Заочная экскурсия «Ломоносов в Петербурге»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Заочная экскурсия "Ломоносов в Петербурге" — выступление  учеников 7 класса на школьной конференции "Ломоносовский обоз", посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова).При подготовке  к школьной конференции "Ломоносовский обоз" учащиеся 7 класса, изучив тему и наметив маршрут, вместе с классным руководителем отправились в Петербург, чтобы создать слайд-фильм из собственных фотографий для заочной экскурсии "По ломоносовским местам". К сожалению, презентация  из фотографий была утеряна. Пришлось  монтировать новую презентацию, пользуясь только материалами из интернета. Вступительное слово к экскурсии и заключение подготовлены учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Архив с презентацией2.92 МБ
Microsoft Office document icon Текст выступления82 КБ

Подписи к слайдам:

Заочная экскурсия по ломоносовским местам Петербурга
М.В. Ломоносов (1711–1765)
Петербург в начале XVIII века
На месте дворца Прасковьи Федоровны было построено здание южного пакгауза Биржи
Кунсткамера была основана Петром I как собрание «монстров, раритетов и натуралиев»
Музей М.В. Ломоносова
Румянцевский сад
На месте Бонова дома после войны была построена школа
Чтобы основательнее изучить город, Ломоносов приобрел в академической лавке план Петербурга
Стрелка Васильевского острова в начале XVIII века
Церковь Св. Апостола Андрея Первозванного
На месте дома Ломоносова Почтовое ведомство построило здание для приезжих
Над прахом Ломоносова стараниями графа Воронцова был воздвигнут величественный памятник из каррарского мрамора
Памятник Ломоносову у здания Двенадцати коллегий
Улица Ломоносова
Площадь Ломоносова


Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция «Ломоносовский обоз»

Заочная экскурсия «Ломоносов в Петербурге»

Разработчики экскурсии: Григорьева Антонина и Лютянская Светлана (7 класс)

Вступительное слово и заключение: Супрунова О.А. (классный руководитель 7 класса)

Ломоносовский обоз

Вступительное слово

Здравствуйте, дети 21-го века!

Века, который сократил расстояния. Века, который убыстрил время.

В наши стремительно летящие дни празднование юбилеев стало едва ли не единственной возможностью остановиться, оглянуться, оценить прошлое.

Сейчас юбилей любого «поп-лица» (человека иногда заслуженно, а чаще незаслуженно разрекламированного) – это фейерверки, пир горой, умопомрачительные наряды, толпы поклонников. Модное шоу, в общем.

300 лет со дня рождения Ломоносова в 2011 году отметили в нашей стране более чем скромно. Почему? Дата-то – ого-го! Может, стоило потратиться и отпраздновать ломоносовский юбилей как полагается – помпезно и пышно? Денег пожалели? Нет. Просто судьба этого великого человека несовместима с шоу.

А вот подарки юбиляра, конечно бы, порадовали. Какие? Каждый из вас может их преподнести! Умную книгу прочитали с увлечением, интересную научную статью одолели – подарок.

Что-то смастерили своими руками, здорово получилось – подарок. Любое преодоление собственной лени и пассивности – подарок. Начинайте свой путь из Холмогор в Москву! К трехсотлетию Ломоносова подарка драгоценнее не придумать!

Скажете: а может, и не надо нам обращаться к веку 18-м? Когда это было! Все изменилось: вещи, люди, обычаи, нравы. Мир изменился…

Но ведь в прошлом, которое нам может открыть наш герой, очень много настоящего – т.е. истинного, подлинного.

Вижу улыбочки: Ломоносов – герой?! Эк куда хватила Ольга Алексеевна! Переборщила малость! Ломоносов, он же совсем мирный человек! Мы знаем!

Да, Ломоносов не участвовал в военных действиях. Но он воевал с недоброжелателями, сражался с ними не на жизнь, а на смерть, отстаивая свои научные взгляды, вышел победителем в схватке с труднейшими жизненными обстоятельствами.

Да, Ломоносов не был полководцем, но он воспитал целую армию учеников и повел их в бой, чтобы потеснить невежество.

Ломоносов заслуживает нашей благодарной памяти.

Этот человек не щадил себя, стремился быть полезным своему отечеству, работал, думая о будущем – о нас с вами. А мы знаем о нем непростительно мало.

Старшеклассники, правда, на уроках литературы изучают оды Ломоносова, знакомятся с теорией трех штилей, некоторые даже способны при случае щегольнуть ломоносовской цитатой. Широкая публика, в общем, имеет какое-то представление о Ломоносове-поэте, многие знают, что Ломоносов является одним из основателей русского литературного языка.

А вот естественнонаучному наследию Ломоносова повезло меньше. Долгое время его труды, часть из которых написана на латинском языке, общепризнанном языке науки в 18 веке, хранились в архиве Академии наук и оставались неизвестными. Только через много лет стараниями ученых рукописи были постепенно собраны, переведены и опубликованы. Мы в долгу перед Ломоносовым.

Слайд: Портрет Ломоносова, годы жизни

М. В. Ломоносов приехал из Москвы в Санкт-Петербург в возрасте 28 лет, для того чтобы учиться при Российской Академии наук. «Град святого Петра» был всего на 8 старше лет молодого студента.

Слайд: Петербург начала 18 века

В первые дни по приезде из Славяно-греко-латинской академии Ломоносов и его друзья жили во дворце царицы Прасковьи Федоровны, покойной вдовы брата императора Петра Первого. Тогда это здание принадлежало Академии наук.

На первом этаже располагались инструментальные мастерские, токарня, типография и книжная лавка. На втором – географический департамент, рисовальные и гравировальные классы.

В центре здания находилась Большая зала для конференций.

Слайд: Дворец Прасковьи Федоровны

В 19-м веке на месте этого дворца было построено здание южного пакгауза Биржи (ныне Зоологический институт Академии наук).

Слайд: Зоологический институт

Большое внимание Ломоносова привлекло здание, соседнее с дворцом Прасковьи Федоровны – Кунсткамера. Она была основана Петром Первым как собрание «монстров, раритетов и натуралиев» и была крупнейшим естественнонаучным музеем Европы. Она также принадлежала Академии наук. Помимо музея здесь располагалась обширная академическая библиотека. Кунсткамера и дворец Прасковьи Федоровны составляли в 18-м веке единый архитектурный ансамбль, представляя собой ярчайшее достижение русского барокко.

В 1948 году на здании бывшей Кунсткамеры была установлена мемориальная доска. Текст ее гласит: «В этом здании, колыбели русской науки, с 1741 по 1765 г. работал Ломоносов». Именно в Кунсткамере в 1949 году был открыт музей Ломоносова.

Слайды: Кунсткамера, Музей Ломоносова

Через два с половиной месяца для Ломоносова и других студентов были наняты « на Васильевском острове, в первой линии… палаты о двух апартаментах». Здание принадлежало новгородской епархии. И располагался здесь двор семи новгородских монастырей. Сейчас на этом месте между 1-й и 2-й линиями разбит сквер, в центре которого возвышается обелиск «Румянцева победам», установленный в 1818 году.

Слайд: Румянцевский садик

После 5 лет обучения в Германии вернулся Ломоносов в Петербург в 1741 году. Его поселили в доме, который назывался по имени первого владельца – Боновым домом. Рядом с этим домом, сначала арендованным, а потом приобретенным Академией, был разбит академический «ботанический огород». В описании дома, сделанном в1743 году, читаем: «Во второй половине дома, на левой руке, в трех покоях печи израсчатые, двери и полы ветхие. По приказу советника Шумахера во оных покоях жительство имеет адъюкт Ломоносов и при нем один служитель».

В 1747 году Ломоносов получил пятикомнатную квартиру, в которой по академической описи значились в каждом покое изразцовые голландские печи, стены, обшитые «красными или зелеными шпалерами и холстом».

В конце 18-го века Бонов дом с участком Академия наук продала частным владельцам. Этот деревянный дом, совершенно обветшавший, просуществовал до Великой Отечественной войны, во время которой был разрушен.

После войны на этом месте была возведена 32-я средняя школа Василеостровского района. Адрес школы – 2-я линия, дом 43.

Слайд: 32-я школа

Свободное время молодой ученый проводил в прогулках по городу. Он любил уединение, но не сторонился людей. Живой, энергичный. Ломоносов умел быстро вступать в контакт с людьми, находить с ними общий язык.

Интересовал Ломоносова и Петербург – его здания, сады, проспекты. Чтобы основательнее изучить город, в 1742 году он приобрел в счет жалованья в академической лавке план Петербурга и Москвы. Сравнение планов еще раз убедило его, сколь разительно отличались друг от друга столица древняя и «стольный град Петра».

Слайд: Город 18 века

Что же представлял собой Петербург в начале 40-х годов 18-го столетия?

Грандиозные пожары 1736-1737 годов начисто уничтожили районы деревянной застройки города. Петербург стали отстраивать заново. Столицу разделили на 5 частей. В первую очередь застраивалась ставшая центральной Адмиралтейская часть. Возводить здесь деревянные дома запрещалось.

Не претерпела планировочных изменений только одна часть – Васильевский остров. На нем сохранялся первоначальный замысел первого архитектора Петербурга Д.Трезини: пересекающая весь остров с запада на восток центральная магистраль – Большая перспектива и перпендикулярное к рукавам Невы расположение улиц-линий.

Слайд: Васильевский остров, линии

Целостное композиционное оформление получила к тому времени Стрелка. Центральное место в ансамбле занимало тогда здание Двенадцати коллегий. Грандиозное сооружение (его длина почти 400 метров) отсекало Стрелку от остальной части острова, перед зданием была обширная площадь. На берегу Малой Невы высилось монументальное здание Гостиного двора, рядом с ним Таможня, за ней шли двухэтажные дворцы вельмож.

Правительственные учреждения – Сенат, Синод и 10 коллегий (министерств), расположенный рядом порт, музей, Академия наук, сосредоточенные в одном месте, привлекали на Стрелку множество народа. Жизнь бурлила здесь с утра до вечера.

Слайд Стрелка

1 июля 1745 года Ломоносов получил в академическом собрании копию протокола о присвоении ему профессорского звания. В церкви апостола Андрея первозванного на 6-й линии Васильевского острова Тредиаковский и Ломоносов присягнули как профессора Санкт-Петербургской Академии наук.

Слайд: Церковь

Ведущий рассказывает про прогулку Ломоносова по Большому проспекту.

Слайд: Дом на Мойке

В первой половине 1756 года Ломоносов приобрел участок на Мойке. В следующем году в начале сентября Ломоносов переехал на новое место жительства. В одном из своих писем Эйлеру в 1765 году Ломоносов пишет: «Бог послал мне собственный дом, и я уже 8 лет живу в центре Петербурга в поместительном доме, устроенном по моему вкусу, с садом и лабораторией и делаю в нем по своему благоусмотрению всякие инструменты и эксперименты». Не исключено, что Ломоносов сам проектировал свой дом. На обширном участке разместились центральное здание, флигели, лаборатория и обсерватория, служебные помещения, дом для работников, а также парк с крытыми зелеными аллеями и молодой фруктовый сад.

С небольшими перестройками этот дом просуществовал почти до 40-х годов 19-го века Наследники Ломоносова дом продали, и на его месте в 18 43-1845 годах Почтовое ведомство построило здание для приезжих. Как недавно выяснилось, некоторые стены ломоносовского дома в новом здании сохранились. Его фасад сейчас украшает мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь жил и скончался великий русский ученый.

Слайд: Мемориальная доска

Умер Ломоносов 5 апреля 1765 года. Траурный кортеж сквозь живой людской коридор более двух часов медленно двигался к Александро-Невской лавре.

Над прахом Ломоносова стараниями графа Воронцова был воздвигнут величественный памятник из каррарского мрамора. В Италию отправили эскиз и текст надписи на русском и латинском языках. Изготовленный итальянскими скульпторами памятник привезли в Россию и установили на Лазаревском кладбище.

Слайд: Памятник

В начале дорожки, названной Ломоносовской, стоит этот памятник из белого мрамора. На нем рельефные символы, отображающие все то, что знал, чем владел Ломоносов. Венок и лира – свидетельство его поэтического таланта.

Чертежные инструменты увековечивают его конструкторский дар.

Свитки бумаги говорят о его неустанном научном творчестве.

Кадуцей (жезл римского бога Меркурия) запечатлел творческое горение, пытливость мысли, благородство помыслов великого сына русского народа.

На лицевой стороне памятника – латинская надпись. Обратная сторона заполнена идентичным текстом по-русски. Она гласит:

Слайд: Надпись на памятнике 

Ведущий читает текст надписи.

Слайд: Мозаика «Полтавская баталия»

Ведущий рассказывает о мозаике «Полтавская баталия».

Заключительное слово

Мы гуляли по Петербургу через 2 с половиной столетия после Ломоносова. Заметили: городские пейзажи как будто сотканы из удивительной ткани.

Дерюжка и старенький ситчик неухоженных дворов. Роскошная парча дворцов и соборов. Атлас водной глади Невы. Прозрачный шифон неба и облаков. Кружевные решетки. Зеленый шелк весенних парков. Разноцветный крепдешин клумб.

Основа этой ткани – «времен связующая нить». Тянутся в наше время нити разных веков.

Судите сами. Во дворе Кунсткамеры, где работал Ломоносов в 18-м веке, скульптуры века 13-го. Возраст сфинксов на набережной вообще исчисляется тысячелетиями. Рядом с мозаичной мастерской Академии художеств, построенной в 19-м столетии, на углу Большого проспекта и 2-й линии – дом с мемориальной доской, появившейся в конце 20-го века. Дом, в котором жила Таня Савичева. Он напомнил нам о горестных днях Ленинградской блокады.

Во дворе 32-й василеостровской школы, там, где располагался в ломоносовское время Бонов дом, на глухих стенах яркие граффити 21-го века. Подумалось: а ведь, скорее всего, обветшавший Бонов дом, не просто был разрушен. Во время Великой Отечественной, наверно, он был разобран на дрова и согревал неизвестных нам ленинградцев в суровые блокадные зимы. Внимательному взгляду в современном городском пейзаже открывается прошлое. Оно нуждается в нашей защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочная экскурсия по блоковским местам в Подмосковье"

Презентация содержит слайды, передающие красоту русской природы, окружавшей поэта с раннего детства, атмосферу родового поместья Шахматово. Каждое изображение сопровождается стихотворными строками А...

Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть

Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...

«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс

Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...

Заочная экскурсия по Некрасовским местам

"Всему начало здесь, в краю моем родимом!"  Н. А. Некрасов...

Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении темы «Сложноподчиненные предложения»

Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» - это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литера...

Презентация «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях»

Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» - это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литера...

Заочная экскурсия по городу Санкт-Петербургу "Ученые-физики на карте города"

Представленный материал - продукт Проекта по изучению учащимися открытий и биографий ученых физиков: Константинов  Б.П. ,  Курчатов И.В.,  Попов А.С. Сахаров А. Д Циолковский К, Э. Рент...