Современные образовательные технологии на уроке литературы
статья по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Использование
современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы учителя МБОУ «Толтойская СОШ» Базаровой Ц.С.
Исходя из принципов моей педагогической концепции, а также целей и задач её реализации, считаю, что главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. И тогда уже образовательные технологии выполняют следующие задачи:
- Научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию.
- Сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления.
- Идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.
Среди ведущих инновационных технологий, используемых мною, назову проблемное обучение и компетентностный подход, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проектные технологии и техники обучения и воспитания, основанные на сотрудничестве, которые используются как средство для достижения образовательных и воспитательных целей. Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет мне активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала. Технологии компетентностного и проблемно-диалогового обучения позволяют создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. Работа в этом направлении проводится систематически, последовательно, на основе данных диагностики, фиксации промежуточных и конечных результатов. Постоянно уточняются цели, задачи, конкретизируется план индивидуальной работы с учащимися .
Прохождение курсов «Пользователь ПК: «Windows, Word, Excel» позволило мне найти новые подходы в преподавании моих предметов. На уроках использую электронные наглядные пособия, материалы, размещённые на различных образовательных сайтах, коллекции Единых Образовательных Ресурсов. Вместе с детьми училась создавать презентации, видеофильмы - совместная работа сближала, объединяла, вдохновляла на новые проекты.
Проектная деятельность помогла детям освоить алгоритмы самостоятельной деятельности, научились ставить цели и задачи, анализировать пошаговое выполнение заданий, делать собственные выводы. Н-р, Распутинов Батор на НПК «Шаг в будущее» занял 2место с докладом «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета. Я постоянный гость на сайтах, полезных для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Педсовет орг.», «Завуч.инфо», «Учительский портал» и другие. На компьютере разрабатываю контрольно-измерительные, диагностические , дидактические материалы и методические материалы.
Для развития личности ученика, его творческого мышления, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения, провожу различные уроки: урок-путешествие; урок-интервью; урок-игра, урок-диспут, урок-выставка. При проведении классических уроков использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра. Для детей, пропускающих уроки по уважительной причине, применяю технологию модульного обучения. Контрольные, домашние работы составляю разноуровневые, давая учащимся возможность выбора. Для мотивированных учащихся провожу индивидуальные занятия- консультации. Результаты таких занятий очевидны. Ежегодно мои ученики являются не только призёрами, но и победителями всевозможных интеллектуальных конкурсов, предметных олимпиад Всероссийского уровня.
Особенно активными методами работы на уроке являются: деловая игра, защита творческих проектов, путешествие. На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.
Результат использования технологии:
Название | Результат использования | Перспективы развития в связи с использованием на уроках |
Развивающее обучение | Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося. | Формирование компонентов профильного образования. |
Проблемное обучение | ||
Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов. | Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. |
Разноуровневое обучение
Сильным учащимся предлагаются задания совсем другого уровня, когда с основным составом повторяем и закрепляем материал | Разработка разноуровневых заданий.
Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями | Разработка уровневых заданий. Формирование практико – лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения.
|
Лекционно –семинарско -зачетная система | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования | Повышение качества обученности, мотивация учащегося. |
Развитие исследовательских навыков | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения, познания, поиска с последующей презентацией результатов своей или совместной работы в виде сообщения, презентации, доклада. | Выступления учащихся. Защита проектов, в т.ч. межпредметных-«Золотое сечение» |
Дебаты | Развитие навыков публичных выступлений | Выступления на уроке- диспуте, уроке- суде и др. |
Ролевые, деловые и других обучающие игры | Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. | Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Повышение мотивации обучающихся. |
Коллективная система обучения | ||
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Развитие взаимоотвественности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. | Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучения . Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных ресурсов. |
Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любит и не желает читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. По отзывам учеников, им нравится работать с программой PowerPoint. ( Дылгерова С. 9кл. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова; Её же работа в 7 классе к уроку внеклассного чтения А.Толстой «Русский характер», Зомонов Зоригто 9 кл. по творчеству Н.В.Гоголя « Образы помещиков в произведении Гоголя «Мёртвые души»; Майдарханова А в 8 кл. «Секреты этимологии» - русский язык ).
Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.
В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. Например, «Писатели и поэты Тункинского района Дылгерова С – 9 кл.; «Образы крестянских детей в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» Зомонов С; «Романтическая лирика 19 века» - 9кл.; Литература 6 кл. Тема «Мир вещей».
У каждой эпохи свои приметы: здания, одежда, предметы быта. Вещи стареют вместе со временем. Человечество бережёт приметы ушедшего времени. В домах любого времени есть комнаты разного назначения с набором привычных вещей. Мир вещей несёт на себе приметы времени. Дети работают над термином «интерьер».
Проект задуман с целью: помочь понять ученикам через мир вещей образ героев средневекового времени, их облик, поступки и то, как они следуют велениям своей чести.
Проблема | Литература, рассказывающая о рыцарских временах, недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит отклик в их душах. |
Почему? | Недостаточно знаний о жизни рыцарских времён. Жанр баллады труден для восприятия ученика. |
Что делать? | Изучить жизнь и творчество писателей, изображающих мир вещей средневековья. Найти в прочитанных произведениях описание интерьера средневекового помещения. |
Что получилось? (результат) | Макет интерьера средневекового помещения. |
Удачно справились с работой Распутинов Б., Дылгерова С., Зомонов З.
Работа «Писатели и поэты Тункинскойго района» заинтересовала ребят творчеством писателей, которые проживали или бывали на территории Тункинского района -А.Ангархаев, Л.Тапхаев, В.Ж.,Тулаев, В.Сыренов.
Эта работа заставила ребят по-новому взглянуть на родную Тункинскую долину.
В процессе работы ученикам неоднократно приходилось обращаться к Интернет-ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучало работать с информацией.
Проект к уроку литературы в 9 кл. по теме « Романтическая лирика начала 19 века».
Индивидуальные проекты к уроку выполнили 2 ученицы Майдарханова А по творчеству Д.Давыдова и Дылгерова С. по творчеству К.Ф.Рылеева.
Цель урока: Обзорное знакомство с романтической лирикой начала 19 века.
Форма – защита литературных газет в программе Power Point . Ученицами представлены биографии, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков и т.д. Защита работ сопровождалась чтением наизусть стихотворений данных поэтов.
Здоровьесберегающие технологии. Уже 4 года в своей работе использую упражнения из «Гимнастики мозга» на утренней зарядке и физминутках, смена деятельности учеников в течение урока, дифференцированные задания, занимательные зрительные диктанты с историями о здоровье.
Так же на своих уроках использую игровые технологии, технологии личностно – ориентированного обучения и элементы модульных технологий.
Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает неплохие результаты.
Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов, здоровьесбережение , личностно – ориентированное обучение и модульные технологии способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников.
Проектная деятельность способствует формированию познавательной активности, развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе.
Игровые технологии создают ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентируют на речевую деятельность.
Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
"Современные образовательные технологии на уроках литературы"
В даннй статье автор подробно останавливается на методах и приемах языкового анализа текста, активно используемых на уроках литературы....
Современные образовательные технологии на уроках литературы
В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии. Обозначена работа над м...
Современные образовательные технологии на уроках литературы
В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии.Обозначена работа над ми...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....