Схема анализа литературно-художественного произведения.
учебно-методический материал по литературе на тему

Крюкова Наталья Викторовна

Данная схема поможет учащимся проанализировать прозаическое произведение. Кроме этого словарь терминов поможет соориентироваться в литературных понятиях, используемых в анализе. Использовала как раздаточный материал на уроках литературы при анализе произведения в 8 - 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_analiz.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа литературно-художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности строения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
  10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
  11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника в творчестве писателя.
  12. Место произведения в творчестве писателя.
  13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Словарь:

Архитектоника – построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов и т.п.

Идея – осоновная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир.

Композиция – построение художественного произведения. Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в форме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Конфликт – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними и внутренними.

Пафос – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части (героический пафос, трагический пафос, романтический пафос, сентиментальный пафос и т.п.)

Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж часто служит  средством характеристики героя и его настроения в определенный момент.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участи в развитии действий, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные.

Портрет – изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться.

Проблематика – совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема – основной вопрос, выдвинутый темой произведения.

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д.

Сюжет – система событий, составляющая содержание литературного произведения

Тема – совокупность событий, о которых рассказывается в произвдении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем. Тему не следует путать с содержанием произведения. В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем, что составляет тематику произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа лирического произведения

В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....

Схема анализа лирического произведения

Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...

План анализа литературно-художественного произведения

План анализа литературно-художественного произведения...

Схемы анализа произведений

Актуальный материал для подготовки к олимпиадам, промежуточной и итоговой аттестации...

Методика анализа литературно-художественного произведения

Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метр...

Алгоритм анализа литературно-художественного произведения

Данный алдгоритм позволяет ученику самостоятельно выполнить анализ произведения...