Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой" | 2.75 МБ |
Подписи к слайдам:
(1888—1953) — историк искусства, художественный
критик.
1923—1938 — был её третьим гражданским мужем А.Ахматовой (официально брак не был зарегистрирован). Многие стихи Ахматовой посвящены Н. Н.
Пунину.
Был арестован в 1921 году по делу «Петроградской боевой организации».
В 1930-е годы Пунин был арестован, Ахматова немедленно выехала в Москву, с помощью Бориса Пастернака сумела передать прошение в Кремль, и Пунин был
отпущен.
Репрессирован в 1949—1953 годах. Погиб в заключении (Воркута). Посмертно реабилитирован
.
Тюремная фотография Пунина, 1950
После ареста Н. Н. Пунина
Ахматова
оставила
пальто висеть как память.
Ныне
висит как прежде
в музее
Ахматовой
Литературный критик А.А.
Гозенпуд
в воспоминаниях 1980-х годов делится некоторыми своими открытиями, касающимися личности Ахматовой и ее восприятия времени:
«
Я понял, что для Анны Андреевны не существует дистанции времени, прошлое властью гениальной интуиции и воображения преображается в явь. Она одновременно жила в двух временных измерениях – настоящем и прошлом. Для нее Пушкин, Данте, Шекспир были современниками. С ними она вела непрестанную беседу… Но она не забывала (не могла забыть!) и о тех, кто, пролив чужую кровь, напрасно пытался смыть ее брызги с ладоней… Анна Андреевна знала, что люди не забудут имени палача, потому что благоговейно помнят имя его жертвы
».
О том же самом умении чувствовать эпоху и жить параллельно в самых разных временных измерениях говорят стихи Ирины
Маляровой
, написанные в марте 1966 года:
Есть на земле счастливые сердца,
По капельке, по искорке, по вздоху
В себя переселившие эпоху,
Ей верные до самого конца.
Когда такой уходит человек,
Живые по нему часы сверяют.
И время на секунду замирает
И лишь потом выравнивает бег.
Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу - мою тоску
В пустынную ночь опять.
Милый! не дрогнет твоя рука,
И мне недолго терпеть.
Вылетит птица - моя тоска,
Сядет на ветку и станет петь.
Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
"Голос знакомый, а слов не пойму", -
И опустил глаза.
1914
Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как Божие солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.
Промолвил, войдя на закате в светлицу:
«Люби меня, смейся, пиши стихи!»
И я закопала веселую птицу
За круглым колодцем у старой ольхи.
Ему обещала, что плакать не буду,
Но каменным сделалось сердце моё,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос её.
1914
Психологизм лирики, восходящий к традициям русской психологической
прозы, прежде всего к «диалектике души» Л.Н. Толстого.
Психологизм достигается:
С помощью единичных бытовых деталей, извлеченных из памяти. Они становятся знаком глубокого обострения чувств. Это могут быть детали одежды, мебели, запахи, звуки и т.д.
Использование таких деталей придает дополнительную художественную убедительность и достоверность.
Ахматова избегает называть чувство, передавая его через внешние проявления (жесты, мимика, поступки, ассоциации). В этом связь с традициями модернизма, в частности с акмеизмом. В связи с ограниченным набором таких слов, как
любовь, ненависть и т.п.,
поэты искали косвенные средства для передачи нюансов человеческих эмоций и состояний.
Психологизм
Мне голос был. Он звал
утешно
...
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый
византийства
От русской церкви отлетал,
Когда
приневская
столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал
утешно
,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917, Петербург
1910 -1916 жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н.П.
Р
аева
.
14 июня 1910 г. - дебют на «башне»
Вяч
. Иванова.
первый
сборник стихов «Вечер
» (1912),
в предисловии к которому критик Михаил Кузьмин напишет: «
Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим
». Этот сборник принес ей мгновенную славу, а вслед за ним последовали «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917).
Ахматова оказалась в самом эпицентре бурлившей тогда петербургской «серебряной» культуры, став не только прославленным поэтом, но и самой настоящей музой для многих других поэтов и художников. В 1912 году Николай Гумилев говорит о ней:
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все
счастие
мое.
«
Златоустая
Анна Всея Руси»
(М. Цветаева.)
Анна Андреевна Ахматова
(1889-1966)
1940-е: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, эвакуация в Ташкент, возвращение в 1944 году. В это время Ахматова выступает по радио, пишет поистине патриотические стихи о войне, которые для всей страны стали настоящей поддержкой в трудные времена. Имя ее вернулось из забвения, но ненадолго. С 1946 года начинается новый виток травли и гонений — полностью уничтожен уже напечатанный тираж ее нового сборника стихов. Ахматовой не остается ничего другого, кроме как заниматься переводами иностранной литературы. В 1942 году она говорит о себе:
Седой венец достался мне не даром,
И щеки, опаленные пожаром,
Уже людей пугают смуглотой.
Слева: фото 1948 года,
Справа: портрет работы М. С. Сарьяна
,
1946 год
Лирическая героиня – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, судьбы.
Ахматовская
любовная поэзия – прежде всего лирика разрыва, завершения отношений, утраты чувства.
Узнаваемость сюжета. Стихотворения – как бы «вырванные страницы» из романа.
Ахматова не ограничилась сферой любви. Она затронула долю жены, сестры, матери.
Преобладает матовый колорит, который оттеняет трагический характер лирической героини.
Большую роль играет в поэзии мотив смерти.
Христианское мировосприятие. Частое обращение к теме христианских праздников. Библейские сюжеты и образы.
Особенности лирики
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко...
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Круг от лампы желтый...
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю...
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше...
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
17 февраля 1911 Царское Село
Стихотворение «Дверь полуоткрыта...» было написано в 1911 году, вошло в первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер», выпущенный в издании «Цех поэтов» в начале марта 1912 года тиражом 300
экземляров
.
Слева: фото, сделанное летом 1913 года в
Слепнево
,
Справа: портрет работы О. Л. Делла-
Вос
-
Кардовской
, 1914 год
3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой
организации В
. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил
Лозинский
и
Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян
Памятник Николаю Гумилёву
в Коктебеле
Крест-кенотаф в вероятном месте
расстрела
Гумилёва.
Бернгардовка
(долина реки
Лубьи
)
Кенота́ф
—
надгробный
памятник
в
месте,
которое
не содержит останков покойного, своего рода символическая
могила.
Устанавливается
в случае, если покойный
погиб (пропал
без вести, утонул и т. д.) в труднодоступном месте, а тело утрачено или его поиск может привести к новым
жертвам
и не может быть погребено на родине. Также кенотаф устанавливается, если
тело кремировано
, а прах разв
еян.
Смятение
1
Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
3
Как
велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково
,
полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Июль 1914
1. Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:
"Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат".
19142
было написано 20
июля
1914
года, вошло в третий сборник стихов Анны
Ахматовой
«Белая стая», выпущенный незадолго до революции в сентябре 1917 года.
2. Можжевельника
запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое
, И голос молящего тих:
"Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих". 1
1914
Н.С. Гумилев. 1909 г.
Л.Н. Гумилёв с родителями
–
русскими
поэтами Николаем Степановичем
Гумилёвым
(1886-1921)
и
Анной Андреевной Ахматовой (1889-1966).
Царское
Село, около 1916 г.
Ходатайство А.А. Ахматовой на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова о пересмотре дела ее сына Л.Н. Гумилева.
Подпись - автограф. 8 февраля 1954.
"
Умоляю Вас спасти моего единственного сына, который находится в исправительно-трудовом лагере…
".Ответ Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко К.Е. Ворошилову о результатах рассмотрения ходатайства А.А. Ахматовой. 6 июля 1954.
"
Гумилев Л.Н. осужден был правильно … отказать Ахматовой А.А. в ее ходатайстве
."
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты первый раз одна с любимым".
1913
Вечером
Дольник
Строки
совпадают
по
количеству
ударений
,число
безударных слогов
в
«доле
» относительно свободно (1 – 4).
Не
знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён,
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён
.
(Г. Гейн
е)
─
══
─
─
══
─
─
══
─
3
(
9
)
─
══
─
══
─
══
3
(6)
─
══
─
─
══
─
══
─
3
(8)
─
══
─
══
─
─
══
3
(7)
Поэтический дар для неё – это Горний свет, это величайшая Божья милость и величайшее божье испытание. Аналог крестного пути Господа...
Родная земля
И в мире нет людей
безслёзней
,
Надменнее и проще нас.
(1922)
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не
береди́т
,
Не кажется
обетова́нным
раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя,
немо́тствуя
на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чём не замешанный прах.
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовём так свободно — своею.
<1961>,
Больница в Гавани
После революции Ахматова работает в библиотеке Агрономического института, занимается архитектурой Петербурга, интересуется творчеством Пушкина. И хотя в 1921 году вышла третья ее книга «Подорожник», а в 1922 году «
Anno
Domini
» («Лето Господне»),
имя Ахматовой постепенно становится одиозным для советской власти, и с середины 1920-х годов ее перестают печатать.
При этом со слов литературного критика Лидии Гинзбург мы узнаем, насколько стойко и достойно Ахматова переносила эти обрушившиеся на нее несчастья:
«
У нее дар совершенно непринужденного и в высокой степени убедительного величия. Она держит себя, как экс-королева на буржуазном курорте. … Ахматова явно берет на себя ответственность за эпоху, за память умерших и славу живущих. Кто не склонен благоговеть, тому естественно раздражаться, — это дело исторического вкуса
».
1930-е стали следующим нелегким испытанием в судьбе Ахматовой: волна жестоких сталинских репрессий, аресты Льва Гумилева, обыски квартиры и стояние в тюремных очередях на свидание к сыну… Достойным апофеозом всем этим страшным событиям явился «Реквием». Литератор И. М.
Басалаев
, знавший Ахматову в 1920-30-е годы, пишет в своих воспоминаниях
: «
А говорят, Ахматова – южанка. Цвет кожи выдает: смуглый, восковой, шмелиный. На лбу челка. На своих портретах она постоянно с этой челкой. Эта челка должна быть знаменитой
». И далее: «
Но она скромная и всегда забывает себя. «Стала всех забывчивей». Тысячи людей согрела она своими стихами. Только себя позабыла, только себя не согрела. Вот почему в ее фигуре иногда есть что-то зябнущее
».
Пережив несколько инфарктов и находясь на пороге своей смерти, Ахматова продолжает все также стойко, мерно и медленно отсчитывать время в каждой своей строке:
Недуг томит – три месяца в постели.
И смерти я как будто не боюсь.
Случайной гостьей в этом страшном теле
Я, как сквозь сон, сама себе кажусь
.
Скончалась 5 марта 1966 года, похоронена на кладбище в Комарово
под Санкт-Петербургом.
Нам же в свою очередь остается очень важная, но совсем нетрудная миссия: помнить, сохранять и передавать по наследству поэтическое творчество Ахматовой.
Могила Анны Ахматовой.
Комаро́вский
некро́поль
—
И.Бродский
,
Е.Рейн
,
А.Найман
у
гроба
А.А.Ахматовой
Завершилось отпевание
.
Кадр
кинохроники
ИВА
И дряхлый пук дерев
Пушкин
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву.
И, благодарная, она жила
Со мной всю жизнь, плакучими ветвями
Бессонницу овеивала снами.
И — странно!— я ее пережила.
Там пень торчит, чужими голосами
Другие ивы что-то говорят
Под нашими, под теми небесами.
И я молчу... Как будто умер брат.
«Приду туда, и отлетит томленье...»
Приду туда, и отлетит томленье.
Мне ранние приятны холода.
Таинственные, темные селенья
Хранилища молитвы и труда.
Спокойной и уверенной
любови
Не превозмочь мне к этой стороне:
Ведь капелька
новогородской
крови
Во мне - как льдинка в пенистом вине.
И этого никак нельзя поправить,
Не растопил ее великий зной,
И что бы я ни начинала славить –
Ты, тихая, сияешь предо мной. 1916
Лето семья проводила под
Севастополем
(ранняя поэма «У самого моря
):
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это - счастье
.
1908—1910 гг. – учеба на юридическом
отделении Высших женских курсов в Киеве.
25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской
церкви» обвенчалась с Н.С. Гумилёвым
(познакомились в 1903 г.).
Медовый месяц в Париже.
Знакомство со стихами Иннокентия Анненского
(«…я была поражена и читала…забыв все на свете»)
Анна Ахматова.
Худ. Зинаида Серебрякова
Н.С. Гумилев
Николай Николаевич Пунин, который какое-то время был другом Ахматовой, а затем возлюбленным, еще в 1914 году говорит в своем дневнике о наиболее выразительных ее чертах:
«…
Она странна и стройна, худая, бледная, бессмертная и мистическая. …У нее сильно развитые скулы и особенный нос с горбом, словно сломанный, как у Микеланджело… Она умна, она прошла глубокую поэтическую куль
туру, она устойчива в своем миросозерцании, она великолепна…
».
Слева: фотография 1921 года
Справа: портрет работы Н.А.
Тырса
,
1928
год
Л.Н. Гумилёв
–
заключенный
Карагандинской
тюрьмы
,
1951 г.
Личное дело и карточка
на
Л.Н. Гумилёва,
отбывавшего
четвертый,
последний
срок,
добавленный
ему в 1950-х гг
.
по
доносу
другого з/к, 1955 г.
Л. Н. Гумилёв и Анна Ахматова.
1960-е гг.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
29
сентября 1911
Царское Село
«Песня последней встречи»
*
* *
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
21 января 1940
Мне ни к чему одические рати
...
«Сероглазый король»
Слава
тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."
Стихотворение было написано в 1910 году; вошло в первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер
». Романс
на слова стихотворения «Сероглазый король» исполнял известный эстрадный артист, кумир эстрады в первой половине XX века - Александр Вертинский.
«Не с теми я, кто бросил землю...»
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя, Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей
бесслезней
,
Надменнее и проще нас.
1922
Сразу же после выхода
первого сборника стихотворений
«
Вечер»
стало ясно:
в русской
литературе
появилась
вторая
великая лирическая поэтесса
после Сапфо
Сапфо(Сафо
)
6-7
века до н.э.
Изображение на краснофигурной вазе.
5 в. до н.э
.
Лирика Сапфо
о любви, общении подруг, девичьей красоте.
Ввела разные стихотворные размеры.
Один из них – «
сапфическая
строфа»
В автобиографии 1965 года «Коротко о себе» А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни.
Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой.
Отец, Андрей Антонович Горенко – отставной инженер-механик флота.
Через год семья переехала в Царское село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. Эти впечатления вошли впоследствии в «
Царскосельскую
оду».
Отрочество и юность – учеба в
Царскосельской
и
Киевской гимназиях. Стихи начались не с Пушкина
и
Л
ермонтова, а с Державина и Некрасова.
Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем своего века. Она приняла разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу
.
Влади́мир
Казими́рович
Шиле́йко
(настоящее имя
Вольдемар Казимирович
, 14 февраля 1891, Петергоф —
5 октября
1930
, Москва)
— русский востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой.
1922 г. Ахматова расстается с В.К. Шилейко и становится
гражданской
женой Н. Пунина
Окончательно запрет с имени Ахматовой снимается только в конце 1950-х годов, после чего следует настоящее признание не только в родном Отечестве, но и за рубежом. В 1964 году Ахматовой присуждают престижную международную премию «Этна-Таормина», а в 1965 году ей присваивается почетная степень доктора Оксфордского университета. И в это время, даже несмотря на свой уже преклонный возраст, Ахматова продолжает оставаться излюбленной моделью для многих художников, а поэты все также слагают стихи в ее честь, но это уже новое поколение поэтов, совсем молодых, робко приобщающихся к легендарной силе ее личности. 8 марта 1966 года через несколько дней после смерти Ахматовой Всеволод Рождественский пишет:
Она стояла, вглядываясь в лица,
В сердца поэтов всех веков и стран,
И горбоносый профиль
флорентийца
Прорезался сквозь тающий туман.
Слева: фото 1965 года,
Справа: автолитография М. В.
Лянглебена
,
1964
год
В последний раз мы встретились
тогда
На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода,
И
наводненья в городе боялись.
Он
говорил о лете и о том,
Что
быть поэтом женщине — нелепость
.
Как я запомнила высокий царский
дом
И Петропавловскую крепость! —
Затем
что воздух был совсем не наш,
А
как подарок божий — так чудесен.
И
в этот час была мне отдана
Последняя
из всех безумных песен
.
Январь 1914
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915
«Думали: нищие мы,
нету
у нас ничего...»
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А
как стали одно за другим терять,
Так
, что сделался каждый день Поминальным днем, -
Начали
песни слагать
О
великой щедрости Божьей
Да
о нашем бывшем богатстве. 1915
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "В салоне Анны Павловны Шерер"
Задачи урока:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.У...
Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: "Биография и особенности творческого пути А.Ахматовой".
Презентация содержит также подборку портретов Ахматовой....
Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...
Презентация к уроку литературы в 9 классе по рассказу А.П.Чехова "Анна на шее"
Презентация к уроку литературы по рассказу А.П.Чехова "Анна на шее" поможет понять "едкие истины" автора, провести анализ произведения....
урок литературы по творчеству А. Ахматовой
Цель урока литературы в 9 лингвистическом классе: познакомить учащихся с узнаваемыми чертами поэтики А. Ахматовой.Главной задачей урока является овладение навыками аналитического чтения лирических про...