Современные образовательные технологии на уроках литературы
статья по литературе (5 класс) по теме
В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии. Обозначена работа над мини-проектом как форма организации познавательного процесса. Дано представление о тематике и целеполагании мини-проектов, включенных в планирование уроков литературы в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_na_urokakh_literatury.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках литературы
Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание литературы в пенитенциарной школе особенно актуальна. Пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение задач ресоциализации личности. Учебный предмет «Литература» заключает в себе значительный потенциал в решении задач по изменению внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных, так как в концентрированном виде содержат универсальные человеческие ценности активно воздействуют на сознание, чувства, волю людей. По нашему мнению, изменения, при которых человек принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, не произойдут без приобретения положительного опыта самостоятельной деятельности, навыков сотрудничества, делового общения в коллективе, возникновения личной ответственности. Использование на уроках литературы педагогической технологии «метод проекта», на наш взгляд, является одним из продуктивных путей организации совместной деятельности «учитель-ученик», «ученик-ученик», направленной на совместный поиск решения вопросов и проблем.
«Метод проекта» мы рассматриваем как метод, предполагающий определенную «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [1].
Теоретико-методологической основой нашей деятельности считаем теорию деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), теорию пенитенциарной педагогики (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдаков, М.П. Стурова и др.).
Цель деятельности по применению метода проекта - формирование и развитие социально значимых качеств обучающихся.
Задачи: способствовать ресоциализации осужденных к лишению свободы, путем их включения в проектную деятельность на материале исследования литературных явлений; организовать познавательную деятельность с использованием поэтапного формирования проектных умений и с учетом их особенностей, интеллектуальных, возрастных, психологических; создать педагогические и психологические условия для формирования и развития навыков сотрудничества, продуктивного делового общения в группе.
Организация работы над мини-проектами - наиболее часто используемая форма организации познавательного процесса на наших уроках.
Так, например, тематика минипроектов, включенных в планирование уроков литературы в 5-6 классах направлена на работу с художественной формой произведений разных литературных жанров, выделение особенностей языка произведения, выявление способов создания художественного образа:
1. «Структура жанров устного народного творчества». Цель - разработка схемы ведущих уровней жанров устного народного творчества 2. «Типы построения загадок». Цель - определение основных типов построения загадок по признакам загадываемого предмета. 3. «Народные традиции и авторское в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Цель – выделение черт сходства и различия народной сказки и авторской. 4. «Автор и рассказчик в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Бородино» и Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Цель – сравнение авторской точки зрения и точки зрения героя-рассказчика и др.
Применение метода проектов на уроках литературы предполагает приобретение учащимися социально-коммуникативных, рефлексивных, менеджерских, исследовательских, презентационных умений. Главный результат работы над проектом – самостоятельное приобретение знаний, умений, их практическое применение и творческое использование.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]/ Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
"Современные образовательные технологии на уроках литературы"
В даннй статье автор подробно останавливается на методах и приемах языкового анализа текста, активно используемых на уроках литературы....
Современные образовательные технологии на уроках литературы
В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии.Обозначена работа над ми...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....