Урок "Пушкин - наше все".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Это урок обобщения и систематизации по литературе в 10 классе, построенный и проведенный на основе технологии РКМЧП. Ученики создавали и защищали мини - проекты по разным направлениям творческой деятельности А. С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_-_nashe_vsyo.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкин – наше всё».
В современной школе активно используется технология развития критического мышления наряду с традиционными приемами и методами работы. Основу модели составляет трехфазовый процесс: 1) вызов (активизация, мотивация); стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даётся возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии. 2) Осмысление содержания. На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным и ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, – в парах, – в малых группах или всем классом. 3) На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само это содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане приращенного знания; проанализировать процесс, методы и приёмы, которыми пользовались при обучении; определить области, где требуется дополнительная работа. На модельных уроках используются следующие приёмы и методы работы:
─ «чтение с остановками»;
─ маркировка с использованием значков на полях («+», «-», «?», «!»)
─ концептуальные таблицы;
─ графические систематизаторы (кластеры, таблицы, схемы);
─ «бортовые журналы» (ведение записей);
─ синквейны (пятистишия; творческая интерпретация);
─ эффективная (продвинутая) лекция и др.
Данный урок разработан в технологическом режиме РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо).
Урок – исследование «Пушкин – наше всё»
Стратегией урока является кластер.
Технологическая карта урока.
|
|
|
─ Мозговая атака. ─ Кластеры предположений. ─ Фронтальный опрос. ─ Дальнейшее целеполагание. | ─ Работа с источниками информации. ─ Чтение отрывков из высказываний писателей 19-20 в.в. ─ Чтение стихов из произведений многонациональной литературы. ─ Пушкин в музыке (романсы, оперы) ─ Пушкин в изобразительном искусстве. | ─ Презентация тем. ─ Мозговая атака. ─ индивидуальная работа над кластерами. ─ Домашнее задание:
|
Тема урока: «Пушкин – наше всё».
Цели:
- познакомить учащихся с Пушкинианой в разных видах искусства (в многонациональной литературе, живописи, музыке);
- расширить представления обучающихся по пушкинской теме;
- совершенствовать умения отбирать, систематизировать материал, выражать личностное отношение к творческому наследию А.С. Пушкина.
Оборудование.
- Альбом «А.С. Пушкин» (для 5,8,9 кл.).
- Фотоальбом «А.С. Пушкин».
- Рукописный журнал об А.С. Пушкине.
- Сборник статей о Пушкине.
- Сборник стихов «Венок Пушкину».
- Диск «Русская классика» (оперы на произведения Пушкина).
- Диск «Романсы»
Ход урока.
- На стадии вызова парная мозговая атака об А.С. Пушкине. Учащиеся делятся друг с другом информацией и заполняют кластер предположений. Так как к 10 классу накоплены немалые знания по данной теме, составление смысловых блоков (кластеров) не вызывает особых затруднений. Выделяют следующие категории:
и другие.
В результате обсуждения (фронтального опроса) пришли к выводу: в основном кластеры отражают литературную деятельность А.С. Пушкина. Предлагается в теме урока выделить ключевое слово. Называют слово «всё». По аналогии «литература – искусство слова» называют другие виды искусства (музыка, живопись, многона-циональная литература). Это выход на дальнейшее целеполагание и его достижение.
- На стадии осмысления содержания самостоятельная работа с новыми источниками информации по таким направлениям:
- «Писатели о писателе».
- Пушкин в музыке.
- Пушкин в живописи.
На столах заранее заготовлены литературные источники:
- Н.В. Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок), 1835.
- Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, 1861.
- Л.В. Успенский. Слава России (отрывок), 1974.
- Д.С. Лихачев. В памяти народной (отрывок), журнал «Огонёк», №6, 1987.
- Г. Тукай. Пушкину. 1906.
- С.А. Есенин. Пушкину. 1924.
- С. Стальский. Певец великого народа. 1937.
- Г. Цадаса. Пушкину. 1949.
- В. Майнашев. Памяти А.С. Пушкина. 1983.
- Н. Г. Доможаков. Ты в каждом аале. 1974.
- М.Р. Баинов. Путешествие во времени (отрывок из поэмы).
Также предложены альбомы «А.С. Пушкин», рукописные журналы «Пушкин в музыке», «Пушкин - иллюстратор», «Пушкин в многонациональной литературе», «Писатели о писателе», диски «Романсы», «Русская классика».
Три группы свободно выбирают тему мини – исследования, распределяют внутри групп отобранный материал, и каждый работает индивидуально. Затем в группах обмениваются информацией и готовятся к презентации.
- На стадии рефлексии каждая группа озвучивает свой «продукт», сопровождая выразительным чтением стихов, фрагментами из музыкальных произведений, иллюстрациями и картинами. Затем в форме мозговой атаки идёт свободное обсуждение всей полученной информации в русле темы урока, сопоставляется с первоначальными кластерами, устанавливаются логические, причинно – следственные связи. Весь материал классифицируется, и в процессе индивидуальной работы создаются скорректированные кластеры.
В качестве домашней работы предлагаются творческие задания: эссе «Мой Пушкин», синквейны, сценарий литературно – музыкального вечера, кроссворды (выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше здоровье в наших руках
Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....
Мы! Наши права и наши обязанности!
Данная презентация позволит познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. Может использоваться на классных часах и на уроках....
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....