Александр Николаевич Островский - отец русской драмы и театра
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Знакомство с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Островского, преемником лучших традиций русской драматургии, продолжателем дела Н.В. Гоголя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.n.ostrovskiy_-_otets_russkoy_dramy_i_teatra.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Урок литературы в 10 классе на тему:
Александр Николаевич Островский -
отец русской драмы и театра
Подготовлен Баклан Светланой Леонидовной,
учителем русского языка и литературы
высшей категории
г. Нижнекамск 2015 год
Александр Николаевич Островский -
отец русской драмы и театра
Островский обладает глубоким
пониманием русской жизни
и великим умением изображать
резко и живо самые
существенные её стороны
Н.А. Добролюбов
Цели: 1. Познакомить с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Островского. Показать роль Островского-драматурга в русской литературе второй половины XIX века.
2. Развивать умение работать в тетради, с учебником, по картине.
3. Воспитывать любовь к литературе, живописи, театру.
Оборудование: Портрет А.Н. Островского, репродукции картин Перова, презентация о жизни и творчестве писателя-драматурга
План лекции:
1. Репертуар русского театра первой половины XIX века
2. А.Н. Островский – преемник лучших традиций реалистической драматургии
3. Портрет писателя
4. Обыкновенность автобиографии
5. Замоскворечье
6. Гимназия – университет – Малый театр
7. Н.А. Добролюбов об А.Н. Островском
8. Тёмное царство
9. Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»
10. Наблюдения Островского за жизнью купечества. Дневник
11. 14 февраля 1847 год – « считаю себя русским писателем»
12. «Картины семейного счастья», профессор Шевырёв
13. Манера чтения Островского
14. Обличение не только купечества, но и условий, формировавших жестокие нравы и взгляды
15. А.Н. Островский – продолжатель дела Н.В. Гоголя
Мы приступаем к изучению большой новой темы: жизнь и творчество великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Сегодня мы поговорим о жизни и начале творческой деятельности писателя. Запишите тему урока. Во время моего рассказа и просмотра презентации постарайтесь отметить в своих тетрадях основные этапы жизненного и творческого пути Островского.
В репертуаре русского театра первой половины XIX века было несколько замечательных пьес: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Н.В. Гоголя.
Пьесы эти были блестящим исключением на общем фоне массового репертуара русских театров. Это были или безвкусные, напыщенные мелодрамы, созданные в духе казённого патриотизма, или бессодержательные водевили.
«Репертуар русской сцены необыкновенно беден», - писал Белинский в 1841 году. Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и внёс бы новый вклад в дело создания русской национальной драматургии.
Такой замечательный драматург и явился у нас в середине XIX века в лице Александра Николаевича Островского.
Портрет писателя работы Перова
Внешне некрасивое лицо, обрамлённое короткой рыжеватой бородой, кажется значительным и привлекательным благодаря умным, живым глазам
и высокому «сократовскому» лбу, говорящему о большом интеллекте, о большом уме. Взгляд проницательный, в позе крепкой коренастой фигуры чувствуется неисчерпаемая энергия.
Никакими, казалось бы, примечательными событиями не отмечена история его жизни и смерти. Его не высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторге, как Достоевского. Он не участвовал ни в восстаниях, подобно князю Одоевскому, ни в сражениях, подобно графу Толстому. Он не был убит на дуэли, как Лермонтов и Пушкин. На склоне лет он выкупил у матери сельцо Щёлыково и умер там в кругу семьи шестидесяти лет от роду.
Если вы минуете Красную площадь, перейдёте по мосту через Москву-реку и свернёте в Голиковский переулок, вы увидите дом, в котором около двух столетий назад – 31 марта 1823 года – родился великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
Здесь, в Замоскворечье, провёл он детство, отрочество и юность. Именно здесь он впервые наблюдал нравы, обычаи и характеры «тёмного царства», картину которого он запечатлел в своих бессмертных творениях.
Гимназия. Гимназисту Островскому повезло: русский язык и словесность преподавал замечательный педагог Попов, сумевший привить своим ученикам горячую любовь к языку как бессмертному творению народного гения.
Университет. Он слушает лекции таких знатоков исторических, юридических и литературных памятников, как Грановский, Крылов, Редкин. Но Островский оставил учение, охладев к занятиям в университете. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Перед Островским всё полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
Второй университет – Малый театр. Ещё в гимназические годы Островский испытывал тягу к театру. Учась в университете, Островский вместе с товарищами старался не пропускать ни одного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский.
Но нашёл себя Островский в драматургии. С этого времени каждый год – пьеса, а то и две. Ни одного года без новой пьесы. Островский работал буквально до последнего часа своей жизни. Он умер с пером в руках за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра» в 10 часов утра 2 июня 1886 года.
Всю свою жизнь Островский наблюдал за нравами, обычаями, характерами «тёмного царства». Свои наблюдения он записывал в дневник.
Что же это за царство?
«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда» - писал Добролюбов в статье «Тёмное царство».
Итак, самое страшное зло «тёмного царства» Островский видит в его антигуманистической сущности, в том, что человек здесь перестаёт быть человеком.
Войдём же в этот мир, познакомимся с его обитателями, постараемся понять, почему он назван «Тёмным». Войти в «тёмное царство» нам помогут художники – современники Островского.
Рассмотрим картину Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 год).
Анализ картины
Художник обрисовал людей и нравы «тёмного царства», противопоставив им поэтический образ бедной интеллигентной девушки. Сначала обратим внимание на внешность приезжей и хозяев дома. Как выглядит девушка? Изящная фигура девушки в скромном коричневом платье, тонкий одухотворённый профиль представляют полный контраст с расплывшимися, приземистыми фигурами и тупыми лицами купеческого семейства, рассматривающего с недобрым любопытством приехавшую гувернантку.
Чрезвычайно типичен образ купца. Его сходство с персонажами пьес Островского отмечалось ещё Крамским.
Обратите внимание на обстановку в комнате. Грубая пестрота обстановки в комнате дополняет характеристику персонажей-хозяев дома: неуклюжие стулья по бокам двери, зелёно-голубая дорожка на ярко-жёлтом полу, пышная зелёная гирлянда над белыми драпировками, бронзовые бра на стене, портрет «тятеньки» в золочёной раме – всё в этом доме неуклюже, безвкусно.
И не случайно художник поместил фигуру гувернантки в центре комнаты. Отделяя её от купцов, художник подчёркивает её одиночество и чуждость купеческому миру. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, тупых людей. Её смиренная поза, низко опущенная головка свидетельствуют о том, что перед нами существо робкое, тихое, доброе. А в «тёмном царстве» трудно жить бедняку с «горячим сердцем».
То же мы видим и в пьесах Островского. Подробно об этом будем говорить, изучая пьесу Островского «Гроза».
Сравнение «тёмного царства» по Островскому и по картине Перова (или Федотова «Сватовство майора») позволяет говорить нам о тесной связи литературы и живописи, да и искусства вообще, их отклике на жизнь.
14 февраля 1847 года – самый памятный день в жизни Островского.
«С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание». Почему же Александр Николаевич Островский стал считать себя писателем именно с этого дня? Чем этот день выделяется из ряда других?
В квартире Шевырёва, профессора Московского университета, критика, 14 февраля 1847 года собрались литераторы, знатоки и ценители литературы. Ждали чтения небольшой пьесы «Картины семейного счастья», написанной молодым чиновником. Произведения его ещё не были известны. О молодом госте шла речь. А он скромно стоял в одном из дальних углов гостиной. Был он не то чтобы красив, а как-то ладен собой. Ясные глаза, прямые белокурые волосы, широкий лоб и крупное лицо. Природа наделила его стройной, высокой фигурой, красивой осанкой. Одет он был в щеголеватый коричневый фрак с бронзовыми пуговицами. И хотя ему было 24 года, держался гость застенчиво, предпочитал молчать. Некоторым из постоянных посетителей гостиной Шевырёва он показался явно не занимательным.
К чтению приступили при настороженности слушателей.
Развернув рукопись, автор поправил уголки листов и начал читать. И вдруг все слушатели, через несколько минут, оказались очевидцами «Картины семейного счастья» (купца Пузатова, его жены, сестры и матери). Слушатели были захвачены и мастерством описания, и манерой исполнения, талантом чтеца. Им казалось, что они сами видят, как Пузатов «надувает» рубликов на 300 немца Карла Ивановича.
Читал Островский превосходно, но по тому времени непривычно: голосом он передавал оттенки характеров своих героев. По окончании чтения он сидел с потупленными глазами и ждал приговора. Изумлённые слушатели, ещё не придя в себя, молчали. И лишь Степан Петрович Шевырёв, хозяин салона, подошёл к автору, взял его за руки и поздравил. Гул одобрения помог Островскому справиться: на молодом лице появилась такая улыбка, которую нельзя забыть. 14 февраля 1847 года стало днём рождения Островского как великого русского драматурга.
Пьеса обвиняла не только купечество, а прежде всего условия, формировавшие жестокие взгляды и нравы. Современник Островского, поэт Огарёв, говорил, что он «ударил по болячке, до него пропущенной в литературе, - по купеческому быту, этой буржуазии, не доросшей до касты, но уже вместившей в себя всю безнравственность понятий и лицемерие, с ней нераздельное».
Недовольные купцы, боясь быть выставленными «на позорище», подавали одну за другой жалобы на Островского, оскорбившего, по их мнению, Отечество. Цензурный запрет подтвердил царь Николай I. Автор пьесы оказался под негласным надзором полиции.
Островский понял, как дорого автор расплачивается за суд над жизнью. Но пьеса принесла ему признание, о нём заговорили, как о «новом драматическом светиле» в русской литературе.
Островский написал очень много замечательных пьес: во-первых, «Грозу» как самое значительное произведение, а также
«Не в свои сани – не садись»,
«Свои люди – сочтёмся»,
«Доходное место»,
«Волки и овцы»,
«Таланты и поклонники» и многие другие.
Пьесы Островского поражали актёров и зрителей простотой изображения и доступностью. Так с 1853 года по 1872 год на казённых сценах пьесы Островского прошли 766 раз. И что интересно, в некоторых спектаклях Александр Николаевич выступал в качестве актёра.
Островского по праву называют «отцом русской драмы и театра». Когда появляются его пьесы, оказалось, что их нельзя играть по старинке, так, как исполнялись грибоедовские, гоголевские, фонвизинские. Кроме того, потребовались и новые актёры. И Островский сам берётся за это. Он становится наставником актёров, режиссёром, неутомимым защитником интересов и прав артистов и драматических писателей. От актёров он требовал тщательной отделки каждой роли, боролся против штампов в сценическом искусстве. Большое внимание уделял на внешнее оформление пьесы: на выбор костюмов, обстановку сцены, и самое главное – на распределение ролей среди актёров, которых он хорошо знал.
Островский был прекрасным чтецом и, прежде чем поставить пьесу, он несколько раз сам прочитывал её актёрам, раскрывая голосом характер своих героев.
Островский разработал принципы театрального искусства, которые и в наше время не утратили своего значения. Именно Островский пытается создать целый коллектив артистов, по его инициативе создаётся артистический кружок, в котором обучали театральному искусству.
И в наше время пьесы Островского продолжают жить на сценах театров, многие из них экранизированы, и самое главное, что и в наши дни они не теряют своего актуального значения.
О дальнейшей творческой судьбе Островского мы будем говорить на следующем уроке.
- Какие жизненные факты биографии А.Н. Островского вам особенно запомнились?
Задание на дом: читать пьесу «Гроза», быть готовыми обсуждать прочитанное; по учебнику дополнить хронологическую таблицу, начатую в классе, знать биографию Островского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Александр Николаевич Лодыгин
Презентация об изобретателе лампочки, тамбовском инженере Александре Николаевиче Лодыгине....
Статья "Мужское воспитание в средней школе" (автор работы - Суров Александр Николаевич)
Так уж повелось, что в современной школе работают в основном женщины. И порой им нелегко приходится, если в классе много мальчишек, которых называют "трудными". Да и мальчишки эти, у которых зач...
Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01
Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бровин Александр Николаевич; [Место защиты: Рос. ...
БРОВИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург 2010...
Берендеево царство Александра Николаевича Островского
Конспект урока литературы для 8 класса. «Берендеево царство Александра Николаевича Островского». (По «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»)....
Урок мужества "Родом из Мазурова: экскурс на родину Героя Советского Союза Александра Николаевича Волохова"
Данный урок нацелен на расширение и углубление знаний обучающихся оРодине. Он посвящен малой родине Героя Советского Союза А.Н.Волхова....
Внеурочное занятие на тему" "Александр Николаевич Островский - хозяин русской сцены".
Жизнь и творчество А.Н.Островского, его роль в создании русского национального театра. Данный сценарий всключает ссылки на видео - фильмы, интерактивные задания....