Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой" | 2.25 МБ |
Подписи к слайдам:
Из письма Марины: «Если Вы живы,…если Бог сделает чудо и оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами как собака…Серёженька…я написала Ваше имя и не могу писать дальше…»
А 1 февраля1925 года у Марины Цветаевой родился долгожданный сын Георгий.
Буду любить его за то, что он есть.
Мальчиков
нужно
баловать –им, может быть, на войну придётся..
Я
, что в тебя – всю Русь
Вкачала как насосом!
Бог видит – побожусь! –
Не будешь ты отбосом
Страны своей.
Художественный мир поэта
Лирическая погруженность в себя. «Чистая лирика живёт чувствами. Чувства всегда – одни…Они даны нам сразу все… они, подобно пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».
Романтическое ощущение единства жизни и творчества.
Самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Они проявляются в ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных – нетворческих – людей, в мире быта.
Главное противостояние поэта и черни, творца и мещанина.
Противостояние поэта и всего остального мира проявляется в использовании излюбленного
приема контраста.
Поэзия Цветаевой – это прежде все вызов миру.
Поэзия Цветаевой – романтическая.
Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант по духу. Пишу не для здесь(здесь не поймут), а для там.
Русской ржи от
меня поклон
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
— К вам всем, — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 года родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя- 5 мая 1911 года на пустынном берегу.
Она собирала камушки, он стал помогать ей – красивый грустной, кроткой красотой юноша… с поразительными, огромными глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…
Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик он нашёл тотчас и вложил ей его в ладонь. Камень, который она хранила всю жизнь…
Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года.
Это был короткий период их безмятежного счастья между их встречей и началом первой мировой войны.
Солнце жжёт, на север с юга…
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам - простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену…
Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1920-й, «самый чумный, самый чёрный, самый смертный…»
«Моя 3-х летняя дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода»
Две руки-ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки- и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной совсем ещё не понято,
Что дитя моё в земле.
1 августа 1922 года Марина Цветаева была уже в Праге.
В Чехии Марина Цветаева выросла в поэта.
Её стихи – взрыв тоски по Родине.
Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть…
…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё –едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина.
«Здесь я
не нужна
, там я
невозможна.
Попала в тупик…»
1 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой
.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
23 мая 1920
М.И. Цветаева
Жизнь и творчество.
Уникальность
поэтического голоса Цветаевой.
Искренность
лирического монолога-исповеди.
Трагичность поэтического мира
Географическая справка
пребывания в эмиграции
15 мая 1922 год. Берлин (недолго)
1 августа 1922 года. Прага. 3 года.
Весна 1926 год. Франция. 13 с половиной лет.
Слёзы:
непроливающиеся
, в
счёт
не идущие.
Как билась в своём
плену
От скрученности
и
скрюченности
…
И к имени моему
Марина – прибавьте:
мученица.
Марина Цветаева.
Зима, Голицыно, 1940.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
— «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый
день!
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
1909
* * *
Идешь
, на меня похожий
,
Глаза устремляя вниз
.
Я их опускала—тоже!
Прохожий
, остановись!
Прочти
— слепоты
куриной
И маков набрав букет—
Что
звали меня
Мариной
И сколько мне было лет.
Не
думай, что здесь—могила,
Что
я появлюсь, грозя...
Я
слишком сама любила
Смеяться
, когда нельзя!
И
кровь приливала к коже,
И
кудри мои вились...
Я
тоже была, прохожий!
Прохожий
, остановись!
Сорви
себе стебель дикий
И
ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но
только не стой угрюмо
,
Главу опустив на грудь
.
Легко обо мне подумай,
Легко
обо мне забудь.
Как
луч тебя освещает
!
Ты весь в золотой пыли
...
— И пусть тебя не
смущает
Мой голос из-под
земли
.
Коктебель, 3 мая 1913
«Стихи пишу с 6 лет. По-русски, по-французски, по-немецки. Печатаюсь с 16».
До революции в России вышли 3 книги стихов:
«Вечерний альбом» (1910)
«Волшебный фонарь» (1912)
«Из двух книг» (1913)
В 20-е годы изданы 2 книги «Вёрсты», где собрана лирика 1914-1921 гг.
С самого начала творческого пути не признавала слово «поэтесса» по отношению к себе, называя себя «поэт Марина Цветаева».
В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.
Бессонница меня толкнула в грудь
О как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!-
Сегодня
ночью я целую в грудь-
Всю круглую воюющую землю!...
Год 1914. Первая мировая война…
О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О чёрная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.
Из цикла «Стихи к Чехии. Март».
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939
Примечания
Творцу вернуть билет. — Сравните слова Ивана Карамазова из романа ф. Достоевского «Братья Карамазовы» (ч. II, кн. V, гл. «Бунт»). Не принимая концепции о будущей мировой гармонии, которая достигается ценой огромных страданий, Иван говорит: «Свой билет на вход спешу возвратить обратно».
1
Не возьмешь моего румянца –
Сильного -- как разливы рек!
Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я семь бег.
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь –
Пригибающийся -- и жилу
Перекусывающий конь
Аравийский.
2
Не возьмёшь мою душу живу,
Не дающуюся как пух.
Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, —
Безошибочен певчий слух!
Не задумана старожилом!
Отпусти к берегам чужим!
Жизнь, ты явно рифмуешь с жиром:
Жизнь: держи его! жизнь: нажим.
Жестоки у ножных костяшек
Кольца, в кость проникает ржа!
Жизнь: ножи, на которых пляшет
Любящая.
— Заждалась ножа
!
28 декабря 1924
«Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?
–
вспоминала мать Марины
.
Мать мечтала, что Марина станет пианисткой.
Сестры Марина и
А
настасия ( в будущем – писательница) рано осиротели – мать скончалась от туберкулеза, когда Марине было 14 лет, а Анастасии – 12.
Отец, погруженный в науку, любил детей, но не замечал, что они взрослеют. Поэтому марина росла вне реальности: в мире книг, музыки, мечтаний – «мимо времени».
Сёстры Марина и Ася
Марина Цветаева в детстве.
1893г
Вспоминает дочь Ариадна:
«Последний день в Москве.
Багаж наш – сундучок с рукописями, чемодан…
А когда проезжали церковку Бориса и Глеба, Марина сказала: «Перекрестись, Аля!- и перекрестилась сама. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.»
Паника, безумная тревога за сына, полная безысходность.
Тогда-то, вероятно, и начала слабеть её воля
«Жить –это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться,- простите мне эту печальную, суровую игру слов»
Лирическая
героиня
Цветаевой
Если
душа родилась крылатой —
Что
ей хоромы и что ей хаты
!
Что Чингисхан ей — и что — Орда!
Два
на миру у меня врага,
Два
близнеца, неразрывно-слитых:
Голод
голодных — и сытость сытых!
18 августа
В
сентябре 1912 у
Марины Цветаевой
родилась
дочь Ариадна
.
Девочка!- Царица
бала!
Или
схимница-Бог весть
!
Сколько времени?-
Светало.
Кто-то мне ответил:-
Шесть
!
Чтобы тихая в печали,
Чтобы
нежная росла,-
Девочку
мою встречали
Ранние
колокола.
Я
назвала её
Ариадной… Назвала
от
романтизма и
высокомерия,
которые
руководят моей
жизнью
Ариадна
… Ведь
это
ОТВЕТСТВЕННО
! Именно поэтому.
По всей эмиграции, по всем городам и пригородам Марина прошла
инкогнито
, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (
у которых она в моде сейчас).
Потому что она
была
, а
не слыла
эмигранткой
« В Париже и тени моей не останется…»
Душа и имя
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
1911-1912
Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета,
создатель
первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств
.
Мать,
Мария
Александровна,
– редкостно одаренная пианистка, ученица Рубинштейна.
«Счастливая, невозвратимая пора детства» – это прежде всего общение с матерью, привившей девочкам любовь к природе, книгам, подарившей радость семейных праздников, «золотые деньки» на даче – в старинной Тарусе на Оке.
В.Д. Поленов. Ока близ Тарусы
Слева направо:
Анастасия
Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева.
Москва,
Трехпрудный
переулок, 8.
1913.
Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой произошло 14 июля 1921 года.
В
этот день она получила «благую весть» – первое за 4 года письмо от мужа из-за границы.
Марина мгновенно и бесповоротно приняла решение ехать к Сергею. Без него она не мыслила своего существования.
Два дерева: в пылу заката
И под дождём- ещё под
снегом-
Всегда
, всегда:
одно к другому
,
Таков
закон:
одно к
другому,
Закон
один: одно к
другому
.
В 1939 году Марина Цветаева восстановила советское гражданство и 18 июня, наконец, вернулась на Родину.
Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине.
…
В апреле 1941 года Марину принимают в Союз литераторов.
Война…8 августа 1941 Марина с сыном уезжают в эвакуацию в Елабугу.
«Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа 1941г.»
Средства выразительности
Контраст
Инверсии («брат нежный мой», «ход замедлялся головы»)
Неожиданные определения и эмоционально-экспрессивные эпитеты («
крово
-серебряный, серебро-кровавый след двойной», «осиянные останки»)
Обращения и восклицания
Эллипсис (пропуск, умолчание)
Так – небескорыстною
Жертвою миру:
Офелия – листья,
Орфей – свою лиру…
А я?
Неповторимая поэтическая интонация (дробление строки, паузы, многочисленные тире, восклицательные вопросительные знаки, переносы слов на другую строку)
Цветовая символика: контрастные цвета, особенно любимые – серебро и огонь (горящая кисть рябины, золото волос, румянец).
Душа
Выше! Выше! Лови — летчицу!
Не
спросившись лозы — отческой Нереидою
по-лощется
,
Нереидою
в ла-
зурь
!
Лира! Лира!
Хвалынь
— синяя! Полыхание крыл — в скинии!
Над
мотыгами — и — спинами Полыхание двух бурь!
Муза
! Муза! Да как — смеешь ты
?
Только узел фаты — веющей!
Или
ветер страниц — шелестом
О
страницы — и смыв,
взмыл
… И покамест — счета — кипами, И покамест — сердца — хрипами, Закипание — до —
кипени
Двух вспененных — крепись — крыл.
Так
, над вашей игрой — крупною, (Между трупами — и — куклами
!)
Не
общупана
, не куплена,
Полыхая
и
пля-ша
—
Шестикрылая
,
ра
-душная,
Между
мнимыми — ниц! — сущая, Не задушена вашими тушами
Ду-ша
!
10
февраля 1923
* *
*
С.Э.
Я
с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности — жена, не на бумаге.
–
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно
шпаге.
Безмолвен
рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови
.
В его лице трагически слились
Две
древних крови.
Он
тонок первой тонкостью ветвей.
Его
глаза — прекрасно-бесполезны!
–
Под крыльями раскинутых бровей
–
Две
бездны
.
В его лице я рыцарству верна, -
Всем
вам, кто жил и умирал
без
страху!
–
Такие
— в роковые времена
–
Слагают стансы — и идут на плаху
.
3 июня 1914
Детство
Родилась 26 сентября 1892 года в Москве и всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого «Петром»
Красною
кистью
Рябина зажглась
.
Падали листья.
Я
родилась.
Спорили
сотни
Колоколов
.
День
был субботний:
Иоанн
Богослов.
Мне
и доныне
Хочется
грызть
Жаркой
рябины
Горькую
кисть.
16
августа 1916
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева
Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Презентация к уроку литературы "Страницы жизни и творчества А.П. Чехова."
Данная презентация, предназначенная для проведения урока русской литературы, расскажет Вам о великом писателе – Антоне Павловиче Чехове. Вы узнаете о детстве писателя, его родителях. Кроме того,...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Творчество М.В. Ломоносова"
Биография М.В. Ломоносова, годы учебы, открытия Ломоносова, учреждение Московского государственного университета, разработка теории трех "штилей", памятник Петру I, "Ода на день восшествия на всеросси...