"Спор о собачьем сердце" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Спор о собачьем сердце
Анашкина Анна Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»
- Наименование урока: «Спор о собачьем сердце»
- Количество часов: 2
- Цели урока:
- Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.
- Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.
- Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.
- Оборудование урока: повесть М. Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце».
- Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
- Содержание (этапы) урока:
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности (УУД: личностные)
Слайд 1 (портрет писателя, название повести)
Слово учителя: К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть «Собачье сердце».
В январе 1925 г. писатель начал работу над сатирической повестью по заказу журнала "Недра". Первоначально она называлась "Собачье счастье. Чудовищная история", но вскоре Булгаков заменил название на "Собачье сердце". Законченная в марте того же года, повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 г. (Слайд 2).
Как вы считаете, почему повесть опубликовали только через 62 года? Ученики высказывают свое мнение (Повесть – сатира на современность).
Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие. Булгаковский взгляд на современность был очень острым.
Этап 2: Актуализация знаний (УУД: познавательные)
Слово учителя: Давайте вспомним, что такое сатира. Что служит предметом сатиры? Против чего она направлена? (ответы учащихся)
Открывается слайд, ученики сверяют свои ответы
Слайд 3
(Сатира - это вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.
Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)
Этап 3: Постановка учебной задачи (УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные ( умение слушать, вступать в диалог)
Учитель: В 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко "Собачье сердце", который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.
(моделирование проблемной ситуации)
Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко "Собачье сердце", где Борменталь спорит с профессором Преображенским.
- Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?
Предполагаемые ответы учеников: спор о собачьем сердце.
Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».
Теперь давайте определим, какую проблему мы должны решить на этом уроке?
Предполагаемые ответы учеников: кто прав: профессор Преображенский или доктор Борменталь?
Учитель: Что мы должны сделать, чтобы ответить на данный вопрос?
Ученики: Провести анализ текста, сопоставить образы Шарика и Шарикова.
Этап 4: Построение проекта выхода из затруднений (УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.)
Аналитическая беседа
Учитель: Представьте и опишите Москву, в которой происходит действие повести.
Ученики: Город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди
Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти?
Ученики: Квартира Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения.
Учитель: Почему такая спокойная жизнь в квартире профессора находится под угрозой?
Ученики: Потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.
Учитель: Что же соединяет два этих мира?
Ученики: Это Шарик.
Учитель: Действительно, благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.
Дома вы должны были рассмотреть композицию повести. На сколько частей можно разделить повесть, и от чьего лица ведется повествование в каждой части?
Ученики представляют подготовленную дома презентацию, в которой очевидно разделение повести на две части: Слайд 4
1 часть | 2 часть |
1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени. | 5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение. |
2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: "перевязка", прием пациентов, визит домкома | 6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, "разъяснение" кота. |
3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, "разъяснение" совы, "ошейник", кухня, подготовка к операции. | 7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора. 8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), "покушение на Зину". |
4 гл. Операция. | 9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и "машинисточка", донос на профессора, операция Эпилог: "предъявление" Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой. |
( Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)
Учитель: каковы причины такого построения произведения?
Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.
Учитель: Опишите Шарика в момент его первой встречи с профессором Преображенским. (Прием «словесное рисование»)
Ученики перечитывают 1 главу, уточняют детали (Вероятно, на первом этапе работы учитель услышит не описание, а характеристику Шарика, перечисление его качеств.)
Учитель: Должен ли быть на рисунке ярко освещенный магазин?
Ученики: Обязательно, так как тьма и свет - символизируют два состояния мира: на переднем плане - темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в "столбе метели".
Учитель: В какой момент встречи ярче всего показан именно пес?
Ученики: Конечно, это момент, когда Шарик только заметил профессора и догадался, что тот купил колбасу. Шарик пытается из последних сил выползти из подворотни, чтобы профессор заметил его. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.
Этап 5: Самостоятельная работа (УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
I группа, анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:
- "Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?"
II группа, анализируя 2-3-ю главы, фиксирует, что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что - нет.
III группа, работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:
- "Как воспринимает пес обитателей квартиры?"
IV группа (те же главы):
- "Как относятся к Шарику обитатели квартиры?"
V группа (те же главы):
- "Меняется ли Шарик с 16 по 23 декабря?"
Ожидаемые ответы учеников:
I группа:
- Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто "вечно сыт", "никого не боится", поэтому "не станет пинать ногой". Опасны голодные, те, кто "сами всего боятся". Шарик ненавидит "холуев". Он говорит, что "человеческие очистки - самая низшая категория". Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.
II группа:
- Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру "похабной". Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: "Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду". Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика - кухня: там готовят еду, и там горит огонь.
III группа:
- После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор - "волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки". Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность - главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.
Он быстро покорил Дарью Петровну - повариху. Кухня - "главное отделение рая" для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее "Зинкой"; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что "он весь дом обожрал". Доктора Борменталя пес называет "тяпнутый" и совсем с ним не общается.
IV группа:
- Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что "бедняга наголодался"; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка - это "единственный способ обращения с живым существом"; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот "разъяснил" сову. Для Зины Шарик - причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он - обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика "беспризорным карманником" и не пускала в кухню, но пес "покорил ее сердце".
Учитель: Каковы главные ценности Шарика?
Ученики: Главное для Шарика - это еда, тепло и безопасность.
V группа
- Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавщего от голода. За неделю он превратился в лохматого и "удивительно-жирного" "пса-красавца". Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: "Зачем я понадобился профессору?" (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в "собачьей лечебнице", и защищал свою жизнь - у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: "Бейте, только из квартиры не выгоняйте". Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник - своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он - "собачий принц-инкогнито". Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость - на лакейскую угодливость.
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?
Предполагаемые ответы учеников: После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно "станут всем". Революция - это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.
Этап 6: Рефлексия (УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)
- Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему?
- Как автор помог нам лучше узнать Шарика?
Ученики делают вывод.
Учитель: Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Ученики: - Нет.
Учитель: - На какие же вопросы мы получили ответ?
Ученики: - Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.
Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания.
Домашнее задание:
1. Выделите и запишите в тетрадь этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова (задание для всего класса).
2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).
3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).
4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)
5. Попробуйте письменно рассказать о посещении доктором Борменталем и Шариковым цирка от имени одного из этих героев. Например: доктор вечером делает запись в своем дневнике или Шариков делится впечатлениями с Вяземской или Швондером.
Список литературы:
- Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. - СПб.: Глагол, 2000.- С. 3-60.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку.[Текст]. /Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
Брейн-ринг по чтению «Жизнь собачья» ( 8 – 9 класс).
Цель: Способствовать формированию интереса к чтению и русскому языку.Задачи:1). Проверить знания учащихся о творчестве А.П. Чехова и И.С. Тургенева.2). Развивать познавательный интерес через вып...
Контрольная работа по литературе в 8 классе по произведению М.Булгакова "Собачье сердце"
Содержит тестовые задания по произведению М.Булгакова "Собачье сердце"...
Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".
"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни....
М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Программа внеурочной деятельности Мы за спор для 5-9 классов.
Программа внеурочной деятельности по физической культуре для 5-9 классов....