М.Цветаева. Личность.Творчество.Судьба.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литература в 11 классе по творчеству М.Цетаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_tsvetaeva.doc | 410.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 11 классе.
Презентация творчества М.И. Цветаевой
Подготовила учитель
МОУ СОШ №52
Багалей Татьяна Валерьевна
2012г.
Марина Ивановна Цветаева
(1892 – 1941)
Личность. Творчество. Судьба.
Урок объяснения нового материала
Цель урока:
заинтересовать личностью Марины Цветаевой, увлечь её творчеством, познакомить с особенностями поэзии Цветаевой.
Задачи:
обучающие: учить следить за ходом объяснения учителя, записывать основные положения лекции, отвечать на проблемные вопросы;
развивающие: развивать навык выразительного и аналитического чтения стихов М.И. Цветаевой; расширять кругозор выпускников;
воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, к родному языку, чувство патриотизма.
Оборудование:
портрет Цветаевой, сборники её стихов, презентация урока.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
В один из московских осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка. Она направилась к типографии Мамонтова. В руках – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменитый день Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы. Первый сборник её стихов назывался «Вечерний альбом».
Поэзия стала её судьбой. Поэтическое творчество стало сутью её жизни. О неуёмном стремлении писать, об особенностях своей поэзии она скажет позже в стихотворении
«Вскрыла жилы: неостановимо…»
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска – плоской.
Через край - и мимо -
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
6 января 1934
- Что вам показалось интересным в этом стихотворении, на какие особенности вы обратили внимание?
Художественное своеобразие ярко проявляется в стихотворении «Кто создан из камня кто создан, из глины…»(1920)
Слайд №1 Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Судьба. Характер. Поэзия. |
Слайд №2 Портрет М. Цветаевой. Эпиграф. Одна – из всех – за всех – против всех! |
Слайд №3 Стихотворение, которое стало поэтическим кредо Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…» |
Слайд № 4 Детство и юность. Родилась в Москве 26 сентября (по старому стилю) в семье художественной интеллигенции. Отец её - сын бедного сельского попа, уроженец Владимирской губернии. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев стал известным искусствоведом профессором Московского университета. |
Слайд № 5 И. В. Цветаев основал Музей изящных искусств, ныне Музей имени Пушкина. Фотография музея изобразительных искусств. Мать – из обрусевшей польско – немецкой семьи, натура художественная, одаренная, занималась музыкой. Она скончалась рано (1906г.), но успела оказать на дочь «главенствующее влияние». В одном из стихов Цветаева вспоминает о двух своих бабках – простой сельской попадье и городской польской панне: Обеим бабкам я вышла – внучка: Чернорабочий – и белоручка!... Цитата из статьи В.Н. Орлова к сб. стихов - ст. 10 |
Слайд № 6 На фоне кисти рябины слова стихотворения: Красною кистью Спорили сотни Рябина зажглась. Колоколов. Падали листья. День был субботний: Я родилась. Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 г. Действительно, горькая судьба легла на хрупкие плечи М. Цветаевой. Многое ей пришлось испытать в своей жизни: голод и холод Гражданской войны, вынужденную эмиграцию, возвращение на родину в разгар сталинских репрессий, эвакуацию, когда началась Великая Отечественная война. |
Слайд № 7 «Судьба меня целовала в губы…» Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (на год моложе Цветаевой) юноша, больной туберкулёзом и недавно потерявший мать. Вскоре он станет мужем Цветаевой. Её избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним. Наступает самая счастливая (увы, недолгая) пора в жизни Цветаевой: Да, я, пожалуй, странный человек, Другим – на диво! Быть, несмотря на наш двадцатый век, Такой счастливой! Не слушая о тайном сходстве душ, Ни всех тому подобных басен, Всем говорить, что у меня есть муж, Что он прекрасен!.. Сергею Эфрону посвящен второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912 г.). И пусть эта книга встречена критикой без прежних восторгов, литературная судьба Цветаевой складывается вполне удачно. 1913 год. Крым. Рядом с Мариной Цветаевой - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты: золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися легкими кудрями; ясная виноградная зелень её глаз… В её облике было что-то таинственное и колдовское». |
Слайд № 8 1917 год. Сергей Эфрон – выпускник юнкерского училища. Бурные события революции 1917 года разделяют сестер. Муж оказывается в рядах белой армии, и 3 года от него нет никаких вестей. Марина Цветаева равно осуждает и «красных» и «белых» за творимое ими кровопролитие. Смерть - же всех равняет, для неё нет ни своих, ни чужих. Все рядком лежат – Белым был – красным стал: Не развесть межой. Кровь обагрила. Поглядеть: солдат! Красным был – белым стал: Где свой, где чужой? Смерть побелила. |
Слайд № 9 «Я вся закутана в печаль» Фотография мужа в форме белогвардейского офицера. Голод и холод в послереволюционной Москве. В 1920 году на третьем году жизни умирает вторая дочь Ирина. Осенью 1922 года Марина Цветаева вынуждена была, влекомая любовью и верностью, выехать за границу к С. Эфрону. Началась заграничная жизнь. Берлин. Прага, здесь в 1925 году рождается долгожданный сын Георгий. Париж. Но счастья заграничная жизнь не приносит. Терзает тоска по родине, и на бумагу выливаются проникновенные строчки. Стихотворение «Лучина» (1931 год) До Эйфелевой - рукою Подать! Подавай и лезь. Но каждый из нас – такое Зрел, зрит, говорю, и днесь, Что скучным и некрасивым Нам кажется ваш Париж. «Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?» |
Слайд № 10 1939год. Возвращение на Родину. В августе арестовывают дочь, в октябре – мужа. Марина Ивановна с сыном скитается по чужим углам, снимает комнаты подешевле в Подмосковье, ездит с передачами к Але и Сергею Яковлевичу, трясется над хрупким здоровьем сына, занимается переводами, имея небольшой заработок. Стихотворение №8 из цикла «Стихи к Чехии» … О, черная гора, Затмившая весь свет! (сборник стихов стр.196) |
Слайд № 11 Последнее пристанище. Географическая карта. Высвечивается город Елабуга. Война. 8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном эвакуируются из Москвы в город Елабугу на Каме. |
Слайд № 12 Жизненный тупик Дом, в котором жила Цветаева в Елабуге. Заявление в Литфонд о принятии на работу. Навис ужас остаться без работы. Чтобы иметь кусок хлеба, Цветаева пишет заявление в Литфонд с просьбой принять её на работу в столовую в качестве судомойки. Жизнь остановилась у последней черты. Из предсмертного письма к сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить… я попала в тупик». |
Слайд № 13 «Ненадоба» Портрет М. Цветаевой, Строчки из стихотворения «Стихи о сироте»(№6, сборник стихов стр. 190) Что для ока – радуга, Злаку – чернозем- Человеку – надоба Человека – в нем. 31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Что стало причиной трагического конца? Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, зима в глуши, трагическое ощущение «ненадобы», бесполезности, беспомощности. Паралич воли, отчаяние, безнадежность. Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» - 1913 г. (Сб. стихов стр.56) |
Слайд № 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»
Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....
Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...
М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.
Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...
Иван Сергеевич Тургенев. Личность. Творчество. Судьба.
Презентация к уроку по теме: "И.С. Тургенев. Личность. Творчество. Судьба"...
Шолохов М.А. Личность, творчество, судьба
Презентация к уроку литературы в 11 классе...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...