Урок литературы по творчеству А.И.Куприна. Преподаватель: Пересыпкина Галина Анатольевна ( http://metodisty.ru).
методическая разработка по литературе по теме
Методическая разработка урока литературы по творчеству А.И. Куприна. Приложение: брошюра - план, рабочий лист обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока литературы | 33.11 КБ |
Брошюра - план для присутствующих на уроке гостей | 236.19 КБ |
Рабочий лист в помощь обучающимся | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)»
Цель урока: выявление эпизодов рассказа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев; соотнесение представлений о любви Желткова и других героев рассказа.
Задачи:
- Образовательная: углубить представления обучающихся о мастерстве А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения.
- Развивающая: развить коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
- Воспитательная: на примере главного героя воспитать лучшие человеческие качества, способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.
Оборудование:
- презентации;
- 2 соната Бетховена;
- видеофрагмент рассказа «Гранатовый браслет»;
- буктрейлер «Гранатовый браслет»;
- книжная выставка;
- текст рассказа;
- работы обучающихся по ВСР (сообщения, кластер);
- рабочие листы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Слайд 1 | Готовность к уроку: тексты, тетради, рабочие листы |
II. Поэтическая пятиминутка | Приложение 1 | Читают наизусть: 1.стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил». 2. сонет 130. Шекспир. 3. С. Щипачев «Любовью дорожить умейте…» |
III. Подготовка обучающихся к восприятию литературно-го произведения. | 1.Вступительное слово преподавателя: Я думаю, вы поняли, что выбор данных стихотворных произведений неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова-Рогачевского: Слайд 2 “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения. 2. Знакомство обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Слайд 3 (соната Бетховена). Приложение 2 | Слушают Записывают эпиграф в тетрадь С сообщениями выступают 2 обучающихся (внеаудиторная самостоятельная работа) |
IV. Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения | Так о чем же рассказ «Гранатовый браслет»? Проведем викторину, вопросы которой помогут нам вспомнить содержание и некоторые детали произведения. 1.Викторина. Слайд 4. Приложение 3 Какая же тема нашла отражение в рассказе «Гранатовый браслет»? (тема любви). Следовательно, тема нашего урока? Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 2. Работа в парах .Слайд 5 Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах и запишите (страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделенная, безответная). 3.Реализация ВСР: а) Проследим композицию рассказа. Слайд 6. Приложение 4. б) Продолжением сюжетно-композиционных особенностей рассказа является работа: «Кластер по рассказу «Гранатовый браслет» Презентация. 4.Беседа: -Кто же оказался способным на возвышенную любовь? (Желтков). -Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделенная? (разный социальный статус героев, замужество Веры). -Что значит для Желткова гранатовый браслет? (это не только символ любви, но и то, что он имеет некую магическую силу-дар предвидения) -Почему Желтков подарил эту вещь, а не оставил себе? (ради спокойствия любимой; браслет поможет ей предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Этим подарком он только и мог выразить свою любовь к ней). -Что почувствовала Вера, получив этот подарок? (тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. Она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти камни с кровью. Ее спокойствие было нарушено). -Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова? (смеются, издеваются над его чувствами). -А способны ли они на такую любовь? (пылкую, страстную? ( Анна - флиртует, Вера любила мужа, но любовь отчего-то угасла, генерал Аносов – никогда не любил). -Верят ли они, что существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват? Приложение 5. В главе 8 этого рассказа генерал Аносов рассказал 2 истории о любви. Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и ее муже-олухе, для которого главным было счастье Леночки. «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а все, что он видел, -«так, … какая-то кислятина…». Продолжаем работать с текстом рассказа 5.Работа в группах: Слайд 7 1группа: (гл. 6)Вспомните страницы рассказа, перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей . (Из рассказа Шеина мы узнаем впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом (зачитать) с письмом телеграфиста. При этом у него правда переплетется с вымыслом. Для него это забавная история, которую он назвал «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: превращается в трубочиста, судомойку, монаха, трагически гибнет, оставляя после смерти завещание-2 пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами. 2 группа (7гл.): А какова любовь в рассказах генерала Аносова? (Приключения армейского офицера. Сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви, «святой, чистой, вечной, неземной»). 3 группа (8 гл): Что нового узнали о Г.С.Ж. из рассказа Веры генералу? (Начал преследовать ее за 2 года до замужества. О себе обмолвился, что служит где-то маленьким чиновником. Из его писем она поняла, что он постоянно следит за нею. Когда она попросила не писать ей, его письма приходили лишь на Пасху, на Новый год и в день именин. И вот сегодня -гранатовый браслет). 6. Беседа: -Почему именно Желтков, маленький чиновник, противопоставлен богачам, не способным на настоящую любовь? (Ж как бы спорит с ними, они говорят, что настоящей любви нет, а он говорит, что можно просто любить, не требуя ничего взамен).Слайд 8(муж и брат В.Н. у Ж,) - Почему Ж решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может его испугал визит мужа и брата Веры? (Вера просила прекратить «всю эту историю). -Может, ему стоило уехать? (от любви не скроешься никуда). Прочитайте предсмертное письмо Ж. Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаем о нем из этого письма? 7. Чтение художественного текста. Приложение 6. Текст. Видеосюжет. 8.Беседа: -Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой? (не мог потревожить спокойствие любимой). -Почему Ж. «заставил любимую женщину слушать именно 2 сонату Бетховена? (в пробуждении души Веры большую роль играет музыка. 2 соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Ж.). -Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в ее внутреннем состоянии? Слайд 9 (Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и пустых ее знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворенное выражение», которое видела «на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона»). -Так как же решает Куприн «вечную проблему – неразделенная, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям или что-то другое хотел сказать автор? (Высокая и безответная любовь Ж стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие В.Н. Именно своей любовью заставляет В.Н. в слезах, боли, раскаянии «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть») -Можно ли чувство Ж назвать сумасшествием? (князь Шеин : «этот человек не способен обманывать, лгать», «он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим» зачитать гл.11-стр.156 «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». (А.И.Куприн) | Отвечают на вопросы викторины. Записывают тему урока Обсуждают в парах, записывают в тетрадь 1 обучающийся отвечает по выполнению ВСР Букреева Лида выступает с презентацией – кластер по рассказу Отвечают на вопросы Ответ обучающегося Читают задания в рабочих листах или на слайде, работают с текстом, отвечают Отвечают на вопросы 1 обучающийся читает последнее письмо Ж. Группа-текст стр.155, гл 11 Отвечают на вопросы Смотрят по тексту Записывают в тетрадь |
V. Итоги урока. Отметки. | -Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? -Актуально ли произведение в наши дни? | Устно отвечают на вопросы |
VI. Рефлексия | Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ» | Составляют, зачитывают |
VII. Домашнее задание | Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник» | Записывают в тетрадь |
VIII. Книжная выставка | 2015 год-Год Литературы! | Смотрят выставку книг |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краснокаменский горно-промышленный техникум»
ПЛАН
урока литературы по теме:
«Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)»
Разработал:
Г.А.Пересыпкина,
преподаватель русского языка
и литературы
г. Краснокаменск, 2015г.
Цель урока: выявление эпизодов рассказа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев; соотнесение представлений о любви Желткова и других героев рассказа.
Задачи:
- Образовательная: углубить представления обучающихся о мастерстве А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения.
- Развивающая: развить коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
- Воспитательная: на примере главного героя воспитать лучшие человеческие качества, способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.
Оборудование:
- презентации;
- 2 соната Бетховена;
- видеофрагмент рассказа «Гранатовый браслет»;
- буктрейлер «Гранатовый браслет»;
- книжная выставка;
- текст рассказа;
- работы обучающихся по ВСР (сообщения, кластер);
- рабочие листы.
Ход урока
- Организационный момент
- Поэтическая пятиминутка
III. Подготовка обучающихся к восприятию литературного произведения
1).Вступительное слово преподавателя.
2). Знакомство обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщения (внеаудиторная самостоятельная работа).
IV.Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения:
1.Викторина
2.Работа в парах
3.Реализация ВСР:
а) композиция рассказа;
б) кластер по рассказу «Гранатовый браслет».
4. Беседа
5. Работа в группах
6. Беседа
7. Чтение отрывка художественного текста. Видеосюжет
8. Беседа
V. Итоги урока. Отметки
-Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?
-Актуально ли произведение в наши дни?
VI. Рефлексия:
-Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ»
VII. Домашнее задание. Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник».
VIII. Книжная выставка. «2015 год-Год Литературы».
Используемая литература:
- Аркин И.И. «Уроки литературы в 11 классе. М- 2004.
- Лыссый Ю.И. Русская литература 20 век. 11 класс. Хрестоматия. Часть 2. М-2008г.
- Куприн А.И. «Повести рассказы в 2 томах» Т.1. М-2002
- Полякова И. Крицкая Н. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»//Литература. Приложение к журналу 1сентября. 2006 №18.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к теме: «Тема любви в творчестве А.И. Куприна
(по рассказу «Гранатовый браслет»)
Этапы урока | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. | Готовность к уроку: тексты, тетради, рабочие листы |
II. Поэтическая пятиминутка | Слушают чтение стихотворных произведений (3 обучающихся) |
III. Подготовка обучающихся к восприятию литературного произведения. | 1. Слушают преподавателя. 2. Записывают эпиграф в тетрадь. Слова В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. 3.Слушают сообщения 2 обучающихся по ВСР. «История создания рассказа «Гранатовый браслет». |
IV. Аналитико-исследовательская работа над текстом произведения | 1.Отвечают на вопросы викторины: 1)В какое время года происходит действие рассказа? 2)Где происходят события произведения? 3)Как зовут главную героиню? 4)Как зовут мужа княгини? 5)Какого числа были именины Веры Николаевны? 6)Что подарил ей муж? 7)Кто был в гостях у Шеиных? 8)Кто подарил браслет с гранатом? 9)С чем сравнивает Вера гранаты? 10)Кто такой Желтков? 11) Кому принадлежат слова: «А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». 2. Работа в парах. Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах и запишите. 3. Слушаем и кратко записываем в тетрадь «Кластер по рассказу «Гранатовый браслет». 4.Беседа. Отвечаем на вопросы преподавателя. 5.Работа в группах (5 мин.): 1группа (гл. 6): Вспомните страницы рассказа, перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей. 2 группа (7гл.): А какова любовь в рассказах генерала Аносова? 3 группа (8 гл): Что нового узнали о Г.С.Ж. из рассказа Веры генералу? Отвечают по группам, затем на вопросы преподавателя. 6.Слушают, следят по тесту - последнее письмо Желткова. Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопросы преподавателя. 7. Читаем гл.11 - стр.156 - «он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим». 8. Записываем вывод: «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». (А.И.Куприн) |
V. Итоги урока. Отметки. | Устно отвечают на вопросы: -Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? -Актуально ли произведение в наши дни? |
VI. Рефлексия | Составьте синквейн со словом «ЛЮБОВЬ» |
VII. Домашнее задание | Составить кластер по основным этапам жизни и творчества И.Бунина. Прочитать рассказ «Чистый понедельник» |
VIII. Книжная выставка | 2015 год - Год Литературы. Смотрят выставку книг. |
Памятка
- Кластер – графическое изображение материала.
- Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Правила составления
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
- Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»
Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
презентация к уроку литературы в 5 классе фгос Куприн И.А. Чудесный доктор
урок усвоения новых знаний...
Урок литературы по повести А. И. Куприна "Да святится Имя Твоё!"
Урок - исследование по повести А. И. Куприна возможно провести как итоговый урок по произведению....
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "...
Презентация к уроку литературы по рассказу А.И.Куприна "Тапёр"
Данная презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....