Проект «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица или Подземные жители»
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mendesheva_a._5_kl._liter.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» В иллюстрациях М . Бычкова
«…к этому дому принадлежал довольно пространный двор , отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка , кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство . Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе , первое движение его было - подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор . Алеша не знал , что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он все ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман , или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия».
«Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах , кудах , кудуху ! Алеша , спаси Чернуху! Кудуху , кудуху , Чернуху , Чернуху! Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он, громко всхлипывая , побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло».
«Между тем отворили настежь все двери; и учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя, который вскоре потом показался. Сперва нельзя было видеть его за толстою учительшею , стоявшею в самых дверях; но когда она, окончив длинное приветствие свое, присела ниже обыкновенного , Алеша , к крайнему удивлению, из-за нее увидел... не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную , единственным украшением которой , как после заметил Алеша, был маленький пучок! Когда вошел он в гостиную , Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак , бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно».
«Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу , легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось , как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: - Алеша , Алеша! Алеша испугался! Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль , что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не назвал бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало. Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится, еще внятнее услышал, что кто-то говорит: - Алеша, Алеша! Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла ... черная курица !»
«- Если ты меня не боишься, - продолжала курица, - так поди за мною: я тебе покажу что-нибудь хорошенькое . …Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли . - Иди за мною! – сказала она ему. И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи , которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю. - Дверь заперта ключом, - сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась».
«- Не трогай здесь ничего, - сказала она. - Берегись разбудить старушек! Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами; она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не могу терпеть , чтоб не попросить у нее лапки... Вдруг она громко замяукала , попугай нахохлился и начал громко кричать: " Дуррак ! дуррак !" В то самое время видно было сквозь кисейные занавески, что старушки приподнялись в постели . Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась ...»
«Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами . Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько... В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди».
«…и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен : иные по одеянию казались военными, другие - гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы наподобие испанских. Они не замечали Алеши , прохаживались чинно по комнатам, и громко между собой говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча…»
«Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше. - Камни эти, - сказал министр, - у вас называются драгоценными. Это все брильянты , яхонты, изумруды и аметисты. - Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! - вскричал Алеша. - Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, - отвечал министр . Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными . Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного . Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара».
«- Вы обещались взять меня с собою на охоту, - сказал он. - Очень хорошо, - отвечал министр. - Я думаю, что лошади уже оседланы. Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большой ловкостью вскочил на свою лошадь. Алеше подвели палку гораздо более других . - Берегись, - сказал министр, - чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных. Алеша внутренне смеялся этому, но когда он взял палку между ног, то увидел , что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним увертываться и манежиться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть».
«Настал понедельник, съехались пансионеры, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона. У Алеши сильно билось сердце... Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным зернышком... Наконец его вызвали . С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать , и - безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил , что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда».
«В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею . Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам . Алеша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал».
«В течение этого времени Чернушка к нему не являлась, несмотря на то , что Алеша, особливо в первые недели после получения конопляного зернышка, не пропускал почти ни одного дня без того, чтобы ее не звать, когда ложился спать».
«- Ах, Чернушка! - сказал Алеша вне себя от радости. - Я не смел надеяться , что с тобою увижусь Ты меня не забыла? - Нет, - отвечала она, - я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь... я не узнаю тебя! Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления . Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться».
«Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он , рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться... - Надобно было думать об этом прежде, - был ему ответ. Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него . А Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать».
«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!»
«На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором , который объявил, что у него сильная горячка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".
¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...
Нравственные уроки жизни.Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица,или Подземные жители»
Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...
Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"
Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...
Практикум по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в 5 классе
Задания практикума выполняются письменно в аудиторных условиях. Дети работают с текстом сказки....
Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"
Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...