Всероссийский тематический урок по физике «Свет в нашей жизни». Урок в 8 классе: «Использование и экономия электроэнергии. Энергосбережение электрической энергии
методическая разработка по физике (8 класс)
«Использование и экономия электроэнергии.
Энергосбережение электрической энергии»
В рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного года света и световых технологий.
Целью урока является привлечение внимания школьников к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом, ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, влиянием деятельности человека на экологию и формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.
В ноябре 2009 года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Целями введения закона является повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в Российской Федерации. Меры государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляются путем установления: ограничений в области производства в целях реализации на территории РФ и оборота в РФ энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов; требований учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов; требований к содержанию и срокам проведения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде, в том числе для граждан – собственников квартир в многоквартирных домах, в госучреждениях; требований обязательного распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Например, большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий, только в сетях общего пользования они достигают 12%. Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель (В электросетях США, бывшего Евросоюза и Китая благодаря энергоэффективным технологиям потери составляют около 7%).
Энергосбережение — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов!
2
Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.
Потребность в электрической энергии у людей постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров, звучит музыка из ноутбуков или приемника. Установлено, что 1520% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.
Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.
3
Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой нашей семьи, каждого человека.
Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы, зарядки от телефонов.
4
Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления.
Телевизоры - они автоматически включались через реле времени, электроплиты, кофеварки, музыкальные центры и т.д.; принимать сигналы из внешней сети (факсы); проще и быстрее переходить из режима в режим.
Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», (перевод этого слова «stand-by» на русский означает (а учитель в это время показывает на доску где написан перевод этого слова):
«Состояние готовности, готовность действовать, резерв, запас, резервное или аварийное оборудование, запасной, резервный, аварийный» первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением
Учитель: Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можно снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня нашего с вами комфорта. Ребята, а как вы считаете, в каких случаях полезен режим ожидания?
-Когда человек болеет и частично или полностью ограничен в движении.
-Когда необходимо включить прибор (микроволновую печь, стиральную машину, музыкальный центр и др.) в отсутствие хозяина.
- Когда люди, куда, то спешат и забывают выключить прибор…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou.doc | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ростошинская СОШ»
Эртильский район
Воронежская область
Урок в 8 классе:
«Использование и экономия электроэнергии.
Энергосбережение электрической энергии»
Подготовила и провела учитель физики ВКК:
Стебунова Ольга Анатольевна
Цель урока: - сформировать представление о значении света,
выяснение эффективности использования электроэнергии, создать условия для углубления знаний учащихся в области энергосбережения электрической энергии, формирования правильного понимания смысла режима ожидания«stand-by»,его положительных и отрицательных сторон.
Задачи урока.
Образовательные:
познакомить учащихся с проблемами неразумного использования
энергии и способами энергосбережения
познакомить учащихся с особенностями работы радиотелевизионной аппаратуры в режиме «stand-by» (что означает: «режим готовности системы удержания на уклоне);
формировать практические навыки по расчёту потерь электрической энергии приборами в режиме ожидания;
установить взаимосвязь между экономией энергетических ресурсов и улучшением состояния окружающей среды.
Развивающие:
способствовать формированию научного мировоззрения учащихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать у учащихся умение работать с учебной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал, уметь делать выводы самим. Уметь работать с учебной информацией, считать, анализировать, сравнивать. Продолжить развитие навыков интеллектуальной групповой работы, умения излагать свою точку зрения в группе и ее отстаивать.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат электрической энергии;
способствовать воспитанию культуры бережного энергопользования электричества;
воспитывать познавательную активность учащихся.
Научить учащихся как правильно экономить деньги родителей
Оборудование: урок провожу в компьютерном классе, где имеется мультимедийный проектор, экран, персональные компьютеры, диск с презентацией по теме урока: «Использование и экономия электроэнергии. Энергосбережение электрической энергии».
Гости урока: электрики Ростошинской электроподстанции Эртильского
района Воронежской области, родители учащихся.
Плакат:1 Стоимость 1 кВт ч в нашем селе Ростоши =2,26руб.
2 Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов!
3 Режим готовности «stand-by», (перевод этого слова «stand-by» на русский означает:
«Состояние готовности, готовность действовать, резерв, запас, резервное или аварийное оборудование, запасной, резервный, аварийный» первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением
Ход урока
Вступительное слово электриков Ростошинской электроподстанции
Эртильского района Воронежской области.
1
В ноябре 2009 года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Целями введения закона является повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в Российской Федерации. Меры государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляются путем установления: ограничений в области производства в целях реализации на территории РФ и оборота в РФ энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов; требований учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов; требований к содержанию и срокам проведения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде, в том числе для граждан – собственников квартир в многоквартирных домах, в госучреждениях; требований обязательного распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Например, большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий, только в сетях общего пользования они достигают 12%. Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель (В электросетях США, бывшего Евросоюза и Китая благодаря энергоэффективным технологиям потери составляют около 7%).
Энергосбережение — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов!
2
Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.
Потребность в электрической энергии у людей постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров, звучит музыка из ноутбуков или приемника. Установлено, что 1520% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.
Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.
3
Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой нашей семьи, каждого человека.
Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы, зарядки от телефонов.
4
Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления.
Телевизоры - они автоматически включались через реле времени, электроплиты, кофеварки, музыкальные центры и т.д.; принимать сигналы из внешней сети (факсы); проще и быстрее переходить из режима в режим.
Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», (перевод этого слова «stand-by» на русский означает (а учитель в это время показывает на доску где написан перевод этого слова):
«Состояние готовности, готовность действовать, резерв, запас, резервное или аварийное оборудование, запасной, резервный, аварийный» первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением
Учитель: Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можно снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня нашего с вами комфорта. Ребята, а как вы считаете, в каких случаях полезен режим ожидания?
Ответы учащихся:
-Когда человек болеет и частично или полностью ограничен в движении.
-Когда необходимо включить прибор (микроволновую печь, стиральную машину, музыкальный центр и др.) в отсутствие хозяина.
- Когда люди, куда, то спешат и забывают выключить прибор…
Учитель. Расход электроэнергии приборами, находящимися в режиме ожидания, представлен в таблице 1.
Таблица 1. Затраты электроэнергии приборами находящимися в режиме ожидания
Устройство | Устаревшие модели | Новейшие модели | ||
В час | В месяц | В час | В месяц | |
Персональный компьютер | 80 Вт | 57,6 кВт | 3-5 Вт | 2,1-3,6 кВт |
Ноутбук | 3 Вт | 2,1 кВт | 1,5 Вт | 1,1 кВт |
Лазерный принтер | 50 Вт | 36 кВт | 4-5 Вт | 2,9-3,6 кВт |
Телевизор | 10 Вт | 7,2 кВт | 0,1-0,3 Вт | 0,07-0,2 кВт |
Приемник спутниковой антенны | 11 Вт | 7,9 кВт | 0,5-1,0 Вт | 0,3-0,7 кВт |
Музыкальный центр | 6-8 Вт | 4,3-5,7 кВт | 0,5-1,0 Вт | 0,3-0,7 кВт |
База беспроводного телефона | 5 Вт | 3,6 кВт | 0,5-1,5 Вт | 0,3-1,1 кВт |
Мобильный телефон | 7 Вт | 5 кВт | 0,5-1,5 Вт | 0,3-1,1 кВт |
Электроплита с таймером | 6 Вт | 4,3 кВт | 2-4 Вт | 1,4-2,8 кВт |
СВЧ-печь с таймером | 3 Вт | 2,1 кВт | 3 Вт | 2,1 кВт |
Учитель. Используя таблицу, необходимо определить приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество и использовать при решении задач.
Ответы учащихся.
Учитель. Пожалуй, самым «популярным» прибором в каждой семье является телевизор. В среднем время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов. Определить мощность, потребляемую телевизором в режиме ожидания, можно используя паспорт прибора или руководство пользователя. Паспорт прибора всегда продается вместе с прибором и есть у каждого пользователя.
Давайте, рассчитаем энергопотери, связанные с работой телевизора в режиме «stand-by» за год и сравним эти потери для телевизоров устаревшей модели и современной модели.
Предлагаю класс разбить на две группы и выбрать капитана группы:
1 группа - называется « Электричество»
2 группа - называется «Энергия»
(Учащиеся решают задачи 1 и 2 по группам, каждой группе достается по одной задаче).
Задача 1. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Горизонт 42AF в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 11Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).
Решение.
1. Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет
11Вт·19ч=209Вт·ч.
2. За один год потери энергии составят 209Вт·ч·365=76285Вт·ч ≈ 76,3 к Вт·ч.
Ответ: 76,3 кВт·ч.
Задача 2. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Samsung UE42F5500 в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 0,3Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).
Решение.
1.Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет
0,3Вт·19ч=5,7Вт·ч.
2. За один год потери энергии составят 5,7Вт·ч·365=2080,5Вт·ч ≈ 2,1 к Вт·ч.
Ответ: 2,1 кВт·ч.
Учитель. Таким образом, из расчётов видно, что потребление энергии в режиме холостого хода для телевизора устаревшей модели отличается почти в 35 раз.
Для расчета потерь энергии различными приборами, применяемыми в домашнем хозяйстве и в офисах, можно использовать калькулятор режима ожидания (http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html), который также поможет рассчитать стоимость потребленной энергии и соответствующие выбросы в атмосферу парникового газа СО2.
(Учащиеся в 1 и 2 группах производят расчёт потерь энергии приборами, используемыми в их семьях с помощью калькулятора «stand-by»).
Учитель. В среднем количество энергии, растраченными всеми приборами квартиры в режиме «stand-by», составляет около 600 кВт·ч в год. Если принять, что в Воронеже около 120 тысяч квартир, то получим, что перерасход электроэнергии по городу составит 75960000 кВт·ч.
Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и других природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема в нашей стране.
Произведем расчёт количества сжигаемого топлива, необходимого для обеспечения работы приборов в режиме «stand by» в городе Воронеж на протяжении одного года.
(Учащиеся решают задачи 3 и 4 по группам, каждой группе достается по одной задаче).
Задача 3. Рассчитать массу сухих дров, при сжигании которых выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand-by» в городе Воронеж на протяжении одного года.
Решение.
1. Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота
сгорания сухих дров составляет 8,3МДж/кг
75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж.
2. Для нахождения массы дров воспользуемся формулой m= q/Q,
где Q –количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива,
q – электроэнергия.
m= 273456000*106/8,3*106 Дж/кг=3295903≈3,3*106 кг
Ответ: 33*106 кг сухих дров.
Задача 4. Рассчитать массу природного газа, при сжигании которого выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand- by» в городе Воронеж на протяжении одного года.
Решение.
1. Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота
сгорания сухих дров составляет 35,5МДж/кг .
75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж.
Q
Ответ: 7,7*106 кг природного газа.
Учитель. Следует также учесть, что при сжигании даже самого экологичного топлива – природного газа, выбросы в атмосферу из-за расхода энергии в режиме «stand-by» составят более 91 млн. м3 СО2.
Учитель. Наш интересный урок подходит, к сожалению, к концу. Надеясь, советы, полученные вами сегодня на уроке, помогут вам и вашей семье в уменьшении энергетических затрат и тем самым в экономии семейного бюджета.
Подведение итогов урока.
Оценивается работа учащихся в группах учителем, родителями учащихся, электриками Ростошинской электроподстанции Эртильского района Воронежской области и капитаном группы.
Заключение
Капитан 1 группы:
В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения принципов экономии и бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов. Ведь расточительное пользование ресурсами приводит к их истощению, а также загрязнению окружающей среды.
Капитан 2 группы:
Дежурный режим считается экономичным, но энергия при этом все же потребляется. Задача сокращения потребления энергии электроприборами и системами в режиме ожидания находится в центре внимания международной электронной промышленности. Однако главный выбор использования режима остается за потребителями.
Проведение занятия по данной теме позволит углубить знания учащихся в области энергосбережения, сформировать правильное понимание смысла режима ожидания, а также проводить непосредственные количественные расчеты энергетических потерь, связанных с использованием режима «stand-by».
Все вместе: Сохраняя же электрическую энергию, можно не только сэкономить свои деньги, но и улучшить экологическое состояние нашей планеты.
Родители учащихся из 1 группы «Электричество»
Энергосбережение – реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, таких как электричество, тепло, вода, газ при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Расточительное расходование в повседневной жизни воды, газа, электрической и тепловой энергии является не только дорогим «удовольствием», но и признаком невоспитанности, «дурным тоном».
Родители из 2 группы «Энергия»
Пересмотрев в нашей повседневной жизни свои привычки и поведение, можно значительно снизить потребность в энергоресурсах. И это вовсе не означает ухудшение жизненного стандарта или отказ от комфорта, который мы очень любим. Привычка экономить энергию это признак разумного, бережного и современного потребителя.
Многие из устройств, оснащенных режимом «stand-by» работают «просто так», хотя каждый ватт их мощности в длительном режиме работы приводит к напрасному расходу электроэнергии напрасной трате денег.
Домашнее задание.
Дома составить план экономии по электрическим приборам в своей квартире, используя паспорт данного электроприбора и цену 1 кВт час.
Рефлексия.
Что вам сегодня понравилось на уроке?
Кому урок понравился?
Кто узнал и открыл для себя что-то новое, ранее неизвестное?
Какой главный вывод вы можете сделать по уроку для себя?
Учитель
Закончить наш урок мне хотелось бы четверостишием:
Чтоб счастье в доме не кончалось,
Чтоб всё включалось – выключалось.
И в этом мире, как звезда,
Пусть светит свет нам всегда
Приложение к уроку
«Использование и экономия электроэнергии.
Энергосбережение электрической энергии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»
Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...
Счетчик электрической энергии. Расчет электроэнергии , потребляемой электрическими приборами». (урок физики. 8 класс)
Мой любимый урок… За двадцать лет работы в школе таких уроков было много, но менялось время, менялись требования, менялся социальный заказ общества, менялись и уроки. ...
Методическая разработка Урок-конференция "Экологические проблемы производства, передачи и потребления электрической энергии"
Открытый урок-конференция посвящен проблемам электроэнергетики, проведен в группе студентов, обучающихся по специальности "Технология машиностроения"...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Урок №80. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика" для 9 класса гуманитарного профиля
В рамках дистанционного обучения составен краткий план занятий для 9 класса гуманитарного профиля на платформе РЭШ....
Мастер – класс « Что наша жизнь? Урок!..»
Мастер – класс « Что наша жизнь? Урок!..» Открытое мероприятие классного руководителя Щербаковой И.В....
Классный час в 10 классе по теме «Экономия и бережливость в нашей жизни»
Классный час в 10 классе по теме «Экономия и бережливость в нашей жизни»...