В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ...
материал по литературе (11 класс) на тему

Попова Сусанна Суреновна

Материалы для подготовки к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vpomosha-vyipusknikam.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ...

   

   Уважаемые ребята, в этом году вы пишете сочинение по литературе. Хочется верить, что подобранный и изложенный ниже учебный материал  как-то поможет вам в ходе подготовки к написанию сочинения.                                          К сожалению, определены только направления, в рамках которых будут  в день экзамена озвучены темы. Поэтому нам предстоит большая подготовительная работа.

    Итак, певое направление –  «Недаром помнит вся Россия...». Оно посвящено                         200-летнему юбилею М.Ю Лермонтова. Вы должны будете представить свои размышления о своеобразии творчества поэта, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.

   

  Вот темы сочинений о Лермонтове, которые может быть помогут вам подготовиться к экзамену. Они подсказаны поэтами серебряного века:

  1. «К земле и людям равнодушен, привязан к выбранной судьбе, одной тоске своей послушен, ты миру чужд, и мир — тебе.»(М.Кузмин. «Лермонтову»);
  2. «Лермонтов любил жизнь без экстаза и без надрыва, серьёзно и целомудренно» (И.Анненский);
  3. «Ветров и бурь бездомных странный брат, душой внимавший песне звёзд всезвонной»(К.Бальмонт. «Лермонтову».
  4. «И мы тебя ,поэт, не разгадали, не поняли младенческой печали в твоих как будто кованых стихах!» (В.Брюсов «К портрету Лермонтова»).

М.Кузмин. «Лермонтову»

С одной мечтой в упрямом взоре,

На Божьем свете не жилец,

Ты сам — и Демон, и Печорин,

И беглый, горестный чернец.

Ты с малых лет стоял у двери,

Твердя: «Нет, я не ухожу.»

Стремясь и к первобытной вере,

И к романтичному ножу.

К земле и людям равнодушен,

Привязан к выбранной судьбе,

Одной тоске своей послушен,

Ты миру чужд, и мир — тебе.

Ты страсть мечтал необычайной,

Но ах, как прост о ней рассказ!

Пленился ты Кавказа тайной, -

Могилой стал тебе Кавказ.

И Божьи радости мелькнули,

Как сон, как снежная метель...

Ты выбираешь — что ? Две пули

Да пошловатую дуэль.

Поклонник демонского жара,

Ты детский вызов слал Творцу.

Россия, милая Тамара,

Не верь печальному певцу.

В лазури бледной он узнает,

Что был лишь начат долгий путь.

Ведь часто и дитя кусает

Кормящую его же грудь.

1916.

К.Бальмонт. «К Лермонтову»

Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты поэт и полновластный гений,

Но за тоску, за этот страстный пыл

Ни с кем не разделяемых мучений,

За то, что ты нечеловеком был.

О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалом певучим.

И вижу я как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жёстким блеском этих тёмных глаз

Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»

Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»

К.Бальмонт. «Лермонтов».   Из цикла сонетов.

***

Опальный ангел, с небом разлучённый,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звёзд всезвонной.

На празднике — как призрак похоронный,

В затишьи дней — тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад

Кавказских — миг узнал смертельно-сонный.

Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката —

Расплавленное золото и медь.

Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

Но также должен в плаче пасть со ската,

Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.

***

Он был один, когда душой алкал,

Как пенный конь в разбеге диких гонок.

Он был один, когда — полуребёнок —

Он в Байроне своей тоски искал.

В разливе нив и в царстве серых скал,

В игре ручья, чей блеск блестящ и звонок,

В мечте цветочных ласковых коронок

Он видел мёд, который отвергал.

Он был один, как смутная комета,

Что головней пожарища летит

Вне правила расчисленных орбит.

Нездешнего звала к себе примета

Нездешняя. И сжёг своё он лето.

Однажды ли он в смерти был убит?

1916.

В.Брюсов. « К портрету Лермонтова».

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам прекрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но небыло ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём таилась дума.

И вышелк нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Традиционные темы сочинений по творчеству М.Ю.Лермонтова.

  • Образ Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. (Тезисный план к сочинению).

              Тема Родины проходит через всё творчество поэта. Образ родины раскрывается конкретно как образ России и обобщённо, символически: родина — романтический идеал.

  1.  Поэма «Мцыри», 1839 — любовь к родине — романтическая страсть, подчиняющая все помыслы поэта.
  2.  Родина даёт силы жить - «Листок» (1841), «Последнее новоселье» (1841)
  3.  Образ «малой» родины в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён...»
  4. Поэтическая родина — Кавказ ( «Кавказ»,1830; «Синие горы Кавказа...»,1832)
  5.  Конкретное  воплощение темы: Родина — Россия («Прекрасны вы, поля земли родной...», 1831). Поэт осознаёт свои национальные корни («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832)
  6. Поэта интересует история России («Бородино», «Песня про купца Калашникова»)
  7. Интерес к жизни народа России («Жалобы турка», 1829; «Прощай, немытая Россия...», 1841).
  8. Вера в будущее России: за ней будущее, Восток и Запад уже отжили свой золотой век. («Спор», 1841. Во время крестьянских волнений написано стихотворение «Предсказание», 1830, в котором многие увидели пророчество: «Настанет год. Росиии чёрный год,/Когда царей корона упадёт...»)
  9. Любовь к русской природе («Родина»,1841 — написано на Кавказе, возникло под впечатлением путешествия через Россию, когда Лермонтов приезжал в Петербург из действующей армии, Лермонтов утверждал, что любовь к родине не связана с какими бы то ни было идеями, взгляами. Это личное чувство. В стихотворении вводятся жанровые картинки, описание природы — мотив пространства, мотив дороги. В стихотворении выделяют две части: полемическую и элегию).    

* * *

  • Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тезисный план к  сочинению.

  1. 1. Традиционное и особенное в трактовке темы. Продолжение пушкинских традиций:

 а) избранность поэта («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). Поэтическое слово ниспослано свыше («Есть речи — значенье ...», 1840), но и оно не всегда может выразить истинное чувство поэта («Молитва», 1829);

б) поэт — всевидящий пророк («Пророк», 1841 — продолжение пушкинского «Пророка»);

в) назначение поэта(в стихотворении «Поэт» (1838) «стих.../звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных»); г) гражданственность поэзии («Поэт», «Кинжал», 1837; «Смерть поэта», 1837 — написано после смерти А.С.Пушкина, 16 заключительных строк явились ответом на клеветнические толки о Пушкине, попытки оправдать Дантеса).

  1. Поэт и толпа («Журналист, читатель и писатель», 1840; «Пророк»): а) толпа не понимает поэта, враждебна ему; этот мотив усиливается, приобретает трагическое звучание. В стихотворении «Смерть поэта» в образе поэта соединились  Христос-мученик (терновый венец) и Аполлон — покровитель искусства (лавровый венок); б) утверждение свободы поэтического творчества, независимости поэта («Поэт», 1838). Невозможность достичь полной свободы («Слава», 1830 — 1831).
  2. Понимание поэтического творчества, воснове которого — поэтическое вдохновение, а оно — озарение («Мой демон», 1830 — 1831 ; «Поэт»). Вдохновение спасает от мелочной жизни, но может и обмануть («Не верь себе», 1839), вдохновение — мука («Я жить хочу! Хочу печали...», 1832), но она необходима поэту ( в стихотворении «Я жить хочу!..» – «Что без страданий жизнь поэта? / И что без бури океан?»)
  3. Отношение к славе. Слава проходяща — в этом отличие понимания славы у Лермонтова от пушкинского понимания ( «Слава»,1830 – 1831 – «...И вечно слава жить  не может»).  

* * *

  • Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова.   Тезисный план к сочинению.

 

Одна из основных тем в творчестве Лермонтова. События жизни. Характер поэта сделали эту тему близкой ему. Тема имеет и философскую основу — связана с концепцией немецких философов Фихте и Шеллинга, в соответствии с идеями которых человек — одинокая, мятежная, ищущая жизни и борьбы, бури и при этом полная противоречий, соединяющая в себе добро и зло личность.

  1. Раннее творчество – «Парус» (1832), «Одиночество»(1830, «Как страшно жизни сей оковы / Нам в одиночестве влачить...»). Отчуждённость от всех — естественное  состояние для лирического героя, так как оно связано с романтическим мировосприятием. Лирический герой одинок  в свете, в обществе («Элегия», 1830).
  2. Мотив одиночества в зрелом творчестве – «Как часто пёстрою толпою окружён...»(1840) (стихотворение построено на антитезе: свет противопоставлен воспоминаниям детства).
  3. Мотив изгнанничества – «Листок» (1841).
  4. Мотив заточения, неволи – «Узник» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
  5. Одиночество в любви и дружбе – «Стансы» (1830 – 1831) и «Посвящение NN» (1829). Одиночество лермонтовского героя неизбежно — оно спутник всей его жизни – «И скучно и грустно...» (1840). В любовной лирике звучат автобиографические мотивы. В связи с этим исследователи выделяют два цикла — ивановский (Наталья Иванова) и сушковский (Екатерина Сушкова), есть стихотворения, посвящённые Варваре Лопухиной, Анне Столыпиной. Адресаты некоторых стихотворений не установлены.                                                                                                                                              Если у Пушкина любовь — светлое чувство, то у Лермонтова оно окрашено в мрачные тона с самой ранней юности.                                                                                            Для ивановского цикла характерен мотив измены («К Н.И..», 1831), для сушковского — характерен трагизм («Стансы», 1830).                                   Одиночество приобретает вселенский масштаб («Прости , мой друг! Как призрак я лечу...», 1830). Любовь — всегда страдание.                                  В любовную лирику вторгается мотив смерти (1830год – «Гость»,  «В альбом», «Весна»).                                                                                                 Тем не менее лирический герой мечтает о любви, она приносит сладкие, но мимолётные мгновения. Трактовка любви противоречива: иногда она — миг («К гению», 1829), но идеальная любовь — вечна («Стансы», 1830 – 1831; «А.Г .Хомутовой» , 18380. Прошедшая любовь не возвращается, но живёт в памяти («Нет, не тебя так пылко я люблю...», 1841).     Любовь — и земное, и одновременно неземное чувство, данное от Бога, поэтому возлюбленная — существо от божественное. Ей сопутствует голубой цвет, цвет небес(«Как небеса, твой взор блистает», 1838), она красива особенной красотой ( «Она не гордой красотою...», 1832). По мнению поэта, люди его поколения не способны на настоящую любовь («Дума», 1838). Светские женщины коварны и жестоки, искреннему чувству нет места в свете, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова стремится скрыть от всех свои переживания («Я не хочу, чтоб свет узнал...», 1837).
  6. Поэт чувствует себя одиноким среди своего поколения, при этом осознаёт, что ему присущи всепороки современников. В своей оценке современников поднимается до суда – «Дума» (1838). Лермонтов пытается осмыслить место своего поколения в истории. Он говорит от первого лица о будущем  поколения («Его грядущее — иль пусто, иль темно...»), прослеживает жизнь человека своегопоколения отрождения до смерти.

   

* * *

Тема сочинения.

Главная мысль сочинения.

    Тема сочинения — предмет его описания, то, о чём в нём говорится. Анализ темы — начало работы над сочинением.

     Анализ темы: 1) осмысление каждого слова в формулировке теы, выделение ключевого слова (словосочетания), содержащего в себе смысл темы;  2) определение объёма и границ темы; 3) определение задач (предмета обсуждения) раскрытия темы.

     Главная мысль сочинения — то, что говорится о предмете описания в тексте, авторский замысел. Главная мысль — основа сочинения, определяющая его содержание и структуру.

     

Структура сочинения.

Вступление к сочинению.

     Вступление – первый злемент внутренней структуры сочинения, его начало. Зависимость вступления от темы, замысла пишущего, содержания анализируемого произведения, жанра сочинения.

    Требования к вступлению: ввод в тему, точное определение ключевых понятий, , лаконичность.    

                                                                                                                                                                     Виды вступлений к сочинению:

1) история создания произведения;

           2) связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

           3) характеристика литературной ситуации, современной писателю;

           4) критическая оценка произведения;

           5) суждение о теме сочинения, её актуальности;

           6) формулирование главной мысли сочинения;

           7) рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;

           8) введение оценки, которая затем детализируется в тексте;

           9) формулирование гипотезы, которая становится предметом обсуждения;

         10) личностное отношение пишущего к писателю или его произведению;

Переход к главной части — особый (связующий) элемент внутренней структуры сочинения.

Основная часть сочинения.

     Работа над основной частью — важнейший этап создания соччинения. Требования к основной части сочинения:ответ на вопрос, заключённый в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность,доказательность, образность.

Конструирование основной части:

1) определение содержательных компонентов, входящих в основную часть высказывания;

2) выстраивание их в определённой последовательности;

3) накопление материала к сочинению, его систематизация;

4) иллюстрирование положений основной части примерами из художественного и литературно-критических текстов, личного опыта ( создание текстовых заготовок);

5) составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.

Многообразие вариантов структуры основной части обусловлено темой, жанром сочинения, способом  доказательства главной мысли, личными пристрастиями пишущего.

Заключение к сочинению.

Заключение — часть сочинения, в которой подводится итог, обобщаются мысли, высказанные в основной части.

Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.

Виды заключений: 1) обобщение с использованием цитатных характеристикпроизведения; 2) выражение пишущим своего отношения к произведению, его образам, идее; 3) размышления о значении произведения в жизни общества; 4) характеристика новаторства писателя; 5) указание на следования традициям русской литературы; 6) размышления о типичности образов литературных персонажей произведения; 7) характеристика роли произведения в развитии русской литературы.

* * *

Использованная литература.

 

  1. Г.В.Пранцова. Элективные курсы по литературе. 10 – 11 классы.Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия. Москва. Вербум — М . 2006.
  2. Поэзия серебряного века в школе. Дрофа. Москва.2001.
  3. Интернет — ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь выпускнику

В помощь выпускникам для написания сочинения-рассуждения. Представлен полный план написания сочинения-рассуждения по тексту. Виды и типы проблем. Литературный материал для аргументации авторской позиц...

Как оказать помощь выпускникам перед экзаменом. Для родителей.

Презентация может быть использована на родительском собрании....

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Тригонометрия. В помощь выпускникам школы.

Основные вопросы  тригонометрии в курсе  средней школы.  Тригонометрические уравнения.   Задания  С-1  в ЕГЭ -2013. Тема актуальна т.к. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВН...

в помощь выпускнику

Данная презентация составлена в помощь ученикам 11 класса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

В помощь выпускнику. Повторим ГЛАГОЛ

В помощь выпускнику при повторении ГЛАГОЛА...

В помощь выпускнику. Повторим ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В помощь выпускнику при повторении числительного...