа Шеина мы узнаем впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом (зачитать) с письмом телеграфиста. При этом у него правда переплетется с вымыслом. Для него это забавная история, которую он назвал «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: превращается в трубочиста, судомойку, монаха, трагически гибнет, оставляя после смерти завещание-2 пуговицы и флакон от  духов, наполненный его слезами.

2 группа (7гл.): А какова любовь в рассказах генерала Аносова? (Приключения армейского офицера. Сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви, «святой, чистой, вечной, неземной»).

3 группа (8 гл): Что нового узнали о Г.С.Ж. из рассказа Веры генералу? (Начал преследовать ее за 2 года до замужества. О себе обмолвился, что служит где-то маленьким чиновником. Из его писем она поняла, что он постоянно следит за нею. Когда она попросила не писать ей, его письма приходили лишь на Пасху, на Новый год и в день именин. И вот сегодня -гранатовый браслет).

6. Беседа:

-Почему именно Желтков, маленький чиновник,  противопоставлен богачам, не способным на настоящую любовь? (Ж как бы спорит с ними, они говорят, что настоящей любви нет, а он говорит, что можно просто любить, не требуя ничего взамен).Слайд 8(муж и брат В.Н. у Ж,)

- Почему Ж решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может его испугал визит мужа и брата Веры? (Вера просила прекратить «всю эту историю).

-Может, ему стоило уехать? (от любви не скроешься никуда).

Прочитайте предсмертное письмо Ж. Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаем о нем из этого письма?

7.  Чтение художественного текста. Приложение 6. Текст. Видеосюжет.

8.Беседа:

-Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой? (не мог потревожить спокойствие любимой).

-Почему Ж. «заставил любимую женщину слушать именно 2 сонату Бетховена? (в пробуждении души Веры большую роль играет музыка. 2 соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Ж.).

-Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в ее внутреннем состоянии? Слайд 9 (Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и пустых ее знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворенное выражение», которое видела «на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона»).

-Так как же решает Куприн «вечную проблему – неразделенная, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Ж стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие  В.Н. Именно своей любовью заставляет В.Н. в слезах, боли, раскаянии «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть»)

-Можно ли чувство Ж назвать сумасшествием? (князь Шеин : «этот человек не способен обманывать, лгать», «он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим» зачитать гл.11-стр.156

«Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». (А.И.Куприн)

Отвечают на вопросы викторины.

Записывают тему урока

Обсуждают в парах, записывают в тетрадь

1 обучающийся отвечает по выполнению ВСР

Букреева Лида выступает с презентацией – кластер по рассказу

Отвечают на вопросы

Ответ обучающегося

Читают задания в рабочих листах  или на слайде, работают с текстом, отвечают

Отвечают на вопросы

1 обучающийся читает последнее письмо Ж.

Группа-текст стр.155, гл 11

Отвечают на вопросы

Смотрят по тексту

Записывают в тетрадь

V. Итоги урока. Отметки.

-Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

-Актуально ли произведение в наши дни?

Устно отвечают на вопросы

VI. Рефлексия

Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ»

Составляют, зачитывают

VII. Домашнее задание

Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник»

Записывают в тетрадь

VIII. Книжная выставка

2015 год-Год Литературы!

Смотрят выставку книг



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

ПЛАН

урока литературы по теме:

«Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)»

Разработал:

Г.А.Пересыпкина,

преподаватель русского языка

 и литературы

г. Краснокаменск, 2015г.

Цель урока: выявление эпизодов рассказа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев; соотнесение представлений о любви Желткова и других героев рассказа.

Задачи:

  1. Образовательная:  углубить  представления обучающихся о мастерстве А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения.
  2. Развивающая:  развить коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
  3. Воспитательная: на примере главного героя воспитать лучшие человеческие качества, способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.

Оборудование:

  • презентации;
  • 2 соната Бетховена;
  • видеофрагмент рассказа «Гранатовый браслет»;
  • буктрейлер «Гранатовый браслет»;
  • книжная выставка;
  • текст рассказа;
  • работы обучающихся по ВСР (сообщения, кластер);
  • рабочие листы.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Поэтическая пятиминутка

      III. Подготовка обучающихся к восприятию литературного произведения

1).Вступительное слово преподавателя.

2). Знакомство обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщения  (внеаудиторная самостоятельная работа).

IV.Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения:

1.Викторина

2.Работа в парах

3.Реализация ВСР:

     а) композиция рассказа;

     б) кластер по рассказу «Гранатовый браслет».

 4. Беседа

 5. Работа в группах

6. Беседа

 7. Чтение отрывка художественного текста.     Видеосюжет

8. Беседа

V. Итоги урока. Отметки

-Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

-Актуально ли произведение в наши дни?

VI. Рефлексия:

-Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ»

VII. Домашнее задание. Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник».

VIII. Книжная выставка. «2015 год-Год Литературы».

Используемая литература:

  1. Аркин И.И. «Уроки литературы в 11 классе. М- 2004.
  2. Лыссый Ю.И. Русская литература 20 век. 11 класс. Хрестоматия. Часть 2. М-2008г.
  3. Куприн А.И. «Повести рассказы в 2 томах» Т.1. М-2002
  4. Полякова И. Крицкая Н. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»//Литература. Приложение к журналу 1сентября. 2006 №18.
  5. Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:

Рабочий лист  к  теме: «Тема любви в творчестве А.И. Куприна

(по рассказу «Гранатовый браслет»)

Этапы урока

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

Готовность к уроку: тексты, тетради, рабочие листы

II. Поэтическая пятиминутка

Слушают чтение стихотворных произведений (3 обучающихся)

III. Подготовка обучающихся к восприятию литературного произведения.

1. Слушают преподавателя.

2. Записывают эпиграф в тетрадь. Слова В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”.

3.Слушают сообщения 2 обучающихся по ВСР. «История создания рассказа «Гранатовый браслет».

IV. Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения

1.Отвечают на вопросы викторины: 1)В какое время года происходит действие рассказа? 2)Где происходят события произведения?

3)Как зовут главную героиню? 4)Как зовут мужа княгини? 5)Какого числа были именины Веры Николаевны? 6)Что подарил ей муж? 

7)Кто был в гостях у Шеиных? 8)Кто подарил браслет с гранатом? 

9)С чем сравнивает Вера гранаты? 10)Кто такой Желтков? 

11) Кому принадлежат слова: «А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

2. Работа в парах. Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах и запишите.

3. Слушаем и кратко записываем в тетрадь «Кластер по рассказу «Гранатовый браслет».

4.Беседа. Отвечаем на вопросы преподавателя.

5.Работа в группах (5 мин.):

1группа (гл. 6): Вспомните страницы рассказа, перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей. 

2 группа (7гл.): А какова любовь в рассказах генерала Аносова?

3 группа (8 гл): Что нового узнали о Г.С.Ж. из рассказа Веры генералу?

Отвечают по группам, затем на вопросы преподавателя.

6.Слушают, следят по тесту - последнее письмо Желткова. Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопросы преподавателя.

7. Читаем гл.11 - стр.156 - «он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».

8. Записываем вывод: «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». (А.И.Куприн)

V. Итоги урока. Отметки.

Устно отвечают на вопросы:

-Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

-Актуально ли произведение в наши дни?

VI. Рефлексия

Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ»

VII. Домашнее задание

Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник»

VIII. Книжная выставка

2015 год - Год Литературы. Смотрят выставку книг.

Памятка

  1. Кластер – графическое изображение материала.

  1. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

                                                  Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

  1. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок литературы по повести А. И. Куприна "Да святится Имя Твоё!"

Урок - исследование по повести А. И. Куприна возможно провести как итоговый урок по произведению....

Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "

Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "...

Презентация к уроку литературы по рассказу А.И.Куприна "Тапёр"

Данная презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....