Литературная гостиная " Две Елизаветы"
методическая разработка по литературе на тему

Козлова Нина Николаевна

" И когда переведутся такие люди,пускай закроется навсегда книга истории! В ней нечего будет читать!" Эти слова Ивана Сергеевича Тургенева подходят к обеим нашим героиням: Великой княгине Елизавете и Елизавете Кузьминой-Караваевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_dve_elizavety.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Литературная гостиная

«Две Елизаветы»

Ведущий 1 

«И когда переведутся такие  люди, пускай закроется навсегда книга истории! В ней нечего будет читать!»

Эти слова Ивана Сергеевича Тургенева подходят к обеим нашим героиням: Великой княгине Елизавете и Елизавете Кузьминой-Караваевой, вошедшей в историю как мать Мария.

Их жизненные пути не пересекались. Великой княгине было 27 лет, когда в Риге, в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко родилась дочка Лиза.

Ведущий 2

А жизненный отрезок, определенный свыше, у них  одинаков – 54 года совпадали и их нравственные принципы.

«Мы так часто для себя что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свою радость – это ее уменьшить , а делить свою радость – это ее увеличить. Откроем наши души, чтобы божественное солнце милосердия их горело».

Ведущий 1

Начало XX века. Время войн и революций Александр Блок назвал «глухими годами».

Ученик 1

«Рожденные в года глухие…»

Ученик 2

«Кипит вражда»

Ведущий 1

Готова ли была двадцатилетняя девушка, выросшая в королевской семье, имевшая английские и немецкие корни, к тем потрясениям и высокому положению, которые ожидали ее в России. Отчасти да. Дело в том, что Элла, будущая великая княгиня Елизавета, воспитывалась в очень строгих правилах. С детства она отличалась глубокой серьезностью и стремлением к самоотверженности.

Она поразила членов царской фамилии необыкновенной, благородной красотой Великий князь Константин Константинович после знакомства с Елизаветой написал: «Она так женственна; я не налюбуюсь ее красотой, глаза удивительно красиво очерчены и глядят так спокойно и мягко»

Ученик 3

«Я на тебя гляжу…»

Ведущий 1

Став женой великого князя, Сергея Александровича она всей душой приняла Россию, изучала ее с любовью и совершила самый ответственный шаг в своей жизни – приняла православную веру «Иметь одинаковую религию с мужем – счастье».

О великой княгине говорили: «Елизавета – человек, не терпящий остатков. Человек крайностей. Преданность обязанностям – абсолютная, полная, светские обязанности – тоже служение. И Сергей, то есть любовь – служение. И благотворительность. Что должно – нужно делать до самоотверждения».

Когда Сергей Александрович стал губернатором Москвы, Елизавете приходилось устраивать светские приемы, балы, где она была не просто первой – единственной.

Полонез

Ученик 4

«Царица устала» Тихонова Настя

Ведущий 1

1905 год начинался тревожно. 9 января – кровавое воскресенье. 4 февраля террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету Великого князя Сергея Александровича. Покушение произошло на Красной площади. Елизавета услышав взрыв, выбежала на площадь с криком: «Это с Сергеем! Сергея убили!» Великий князь был буквально разорван на куски. Елизавета стала собирать в свой платок остатки тела мужа и думала только об одном: «Скорее, скорее Сергей так ненавидел беспорядок, кровь».

Захаров Е. Жаринова А. «Как больно, милая»

Ведущий 1

Современникам Великой княгини был непонятен один ее поступок. После смерти Сергея Александровича она поехала в тюрьму  к убийце мужа Ивану Калаеву. «Вы все же меня убили. Вот Евангелие, читайте его. Я же пришла дать вам прощение великого князя – он не успел вам его дать».

Для княгини это был поступок осмысленный.

Начиналась ее новая духовная жизнь, путь к восхождению.

Ученик 6

Анатольева Ю. «Надо мерно идти»

Ведущий 1

«Главное детище Елизаветы – это основанная ею Марфо – Мариинская обитель – обитель молитвы, труда и милосердия.

Главным обители всегда оставалась забота о больных, одиноких, обездоленных людях. И особенно о детях, лишенных родительской ласки. При обители была больница, амбулатория для бедных, школа для девочек, библиотека, столовая для бедных.

А для самой Елизаветы обитель стала местом, где можно спрятать свое горе среди горя других . Как листок в лесу.

Ученик 8

Уянова Т. «Девушка шла….»

Ученик 9

Фалтинова «Покорно божий путь приму….»

Ведущий 2

«Бесконечно жаль Россию и ее детей, не ведающих, что творят. Но разве это не ребенок, которого мы в болезни любим во сто раз больше, чем когда он весел и здоров. Святая Русь не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет»

Ведущий 1

Елизавета могла уехать из России. Она этого не сделала, и разделила мученическую участь Романовых. Вместе с Великими князьями, своей послушницей Варварой она была сброшена в шахту глубиной 60м. недалеко от Алапаевска. Все случилось в ночь на 18 июля, день Преподобного Сергия Радонежского. Сутками раньше была расстреляна царская семья.

Ученик

Ладнина Н. «В последний раз»

Ведущий 2

Но свой вечный покой она обрела там, где мечтала. На святой земле «Я желала бы, что бы меня похоронили здесь». Так и вышло. После долгих мытарств тело Елизаветы доставят в церковь Святой Марии – Магдалины. Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремив свой  духовный взор в вечные дали».

Ученик

Фалтинова Разве я знаю

Романс «Гори, гори, моя звезда».

Ученик чтение стиха А. Ахматовой дуэтом Оля и Настя «Я пришла тебя сменить, сестра»

Ведущий 2

Елизавета Кузьмина – Караваева  только начинала свой путь к духовной вершине. Путь тяжелый, противоречивый, с трагическими потерями. Не случайно с годами трагическая нота ее стихотворений будет усиливаться.

Ученик

Механикова Д. «Что осталось нам?»

Ведущий 2

А пока юная Лиза идет по Петербургу на главную в ее жизни встречу. С человеком, который поразил ее и лицом, далеким, безразличным, красивым, будто высеченным из камня, и стихами, в которых много тоски, и безнадежности. Это Александр Блок.

Ученик

Д. Федоров А.Блок

Ведущий 2

Елизавета Кузьмина – Караваева вспоминает (цитата с.197)

Ведущий 1

«Когда вы стоите на моем пути…»

Ведущий 2

Отношение к Блоку было всегда особенным. Она Выходила замуж, рожала детей, уехала из России во Францию. И после смерти Блока она ощущала его присутствие в своей судьбе. Цитата «Я не знаю …»

Ученик

Маша А. Блок «Она пришла с мороза»

 Оля стихотворение «Тебе молюсь…»

Ведущий 2

Весной 1920 года Елизавета Юрьевна вместе с семьей покидает Россию. Начинается эмиграция, начинается путь к духовному восхождению.

Ученик

Круглакова Д. «И вынули сердце…»

Ведущий 2

Во время гражданской войны Елизавета Кузьмина – Караваева вместе с семьей оказалась на юге России, после разгрома Добровольческой армии, в которой воевал муж, семья была вынуждена выехать за границу. Началась жизнь, полная лишений и потерь.

Ученик

Карпова К. «Средь этой мертвенной пустыни…»

Ведущий 2

На долю Елизаветы выпало самое  тяжкое горе: она теряет своих детей. В 1926 году совсем маленькой умирает  дочка Анастасии. Ее старшая дочь Гаяна, будучи убежденной коммунисткой, возвращается в Советский Союз и вскоре умирает после тяжелой болезни.  Сын Юрий погибает в фашистском концлагере за год до  смерти Елизаветы Юрьевны.

Ученик

Механикова « За этот день»

Ведущий 2

«Я не знаю, говорила ли я вам  о смерти моей младшей дочери. Она умерла в эмиграции. Маленькая… ей было 4 года. Я вернулась с кладбища  другим человеком. Я увидела перед собой новую дорогу и новый смысл жизни: быть матерью всех, всех, кто нуждается в материнской помощи, охране, защите. Остальное уже второстепенно».

Ведущий 2

Елизавета Юрьевна приняла монашеский постриг. Но монашество ее было необычное, монастырское, а мирское. Не себя спасать стремилась, а людей.

В рубаху белую одета…

О, внутренний мой человек!

Сейчас еще Елизавета,

А завтра буду – имя рек.

Ее нарекли – Мария. С этих пор и до газовой камеры она жила, действовала, выступала в печати под именем Мария.

Ученик

Зайцева Л. «Постучалась…»

Ведущий 1

Мать Мария организовала в Париже общежитие для одиноких обездоленных людей, дом отдыха для больных туберкулезом. Большую часть работы выполняла сама: ходила на рынок, убирала, готовила пиццу, расписывала домовые  церкви.

Вторую мировую войну и следом фашистскую оккупацию мать Мария встретила в Париже.

Танец

Ведущий 2

Общежитие матери Марии стало штабом французского Сопротивления, убежищем для евреев и военнопленных.

Матери Марии и ее сподвижникам удалось спасти нескольких европейских детей, взрослым евреям подготовить фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали.

В феврале 1943 года мать Марию и ее сына Юру арестовала. Юрий погиб через год, в феврале 1944 года.  Монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года  за неделю до  освобождения лагеря Красной Армией. Существует свидетельство о том, что она ценой своей жизни спасла другую девушку – пленницу, поменявшись с ней куртками. Это так на нее похоже.

Ученик

Новожулова К. «Пусть отдали мою душу…»

Заключительный танец

Гаснут свечи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...