литературная гостиная
проект по литературе (7 класс) на тему
Предлагаю вниманию коллег материалы для проведения литературной гостиной "Война-жесточе нету слова..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uhodili_soldaty_vystuplenie.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 663 Московского района города
Санкт – Петербурга.
Литературная Гостиная (для 7 классов).
Тема: «ВОЙНА – ЖЕСТОЧЕ НЕТУ СЛОВА…»
(Уроки чеченской войны в литературе и в жизни.)
Дата проведения: 11.11.2015года.
Руководитель Стафеева Надежда Петровна, учитель литературы и русского языка.
План:
О книге Юлии Латыниной «Джахеннем или до встречи в аду»
Роман Сергея Тютюнника «Двенадцать пуль из чеченской обоймы»
Владимир Маканин «Кавказский пленный»
2. ВЫПУСКНИКИ «СЕВЕРНОГО КОЛЛЕДЖА», ПОГИБШИЕ В ЧЕЧНЕ
3. ЖЕРТВЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ ИЗ СЕГЕЖСКОГО РАЙОНА
Александр Калинин – Герой России
Судьба Алексея Морозова… Живым – жить!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На нашем занятии мне бы хотелось рассмотреть вопрос о том, какой была чеченская война и какое отражение нашла эта тема в литературе. Каждый живущий на земле осознаёт, что своей жизнью он обязан героям войн. Настоящими героями люди называют гордо тех, кто отдаёт Родине всё и не требует ничего взамен. Они защищают свой народ ценой своей жизни.
Цель: ещё раз обратиться к наболевшей теме – война в Чечне.
Мне хотелось бы поразмышлять о том, как это всё было на самом деле и хотя бы частично проанализировать некоторые произведения об этой войне. Мне хочется ещё раз вспомнить тех молодых людей, моих земляков, которые никогда не вернутся домой. Эта проблема очень актуальна потому, что до сих пор это очень больной вопрос, это незаживающая рана, это боль, о которой нельзя молчать.
Главная задача – это попытка проанализировать ситуацию в Чечне и отображение её в литературе, поразмышлять о сущности жизни и смерти, о долге, чести и достоинстве человека, о сердце матери, потерявшей сына на войне.
В душе каждого из нас – незаживающая, мучительная рана. Боль потерь. Такое не проходит бесследно. Никто не сможет вернуть жёнам – мужей, матерям - сыновей, детям - отцов. Вырывается крик сердца наружу: за что и как погибли?! Человеческая совесть, гражданский долг не позволяют молчать. Война никого не оставила безразличным, и каждый проявлял себя по-разному: кто-то был твёрд и решителен, кто-то пассивен и безразличен, но каждый прошёл по дороге потерь и мучительных, долгих часов, которые тянулись как вечность.
На войне есть всё – и трусливость, и глупость, и недостойное поведение военнослужащих, и ошибки командиров. Но это не идет ни в какое сравнение с мужеством и героизмом, самоотверженностью и благородством каждого. Народная мудрость гласит: «Мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Те, кого потеряла наша страна, не сделают этого никогда. Солдату мы обязаны всем лучшим, что есть в нашей военной истории. Погибшие ребята уже никогда не увидят своих матерей, своих любимых и близких, не пройдут по улицам родного города - но они погибли за то, чтобы их и наши дети жили без страха и оглядки.
Чужой беды не бывает, война в Чечне – наша общая боль, и наша совместная задача – остановить её и не допустить разрастания пожара на всёй территории страны.
11 декабря 1994 года на территорию Чечни были введены федеральные войска. Начались крупномасштабные военные действия.
Наш народ до сих пор не знает всей правды о том, как и кем принимались решения о вводе войск в Чечню. Эту войну высшее руководство страны называло «Конфликтом», «Операцией по разоружению незаконных бандформирований». Но как возник конфликт, откуда взялись бандформирования, кто виноват в их появлении, нам неизвестно. Однако всякий здравомыслящий человек понимает, что преступно вести войну на территории своей страны против своего народа. Жизнь показала, что власть «слегка ошиблась», а платить пришлось жизнями российских сыновей. У известного русского писателя есть замечательная повесть «Ясным ли днём», в которой главный герой - Сергей Митрофанович – инвалид Великой Отечественной войны при встрече с новобранцами размышляет: «Я думал, что все войны на мне закончатся, а до сих пор льётся кровь, и всюду русским братом прикрываются».
Смерть выбирает лучших.… Гибнут те, кто не прятался за спинами других. Те, кто успел узнать не только грязь и жестокость войны, но боль и честь, достоинство и отвагу…
Как бы грамотно и красиво командир ни нарисовал на карте стрелу (направление атаки, удара), «тащить её на своих плечах» придётся рядовому бойцу.
Немало наших мальчишек полегло в Чечне, их жизнь оборвалась на взлёте. Что принесла война россиянам? Горе матерям, потерявших своих сыновей и кормильцев, страдание и гибель ни в чём не повинных людей.
Ещё 23 декабря 1994 года Госдума потребовала от Президента Бориса Николаевича Ельцина, а также от противостоящих сторон ввести мораторий на боевые действия и перейти к переговорам. Положительного ответа не последовало.
Каждый раз, когда поступали такие требования, министры продолжали действовать силовым методом. И только 10 января, за спиной военных, Российское правительство договорилось с командованием боевиков, и в Грозном объявили 48-ми часовой мораторий.
1. Чечня глазами писателей
Уходили солдаты,
Молодые, красивые,
И мечтали вернуться назад.
Но война не спросила
И их тупо косила,
«Грузом – 200» вернула назад.
Что в их душах творилось,
Нам, живущим, не снилось,
Смерть наглела, в лицо им смеялась.
Их убили, убили,
А потом наградили,
Вся страна в их судьбе расписалась.
Фотографии ваши,
Как реликвии наши,
Ох, как трудно в глаза вам смотреть…
И пока мы на свете,
Перед вами в ответе
За войну, за калек и за смерть.
Валентина Шпак.
Анн Нива «Сволочная война».
О Чечне очень долго молчали, скрывали правду, но в последнее время появляются новые и новые публикации об этой страшной войне. Многие журналисты и писатели побывали в Чечне и в своих произведениях попытались рассказать правду о том, что они видели. Меня поразила история французской журналистки Анн Нива, которую долго не пускали в Чечню как представителя России или других международных организаций, но она оказалась там как представитель чеченской стороны. В журнале «Звезда» Яков Гордин пишет о книге Анн Нива «Сволочная война». Это документальная книга о том, что на самом деле происходило с чеченским народом. Книга полна сострадания к людям, оказавшимся жертвами кровавого катаклизма. Некоторые из тех, с кем она встречалась в Чечне и делила лишения и опасности, вызывали в ней искреннюю и устойчивую симпатию. Но это не значит, что она встала на одну из сторон. Писательница работала главным образом на территории, контролируемой боевиками. Её взгляд – взгляд изнутри чеченской трагедии. Главное – усталость от войны, надежда на умиротворение несчастной Чечни, чуждость этой войны человеку. Книга Анн Нива ещё раз доказывает: главной жертвой войны, виновниками которой многие чеченцы считают исламских радикалов, стало мирное население.
Мы видим в книге множество жутких картин: «Мертвенно – бледная молодая женщина смотрит застывшим взглядом на фрагменты человеческих тел, разбросанных по двору. Как и все остальные жители деревни она боится, во-первых, боевиков, которые ничего не способны контролировать, во-вторых, российских военных, которые не остановились перед бомбардировкой деревни. Боевики уходили очень поспешно. Мирным жителям уходить было некуда. Они в очередной раз стали заложниками непримиримых.
Анн Нива понимает, что и российские военные – жертвы обстоятельств. Писательница не является судьёй, не является она и идеологом. Она простой свидетель, и в этом ценность её работы. А тема – то очень давняя: Россия и Кавказ. Эта французская писательница, которая живёт и работает в Париже и в Москве, показала нам правду о Чечне.
«Джахеннем или До встречи в Аду».
Известная русская писательница Юлия Латынина написала очень интересную книгу о Чечне «Джахеннем или До встречи в Аду». По-арабски «джахеннем» - это ад. Это новая книга о Чечне. Юлия Латынина считает, что мы все от Грозного до Москвы и Хабаровска попали в ад с началом чеченской войны. Мы не понимаем культуры чеченцев, их жизненных устоев, их психологии и потому не можем в этой войне победить, не можем отловить всех бандитов.
Но главная проблема даже не в наших спецслужбах, которые часто вместо борьбы с террористами обделывают свои дела и зарабатывают деньги. В Чечне идёт сейчас подъём религиозных и родовых отношений. И он защищает чеченцев от войны лучше нашего государства. Да ведь война-то идёт на родной чеченской земле. А русских от беспредела не защищает никто. Хотя фронт этой войны может в любое время оказаться в любом месте страны
Не случайно один из героев книги, чеченец, потерявший на войне ногу, говорит: «Мы, если надо, и на одной ноге хоть до Дальнего Востока дойдем».
Автор этой книгой словно задает вопрос: «Разве есть ещё места, где не идёт война?» И после прочтения этой книги, пожалуй, с ней нельзя не согласиться.
Роман Сергея Тютюнника «Двенадцать пуль из чеченской обоймы»
Писатель Сергей Тютюнник написал необычный роман «Двенадцать пуль из чеченской обоймы». Меня привлёк этот роман тем, что в краткой форме, но очень интересно и неравнодушно автор рассказывает о событиях в Чечне. В Чечне всегда и везде было страшно. Ведь русские войска были в гостях на чеченской земле. Удивительны названия глав романа: «Война и плен», «Война и секс», «Война и водка», «Война и вера», «Война и праздник» … Так и вспоминается утверждение Л.Н. Толстого: «Всюду жизнь!». Может быть, нельзя быть уверенным в том, что этот роман - лучший о войне в Чечне. Но то, что он о многом заставляет задуматься – это точно. Как и документальная повесть Ирины Колонтаевской не может никого оставить равнодушным.
Документальная повесть Ирины Колонтаевской «Кавказский пленник»
Русская писательница Ирина Колонтаевская написала документальную повесть «Кавказский пленник». Повесть была опубликована в журнале «Дружба народов» в 2001 году. Собственно, как было сообщено, писательница просто записала рассказ автора, который пожелал остаться неизвестным, но когда повесть уже была подготовлена к печати, Ирина Колонтаевская умерла, и редакция журнала «Дружба народов» решили автором повести оставить именно её.
Повесть очень интересна, не оставляет равнодушным никого. Мы видим чеченскую войну и положение в Чечне глазами пленника. Можно только представить себе, что значит оказаться в плену в Чечне.
«Удивительно, но на войне я научился угадывать настроение людей по одному их дыханию, по чему-то неуловимому, даже не видя их лиц.»,- так писал о себе герой повести. Как много испытаний выпало на его долю. Но нужно было всё перетерпеть, чтобы выжить. И только когда он едет домой, он отчётливо понимает: «Хочется верить, что всё плохое, что только могло, уже случилось». Всё осталось позади, там, за последним погранпостом в Аргуне. Конечно, хотелось домой! Хотелось забыть весь ужас чеченской войны, но забыть было невозможно.
Он всё время возвращался мыслями к тому, что пришлось пережить в Чечне. Вот как об этом говорит герой: «За последний год я почти не встречал нормальных человеческих глаз. Это были или мутные бессмысленные зрачки, или глаза, смотрящие в «никуда»…
Уже после месяца войны из серых и голубых они превращались в стальные, как будто из тела вытрясли всю душу, оставив одну бесплатную оболочку.»
Оказавшись в плену, герой думает о жизни и смерти, о судьбе, о роке… Он видел множество раз гибель своих товарищей, гибель мирных людей. Но прекрасно понимает, что ему повезло в том, что он попал в плен. «Благодаря тому, что я попал в плен, я остался жив. Одна из пуль, протаранивших стенку вагона, была адресована мне, но невидимый почтальон слегка опоздал со своей посылкой», - так говорил герой.
Читая повесть, мы невольно соглашаемся с автором в том, что «всё в мире идёт по пути наименьшей скорби, и поэтому нет смысла искать виноватых».
Писательница назвала повесть «Кавказский пленник» …
Владимир Маканин «Кавказский пленный»
А в произведении Владимира Маканина «Кавказский пленный» мы видим совсем другую войну. Да, это Кавказ! Это прекрасные кавказские горы! Но в этом повествовании ни разу не встречается слово Чечня. После прочтения повести остаётся странный осадок в душе. Мы все понимаем: «Красота спасёт мир!» Но что такое красота Вовка-стрелок и его товарищи не понимали. Это произведение очень многим поражает: русский командир и командир боевиков мирно пьют чай и беседуют – идёт обыкновенный торг – «за 20 калашей – 10 ящиков водки». И что же получается? – нашим же оружием будут убивать наших солдат? Так, может быть, следует согласиться с Колонтаевской? И нет смысла печалиться о погибших. Нет смысла… Но тогда зачем всё это?
2. Выпускники «Северного колледжа», погибшие в Чечне.
Мне хочется рассказать о наших выпускниках .
Бойцов Игорь родился 20 апреля 1976года в городе Сегежа. Окончив 9 классов Сегежской средней школы, Игорь поступил в лицей, который успешно закончил, получив специальность оператора технологических установок. В июне 1994 года был призван в армию, служил в Заполярье, в воинской части морской пехоты. В конце декабря 1994 года был направлен в Чечню. Погиб в январе 1995 года при исполнении воинского долга. Воинское звание – матрос-стрелок. Похоронен 2 февраля 1995 года в Сегеже. Награждён ордером Мужества посмертно. Это был очень весёлый и улыбчивый парень, прекрасный спортсмен. А какие трогательные и нежные письма он писал из армии родным. Невозможно представить, что его больше нет с нами. Его брат Василий занимался восьмью видами спорта для того, чтобы добровольцем пойти служить в Чечню и отомстить за своего брата.
Быстров Алексей родился 14 мая 1976 года, учился в Сегежской средней школе № 5, а затем в лицее №16. В армию призван 10 января 1995 года. Служил в Сертолово Ленинградской области. 1 апреля 1995 года направлен в Чечню. Погиб 1-го апреля 1996 года при выполнении боевой задачи. Воинское звание - младший сержант.
После гибели Игоря Бойцова прошёл всёго 1 год и три месяца. И вновь содрогнулась Сегежская земля, принимая тела ещё двоих молодых парней. На этот раз сегежане проводили в последний путь Алексея Быстрова и Сергея Федюкова. Обидно, что погибли эти парни в дни, когда бывший президент России Ельцин объявил о мирном урегулировании чеченского конфликта. А ещё обидней то, что голос матерей, требующих остановить войну ещё в начале 1995 года, не был услышан высшим командованием. В знак протеста против войны на территории чеченской республики медицинские работники в Сегеже провели акцию бойкотирования весенней призывной комиссии 1996 года.
Алеша был, как все дети, ничем не выделялся, рос здоровым, весёлым мальчиком. Учился в школе, закончил восемь классов. После восьмого класса поступил учиться в Лицей № 16, получил специальность электромонтёра, одновременно учился на курсах в автошколе. Получил права водителя.
Подробностей о гибели Алеши мы не знаем. Но майор, который сопровождал гроб с телом, подтвердил версию о пожаре, в котором погиб Алеша. Знаем, что Алёша водил КАМАЗ, подвозил снаряды к установкам. Часто на машине (он называл её «мой железный конь») ездил из Бамута во Владикавказ, выполняя боевые задания. Во время одного такого боевого задания он, приехав на своей машине, поставил её под погрузку, а сам пошел отдохнуть в каптёрку. То ли пожар произошел, то ли ещё что, но каптёрка сгорела дотла. Сгорел и Алёша. В свидетельстве о гибели значится: 100-процентный термический ожог, полное обугливание тела. Так трагически погиб Алёша. Похоронен Алексей Быстров с воинскими почестями 9 апреля 1996 года в Сегеже.
Мне хочется рассказать ещё об одном пареньке. Он был нашим ровесником. Страшно представить, что по чьей-то вине нас бы вдруг не было. В повести Евгения Носова « Красное вино Победы» автор размышляет о сущности смерти и безысходности солдата на войне. Когда мы читали о Великой Отечественной войне, было до слёз жалко тех солдат, которые не вернулись домой. Но ведь это была величайшая из войн, и мы победили, хотя из солдат 1924 года рождения в живых осталось всего 3%. А что же сегодня? В наши дни…?
Федюков Сергей родился в 1976 году в посёлке Каменный Бор Сегежского района. Учился в школе в Надвоицах и в профессионально-техническом училище №6 в городе Сегежа.
11 января 1995 года призван в армию. Служил в Санкт-Петербурге, затем в городе Майкопе. 21 февраля 1996 года был направлен в Чечню. Погиб 2 апреля 1996 года. Воинское звание – младший сержант.
Сережа был водителем танка. Его подразделение выдвигалось в сторону села Ведено в Чечне, чтобы блокировать дудаевских боевиков. Сергей участвовал в боевых действиях на танке. От прицельно направленной пули снайпера, попавшей в голову, Сергей погиб.
Сергей Федюков - младший сержант, похоронен с воинскими почестями в посёлке Каменный Бор 11 апреля 1996 года.
3. Жертвы чеченской войны из Сегежского района
Чеченская война своим кровавым крылом коснулась и жителей почти всех районов нашей республики. Она коснулась и нас, жителей Сегежского района. Десятки молодых ребят из Сегежи и Сегежского района воевали в Чечне. Они выполняли чьи-то приказы и прекрасно понимали, что в армии приказы безоговорочно выполняются, но не обсуждаются. Нам кажется, что все они помнили строчки из стихотворения Юлии Друниной:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Конечно, многим было страшно. Было страшно от неизвестности, потому что порой просто не понимали, что происходит. Было страшно терять своих товарищей. Было страшно представить себе, как и в их дом, их мамам и папам, их близким и родным людям придёт «черная весть» и «Груз - 200». Нет ни одного района в Карелии, в который бы не пришла такая «чёрная весть».В Сегежском районе это следующие бойцы:
Бойцов Игорь Васильевич, матрос, 1976 – январь1995
Быстров Алексей Вадимович, младший сержант, 1976 - 1 апреля 1996.
Федюков Сергей Владимирович, младший сержант, 1976 - 2 апреля 1996.
Иржикявичус Олег Пятрасович, рядовой,1972 - 12 августа 1996
Дьяченко Сергей Викторович, рядовой,1978 - 11 октября 1999.
Вильгота Владимир Александрович, младший сержант,1980 - 5 марта 2000.
Хаткевич Евгений Анатольевич, ефрейтор, 1981 - 18 сентября 2000.
Калинин Александр Анатольевич, капитан, 1975 - 21 февраля 2000,
Герой России (посмертно)
Новицкий Александр Васильевич, рядовой, 1982 - 28 августа 2001.
Это имена наших земляков, которые не вернулись с войны, с войны, которая длилась почти 13 лет. И не случайно после штурма Грозного в январе 1995 года, когда уже было понятно, что Блицкриг не удался, очень многие генералы и офицеры русской армии не совсем понимали, что происходит на самом деле в Чечне. Война …? Военные действия…? Что это было?
Анатолий Приставкин, замечательный русский писатель, написавший повесть «Ночевала тучка золотая», писал так об этой войне: «Генерал Ермолов был лучший генерал, Герой Великой Отечественной войны. 50 лет Россия с Чечней воевали, 300 тысяч русской армии с 20 тысячами чеченцев. Обращайтесь к истории, ведь это уже было».
А Эдуард Воробьёв, бывший генерал, отказавшийся возглавить военную компанию в Чечне в 1994 году, писал об ужасе данной ситуации в Чечне: « В каждой войне нужно искать экономический интерес. Силовое решение нужно было, чтобы скрыть следы в связи с передачей оружия, которое было в 173-м отдельном учебном центре… то ли частичном, то ли полностью, но оно попало к Дудаеву и помогло ему хорошо вооружиться», - об этом писали в газете « Аргументы и Факты» в №4 за 1996 год.
Наверное, в России нет уголка, которого бы не коснулась эта страшная беда.
Когда мы думаем об этом, то кажется, что ничего не может быть страшнее для родных, чем потеря близких и дорогих людей. Как матери пережить это страшное горе?!
Как в сердце матерей унять тоску?
Смириться с горечью утраты?
Родине сына отдала,
Благословив его в солдаты.
Теперь уж не увидит никогда,
Отдав его, как видно, в никуда.
И как теперь ей дальше жить?
Как это горе пережить?
А памяти всплывает день за днём-
Каким он рос и как его хранила,
И как его любила…
Вот так о материнском горе писала Александра Большакова. Может быть, это не идеальное стихотворение, но нам кажется, что в нём выражена материнская любовь, горечь утраты. Мать отдала своего сына, свою кровиночку, порой, единственную… На защиту чего?! На защиту Родины?! Но от кого наши сыновья защищали Родину и с кем они воевали? Они с честью выполнили свой воинский долг… Но в чём же заключался их долг перед Родиной? Эти вопросы не дают покоя близким погибших, не дают покоя они и нам.
Александр Калинин – Герой России.
Нельзя не вспомнить о Герое России Александре Анатольевиче Калинине. Он родился в Надвоицах 16 февраля 1975, а 21 февраля 2000 года он погиб в Аргунском ущелье. Он уходил на задание лейтенантом и не знал, что ему присвоено звание капитана.
Калинин Александр Анатольевич – командир группы минирования второй отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального Штаба Вооружённых Сил РФ, дислоцированной в Ленинградском военном округе, в Пскове. Он был старшим переводчиком информационного отделения, командиром разведгруппы. Провёл несколько спецопераций против бандформировании, сражался в боях второй чеченской войны. В1999 году проявил мужество и героизм во время боевых действий в Новолакском районе Дагестана. В 1999 году награждён Орденом Мужества.
В феврале 2000 года три группы второй бригады спецназа попали в засаду в районе села Харсеной Шатойского района Чеченской республики. По разведчикам вели огонь миномёты, реактивные системы залпового огня и огнемёты. Группу из 25 разведчиков атаковали несколько сотен боевиков. Не один разведчик не сдался в плен, смертью героев погибли все 25 человек.
За мужество и героизм, проявленное при выполнении воинского долга Указом Президента РФ от 26 июля 2000 года капитану Калинину присвоено звание Героя РФ (посмертно). Именем Героя названа улица в посёлке Надвоицы.
Он успел написать матери прощальное стихотворение:
Ты прости его, мать, и уйми своё горе.
Молодая в нём жизнь бушевала, как море.
Он любил эту жизнь, а тебя ещё больше.
Будь не так это всё, он бы жить мог подольше
Будь не так это всё, он бы шёл в институт,
Не одел бы в ту ночь на себя парашют.
Группа та в ночь ушла, не вернулся никто,
И никто перед смертью не думал: «За что?»
Знал там каждый – за мать, за девчонку свою,
Жизнь сегодня в горах я свою отдаю
И записку тебе он оставил тогда,
И отдать попросил, лишь погибнет когда.
Той записки слова: «Ты прости меня, мам,
На задание то попросился я сам.
И Наташке скажи, что любил от души.
Ты прости меня, мам, что с тобой не прощаясь,
Я ушёл, хотя знал – не вернусь, дорогая».
Судьба Алексея Морозова… Живым – жить!
К сожалению, очень много погибло молодых и красивых парней. Но есть и те, кто вернулся из этого ада. Мы никогда не поймём, какой отпечаток остался в их сердцах. У каждого из них своя история. Кто-то из ребят нашёл силы рассказать о том, через что им пришлось пройти. Но некоторые из выживших не могут возвращаться к этой наболевшей теме. Я хочу поделиться с вами рассказом об Алексее Морозове, прошедшем войну в Чечне, рассказавшем нам о том времени, которое уже не вернёт погибших парней.
Морозов Алексей Викторович родился 2 мая 1976 года в небольшом городе Сегежа. Окончив 1 школу, сразу же поступил в ПТУ- №16, стал токарем. После окончания ПТУ в 1994 году был призван в вооружённые силы РФ. Алексей начал службу в городе Кандалакша, в полку связи.
По разнарядке в январе 1995 года Алексей продолжил свою службу в 134 пехотном полку в Каменке Ленинградского военного округа. Затем его прикомандировали к отделу отдельного танкового батальона (ОТБ).
Когда он оказался на Северном Кавказе, перед глазами Алексея открылась мрачная картина: высокие мощные горы, грязь, кровь, испуганные глаза местных жителей. Спасала и грела душу крепкая дружба боевых товарищей, а также и огромная любовь к Родине. Одним из боевых товарищей оказался земляк Вахрамеев Дмитрий, и до сих пор их связывают тёплые и дружеские отношения.
Спустя много лет в душе Алексея остался отпечаток о злой и кровавой войне. Алексей говорит о том, что война изменила его полностью; он стал смотреть на жизнь по-другому, он понял по-настоящему, что такое мама и папа. Никто не умеет так ждать и любить, как они. Алексей много писем писал домой из армии, но до близких, друзей и любимых дошло только одно. У каждого болела душа. Алексея ждали домой живым и здоровым. И он вернулся.
Война приходит к нему во сне, часто слышатся крики, видит страх и ужас в глазах бойцов. Ему никогда не забыть, как он получил два боевых ранения, всё внезапно, как сон. Взрыв, стрельба, а дальше… кому повезло.
С боевыми товарищами Алексей общается и дружит. У каждого из них уже свои семьи, жизнь продолжается, она не стоит на месте, но как особенные дни есть в календаре у ребят 11 декабря «День ввода войск в Чечню» и 15 февраля «Вывод войск из Афганистана».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
15 февраля ежегодно – и это стало уже доброй традицией – Северный колледж совместно с администрацией города Сегежи возле памятника воинам – интернационалистам проводит печальный и торжественный митинг, посвящённый тем, кто выполнял и выполнил свой интернациональный долг в Афганистане и свой патриотический долг в Чечне. На этот митинг приходят бывшие воины, те, кому удалось выжить. Они помнят павших, как и все мы. Со слезами на глазах мы смотрим на отцов и матерей погибших, плачем вместе с ними, и никто не стесняется и не прячет этих слёз. Мне с уверенностью хочется заявить, что чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас. Война возвращается телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость, поэтому о ней писали и пишут русские писатели и журналисты.
Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны. Но есть и другой список – список погибших иллюзий. И на первом месте в нем стоит престиж нынешней российской власти. Конечно, к осени 1994 года мало кто обольщался по поводу этой власти: на ее счету уже были повальная коррупция, выстрелы по Белому дому и многое другое. Но то, что она способна развязать кровопролитную войну на территории собственной страны – этого никто не мог ожидать.
Может быть, не случайно английский писатель Франкл в своей статье «Человек в поисках смысла» размышлял о смысле жизни, о необходимости опоры человека на собственные силы, о вере в будущее. «Дела плохи, - писал он, - но они станут ещё хуже, если мы не будем делать всё, что в наших силах, чтобы улучшить их.»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Гордин Яков. Профессия – репортёр., «Звезда», №2 2001.
- Документы НКМЦ и семейных архивов.
- Колонтаевская Ирина., Кавказский пленный, «Дружба народов», №4 2001.
- Латынина Юлия. Джахеннем или До встречи в Аду.
- Маканин Владимир., Кавказский пленный. «Новый мир», №4, 1995
- Нива Анн Профессия – репортёр., «Звезда», №2, 2001
- Приставкин Анатолий., О войне в Чечне., «Аргументы и факты», №4 1996.
7. Семенович Олег Книга памяти «Письма к живым» Петрозаводск: ООО» Прагматика» 2003 – 192с.
8. Тютюнник Сергей «12 пуль из чеченской обоймы» документальный роман. Москва 2005г.- 192с.
9. Книга памяти /Чечня/ А.А Фомин, В.В Колесова, А.Е. Шилов и др. издательство Петрозаводского Государственного университета 2001г. – 30с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла., «Литературное обозрение», №7, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...