Программа
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_plan_munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 3 план Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 17»
_______________ / ______________/
«______» ______________ 20____ г.
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Литература»
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель
Соколова С.И., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 учебный год
Рабочая программа по литературе
9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим…», обеспечивающие процесс обучения.
В связи с законом об общем образовании ШМО словесников нашей школы считает закономерным преподавание литературы в 9 классе по линейному принципу. При таком подходе происходит расширенное изучение литературной классики первой половины XIX века.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения разными формами связной речи.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 9 классе включает в себя произведения
русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя .
В программе соблюдена системная направленность: курс 9 класса представлен разделами:
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII века.
- Русская литература первой половины XIX века.
- Зарубежная литература.
- Сведения по теории и истории литературы.
Программа направлена на изучение произведений художественной литературы, раскрывающее их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Место предмета в базисном учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 105 часов в 9 классе. Из расчета 3 урока в неделю.
Тематическое планирование уроков литературы соответствует авторской программе под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Программа В.Я.Коровиной помогает достичь основной цели литературного образования в школе: знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у читающего человека.
Особенности организации учебного процесса.
При организации учебного процесса будет уделено внимание использованию информационно-коммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий, самостоятельных работ, домашних заданий.
Деятельность учащихся организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, выполнение разных форм контроля.
Технологии, использованные в образовательном процессе.
-здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья детей при изучении предмета;
-технология развивающего обучения, которая способствует развитию нравственных качеств личности, активизирует познавательные способности учащихся;
-технология обучения в сотрудничестве при использовании гуманно-личностного подхода;
-технология развития критического мышления через чтение и письмо.
-технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся ощеучебных умений и навыков.
-технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
-технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. осуществляется путем деления обучающихся на подвижные и относительные по составу группы для освоения материала в различных областях и на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
-личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
-технология индивидуализации обучения.
-информационно-коммуникационные технологии.
Виды деятельности учащихся на уроке.
- систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление;
- беседа по вопросам;
- составление планов;
- краткие выборочные подробные пересказы текста;
- изложения с элементами сочинения;
-устные и письменные сочинения-характеристики героев;
-анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- анализ стихотворения, эпизода;
-прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и события;
- редактирование,
- конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего, понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
-составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски, ресурсы Интернета.
- работа с различными видами словарей, справочников.
Виды контроля:
- промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе и наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- итоговый:
анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Межпредметные связи.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла ( музыкой, изобразительным искусством. Мировой художественной культурой);на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьников активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Программа реализует идею межпредметных связей с иностранным языком и географией при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приемы обучения, виды деятельности учащихся на уроке.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
----------------/---------------------------
------- -----------------------20 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №---------------------20 г.
Руководитель ШМО
---------------/--------------------------------
Содержание программы
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Денис Иванович Фонвизин. Жизнь и творчество. Аналитическое чтение комедии «Недоросль». Проблемы гражданственности в пьесе. Сатирическая направленность комедии.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Зарубежная литература .
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзорное изучение). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Рабочая программа по литературе 9 класс.
В неделю – 3 часа, в год – 105, из них на развитие речи – 9 часов, на внеклассное чтение – 4 часа, на зарубежную литературу – 7 часов.
- Вводный урок(1 час).
- Древнерусская литература(6 часов + 1 р.р.).
- Внеклассное чтение (1 час).
- Литература XVIII века (16 часов + 1 р.р.).
- Зарубежная литература (3 часа).
- Внеклассное чтение (1 час).
- Русская литература первой половины XIX века (59 часов + 7 р.р.).
- Общая характеристика литературы первой половины XIX века (1 час).
- Творчество В.А.Жуковского (2 часа).
- К.Ф.Рылеева (1 час).
- Творчество А.С.Грибоедова (10 часов + 2 р.р.).
- Зарубежная литература: поэзия Д.Г.Байрона (2 часа).
- Пушкинская поэзия (12 часов).
- Внеклассное чтение (1 час).
- Изучение романа «Евгений Онегин» (10 часов + 1 р.р.).
- Внеклассное чтение (1 час).
- Поэзия М.Ю.Лермонтова (6 часов).
- Роман «Герой нашего времени» (9 часов + 2 р.р.).
- Творчество Н.В. Гоголя (7 часов + 2 р.р.).
- Зарубежная литература (3 часа).
Домашних сочинений – 1 час, классных сочинений – 3 часа, контрольное сочинение-1.
Литература 9 класс.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока по порядку | № урока по теме | Тема урока | Дата | Изменение |
| ||||
1 | 1 |
| 01-04.09 | 6\рр1\вн1 |
| ||||
2 | 1 | Самобытный характер древнерусской литературы. | 01-04.09 | |
3 | 2 | «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. | 01-04.09 | |
4 | 3 | Комментирование чтение «Слова…» | 07-11.09 | |
5 | 4 | Герои «Слова о полку Игореве». | 07-11.09 | |
6 | 5 | Образ русской земли в поэме. | 07-11.09 | |
7 | 6 | Художественные особенности «Слова…» (идея, композиция, пейзаж и язык). | 14-18.09 | 6\рр1\вн1 |
8 | 7 Р.р. | Р.Р. Подготовка к домашнему обучающему сочинению по теме «Герои «Слова о полку Игореве»». | 14-18.09 | |
9 | 8 Вн.чт. | Вн. Чт. Борис Васильев «А зори здесь тихие». Проблематика. Герои повести. | 14-18.09 | |
| 15\1рр 3вн | |||
10 | 1 | Классицизм как литературное направление. | 21-25.09 | |
11 | 2 вн | Внеклассное чтение. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве». Аналитическая беседа по I-II действиям. | 21-25.09 |
|
12 | 3 вн | Сатира на дворянство и невежество буржуазии. Особенности классицизма в комедии. | 21-25.09 | |
13 | 4
| Характеристика русской литературы XVIII века. | 28-02.10 | \\\\\\\ |
14 | 5 | М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. | 28-02.10 | |
15 | 6 | «Вечернее размышление о Божием Величестве…». | 28-02.10 | |
16 | 7 | Комментированное чтение «Оды на день восшествия». Композиция произведения. | 12-16.10 | |
17 | 8 | Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде. | 12-16.10 | |
18 | 9 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Жизнь и творческий путь. | 12-16.10 | |
19 | 10 | Взгляды Г.Р.Державина на поэта и поэзию («Памятник»). Обличение несправедливости власти («Властителям и судиям»). | 19-23.10 | |
20 | 11 | Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина. Аналитическое чтение I действия комедии «Недоросль». | 19-23.10 | |
21 | 12 | Проблемы гражданственности в пьесе. Сатирическая направленность комедии. | 19-23.10 | |
22 | 13 Р.р. | Р.Р. Развернутые ответы по теме «Проблемы воспитания и образования в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»». | 26-30.10 |
|
23 | 14 | Сентиментализм как литературное направление. | 26-30.10 | |
24 | 15 | Н.М. Карамзин – писатель и историк. | 26-30.10 | |
25 | 16 | «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. | 02-06.11 | |
26 | 17 | Главные герои, пейзаж в повести. | 02-06.11 | |
27 | 18 | Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». | 02-06.11 | |
| IV Русская литература XIX века. | |||
28 | 1 | Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме. | 09-13.11 | |
29 | 2 | В.А. Жуковский. Личность и судьба. | 09-13.11 | |
30 | 3 | Художественный мир В. Жуковского. Баллада «Светлана». | 09-13.11 | |
31 | 4 | Стихотворение «Море». | 23-27.11 | |
32 | 5 | А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. | 23-27.11 |
|
33 | 6 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями, чтение и анализ I действия. | 23-27.11 | |
34 | 7 | «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия (развитие и углубление драматического конфликта пьесы). | 30-04.12 | |
35 | Чацкий и Молчалин. Монологи Чацкого. | 30-04.12 | ||
36 | 8 | Фамусовское общество. | 30-04.12 | |
37 | 9 | Трагедия Чацкого. Кульминация конфликта в III действии комедии. | 07-11.12 | |
38 | 10 | Анализ IV действия. Итог конфликта и развязка действия. | 07-11.12 | |
39 | 11 | Смысл названия комедии. | 07-11.12 | |
40 | 12 | Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. Афористичность языка. | 14-18.12 | |
41 | 13 | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. | 14-18.12 | |
42 | 14 | Образ Чацкого. Обобщающая беседа. Подготовка к сочинению. | 14-18.12 | |
43 | 15 Р.р. | Р.Р. Классное обучающее сочинение на темы: «Чацкий и фамусовское общество», «Диалоги Чацкого и Фамусова, их значение». | 21-25.12 | Кл\сочин |
44 | 16 вн | Вн.чт. Дж.Г.Байрон. Жизнь и мир творчества. «Паломничество Чайльд Гарольда» Байронический герой. | 21-25.12 | |
45 |
| А.С.Пушкин. Значение великого поэта в духовной жизни России. Детские годы поэта. | 21-25.12 | |
46 | А.С.Пушкин в лицее. Дружба и друзья в лирике поэта. | 28-30.12 | Тема | |
47 | Пушкин в Петербурге. Свободолюбивая лирика поэта. | 28-30.12 | ||
48 |
| Южная ссылка. Романтические поэмы. Анализ стихотворения «К морю». | 28-30.12 | |
49 |
| Пушкин в Михайловском. Создание трагедии «Борис Годунов». Народ и власть в трагедии. | 11-15.01 | |
50 |
| Пушкин в конце 20-х, начале 30-х годов. Верность идеалам свободы. Философская лирика поэта. | 11-15.01 | |
51 |
| Любовь как гармония души в лирике поэта. | 11-15.01 | |
52 |
| Болдинская осень. Расцвет Пушкинского реализма. «Повести Белкина». Решение в них нравственно-философских проблем. | 18-22.01 | |
53 |
| «Маленькие трагедии». Проблематика. Главные герои. | 18-22.01 | |
54 |
| Проблема государства и личности в поэме «Медный всадник». | 18-22.01 | |
55 | 25 | Последние годы жизни А.С.Пушкина. История дуэли. | 25-29.01 | |
56 | 26 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 25-29.01 | |
57 | 27 | Вн.чт. Поэты XX века о Пушкине. | 25-29.01 | |
58 | 28 | «Евгений Онегин». История создания романа. Знакомство с героем, комментированное чтение I главы. | 01-05.02 | |
59 | вн | Онегин и Ленский в деревне. | 01-05.02 | |
60 | 29 | Татьяна и Ольга. | 01-05.02 | |
61 | 30 | Исповедь Онегина. | 08-12.02 | |
62 | 31 | Сон и именины Татьяны. | 08-12.02 | |
63 | 32 | Сцена дуэль. | 08-12.02 | |
64 | 33 | Татьяна в доме Онегина и в Москве. | 15-19.02 | |
65 | 34 | Путешествие Онегина. Последняя встреча главных героев. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. | 15-19.02 | |
66 | 35 | Роман в зеркале критики XIX века. Подготовка к классному обучающему сочинению «Сон Татьяны. Анализ эпизода в романе.» | 15-19.02 | |
67 | 36 | Р.Р. Написание классного обучающего сочинения «Сон Татьяны. Анализ эпизода в романе.» | 29-04.03 | Кл\сочин |
68 | 37 | Вн.чт. А.Вампилов «Старший сын». Основной конфликт пьесы, ее герои. | 29-04.03 | |
69 | 38 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэт и светское общесво. | 29-04.03 | |
70 | 39 Р.р. | Тема судьбы поколения 30-х годов в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Дума». | 07-11.03 | |
71 | вн | Тема природы и Родины в лирике Лермонтова. | 07-11.03 | |
72 | 40 | Лермонтов о назначении поэта и поэзии. Обучение анализу стихотворения «Кинжал». | 07-11.03 | |
73 | 41 | Любовная лирика Лермонтова. | 14-18.03 | |
74 | 42 | «Маскарад» как романтическая драма. | 14-18.03 | |
75 | 43 | Роман «Герой нашего времени». Повесть «Бэла». | 14-18.03 | |
76 | 44 | Печорин и Максим Максимыч. | 21-25.03 | |
77 | 45 | Печорин и контрабандисты. Повесть «Тамань». | 21-25.03 | |
78 | 46 | Печорин в отношениях с «водяным обществом» и Грушницким. | 21-25.03 | |
79 | 47 | Дуэль. Анализ эпизода. | 28-01.04 | |
80 | 48 | Печорин и Вернер. | 28-01.04 | |
81 | 49 | Печорин, Мэри и Вера. | 28-01.04 | |
82 | 50 | Трагедия жизни Печорина и его поколения. Повесть «Фаталист». | 04-08.04 | |
83 | 51 | Своеобразие композиции романа. Роль пейзажа в романе. | 04-08.04 | |
84 | 52 | Лермонтов «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского. Подготовка к классному обучающему сочинению | 04-08.04 | |
85 | 53 | Р.Р. Классное обучающее сочинение «Композиция романа Лермонтова и ее роль в раскрытии образа Печорина». | 18-22.04 | Кл\сочин |
86 | 54 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни. Поэма «Мертвые души». Замысел и композиция. | 18-22.04 | |
87 | 55 | Комментированное чтение I главы. | 18-22.04 | |
88 | 56 Р.р. | Образы помещиков. Чичиков у Манилова. | 25-29.04 | \\\\\\\ |
89 | 57 Р.р. | Коробочка. Характеристика помещицы. | 25-29.04 | |
90 | 58 | Ноздрев и Собакевич. | 25-29.04 | |
91 | 59 | Чичиков в гостях у Плюшкина. | 02-06.05 | |
92 | 60 | Народ в поэме. Образ автора и России. Жанровое своеобразие «Мертвых душ» | 02-06.05 | |
93 | 61 | Чиновники в поэме. Образ Чичикова. Подготовка к контрольному сочинению. | 02-06.05 | |
94 | 62 Р.р. | Р.Р. Контрольное сочинение «Тема народа и России в поэме Гоголя «Мертвые души»». | 09-13.05 | контрольное |
95 | 63 | Вн.чт. Данте Алигьери «Божественная комедия» (обзор). | 09-13.05 | |
96 | 64 | Вн.чт. В.Шекспир «Гамлет». | 09-13.05 | |
97 | 65 | Образы главных героев в пьесе. | 16-20.05 | |
98 | 66 | Резервный урок | 16-20.05 |
|
99 | Резерв | 16-20.05 | ||
100 | Резервный урок. | 23-25.05 | ||
101 | Резервный урок. | 23-25.05 | ||
102 | Резервный урок. | 23-25.05 | ||
Итого | 102 | Сочинений: 1 дом.,3 классн.,1 контр | ||
Выполнено | ||||
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма, различные художественные средства литературного языка.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013
- Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. Н.В. Егорова. Москва «ВАКО» 2010
- Конспекты уроков для учителя литературы. 9 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
- В.П.Полухина Литература. 9 класс. Методические советы. 5-е издание Москва «Просвещение» 2011
- Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 9 класс. Сборник упражнений. Москва «Просвещение» 2009
- В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 9 класс. Москва «Просвещение» 2010
- И.И.Аркин Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. Книга для учителя Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО (РМО)
__________/_____________________/
Подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...