Урок литературы в 6 классе на тему "Несчастный Маленький Мук"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мукминова Светлана Рудольфовна

Урок по роизведению В. Гауфа "Маленьий Мук"  заставляет задуматься над вопросом: Почему Маленький Мук так несчастен? Почему автор все-таки не дарит герою семью, счастье, любовь окружающих?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_6_klass_neschastnyy_malenkiy_muk.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

                        Несчастный Маленький Мук

Урок литературы в 6 классе по учебнику Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Литература. 6-й класс. («Год после детства»)»

учитель русского языка и литературы – Мукминова Светлана Рудольфовна, МБОУ «СОШ №54» г. Ижевск

Цели:

образовательная: познакомить с особенностями композиции сказки В.Гауфа («рассказ в рассказе»), продолжать обучать умению характеризовать героя и его поступки;

развивающая: развивать умение отвечать на вопросы, используя аргументацию (подтверждая цитатами), продолжать развивать умение строить аргументированное монологическое высказывание, делать выводы из наблюдений, пересказывать повествовательный текст;

воспитательная: показать важность сострадания, мотивировать к стремлению узнавать человека не поверхностно, а глубоко, желание за уродливой внешностью увидеть прекрасную человеческую душу;

форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; беседа, дискуссия;

методы анализа текста: элементы структурного анализа (композиция).

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. (запись отсутствующих и т.д.).

  1. Актуализация знаний

- Мы с вами уже знаем, что такое композиция. Напомните, пожалуйста, друг другу и мне что же это такое?

- (Ответы детей)

- Хорошо, какие виды композиции вы знаете?

- Линейная, кольцевая.

- Приведите примеры.

- Линейная композиция обнаруживается в пьесе «Синяя птица», а кольцевая – в стихотворении «Бесы».

  1. Работа по теме урока

- Дома вы прочитали сказку В. Гауфа «Маленький Мук». Как вы думаете, какая здесь композиция? (возможен вариант – дети пересказывают сказку и вместе с учителем пытаются нарисовать композицию)

- (Дети затрудняются ответить. Очевидно, что композиция не линейная, есть сходства с кольцевой (мы не будем в 6 классе углубляться в теорию литературы, говорить, что «рассказ в рассказе» - это особенный подвид ретроспективной композиции, а некоторые ученые относят «рассказ в рассказе» в кольцевой композиции)).

- Давайте изобразим композицию на доске  и в тетрадях.

Внешний круг –

история мальчиков,                                                                   Внутренний круг -

обижающих         история самого

уже взрослого                                                                             Маленького Мука.

Мука.

- Что мы наблюдаем на схеме?

- Рассказ спрятался в рассказе, одна история, а внутри другая и т.д.

- Вы совершенно правы, подобная композиция так и называется «рассказ в рассказе».

Запись на доске и в тетрадях (дополнение уже записанной ранее схемы разновидностей композиции)

- Теперь давайте подумаем, для чего автор предложил нам такую композицию, для чего мы вдруг узнаем историю Маленького Мука, его детство, приключения и т.д.

- Чтобы показать мальчику его сложную судьбу. Чтобы мальчик задумался об истории карлика и не унижал его. И т.д.

- Конечно, автор таким «вставным» рассказом хочет нас чему-то научить. Чему же?

- (Дети, как правило, хорошо улавливают смысл внешнего рассказа. А для истории Маленького Мука необходим дополнительный анализ:

    - Вспомните для начала, что сказано о детстве М.Мука (отец не любил его, стыдился внешнего вида карлика, ничему не учил сына).

     -Что пожелали Муку родственники, выгнавшие его из дома? (поискать своего счастья)

     - Как вы думаете, нашел ли он свое счастье?

     - Почему он так долго задержался у старухи Ахавзи и почему все-таки ушел от нее? (дети отвечают, что он ждал жалованья, однако не это удручало его, а то, что хозяйка больше верила кошкам, нежели ему)

     - Какую ошибку Мук совершил в замке короля? Почему он стал искать золото? (искал его, чтобы «купить» дружбу и любовь придворных)

     - Так какого же счастья искал карлик? Что для Мука счастье?

     - (Ответы детей)

Запись выводов в тетрадь:  Маленький Мук с детства очень одинок. Ему хочется заботы и любви, которых он был лишен в родительском доме. И вот Маленький Мук отправляется искать свое счастье.

     Первое разочарование постигло его в доме госпожи Ахавзи. Она начала не доверять Муку, унижать его своими оскорблениями.

     Второе разочарование Маленький Мук испытал в королевском дворце. Его очень огорчало то, что придворные ему завидуют. Ему же хотелось уважения и любви, для чего он и пытался найти клад, чтобы «купить» расположение окружающих.

     Таким образом, счастье для Маленького Мука заключается в любви, которую он так и не нашёл, даже обретя спокойствие к старости.

- Почему  история Маленького Мука рассказана мальчиком, а не им самим?

- Мальчик – рассказчик помогает открыть историю карлика, возможно, он сам бы ее не рассказал, ведь он поделился ей только в самом крайнем случае.

То есть композиция «рассказ в рассказе» помогает раскрыть героя, его душу, через рассказчика.

  1. Дискуссия

- Ребята, как вы думаете, автор все может? (Конечно, все). Так почему же автор не наградил Маленького Мука счастьем после всех его страданий? (если дети затрудняются с ответом, то предлагается следующий вопрос).

- Предлагаю разделиться на две команды. Поразмышляйте над таким вопросом: Не кажется ли вам, что Маленький Мук был слишком жесток с королем? (одна команда доказывает жестокость героя, другая – справедливость возмездия, важно настраивать детей на аргументированный спор).

Вывод: Автор не наградил Маленького Мука счастьем, потому что герой был слишком жесток с королем.

  1. Подведение итогов

- Как вы думаете, легко ли человеку найти свое счастье в жизни? (ответы детей)

- Счастье бывает найти нелегко, не всегда мы его замечаем, вспомните «Синюю птицу». Напишите, пожалуйста, мини-рассуждение на тему «Где искать счастье?», подключая выводы, сделанные вами также и по пьесе М. Метерлинка (может быть, счастливы ли вы, что делает вас счастливыми, надо ли держать счастье крепко в руках и никуда не отпускать его, нужно ли его вообще искать или нужно просто ждать, когда оно само придет, может ли заключаться счастье в любви или в уважении?).

Домашнее задание:

  1. Подготовьте в парах устное сообщение с элементами презентации (рисунки, предметы, сценки) на тему: «Какие приключения произошли бы с Маленьким Муком, если бы он нашел в запертой комнате старинное зеркало, восточный халат, расшитый тюрбан,  кувшин и  т.д.).
  2. Написать сочинение-рассуждение «Где искать счастье?» (если на уроке не успели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Презентация к уроку литературы на тему С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способно...