Тематический урок к 100летию К.Симонова
материал по литературе (6 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_sto_letiya_simonova.docx1018.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

учительница русс.яз. и лит.

Магомедова С.К.

 

Цель урока:

знакомство учащихся с личностью известного советского поэта, писателя, военного корреспондента и общественного деятеля Константина  Симонова.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знакомство  учащихся с биографией и творчеством  К.М.Симонова.

Развивающие:

  • развивать умения работать над созданием проекта;
  • формировать поисково-исследовательские навыки у школьников;
  • развивать монологическую речь, память.

Воспитательные:

  • привить любовь к слову,
  • привлечь к чтению военно-патриотической литературы через творчество К. Симонова.

Оборудование: 

  • портрет К.М.Симонова,
  • фотографии о войне,
  • выставка произведений К.М.Симонова,
  • компьютер, виделпроектор,
  • презентация «Симонову К.М. – 100 лет».

                                 

Эпиграф  урока:                              

«Моя цель – дать почувствовать

читателю, какой была эта война.

Победа нам досталась дорогой ценой. Если я не расскажу об этих трудностях, тогда мне не  удастся рассказать о мере подвига 

нашего народа.»

                              

  К.Симонов

 Учительница:  

  Ребята, наш урок посвящён 100-летию со дня рождения Константина Симонова. Сегодня мы познакомим вас с его творческой судьбой.    

Константин Симонов – поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель.

  Давайте посмотрим презентацию об этом удивительном человеке,

 о замечательном писателе.

 

Ученица: Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Это русский и советский писатель, прозаик, поэт, общественный деятель;

Ученик: Герой  Социалистического труда;

Ученица: Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий;

Ученик: Заместитель генерального секретаря  СП СССР;

Ученица: Член ВКП (б) с 1942 года.

Ученик:  Родился  Симонов в Петрограде

 в семье полковника Генерального Штаба  Михаила Симонова и   княжны Александры Леонидовны Оболенской.

Ученица: Своего отца так и не увидел. Он пропал без вести в годы гражданской войны.  В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела бывшего полковника царской армии А.Г.Иванишева. Мальчика воспитал отчим. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.

Ученик: После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград.

Ученица:  В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Ученица:

  На  этом снимке мы видим Симонова в кругу студентов литературного университета.

   Сначала он поступил в вечерний рабочий Литературный институт имени Максима Горького.

  На третьем курсе перешел на дневное отделение.

Ученик:   С началом войны  Симонов Константин был  призван в армию, работал в газете «Боевое знамя».  В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара,  в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника.

 В годы войны он написал  пьесы: «Русские люди», 

                             «Жди меня»,

                             «Так и будет»,                             

                                                повесть «Дни и ночи», 

                      две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война».

Ученица:   Как военный корреспондент Константин побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

После войны появились его сборники очерков:

  • «Письма из Чехословакии»,
  • «Славянская дружба»,
  • «Югославская тетрадь»,
  • «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Ученик:  После войны в течение трёх лет Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках. В 1958-1960 годах он жил и работал в Ташкенте в качестве собственного корреспондента газеты «Правда» по республикам Средней Азии.  В качестве специального корреспондента «Правды» освещал события на острове Даманский (1969 год).

Ученица:  После смерти Сталина были напечатаны следующие строки К.М.Симонова:

«Нет слов таких, чтоб ими описать,
        Всю нетерпимость горя и печали.
        Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
        Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин…»

Ученик:  Стихотворение «Генерал» (1937г.) посвящено герою войны в Испании, венгерскому коммунисту Матэ Залка  (генералу Лукачу). Кстати, это первое стихотворение, которое принесло   К.Симонову широкую известность.

Послушаем стихотворение «Генерал»

В горах этой ночью прохладно.

В разведке намаявшись днем.

Он греет холодные руки

Над желтым походным огнем.

                    В кофейнике кофе клокочет,

                    Солдаты усталые спят.

                    Над ним арагонские лавры

                    Тяжелой листвой шелестят.

И кажется вдруг генералу,

Что это зеленой листвой

Родные венгерские липы

Шумят над его головой…

Ученица: В 1941году Константин Симонов пишет  стихотворение «Родина»,  которая сегодня обязательно прозвучит.

Ученик: Тема войны в творчестве Симонова становится ключевой.

Ученица: На войне сложился стиль жизни

Ученик: Работоспособность

Ученица: Собранность

Ученик: Целеустремленность

Ученица:  За четыре военных года  выходят сборники очерков, рассказов,  повестей, сборники стихов К.Симонова.

Послушаем стихотворение, которая называется «Товарищ»

«Вслед за врагом пять дней за пядью пядь

Мы по пятам на Запад шли опять.

На пятый день под яростным огнем

Упал товарищ, к Западу лицом.

Как шел вперед, как умер на бегу,

Так и упал и замер на снегу.

Так широко он руки разбросал,

Как будто разом всю страну обнял.

Мать будет плакать много горьких дней,

Победа сына не воротит ей.

Но сыну было - пусть узнает мать –

Лицом на Запад легче умирать.»

Ученик:  Первая супруга Константина Симонова Евгения Самойловна Ласкина - филолог, литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва».  В 1939 году у них родился сын Алексей. В 1940 году Симонов расстался с Ласкиной, познакомившись и влюбившись без памяти в актрису Валентину Серову, вдову незадолго до того погибшего лётчика. Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна.

Оба - молодые, красивые, любящие.

Она - кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он  известный поэт, корреспондент.  В том же сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя -прототип Валентины. 

Ученица: В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».

Ученик:  Валентина Серова – лирическая героиня и муза поэта.  Ей было посвящено всем известное стихотворение «Жди меня», а затем переложено на музыку.

А теперь прозвучит песня на стихи Симонова

«Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди,  когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест,
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра,
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать,
В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино,
На помин души...
Жди. И с ними заодно,
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать,
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ученик:  В 1941 году Симонов написал стихотворение «Ты помнишь,  Алёша»

                          Послушаем стихотворение

            «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали укладкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся,
За в бога не верящих внуков своих…

Ученица: 13 июля К.Симонов в Буйническом поле под городом Могилевым оказался в расположении 388-го полка, который стоял насмерть.

    Этот крохотный островок надежды в море боли и отчаяния произвел на писателя огромное впечатление. Именно здесь Симонов завещал развеять свой прах после смерти. Завещание его, конечно,  было выполнено.

Ученик:  После второй мировой войны тема войны стала ключевой. Знаменитый писатель, лауреат Сталинских премий, корреспондент газеты «Красная звезда»  работал в разных странах: в Японии,  в США, в Канаде, во Франции.

Послушаем стихотворение, которая называется

«Любил он рисовать войну».

Беззвездной ночью наскочив на мину,

Он вместе с кораблем пошел ко дну,

 Не дописав последнюю картину.

Всю жизнь лечиться люди шли к нему,
Всю жизнь он смерть преследовал жестоко,
И умер, сам привив себе чуму,
Последний опыт, кончив раньше срока.

Всю жизнь привык он пробовать сердца.
Начав еще мальчишкою с "Ньюпорта",
Он в сорок лет разбился, до конца,
Не испытав последнего мотора.
          Никак не можем помириться с тем,
          Что люди умирают не в постели,
          Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
           Не долечив, не долетев до цели…

Ученик: Симонов в Советском Союзе возглавил движение борцов за мир – стал участником движения сторонников мира: в составе делегаций ездил в разные страны.

Ученик: В свою очередь  главную книгу «Живые и мёртвые» он писал одиннадцать лет. По этой книге был снят художественный фильм. Завершает трилогию «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». За эту трилогию получил высокую государственную награду.

 

Послушаем стихотворение Константина

Симонова

 «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Учительница:  В 1960 г. Симонов написал  о "Живых и мертвых" американскому редактору следующие строки: "Для того чтобы объяснить, во имя чего пали мертвые, очень важно знать, что делают живые сейчас, когда на земле, слава Богу, мир, очень важно чувствовать, что жертвы были принесены недаром. Если бы наша Родина не одела шинели, если бы впереди ее полков не шли люди мужественные, самоотверженные, готовые в самых трудных обстоятельствах отдать жизнь за свою Родину, за свой народ, за идеи, которыми жил и живет этот народ... мы бы не существовали".

 И это, видимо, надо понять всем, кто уважает свою страну.

Ученица: Главный девиз в его жизни был «Не отступать!»

Все: «Не отступать!

         Ни перед препятствиями!

         Ни перед угрозами!

         Ни перед необходимостью отдать свою жизнь

         за правое дело!»

Ученик: Перед нами фотографии Симонова  разных лет.

http://fs00.infourok.ru/images/doc/273/278736/img1.jpg

http://www.etoya.ru/files/images/pub/part_2/43395/src/3.jpg?320_243

http://mtdata.ru/u23/photo39F1/20833348831-0/original.jpg

http://ujmos.ru/wp-content/uploads/2015/03/Simonov.jpg

http://popgun.ru/files/g/36/orig/4322119.jpghttp://rutlib.com/book/10314/p/i_046.jpg

http://gruzdoff.ru/commons/f/f4/Lizyukov_with_Simonov.JPG

http://www.turspeak.ru/sites/default/files/kamen_simonova.jpg?1283364784Ученица: 

  Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве.

 Согласно завещанию, прах Константина М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

http://museums.by/wp-content/uploads/2014/07/91.jpg

Ученик:  На камне возле Буйнического поля написано:

«Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

 

http://photos.wikimapia.org/p/00/02/47/07/11_big.jpg

Ученица:

 На мемориальной доске  возле рабочего кабинета  на улице Черняховского города Москвы, написано:

«Герой Социалистического Труда».

http://cbsv.dn.ua/news/2015/news10/1.jpgУчительница:

«На сколько я чувствую

эту землю своей,

И как глубоко корнями

Ушли в неё эти люди,

Которые живут на ней.»

     Произведения Симонова, так ярко отразивших в своем творчестве подвиг нашей армии и народа, не могут потерять своей духовной ценности и своего воспитательного значения. Они еще долго будут нести свою добрую службу. Только на такой литературе можно воспитать добрые чувства и достойных защитников Отечества.

      И как говорил президент России В.В. Путин: « ...Мы будем защищать правду об этой войне, и бороться с любыми попытками исказить эту правду, унизить и оскорбить память тех, кто пал».   

   Мы сегодня познакомились с биографией Константина Симонова, прикоснулись к творчеству поэта и писателя. Я думаю, что наши встречи ещё продолжатся, и мы в дальнейшем поговорим ещё о других его произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Урок по стихотворению К.Симонова "Майор привёз мальчишку на лафете"

Цели:а) Обучающие. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией К.Симонова; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”,...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста"

Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста". Урок  для учащихся с ОВЗ (7-8 классы)...

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...

проект на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки".

Проектная работа на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки...