Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания драмы "Гроза"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания драмы "Гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания драмы "Гроза" | 2.3 МБ |
Подписи к слайдам:
Косициной
в роли Катерины.
Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального
Верхневолжья
.
“С
Переяславля
начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана за месяц до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Впоследствии подобные случаи обнаружились в Плесе и Кинешме.
Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествующих отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н. Добролюбова, высказанную в статье «Темное царство»: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко
и живо самые существенные ее стороны».
История создания
драмы
а.н
. островского
«Гроза».
А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.
Вывод.
Сильный, протестующий характер Катерины, ее оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают "Грозу" до уровня народной трагедии.
Но
сам
Островский называет ее драмой
, так как героиня пьесы происходит из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено в пьесе бытовой стороне жизни.
В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.
Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького
бульварчика
, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.
Пьеса "Гроза" - драма или трагедия
?
Определения
В пьесе "Гроза"
В трагедии ".особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием". "Литературоведческий словарь" под ред. Л.
И.
Тимофеева
Напряженный, трагически острый конфликт приводит к гибели героини
"Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий" (В. Белинский). "Она нуждается в благородных характерах" (Аристотель)
Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
Конфликт трагедии "исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития". "Литературоведческий словарь"
Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: "темное царство" - пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии
Гроза пронеслась над городом и в конце пьесы все стало иным
“Мы стоим на
крутейшей
горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне..»
Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
Споры о жанре пьесы
Споры вокруг "Грозы" определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные
трактовки;
во-вторых, -- своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих, -- активным развитием критической мысли в данный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"
Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...
Презентация к уроку литературы "Приемы создания картины мира в произведениях В. Пелевина".
Презентация к уроку по рассказам В. Пелевина "Бубен внешнего мира", "Хрустальный мир"....
Урок литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"
Конспект урока литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"...
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....