Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Татьяничевой
методическая разработка по литературе на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Л. К. Татьяничевой предназначен для проведения в коррекционной школе 7 вида и посвящается 100-летию со дня рождения поэтессы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.docx | 50.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида»
456780, Россия, Челябинская обл., г.Озерск, проезд Комсомольский, д.9, тел 6-55-44 (директор), 6-31-39 (секретарь)
E-mail: school_34@inbox.ru ИНН 7422030101 / КПП 741301001 / ОГРН 1027401185140
Областной фестиваль литературно-художественного творчества «Литературный венок России»
Группа: образовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Номинация: «Литературно-музыкальная композиция»
Литературно-музыкальная композиция «Мне бы только суметь, мне бы только успеть…»
(о жизни и творчестве Л. К. Татьяничевой)
Подготовил:
Галдина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида
456780 г. Озерск, Челябинская обл.,
Комсомольский проезд, 9
E-mail: school_34@inbox
Тел. 8(35130)7-99-02
Озёрский городской округ
2015
Литературно-музыкальная композиция «Мне бы только суметь,
мне бы только успеть…»
(о жизни и творчестве Л. К. Татьяничевой)
Цели:
- Обучающая: познакомить обучающихся с непростой судьбой и уникальным талантом Л. К. Татьяничевой, повысить мотивацию обучающихся к чтению и изучению творческого наследия поэтессы;
- Развивающая: развивать способности к литературно-театральному творчеству, развивать навыки выразительного чтения;
- Воспитывающая: формировать гражданско-патриотическую позицию обучающихся, воспитывать эстетическое восприятие действительности, интерес к поэтическому слову, умение вести себя в группе и выступать на сцене;
- Коррекционная: коррекция памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, восприятия окружающей действительности.
Образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, групповые и индивидуальные формы работы, компьютерные технологии.
Обоснование выбора творчества поэта и формата проведения литературного мероприятия
2015 год – юбилейный для Л. К. Татьяничевой. Судьба распорядилась так, что в этом году мы отмечаем и столетие со дня её рождения и скорбим в день тридцатипятилетия смерти поэта. Л. К. Татьяничева родилась в средней полосе России, но именно на Урале, в Челябинской области, взошла её поэтическая звезда. Готовясь к мероприятию, мы изучили и стихи Татьяничевой, и её биографию. В Интернете нашли несколько уроков по изучению творчества. Однако литературно – музыкальной композиции не обнаружили, хотя её поэзия органично укладывается в рамки данной формы внеклассной работы по предмету «Литература». Также следует отметить , что написано много песен на стихи Татьяничевой, есть записи, где она сама читает свои произведения. Именно эти факты дали нам основание для выбора творчества поэта и для формата проведения литературного мероприятия.
Оборудование: выставка книг, посвященная Л. К. Татьяничевой (в ней представлены изданные книги, рефераты по биографии и творчеству поэтессы, фотографии), мультимедийный проектор для воспроизведения презентации мероприятия, аудиозаписи с чтением Татьяничевой своих стихов, аппаратура для музыкального оформления композиции, микрофоны.
Целевая аудитория: данное мероприятие предназначается для обучающихся 2 – 9 классов, студентов Озёрского колледжа искусств. Наша школа сотрудничает с данным учебным учреждением, его студенты активно участвуют в наших постановках, исполняя музыкальные номера на высоком профессиональном уровне. Также композицию можно представить для родителей на отчётном концерте, для ветеранов микрорайона во время очередной встречи. В мероприятии принимало участие 2о человек: обучающиеся нашего образовательного учреждения и студентки колледжа искусств. Большая помощь была оказана педагогом музыки в подборке музыкального материала, заместителем директора по воспитательной работе в репетициях композиции.
Методические рекомендации для проведения
литературно-музыкальной композиции
Внеклассное мероприятие «Мне бы только суметь, мне бы только успеть…» (о жизни и творчестве Л. К. Татьяничевой) представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает уральская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева. В ней находят отражение наиболее яркие моменты биографии этого удивительно одаренного человека. Однако главным остается литературное творчество. В сценарии используются наиболее яркие её стихотворения. Творчество представлено тематически: тема Родины, природы, уральские стихи, тема любви, тема войны, тема труда, материнства. Также в композиции представлено песенное творчество. Мероприятие построено в форме рассказа-воспоминания Татьяничевой о себе. Роль поэтессы - самая сложная, поэтому её исполняет учитель литературы. Материал для роли взят из автобиографии Татьяничевой.
Главной целью подборки материала было желание показать многогранность таланта этого человека, оставившего после себя такое удивительное наследие, пленяющее ум и сердце человека покоем и радостью, чувством свободы и любовью, теплом и светом.
В ходе мероприятия красиво и душевно звучат стихи, поются песни, просматривается презентация.
Литературно-музыкальная композиция разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи. Поэтому проводить подобные мероприятия в коррекционной школе VII вида необходимо с учётом данных особенностей. Подготовка мероприятия занимает гораздо больше времени, чем в обычной школе. В процессе подготовки учитель выучивает с детьми стихотворения наизусть, работает над актёрским исполнением, помогает овладеть сценической культурой. При проведении мероприятия за кулисами с детьми находится психолог, чтобы оказать поддержку в эмоционально нестабильной взволнованной атмосфере праздника, поддержать, успокоить, похвалить.
Список использованной литературы
- Баруздин, С. А. О Людмиле Татьяничевой / С. А. Баруздин // Баруздин, С. А. Заметки о детской литературе / С. А. Баруздин. — М., 1975.
- Ханбеков, Л. В. Судьба — это мы: Очерк творчества поэтессы Л. К. Татьяничевой / Л. В. Ханбеков. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984.
- Сорокин, В. В. Красивая и строгая / В. В. Сорокин // Сорокин, В. В. Благодарение : Поэт о поэтах / В. В. Сорокин. — М., 1986.
- Татьяничева, Л. Коротко о себе / Л. Татьяничева // Собрание сочинений : В 3-х т. — М., 1986. — Т.3.
- Гальцева, Л. «Свой край полюбив навсегда» / Л. Гальцева // Каменный пояс. — Челябинск, 1987.
- Гальцева, Л. "В Урале Русь отражена" / Л. Гальцева //Гальцева, Л. В Урале Русь отражена / Л. В. Гальцева. — Челябинск, 1991
- Татьяничева Людмила Константиновна // Писатели Челябинской области: Биобиблиографический справочник. — Челябинск, 1992.
- Смелянский, В. Архив любви / В. Смелянский // Челябинск. — 1999. — № 2.— Записала И. Богданова.
- Шишов, Кирилл. Штрихи к портрету / К. Шишов // Татьяничева, Л. К. Стихи разных лет. Воспоминания современников / сост. Е. В. Ховив. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2000.
- Куницын, Александр «Улица Татьяничевой» / А. Куницын // Татьяничева, Л. К. Стихи разных лет. Воспоминания современников / сост. Е. В. Ховив. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2000
- Дида, Надежда. Частичка Урала / Н. Дида // Татьяничева, Л. К. Стихи разных лет. Воспоминания современников / Л. Татьяничева; сост. Е. В. Ховив. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2000. —
- Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна / Ю. Смелянский // Челябинск: Энциклопедия. — Челябинск: Каменный пояс. — 2001
- Фонотов, М. А счастья не знала… / М. Фонотов // Фонотов, М. Соловьиный остров. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001.
- Капитонова, Н. А. Татьяничева Людмила Константиновна / Н. А. Капитонова // Литература России. Южный Урал [Текст]: хрестоматия. 5-9 класс / сост. Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002.
- Татьяничева Людмила Константиновна // Литература России. Южный Урал [Текст]: хрестоматия. 10-11 класс / сост. Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева; Л. И. Стрелец. — 2-е изд., испр. — Челябинск: Взгляд, 2004.
- Белозерцев, А. Урал в ее сердце / А. Белозерцев // Белозерцев, А. Священного призвания стихия : О жизни и творчестве поэтов Южного Урала. — Челябинск : Дом печати, 2005
Интернет – ресурсы
Л. К. Татьяничева в Википедии
Биография Л. Татьяничевой в проекте «Поэзосфера»
Л. К. Татьяничева в Википедии
Информация о книгах Людмилы Татьяничевой на сайте «Библус»
Биография Л. Татьяничевой в проекте «Поэзосфера»
Л. Татьяничева в электронной энциклопедии «Челябинск»
Биография Л. Татьяничевой // http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalendar2005/tatyinic.htm
Л. К. Татьяничева в проекте «Хронос»
Л. Татьяничева на сайте Челябинской областной деткой библиотеки
Стихи Л. К. Татьяничевой в Электронной библиотеке фонда КОАП
Материалы о жизни и творчестве Л.К. Татьяничевой
Книги:
Литература России. Южный Урал [Текст] : хрестоматия 5-9 кл. / сост. Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева. – 2-е изд., испр. – Челябинск : Взгляд, 2003. – 496с.
Литература России. Южный Урал [Текст] : хрестоматия 10-11 кл.: учеб. пособие / сост. Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева, Л. И. Стрелец. – 2-е изд., испр. – Челябинск : Взгляд, 2004. – 447с.
С. 429: Татьяничева, Л. К.
Методические материалы в помощь преподавателю
«Жизнь и творчество Л. К. Татьяничевой»: Конспект учебного занятия
Кряж, Л. А. Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина «Волки», «Обида», «Мастер» с использованием стихотворений уральской поэтессы Л. К. Татьяничевой / Л. А. Кряж // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Ливнева, Л. Анализ стихотворения Л. Татьяничевой «Ярославна» / Л. Ливнева //http://www.litkonkurs.ru/projects/doc_view_2prn.php?tid=80405&pid=104
Тарасова, Т. Ю. «В краю озер и рудных скал» : Виртуальное путешествие по Уралу с поэтессой Л. К. Татьяничевой (Виртуальная экскурсия
Я без Урала не могу..: Поэзия Л. К. Татьяничевой (к литературному часу) // Школа юного краеведа
«Я без Урала не могу…» : Конспект литературного вечера или классного часа по творчеству Л. Татьяничевой
Аудиоматериалы
Рылеева, Г. Татьяничева Л. На Урале: [Песня] // Г. Рылеева Река весны. – АЗГ, 1997. – 1 а/к
Татьяничева, Л. К. Урал («Когда говорят о России...») : [Стихотворение в исполнении автора] // Голоса уральских поэтов / ред. журнала «Урал». – Екатеринбург: Журнал «Урал», 2001. – 1 CD
Ход мероприятия
На фоне музыки Поля Мориа «История любви»
Ведущий:
Людмила Константиновна Татьяничева… Её сердце – это поэтический дом, двери которого гостеприимно распахнуты настежь для всех чувств, для всех переживаний. Сегодня мы посетим этот дом и познакомимся с творчеством поэтессы.
На сцену выходит учитель. Он исполняет роль Татьяничевой.
Татьяничева:
Родилась я в декабре 1915 года в Ардатове. Отца не помню, он рано умер. Мама была необыкновенно добрым и отзывчивым человеком, писала стихи, вела дневник. Мы жили при школе, сквозь перегородку я слышала спокойный голос матери, учившей взрослых и детей русской грамоте. Она умерла, когда мне было десять лет. Чтобы запомнить её могилку, я сняла со своей шеи шарфик, обвязала им тонкое деревце. Я думала, что по этой примете смогу отыскать заветный холмик…
Чтец 1.
Это было в Казани,
В Казани.
У сиротства на самом краю.
Не по-детски
С сухими глазами
Хоронила я маму мою.
В знобком марте,
На стареньких дрогах,
Как на добром
Верблюжьем горбу,
Мы везли из больничного морга
Мою маму в дешевом гробу.
Гроб засыпали комьями глины...
Чтоб найти этот холмик потом,
Тонкий ствол
Примогильной рябины
Я цветным обвязала платком.
Татьяничева:
Меня пригласили к себе дальние родственники, жившие в Свердловске. С небольшим фанерным чемоданчиком я появилась в доме Кожевниковых. Они с радостью меня приняли, относились как к родной, поощряли моё увлечение поэзией, учили понимать живую душу природы.
Чтец 2
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки - сини, горы - сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга...
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет.
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть.
А может, здесь она моложе...
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское - всё то же.
И доброта, и песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И также звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
Татьяничева:
Любовь к Уралу, к его суровой красоте я сохраню на всю жизнь.
Включается запись. Стихотворение «У рассвета сосны розовы» читает автор Л. К. Татьяничева
Чтец 3
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.…
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Татьяничева:
Детство закалило мой характер, мне очень хотелось стать самостоятельным человеком. В 15 лет я устроилась ученицей токаря на вагоностроительный завод.
Чтец 4
Я училaсь детaли
Точить на стaнке.
Стружки руку клевали,
Прикипали к щеке.
Вырывалась, шипела
Норовистая сталь
И никак не хотела
Превращаться в деталь.
Вместо доброй удачи
То поломка,
То брак.
Шла со смены я, пряча
Свои слёзы в кулак.
Говорил каждый день мне
Мастер точных работ:
- Было б, дочка, раденье,
А уменье придёт.
Но потом услыхала
Я другие слова:
- Нет, умения мало,
-Достигай мастерства!
День и ночь –
Не посменно
– Лишь тем и живу,
Что стремлюсь неизменно
К мастерству,
К мастерству!
Ну, a если удача
Не даётся никак,
Я, как в юности, прячу
Свои слёзы в кулак.
Татьяничева:
Потом был рабфак, учеба в институте цветных металлов. В это время страна строила огромный металлургический комбинат. Я бросила институт и в 19 лет приехала на Магнитку.
Чтец 5
Наш город рос
У вечного огня,
Пылающего в сердце домен.
Прекрасный
И надежный, как броня
Он был сперва
Воинственно бездомен.
И ничего он нам
Не обещал!
Встречая вьюг
Разбойные набеги,
Мы ставили палатки
На причал,
Бараков утлых
Строили ковчеги.
Они копили
Запахи жилья,
И детский смех,
И перепляс гармоник…
Наш город рос
У вечного огня –
Мечтатель,
Мастер
И огнепоклонник.
Татьяничева:
Люди жили в тесных, холодных бараках. Трудности не пугали молодых строителей. Комсомол направил меня на работу в газету «Магнитогорский рабочий». В городе «кипела» литературная жизнь. Я стала членом литературной бригады «Буксир».
Чтец 6
Ты подарил мне подкову месяца,
Плывущего над тишиной полей.
Кто бы поверил,
Что месяц уместится -
Весь целиком! -
В комнатушке моей!
Ты мне сказал очень тихое слово.
И закудрявились клёны зимой.
Кто бы сказал,
Что для счастья земного
Покажется тесным мне шар земной!
На фоне музыки Поля Мориа «История любви»
Пришла любовь. Николай Смелянский, работник газеты, литератор, стал моим мужем. Удивительно: мы родились в один день (19 декабря)! Только он на 10 лет был старше. Это была любовь на всю жизнь.
Чтец 7
Всё стало прошлым:
Облака,
И трепет губ, и птичий лепет.
Моя спокойная рука
Твоё лицо из глины лепит.
Мужские гордые черты
И рот,
Не знающий признаний…
Да, это ты,
Да, снова ты
Глядишь сквозь дальность расстояний!
Твой взгляд, о, как меня он жёг,
Твой взгляд, насмешливый и длинный…
Огнём я закалила глину,
Чтоб не рассыпался божок.
Песню «Журавли» на стихи Татьяничевой исполняет студентка колледжа искусств
На фоне 8 симфонии Шостаковича
Татьяничева:
У нас родились два сына. Это не помешало мне учиться заочно в Литературном институте имени Горького. Но грянула Великая Отечественная война. Экзамены наш выпуск сдавал, когда над Москвой выли сирены воздушной тревоги. Наши товарищи уходили на фронт. Как я завидовала им! Мы с мужем тоже написали заявление. Но нам ответили отказом – работники были нужны и в тылу.
Чтец 8
Под смолистыми стрехами
Прятались голуби.
Обезумевший ветер
Врывался в жилье.
А на озере,
Встав на колени над прорубью,
Госпитальные няни
Полоскали белье.
Задубели на них
Телогрейки и чеботы,
А работе, казалось,
Не будет конца.
Но в груди их стучали
Упрямые молоты -
Милосердные, сильные в горе
сердца.
На солдатском белье,
В этом пекле морозном
Густо пролитой крови
Ржавели следы.
С женских пальцев стекали,
Как горючие слёзы,
На лету замерзавшие
капли воды...
Мы не часто друг к другу
Бываем внимательны.
Даже прошлое вспомнить -
И то недосуг,
Но вовек не забыть мне
Усталых, старательных,
Обожженных морозом
Плачущих рук...
Татьяничева:
В годы войны я много печаталась. Вырезки с моими стихами бойцы хранили в нагрудных карманах рядом с письмами родных. Однажды кыштымский поэт, бывший фронтовик Василий Щербаков подарил мне такую вырезку. Она была найдена в партийном билете погибшего офицера.
Чтец 9
И на току,
И в чистом поле
В войну я слышала не раз:
— А ну-ка, бабы,
Спляшем, что ли!
И начинался сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточенны, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не павами по кругу плыли,
С ладами чуткими в ладу.
А будто дробно молотили
Цепями горе-лебеду.
Плясали, словно угрожая
Врагу:
— Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!
Наперекор нелегкой доле,
Да так, чтобы слеза из глаз,
Плясали бабы в чистом поле
Суровый танец —
Сухопляс.
Татьяничева:
Я считала, что линия фронта проходит через каждое сердце. Войну я воспринимала как жена, получившая похоронку, как медсестра, рыдающая возле кровати умирающего солдата, как мать, потерявшая сына.
Чтец 10
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённым,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поимённо,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Свет дымится; он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идёт
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье Вечность им кладёт.
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!
Татьяничева:
У грубого простого обелиска
Остановилась и склонилась низко.
Волной тяжёлой волосы седые
Упали ей на плечи молодые.
Могилу Неизвестного солдата
Цветами убрала она богато:
Гвоздикой красной,
Медоносной кашкой,
Шиповником
Да белою ромашкой.
Потом она присела в изголовье
И песни пела
Горестные, вдовьи.
Она, наверно, потому их пела,
Чтоб сердце от тоски не онемело.
Песню «Солдатка» (В. Резников — С. Островой) исполняет студентка колледжа искусств
На фоне «Прелюдии для Кэт» М. Таревердиева
Татьяничева:
В конце войны я переехала в Челябинск. В 1946 году за свой новый сборник стихов выдержала нападки критики. Меня обвиняли в «ахматовщине», «безыдейности», в том, что в стихах уделяю слишком большое внимание личным чувствам и переживаниям. Эти нападки были очень опасными и для меня, и для семьи. Я собственноручно уничтожила пять тысяч экземпляров книги.
Чтец 11
В угоду женщине неумной
Он то не замечает мать,
А то вдруг мелочно и шумно
Её возьмется укорять
За то, что расшалились дети
И пригорело молоко.
Не потому ль она в ответе,
Что обижать её легко?
Она всё стерпит без упрёка,
Не проклиная, не грозя,
И только, может, раньше срока
Закроет добрые глаза.
И сыну станет всё постыло…
Поймёт он, подавляя стон:
Обид, что мать ему простила,
Себе простить не сможет он.
Татьяничева:
С 1948 года 10 лет я была ответственным секретарем челябинской областной писательской организации. В 1965 году меня пригласили работать секретарем правления Союза писателей РСФСР в столице. В Москве я жила и работала до конца своих дней.
Чтец 12
В могучем солнечном бору
Есть дерево одно.
Умру - и тотчас топору
Подставит грудь оно.
Так жадно любящее жить,
Подставит смерти грудь,
Чтобы достойно снарядить
Меня в прощальный путь.
Ему как будто суждено
Дать мне последний кров,
Как на Руси заведено
Ещё спокон веков…
Хотела б я в густом бору
То дерево сыскать,
Щекой согреть его кору
И так ему сказать:
- Пускай нас слушает весь бор,
Подняв свою хвою,
Я не хочу, чтоб тот топор
Вонзился в грудь твою.
Пусть время дышит нам в лицо,
Ведёт из боя в бой
И мечет за кольцом кольцо
На ствол янтарный твой
Ведущий:
Ее внук - писатель Василий Юрьевич Смелянский - писал, что «...у нее каждая минута уходила на работу. Вся жизнь была расписана... Жизнь ее шла в бешеном графике, работоспособность была очень высокой. К сожалению, такое перенапряжение, видимо, приблизило смертельную болезнь...»
Умерла она в Москве, в апреле 1980 года. Одно из её последних стихотворений – «Лирическое завещание»
Чтец 13
На Урал мое сердце летело,
Пусть Урал его сохранит.
Выньте сердце мое из тела,
Положите его в гранит.
Иль укройте в утесе рудном
Над тропою,
На самом краю.
Ведь исполнить не очень трудно
Эту просьбу мою.
Если ж трудно,
Не буду в обиде.
Вам, конечно, видней.
Что ж, тогда его схороните
Под сосной,
Меж корней.
Той, что в детстве
В окошко глядела
По ночам,
По утрам...
На Урал мое сердце летело,
Пусть останется там!
Песню В. Тюльканова «Россия моя, Россия» исполняет студентка колледжа искусств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....
Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»
Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся 5-9 классов. Основная цель — привити...