Схема анализа литературно-художественного произведения.
учебно-методический материал по литературе на тему
Данная схема поможет учащимся проанализировать прозаическое произведение. Кроме этого словарь терминов поможет соориентироваться в литературных понятиях, используемых в анализе. Использовала как раздаточный материал на уроках литературы при анализе произведения в 8 - 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_analiz.docx | 13.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема анализа литературно-художественного произведения
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности строения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
- Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
- Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника в творчестве писателя.
- Место произведения в творчестве писателя.
- Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Словарь:
Архитектоника – построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов и т.п.
Идея – осоновная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир.
Композиция – построение художественного произведения. Композиция литературного произведения включает:
- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;
- композицию сюжета;
- композицию внесюжетных элементов;
- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в форме дневников, писем);
- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);
- речевую композицию (стилистические приемы).
Конфликт – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними и внутренними.
Пафос – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части (героический пафос, трагический пафос, романтический пафос, сентиментальный пафос и т.п.)
Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж часто служит средством характеристики героя и его настроения в определенный момент.
Персонаж – действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участи в развитии действий, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные.
Портрет – изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться.
Проблематика – совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема – основной вопрос, выдвинутый темой произведения.
Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д.
Сюжет – система событий, составляющая содержание литературного произведения
Тема – совокупность событий, о которых рассказывается в произвдении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем. Тему не следует путать с содержанием произведения. В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем, что составляет тематику произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа лирического произведения
В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....
ПАМЯТКА. СХЕМА анализа литературно-художественного произведения
В помощь учащимся!...
Схема анализа лирического произведения
Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...
План анализа литературно-художественного произведения
План анализа литературно-художественного произведения...
Схемы анализа произведений
Актуальный материал для подготовки к олимпиадам, промежуточной и итоговой аттестации...
Методика анализа литературно-художественного произведения
Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метр...
Алгоритм анализа литературно-художественного произведения
Данный алдгоритм позволяет ученику самостоятельно выполнить анализ произведения...