В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ...
материал по литературе (11 класс) на тему
Материалы для подготовки к итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpomosha-vyipusknikam.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ...
Уважаемые ребята, в этом году вы пишете сочинение по литературе. Хочется верить, что подобранный и изложенный ниже учебный материал как-то поможет вам в ходе подготовки к написанию сочинения. К сожалению, определены только направления, в рамках которых будут в день экзамена озвучены темы. Поэтому нам предстоит большая подготовительная работа.
Итак, певое направление – «Недаром помнит вся Россия...». Оно посвящено 200-летнему юбилею М.Ю Лермонтова. Вы должны будете представить свои размышления о своеобразии творчества поэта, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.
Вот темы сочинений о Лермонтове, которые может быть помогут вам подготовиться к экзамену. Они подсказаны поэтами серебряного века:
- «К земле и людям равнодушен, привязан к выбранной судьбе, одной тоске своей послушен, ты миру чужд, и мир — тебе.»(М.Кузмин. «Лермонтову»);
- «Лермонтов любил жизнь без экстаза и без надрыва, серьёзно и целомудренно» (И.Анненский);
- «Ветров и бурь бездомных странный брат, душой внимавший песне звёзд всезвонной»(К.Бальмонт. «Лермонтову».
- «И мы тебя ,поэт, не разгадали, не поняли младенческой печали в твоих как будто кованых стихах!» (В.Брюсов «К портрету Лермонтова»).
М.Кузмин. «Лермонтову»
С одной мечтой в упрямом взоре,
На Божьем свете не жилец,
Ты сам — и Демон, и Печорин,
И беглый, горестный чернец.
Ты с малых лет стоял у двери,
Твердя: «Нет, я не ухожу.»
Стремясь и к первобытной вере,
И к романтичному ножу.
К земле и людям равнодушен,
Привязан к выбранной судьбе,
Одной тоске своей послушен,
Ты миру чужд, и мир — тебе.
Ты страсть мечтал необычайной,
Но ах, как прост о ней рассказ!
Пленился ты Кавказа тайной, -
Могилой стал тебе Кавказ.
И Божьи радости мелькнули,
Как сон, как снежная метель...
Ты выбираешь — что ? Две пули
Да пошловатую дуэль.
Поклонник демонского жара,
Ты детский вызов слал Творцу.
Россия, милая Тамара,
Не верь печальному певцу.
В лазури бледной он узнает,
Что был лишь начат долгий путь.
Ведь часто и дитя кусает
Кормящую его же грудь.
1916.
К.Бальмонт. «К Лермонтову»
Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем не разделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.
О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалом певучим.
И вижу я как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жёстким блеском этих тёмных глаз
Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»
Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»
К.Бальмонт. «Лермонтов». Из цикла сонетов.
***
Опальный ангел, с небом разлучённый,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомных странный брат,
Душой внимавший песне звёзд всезвонной.
На празднике — как призрак похоронный,
В затишьи дней — тревожащий набат,
Нет, не случайно он среди громад
Кавказских — миг узнал смертельно-сонный.
Где мог он так красиво умереть,
Как не в горах, где небо в час заката —
Расплавленное золото и медь.
Где ключ, пробившись, должен звонко петь,
Но также должен в плаче пасть со ската,
Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.
***
Он был один, когда душой алкал,
Как пенный конь в разбеге диких гонок.
Он был один, когда — полуребёнок —
Он в Байроне своей тоски искал.
В разливе нив и в царстве серых скал,
В игре ручья, чей блеск блестящ и звонок,
В мечте цветочных ласковых коронок
Он видел мёд, который отвергал.
Он был один, как смутная комета,
Что головней пожарища летит
Вне правила расчисленных орбит.
Нездешнего звала к себе примета
Нездешняя. И сжёг своё он лето.
Однажды ли он в смерти был убит?
1916.
В.Брюсов. « К портрету Лермонтова».
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам прекрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но небыло ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём таилась дума.
И вышелк нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Традиционные темы сочинений по творчеству М.Ю.Лермонтова.
- Образ Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. (Тезисный план к сочинению).
Тема Родины проходит через всё творчество поэта. Образ родины раскрывается конкретно как образ России и обобщённо, символически: родина — романтический идеал.
- Поэма «Мцыри», 1839 — любовь к родине — романтическая страсть, подчиняющая все помыслы поэта.
- Родина даёт силы жить - «Листок» (1841), «Последнее новоселье» (1841)
- Образ «малой» родины в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён...»
- Поэтическая родина — Кавказ ( «Кавказ»,1830; «Синие горы Кавказа...»,1832)
- Конкретное воплощение темы: Родина — Россия («Прекрасны вы, поля земли родной...», 1831). Поэт осознаёт свои национальные корни («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832)
- Поэта интересует история России («Бородино», «Песня про купца Калашникова»)
- Интерес к жизни народа России («Жалобы турка», 1829; «Прощай, немытая Россия...», 1841).
- Вера в будущее России: за ней будущее, Восток и Запад уже отжили свой золотой век. («Спор», 1841. Во время крестьянских волнений написано стихотворение «Предсказание», 1830, в котором многие увидели пророчество: «Настанет год. Росиии чёрный год,/Когда царей корона упадёт...»)
- Любовь к русской природе («Родина»,1841 — написано на Кавказе, возникло под впечатлением путешествия через Россию, когда Лермонтов приезжал в Петербург из действующей армии, Лермонтов утверждал, что любовь к родине не связана с какими бы то ни было идеями, взгляами. Это личное чувство. В стихотворении вводятся жанровые картинки, описание природы — мотив пространства, мотив дороги. В стихотворении выделяют две части: полемическую и элегию).
* * *
- Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тезисный план к сочинению.
- 1. Традиционное и особенное в трактовке темы. Продолжение пушкинских традиций:
а) избранность поэта («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). Поэтическое слово ниспослано свыше («Есть речи — значенье ...», 1840), но и оно не всегда может выразить истинное чувство поэта («Молитва», 1829);
б) поэт — всевидящий пророк («Пророк», 1841 — продолжение пушкинского «Пророка»);
в) назначение поэта(в стихотворении «Поэт» (1838) «стих.../звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных»); г) гражданственность поэзии («Поэт», «Кинжал», 1837; «Смерть поэта», 1837 — написано после смерти А.С.Пушкина, 16 заключительных строк явились ответом на клеветнические толки о Пушкине, попытки оправдать Дантеса).
- Поэт и толпа («Журналист, читатель и писатель», 1840; «Пророк»): а) толпа не понимает поэта, враждебна ему; этот мотив усиливается, приобретает трагическое звучание. В стихотворении «Смерть поэта» в образе поэта соединились Христос-мученик (терновый венец) и Аполлон — покровитель искусства (лавровый венок); б) утверждение свободы поэтического творчества, независимости поэта («Поэт», 1838). Невозможность достичь полной свободы («Слава», 1830 — 1831).
- Понимание поэтического творчества, воснове которого — поэтическое вдохновение, а оно — озарение («Мой демон», 1830 — 1831 ; «Поэт»). Вдохновение спасает от мелочной жизни, но может и обмануть («Не верь себе», 1839), вдохновение — мука («Я жить хочу! Хочу печали...», 1832), но она необходима поэту ( в стихотворении «Я жить хочу!..» – «Что без страданий жизнь поэта? / И что без бури океан?»)
- Отношение к славе. Слава проходяща — в этом отличие понимания славы у Лермонтова от пушкинского понимания ( «Слава»,1830 – 1831 – «...И вечно слава жить не может»).
* * *
- Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Тезисный план к сочинению.
Одна из основных тем в творчестве Лермонтова. События жизни. Характер поэта сделали эту тему близкой ему. Тема имеет и философскую основу — связана с концепцией немецких философов Фихте и Шеллинга, в соответствии с идеями которых человек — одинокая, мятежная, ищущая жизни и борьбы, бури и при этом полная противоречий, соединяющая в себе добро и зло личность.
- Раннее творчество – «Парус» (1832), «Одиночество»(1830, «Как страшно жизни сей оковы / Нам в одиночестве влачить...»). Отчуждённость от всех — естественное состояние для лирического героя, так как оно связано с романтическим мировосприятием. Лирический герой одинок в свете, в обществе («Элегия», 1830).
- Мотив одиночества в зрелом творчестве – «Как часто пёстрою толпою окружён...»(1840) (стихотворение построено на антитезе: свет противопоставлен воспоминаниям детства).
- Мотив изгнанничества – «Листок» (1841).
- Мотив заточения, неволи – «Узник» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
- Одиночество в любви и дружбе – «Стансы» (1830 – 1831) и «Посвящение NN» (1829). Одиночество лермонтовского героя неизбежно — оно спутник всей его жизни – «И скучно и грустно...» (1840). В любовной лирике звучат автобиографические мотивы. В связи с этим исследователи выделяют два цикла — ивановский (Наталья Иванова) и сушковский (Екатерина Сушкова), есть стихотворения, посвящённые Варваре Лопухиной, Анне Столыпиной. Адресаты некоторых стихотворений не установлены. Если у Пушкина любовь — светлое чувство, то у Лермонтова оно окрашено в мрачные тона с самой ранней юности. Для ивановского цикла характерен мотив измены («К Н.И..», 1831), для сушковского — характерен трагизм («Стансы», 1830). Одиночество приобретает вселенский масштаб («Прости , мой друг! Как призрак я лечу...», 1830). Любовь — всегда страдание. В любовную лирику вторгается мотив смерти (1830год – «Гость», «В альбом», «Весна»). Тем не менее лирический герой мечтает о любви, она приносит сладкие, но мимолётные мгновения. Трактовка любви противоречива: иногда она — миг («К гению», 1829), но идеальная любовь — вечна («Стансы», 1830 – 1831; «А.Г .Хомутовой» , 18380. Прошедшая любовь не возвращается, но живёт в памяти («Нет, не тебя так пылко я люблю...», 1841). Любовь — и земное, и одновременно неземное чувство, данное от Бога, поэтому возлюбленная — существо от божественное. Ей сопутствует голубой цвет, цвет небес(«Как небеса, твой взор блистает», 1838), она красива особенной красотой ( «Она не гордой красотою...», 1832). По мнению поэта, люди его поколения не способны на настоящую любовь («Дума», 1838). Светские женщины коварны и жестоки, искреннему чувству нет места в свете, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова стремится скрыть от всех свои переживания («Я не хочу, чтоб свет узнал...», 1837).
- Поэт чувствует себя одиноким среди своего поколения, при этом осознаёт, что ему присущи всепороки современников. В своей оценке современников поднимается до суда – «Дума» (1838). Лермонтов пытается осмыслить место своего поколения в истории. Он говорит от первого лица о будущем поколения («Его грядущее — иль пусто, иль темно...»), прослеживает жизнь человека своегопоколения отрождения до смерти.
* * *
Тема сочинения.
Главная мысль сочинения.
Тема сочинения — предмет его описания, то, о чём в нём говорится. Анализ темы — начало работы над сочинением.
Анализ темы: 1) осмысление каждого слова в формулировке теы, выделение ключевого слова (словосочетания), содержащего в себе смысл темы; 2) определение объёма и границ темы; 3) определение задач (предмета обсуждения) раскрытия темы.
Главная мысль сочинения — то, что говорится о предмете описания в тексте, авторский замысел. Главная мысль — основа сочинения, определяющая его содержание и структуру.
Структура сочинения.
Вступление к сочинению.
Вступление – первый злемент внутренней структуры сочинения, его начало. Зависимость вступления от темы, замысла пишущего, содержания анализируемого произведения, жанра сочинения.
Требования к вступлению: ввод в тему, точное определение ключевых понятий, , лаконичность.
Виды вступлений к сочинению:
1) история создания произведения;
2) связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
3) характеристика литературной ситуации, современной писателю;
4) критическая оценка произведения;
5) суждение о теме сочинения, её актуальности;
6) формулирование главной мысли сочинения;
7) рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
8) введение оценки, которая затем детализируется в тексте;
9) формулирование гипотезы, которая становится предметом обсуждения;
10) личностное отношение пишущего к писателю или его произведению;
Переход к главной части — особый (связующий) элемент внутренней структуры сочинения.
Основная часть сочинения.
Работа над основной частью — важнейший этап создания соччинения. Требования к основной части сочинения:ответ на вопрос, заключённый в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность,доказательность, образность.
Конструирование основной части:
1) определение содержательных компонентов, входящих в основную часть высказывания;
2) выстраивание их в определённой последовательности;
3) накопление материала к сочинению, его систематизация;
4) иллюстрирование положений основной части примерами из художественного и литературно-критических текстов, личного опыта ( создание текстовых заготовок);
5) составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.
Многообразие вариантов структуры основной части обусловлено темой, жанром сочинения, способом доказательства главной мысли, личными пристрастиями пишущего.
Заключение к сочинению.
Заключение — часть сочинения, в которой подводится итог, обобщаются мысли, высказанные в основной части.
Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.
Виды заключений: 1) обобщение с использованием цитатных характеристикпроизведения; 2) выражение пишущим своего отношения к произведению, его образам, идее; 3) размышления о значении произведения в жизни общества; 4) характеристика новаторства писателя; 5) указание на следования традициям русской литературы; 6) размышления о типичности образов литературных персонажей произведения; 7) характеристика роли произведения в развитии русской литературы.
* * *
Использованная литература.
- Г.В.Пранцова. Элективные курсы по литературе. 10 – 11 классы.Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия. Москва. Вербум — М . 2006.
- Поэзия серебряного века в школе. Дрофа. Москва.2001.
- Интернет — ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь выпускнику
В помощь выпускникам для написания сочинения-рассуждения. Представлен полный план написания сочинения-рассуждения по тексту. Виды и типы проблем. Литературный материал для аргументации авторской позиц...
Как оказать помощь выпускникам перед экзаменом. Для родителей.
Презентация может быть использована на родительском собрании....
ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....
Тригонометрия. В помощь выпускникам школы.
Основные вопросы тригонометрии в курсе средней школы. Тригонометрические уравнения. Задания С-1 в ЕГЭ -2013. Тема актуальна т.к. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВН...
в помощь выпускнику
Данная презентация составлена в помощь ученикам 11 класса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
В помощь выпускнику. Повторим ГЛАГОЛ
В помощь выпускнику при повторении ГЛАГОЛА...
В помощь выпускнику. Повторим ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
В помощь выпускнику при повторении числительного...