Урок литературного чтения во 2 классе "В.Осеева "Волшебное слово"
методическая разработка по литературе по теме
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "В.Осеева. "Волшебное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseeva_volshebnoe_slovo.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
«В. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока:
- познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
- развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать "силу", возможность слова.
- формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать культуру общения, вежливость
Планируемые результаты:
Личностные):
ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные:
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Предметные:
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, произведение В.Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки - листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.
I. ОРГ. МОМЕНТ
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
- Для чего мы говорим эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
II. РАЗМИНКА
И начнем наш урок с традиционной разминки!
1. Артикуляционная гимнастика
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!
2. Работа со слоговыми таблицами
(покажите - горизонтальная строка, вертикальная строка) работаем с 9-ой горизонтальной строкой)
- чтение столбика слогов
(вполголоса, хором, по рядам, индивидуально) - читать четко, правильно
- игра "Найди и назови слово" (по слоговым таблицам)
3. Жужжащее чтение - ежедневное чтение (дополнительная книга)
Учитель - Зря страницы не листай!
Дети - Где закладка - открывай!
Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)
- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание!
1. Ответы на вопросы:
- Сколько дочерей было у женщины?
- Как звали старшую дочь?
- Как звали младшую дочь?
2. Выборочное чтение
Учитель зачитывает начало предложения предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью. (Повторить, что такое предложение!)
а) В это время:
б) Я тоже сейчас:
в) Вокруг меня:
3. Выразительное чтение. Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)
4. Беседа по прочитанному.
- Кто вам из главных героинь понравился больше и почему?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Вывод: Ребята, вы - молодцы. Отлично подготовились дома.
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ребята, вы все заметили, что в последние дни у нас очень часто идет снег и вот сейчас, чтобы ваши глазки отдохнули, вы будете следить за падающими снежинками, только помним о том, что голова не поворачивается. (используется электронная физкультминутка для глаз)
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.
А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.
Биография автора.
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.
А еще я хочу добавить:
1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."
3. Призы и награды
Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
А у Маши было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем она успешно справилась).
2. Корректурная проба
Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке - надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО
Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)
3. РАБОТА В ПАРАХ (конверты со словами)
Хорошо, следующее задание. Давайте вспомним волшебные слова.
Вам нужно выбрать из предложенных слов - волшебные слова.
Проверка - спросить некоторые из пар.
- Ребята, а почему эти слова называют волшебными?
(Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)
Вывод: А ведь и, правда, волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром - "За добро - добром и платят"
VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Итак, сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.
Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой:" + хорошо читающие дети
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (для словарной работы)
ЧУТЬ НЕ ПОДДАЛ ХОРОШЕНЬКО - ЧУТЬ НЕ УДАРИЛ
Первичная проверка понимания:
- Понравилась ли вам первая часть рассказа?
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
- Как об этом узнал старик?
- А как разговаривал Павлик со стариком?
- Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
- Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?
- Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?
- Давайте попробуем произнести это слово!
- Повернитесь друг к другу - произнесите это слово друг другу!
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
VIII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Повторное чтение первой части рассказа детьми с замерами (3 раза).
Чтение по цепочке.
IX. ИТОГ УРОКА
Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.
X. РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.
Я уважителен и доброжелателен к людям | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...
Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"
Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.
Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....