Конспект внеклассного занятия по творчеству Мусы Джалиля
классный час по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данный конспект может помочь учителям организовать внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству Мусы Джалиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_tvorchestvu_musy_dzhalilya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «И юные узнают, как жили мы…»
Руководитель проекта: Шайхутдинова Д.Ш.
Состав участников: ученики 7-го класса.
Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа: Литература, музыка
Тип проекта: творческий, ролевой, исследовательский.
Время работы над проектом: 1 месяц.
Форма работы: урочно - внеурочная.
Цели проекта:
- Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
- Развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, расширять кругозор.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
Презентация проекта проводится в учебном классе. Дети сидят за столами, расположенными полукругом. Перед глазами учеников на стене портрет автора, выставка книг, рисунки к стихотворениям Мусы Джалиля, передвижная выставка.
Оформление зала:
Портрет Мусы Джалиля. Эпиграф: « Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» Муса Джалиль, выставка книг и рисунков.
Цель:
1.Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мусы Джалиля.
2.Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.
3.Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Учитель: Слайд 1
Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя, ученики! В 2011 году в Республике Татарстан отмечался большой праздник, посвященный 105-летию со дня рождения Мусы Джалиля – известного сына татарского народа, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии.
Слайд 2
В этом году мы отметили 70-летие Великой победы над фашизмом. Долгих четыре года шли наши предки к этой победе. Немаловажный вклад в эту победу внес и Муса Джалиль. Известному татарскому поэту исполнилось 71 год со дня его гибели. Он погиб, когда ему не исполнилось и сорока. Поэт был расстрелян нацистами в августе сорок четвертого. Джалиль не допел до конца своих песен, гитлеровцы оборвали его жизнь в самом расцвете.
Слайд 3
Прошло 70 лет со дня окончания второй мировой войны, но преступления фашизма до сих пор отдаются болью в человеческой памяти. И до сих пор кровоточит сердце при мысли о безвременно ушедшем поэте Мусе Джалиле. Давайте вернемся к его истокам и найдем ответ на вопрос, как он стал певцом своего народа.
Послушайте сообщение о жизни и творчестве Мусы Джалиля.
Сообщение 1 ученика (Юля Шалагинова): Слайд 4
Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов) (1906-1944) – поэт, Герой Советского Союза.
Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе (мусульманское учебное заведение «Хусания» в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.
Слайд 5
Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919 году, а первый его сборник опубликовали в 1925 («Мы идем»). Спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы».Также Муса Джалиль в своей биографии был секретарем Союза писателей.
В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза.
Учитель: Слайд 6
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов:
Ранний (1918г.-1923г.)
Путь к зрелости (1924г. – 1932г.)
Довоенный (1933г.-1940г.)
Поэзия периода Великой Отечественной Войны (1941г.-1943г.)
Сегодня мы с вами рассмотрим лишь один этап.
У нас работали ребята в нескольких группах. Сейчас первая группа расскажет, чем они занимались.
Слайд 7
Ученик (чтение стихотворения «Другу» на английском языке)
Второй ученик прочтет его перевод (собственный)
Учитель:
-Вторая группа занималась переводом с татарского языка. Что у вас получилось?
Чтение учеником стихотворения на татарском языке, а потом читается его перевод
Учитель:
- Есть ребята, которым было дано индивидуальное задание. Заранее подготовленные ребята читают стихотворения)
- Что вы заметили? (ребята замечают, что эти стихи одинаковые)
- Певрая и вторая группы группа у нас переводили самостоятельно, а вот ребята выучили стихи уже профессиональных переводчиков. Кто у вас переводил их? (Бухараев переводил у одного, Маршак – у второго ченика).
-Что вы можете сказать об этом? (основная мысль стихотворений не изменилась)
-Так что же объединяет все эти стихи? (перевод не повлиял на мелодичность стихов, но его грустное настроение, но в то же время во всех вариантах сохранился дух человека-патриота, героя)
-Как называется это стихотворение? («Другу»)
-Когда было оно написано? (1943 г., октябрь)
-Кому оно было посвящено? (А. Алишу, его другу)
-Кто такой А.Алиш?
Слайд 8
(сообщение об А. Алише)
Слайд 9
- А еще кому он посвящал свои стихи? (Жене своей, Амине, Своей дочери, Чулпан)
Слайд 10-13
Ученик:
Я занимался изучением его Моабитских тетрадей и обратил внимание на то, что, находясь в застенках, Муса Джалиль не терял и чувство юмора. У него есть немало юмористических стихов, Таких как «Влюбленный и корова», «Любовь и насморк», «Часы». Одно из таких стихотворений я и хочу прочитать. Называется оно «Звонок».
(учащийся читает стихотворение). Слайд 14
Учитель:
-Я нашла песню, сочиненную на стихотворение «Влюбленный и корова». Ее исполняют братья Мищуки. Давайте ее послушаем. (слушается запись)
-У нас работала еще одна группа экспертов, которые занимались исследованием произведений М. Джалиля в татарской музыке.
Сообщение ученика:
- Наша группа как раз занималась изучением музыкального творчества. Мы знаем, что Муса Джалиль очень любил музыку, он даже играл на мандолине.
На его стихи было написано много песен. Правда, они практически все на татарском языке.
Еще до войны он написал либретто «Златовласка», музыку для которой сочинил Жиганов.
Были созданы вокально-симфонические произведения на такие его стихи, как «Песня родника» (автор Ахметов), «Соловей и Родник» (автор Яруллин)
Известны романсы на его стихи. Это «Взгляды твои», «Сон ребенка», «Песня о погибшем друге» и др.
Но особенно хотели бы обратить внимание на то, что на его стихотворение «Мои песни» была написана музыка сразу двумя композиторами – Салихом Сайдашевым и Рустемом Яхиным.
У Салиха Сайдашева это было последнее музыкальное произведение.
Слайд 15
- У нас есть возможность послушать Песню «Волны», музыку к которой написал Рустем Яхин. (слушается песня)
- Мы выяснили, что все произведения М. Джалиля, которые были впоследствии переложены на музыку, можно условно поделить на :
1. Детские песни;
2. Стихи довоенного периода;
3. На стихи из Моабитского цикла
Учиитель Слайд 16
-Кто такой Андре Тиммерманс? Какую роль он сыграл в судьбе Мусы Джалиля? (Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюселле)
Слайд 17
Учитель:
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами.
Слайд 18
-А почему же сегодня мы говорим о Мусе Джалиле? Что связывает декабрь и его творчество?
Ученик:
Эту запись, сделанную рукой Джалиля, обнаружили в одном из его блокнотов со стихами.
Слайд 19 (звуковой)
"Другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды... и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них... Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь".
Учитель:
-Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта.
Ученик:
- А я подготовил «Новогоднее пожелание друзьям». Известно, что это - последнее его стихотворение, дошедшее до нас
Слайд 20, (читается стихотворение «Новогоднее пожелание друзьям»)
-Это “Моабитские тетради” Джалиля– последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.
Учитель: А теперь представьте, что должен испытать человек, у которого отняли все, а главное — надежду, человек с переломанной рукой, с перебитыми и распухшими пальцами, избитый электрическим шнуром и резиновыми шлангами, обреченный на смерть. Какие мысли и чувства одолевали его? Безысходность, безнадежность, отчаяние? Это одно лишь мгновение, а потом — полная уверенность в том, что и здесь, в застенках Моабита, можно и должно быть полезным своей Родине. Он продолжает борьбу с фашизмом оружием песни. В неволе, далеко от Родины, рождается сборник стихов «Моабитская тетрадь» — свидетельство величия духа советского человека. Когда читаешь стихи сборника, каждому слову веришь, потому что хорошо осознаешь, что человек, ежедневно смотрящий смерти в глаза, не будет лукавить, каждое слово поэта взвешено и проверено, любовь к Родине выстрадана в бою, в сражении. Вот почему особо волнуют стихи Мусы Джалиля.
Слайд 21
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год за цикл стихов "Моабитская тетрадь" он первым из поэтов стал лауреатом Ленинской премии.
Обобщение урока.
Кем бы мы ни были, где бы мы ни были, мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа на тему: «Муса Джалиль в наших сердцах», 5 класс
Конспект классного часа о М. Джалиле....
Материалы к уроку о жизни и творчестве Мусы Джалиля, знаменитого татарского поэта
" Жизнь моя песней звенела в народе Смерть моя песней борьбы прозвучит! "-писал знаменитый татрский поэт М. Джалиль. 110-летие со дня его рождения- ещё один повод для разговора о человеке, ...
Задания для выступления учащихся о творчестве Мусы Джалиля
Данные материалы будут дополнением к презентации...
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля".
Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля" для детей с ОВЗ....
Внеклассное мероприятие «Свеча памяти Мусе Джалилю»
Для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
«Твой подвиг не забудется в веках!» Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Мусы Джалиля.
Знакомство учащихся с биографией и творчеством поэта Мусы Джалиля...