Рабочая программа по литературе. 9 класс. Программа В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Программа В.Я. Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

                                       

       

                                                         

Принята

на педагогическом совете

от 20.08.2013 года протокол  №12

Утверждена 

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от 02.09.2013 года № 400-п

                                                                                                                                                 

Рабочая программа

по литературе

9 класс

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2013 год

Пояснительная записка

Документ Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы: Базовый уровень. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 20011

Количество часов в год – 102, в неделю – 3

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основные цели обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе;
  • овладение теоретико-литературными понятиями;
  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  • развитие потребности в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения;
  • развитие эмоциональной сферы восприятия учащегося;
  • формирование умения оценивать художественное достоинство литературного произведения.

Формируемые компетенции

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Учебно-познавательная  компетенция – совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

Информационная компетенция – способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Содержание тем учебного курса

Введение – 1 ч.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Древнерусская литература – 1+1Р.

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.  «Слово о полку Игореве» - величайший памятник. Художественные особенности «Слова...» :самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...».древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...». 

Русская литература XYIII века – 10 ч. 

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

М.В.Ломоносов. 2ч. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».  Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Г.Р. Державин. 2ч. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. 

А.Н. Радищев. 2 ч. А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Особенности повествования в «Путешествии...».

Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Н.М. Карамзин . Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Русская литература XI X века – 48+6Р.

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество(обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни.  Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества.

А.С. Грибоедов. 8 ч. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Основной конфликт и его развитие в комедии. «Век нынешний» и «век минувший».Проблема ума.Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов, персонажей. Фамусовская Москва. Бал в доме Фамусова. Прозрение героев. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин. 14 ч. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.  Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века.

М.Ю. Лермонтов. 12 ч. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества. «Парус», «И скучно и грустно...». Образ поэта-пророка. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Эпоха безвременья в лирике М. Ю Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии. 

«Герой нашего времени» - первый психо-логический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель «портрета поколения». Дружба в жизни Печорина. Любовь в жизни Печорина. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой ...» в оценке Белинского.

Н.В. Гоголь. 7 ч. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов поэмы «Мертвые души». Деталь как средство создания образов героев и элемент художественного стиля писателя. Образ города в поэме. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение эпического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.

А.Н.Островский. 2 ч. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Ф.М.Достоевский. 3 ч. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Черты его внутреннего мира. Образ Петербурга в повести. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Русская литература 20 века – 25+1Р.

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

И.А.Бунин.. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.  Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

М.А..Булгаков. 2ч. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

М. А. Шолохов. 2ч. Слово о писателе. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

А. И. Солженицын.  .Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Русская поэзия Серебряного века.

А.А.Блок . Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».Трагедия лирического героя в «страшном мире». «О доблестях, о подвигах, о славе...».Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

С.А.Есенин 2ч. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный ...». Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения по выбору учителя. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

М.И. Цветаева. 2ч. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.

А.А. Ахматова. 2ч. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака.

А.Т.Твардовский. 2ч. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме. 

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Н.Языков «Пловец», В.Соллогуб «Серенада» ( «Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н.Некрасов «Тройка», А.Вертинский «Доченьки», Н.Заболоцкий «В этой роще березовой...».

 Зарубежная литература – 7 ч.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла ( «Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. 

У.Шекспир. . Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. 

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.


Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество часов развития речи

Количество контрольных работ

Изложения

Сочинения

Введение

1

Из древнерусской литературы

1

1

1

Из литературы 18 века

9

Из литературы 19 века

47

6

2

5

Из литературы 20 века

24

1

1

1

Из зарубежной литературы

7

Резерв

2

ИТОГО

91

8

3

7


Календарно-тематическое планирование уроков литературы

№ п/п

Тип урока

Разделы, темы

Теория литературы

Развитие речи

Оборудо-вание, наглядность

Дом. задание

Дата

1.Введение. 1ч.

Корр.

Корр.

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Литература как один из видов искусства. Литература и общество Литература и история.

Чит. «Слово о полку…»

04.09

2.09

2. Древнерусская литература. 2ч.

2.

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.  «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...».

жанр              летопись

Составление тезисов по параграфу учебника

Уроки литерат. 9 класс  [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)    (далее – КиМ)

Учить записи в тетр., сопост. Плач Ярославны в пер. Жуков. и Заболоцкого

04.09

03.09

3.

Р

Художественные особенности «Слова...» :самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...».

поэма, рефрен, композиция

Домашнее сочинение по «Слову о полку Игор.».

Сочинение

05.09

07.09

3. Русская литература XYIII века. 10 ч.

4.

Лекция

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

Классицизм

Обучение конспектированию

Выуч. периоды Л 18в., жанры класс-зма

11.09

09.09

5.

М.В.Ломоносов. 2ч. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Теория «трех штилей»   Жанр оды

Письменное формулирование основной мысли стихотворения

CD-диск КиМ

Учить теорию, чит. «Оду…», выделить устар.слова

11.09

10.09

6.

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».  Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Ода как жанр лирической поэзии. Риторический вопрос

Словарная работа со старославянизмами

Выр.чтение наиз. (отрыв.), инд.зад. - доклад о Державине

12.09

14.09

7.

Г.Р. Державин. 2ч. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Выразительн. чтение и анализ стихотворения

CD-диск КиМ

С. 67, № 1-6 (уст.)

18.09

16.09

8.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Выразительн. чтение и анализ стихотворения

Учить наиз.  1 стих. по выб.

18.09

17.09

9

А.Н. Радищев. 2 ч. А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

Жанр путешествия

Пересказ  прочитанных глав

CD-диск КиМ

Пересказ главы

19.09

21.09

10

Особенности повествования в «Путешествии...».

 Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Ирония как прием выраж. авторск.позиц.

Письм. формулирован.. основной идеи произв-ия

С.74, 1-8 (уст.).

Инд. Сообщ. о Карамз.

25.09

23.09

11

Н.М. Карамзин . Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Понятие о сентиментализме.

Обучение анализу лирического стихотворения.

CD-диск КиМ

Отметить в пр-ии черты сент-зма

25.09

24.09

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Характеристика героев (зад. учебника)

С.104, №3

26.09

28.09

4. Русская литература XI X века. 54  ч.

13

лекция

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Романтизм, реализм

Конспект лекции учителя

Учить записи в тетр., с.106-112 (чит.)

02.10

30.09

4.1. Романтическая лирика начала XI X века. 3 ч.

14

 В.А. Жуковский. Жизнь и творчество(обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

Обучение анализу лирического стихотворения.

Анализ стих. по выбору

02.10

1.09

15

В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Особенности жанра баллады.

Выразительное чтение. Подбор синонимов к устаревшим словам

С.140, № 7-8 (уст.)

03.10

5.09

16

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни.  Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества. .

Развитие представлений о лирическом герое. Понятие об элегии как романтич.жанре.

Выразительное чтение и анализ лирического стихотворения.

Выр. чтение и анализ стих.;

подгот. к к/р

09.10

07.10

17

К

Контрольная работа по теме «Литературные направления» (литература 18 – начала 19 в.)

Чит. «Горе от ума»

09.10

08.10

4.2.А.С. Грибоедов. 8 ч.

18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Устное сообщение по заданной теме.

Портрет А.С.Грибоедова.

С.141-157 (чит., сост. те-зисы о сюжете и персонажах)

10.10

12.10

19

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии.

Драматическое произведение.

Выразительное чтение по ролям,  формир. навыков устного высказывания.

CD-диск КиМ

Сост. табл. (сопост. Чац-кого и фамус. общество)

16.10

14.10

20

Основной конфликт и его развитие в комедии. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Проблема ума в комедии.

Драматургический конфликт. Проблема и проблематика.

Выразительное чтение по ролям,  формир. навыков устного высказывания.

С.164, № 1-5

16.10

15.10

21

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов, персонажей.

Характеристика героев

Подг. хар-ку героя (по группам)

17.10

19.10

22

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Бал в доме Фамусова.

Анализу эпизода драматического произвед.

Уч. наиз. отрывок

23.10

21.10

23

Прозрение героев. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

классицизм

реализм

Связный ответ на проблемный вопрос

Выпис. афоризмы

23.10

22.10

24

Р

Кто же Чацкий – победитель или побежденный? И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

Обучение конспектированию.

Конспект статьи (с.158)

24.10

26.10

25

Р

Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

Тема и главная мысль текста. Микротема.

Подбор материалов, составление плана соч.

Сочинение

30.10

28.10

4.3. А.С. Пушкин. 14 ч.

26

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Тема, проблема

Портрет А.С.Пушкина.

Выр.чтение и анализ стих.

30.10

29.10

27

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразит-ти

Выразительное чтение и анализ стихотворений

CD-диск КиМ

Письм. анализ стих.

31.10

09.11

28

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта.

Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразит-ти

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Уч. наиз. (по выбору)

13.11

11.11

29

Р

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Сквозные темы в литературе

Анализ  стихотвор. Словарно-лексич. работа со старослав-змами.

Дом. сочинение по лирике Пушкина

С. 194, № 1-5 (уст.)

13.11

12.11

30

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Жанр поэмы. Романтизм.

Устное связное высказывание

С. 198, № 1-8

14.11

16.11

31.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.  Система образов.

Жанр романа в стихах. Онегинская строфа.

Устное сообщение по заданной теме.

CD-диск КиМ

Прочитать

20.11

18.11

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Тип, типическое

Выразительное чтение,  формирование навыков устного высказывания.

С. 215-241 (осн. тезисы статьи)

20.11

19.11

33

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Сравнительная характеристика

Сравн. Татьяну и Ольгу, Ленского и
Онегина

21.11

23.11

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Зеркальные сцены в романе

Формирование навыков устного высказывания.

Учить наиз. 1 из писем

27.11

25.11

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Лирические отступления

Выраз. чтение.

Связн. ответ по теме

С. 248, № 3-7

27.11

26.11

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Реализм

Составление плана ответа

с.242-247 (чит.)

28.11

30.11

37

Р

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера Чайковского.

Подготовка к дом. сочинению  по роману «Евгений Онегин».

Сочинение

04.12

02.12

38

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Трагедия

Характеристика героев с использованием цитат

С. 214, № 1-4 (уст.)

Инд. презен-тация о Лерм.

04.12

03.12

4.4. М.Ю. Лермонтов. 12 ч.

39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно...».

Темы, сквозные образы и мотивы

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Портрет М.Ю.Лермонтова

Учить записи  (осн. мотивы лирики)

05.12

07.12

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».

Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразительности.

Сравнит. анализ стихотв. Пушкина и Лермонтова

CD-диск КиМ

Анализ стих.

11.12

09.12

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Выразительное чтение и анализ стихотворений. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Выраз. чтение наизусть (по выб.)

11.12

10.12

42

Эпоха безвременья в лирике М. Ю Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.

Актуализация социально исторической лексики, выразительное чтение, анализ лирического произведения

Чит. «Героя н.в.»

12.12

14.12

43

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психо-логический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

Психологический роман. Композиция.

Подготовленные сообщения учащихся по теме

Анализ 1-2 глав (по вопросам)

18.12

16.12

44

Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч».

Психологический портрет

Аналитический пересказ эпизодов. Формулиров. выводов.

Анализ 3-4 глав (по вопросам)

18.12

17.12

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери».

Анализ эпизода

Анализ 5 главы (по вопросам)

19.12

21.12

46

«Фаталист». Трагедия Печорина

Анализ эпизода. Ответ на проблемный вопрос

Хар-ка Печорина

25.12

23.12

47

Печорин в системе мужских образов в романе Дружба в жизни Печорина.

Устное сообщение по заданной теме.

С. 288-317 (чит., запис. тезисы)

25.12

24.12

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Устное сообщение по заданной теме.

С. 288-317 (чит., запис. тезисы)

26.12

28.12

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой ...» в оценке Белинского.

 Признаки романтического и реалистического произведения.

Конспект критической статьи

Учить теорию (записи в тетр.)

15.01

13.01

13.01

15.01

50

К

Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

Чит. «Мертвые души», инд. – сообщения о Гоголе

15.01

14.01

14.01

16.01

4.5.  Н.В. Гоголь. 7 ч.

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Жанр поэмы.

Подготовленные сообщения учащихся по теме

Портрет  Н.В.Гоголя.

Анализ эпизодов (по группам)

16.01

18.01

18.01

52

Система образов поэмы «Мертвые души». Деталь как средство создания образов героев и элемент художественного стиля писателя.

Приемы типизации

Художественная деталь

Анализ эпизодов. Выявление  средств художественной выразительности

CD-диск КиМ

Хар-ка героев (по группам)

22.01

20.01

20.01

22.01

53

Хар-ка героев (по группам)

22.01

21.01

21.01

23.01

54

Образ города в поэме «Мертвые души».

Включение в диалог. Устн. связное речевое высказыв.

С. 365, № 9 (устно)

23.01

25.01

25.01

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Характеристика героя

Выр. чтение и анализ лир. отступлений

29.01

27.01

27.01

29.01

56

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение эпического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.

Лирические отступления вставные эпизоды

Письм. ответ «Почему Гоголь выбрал для поэмы форму путешествия?»

Подгот. к сочинению

29.01

28.01

28.01

30.01

57

Р

Контрольное сочинение по поэме «Мертвые души».

Чит. «Бедность не порок»

30.01

01.02

01.02

4.6. А.Н.Островский. 2 ч.

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Драматическое произведение

Конфликт

Наблюдение за особенностями речи персонажей

Портрет А.Н.Островского.

Подгот. к чте-нию эпизодов (по ролям)

05.02

03.02

03.02

05.02

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок.

Комедия как жанр драматургии.

Письменный ответ на проблемный вопрос

Чит. «Белые ночи»

05.02

04.02

04.02

06.02

4.7. Ф.М.Достоевский. 3 ч.

60

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи»

Составл. тезисов по статье учебника

Портрет писателя.

С. 367-378 (конспект ст.)

06.02

08.02

08.02

61

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Образ Петербурга в повести.

Развитие понятия о повести.

Устн. рассказ на заданную тему

Хар-ка героев

12.02

10.02

10.02

12.02

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Психологизм повести

Развернутый ответ на проблемный вопрос

С. 390, № 2

12.02

11.02

11.02

13.02

63

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность». Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Психологизм, «диалектика души»

Биография. Автобиографичность произведения

Включение в диалог. Устное связное речевое высказывание. Толкование этических понятий.

Портрет Л.Н.Толстого.

С.11-12 (пересказ статьи)

13.02

15.02

15.02

64

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

Комическое и трагическое. Юмор, сатира

Анализ рассказа: приемы создания комического

Портрет А.П.Чехова.

Анализ р-за

19.02

17.02

17.02

19.02

65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Развитие представ-лений о жанровых особенностях рассказа.

Анализ рассказа.

Подгот. к сочинению

19.02

18.02

18.02

20.02

66

Р

Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века. (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

Подгот. выраз. чтение стих. Некр., Тютч., Фета наиз. (по выбору)

20.02

22.02

22.02

67

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Развитие представлений о жанрах лирических произведений.

Выразительн. чтение и анализ стихотворения

Чит. «Темные аллеи»

26.02

24.02

24.02

26.02

5.Русская литература 20 века 26ч.

68

Л

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

Литературные направления и жанры

Конспект лекции

Выуч. записи в тетр.

26.02

25.02

25.02

27.02

69

И.А.Бунин.. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

пейзаж

Выразит. чтение и анализ эпизодов

Портрет И.А.Бунина.

С. 60, №7-9, хар-ка героев

27.02

01.03

01.03

01.03

70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Эпическое и лирическое

Устн. характеристика героев. Письм. формулир. проблем рассказа

Чит. «Собачье сердце»

05.03

03.03

03.03

05.03

71

М.А.Булгаков. 2ч. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров.

Сатира

Сюжет

Композиция

Включение в аналитическую беседу.  Чтение фрагментов повести и аргумен-тирование своего мнения.

Пересказ и анализ эпизода

05.03

4.03

04.03

06.03

72

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Фантастика, гротеск

Анализ выразит. средств. Выявление проблематики.

С.118 (устно отв. на вопр.); чит. «Судьбу человека»

06.03

10.03

10.03

12.03

73

М. А. Шолохов. 2ч. Слово о писателе. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Пересказ эпизодов, составление характеристики героя.

Портрет М.А.Шолохова.

Сост. хар-ку гл. героя

12.03

11.03

11.03

13.03

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

Формулирование выводов-обобщений.

С.193, № 5-7 (устно); инд. – сообщения о жизни и тв-ве Солженицына

12.03

15.03

15.03

15.03

75

А. И. Солженицын. 2ч .Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Автор и рассказчик

Пересказ эпизодов, характеристика героини.

Портрет А. Солженицына

Хар-ка героини, с.281, №12 (устно)

13.03

17.03

17.03

19.03

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Обсужд. проблемн. вопр., письм. ответ на один из них.

Подгот. к к/р (учить записи)

19.03

18.03

18.03

20.03

77

К

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Чит. стихи Блока, Есени-на, Маяковск.

19.03

31.03

31.03

2.04

78

Л

Русская поэзия Серебряного века.

Конспект лекции

Выуч. записи, инд. – сообще-ние о Блоке

20.03

1.04

01.04

3.04

79

А.А.Блок . Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Лирический герой

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Портрет А.А. Блока.

Выр. чтение наиз. (по выбору)

2.04

5.04

05.04

5.04

80

А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...».Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

Сквозные образы-символы

Выразительное чтение и анализ стихотворений

С. 74-75 (отв. на вопр.), инд. сообщение о Есенине

2.04

7.04

07.04

9.04

81

С.А.Есенин 2ч. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный ...».

Включение в диалог. Устное высказывание.

Портрет С.А. Есенина. Презентация.

Выр. чтение наиз. (по выбору)

3.04

8.04

08.04

10.04

82

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

Олицетворение

Метафора

Практикум (выявление средств худож. выразит-ти).

С. 96 (отв. на вопр.)

9.04

12.04

12.04

12.04

83

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения по выбору учителя. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество

Практикум (выявление индивидуально-авторских средств поэзии).

Портрет В.В.Маяковского.

Уч. наизусть

9.04

14.04

14.04

16.04

84

М.И. Цветаева. 2ч. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Практикум (выявление индивидуально-авторских средств поэзии).

Выразительное чтение наизусть

Портрет М.И.Цветаевой.

Выр. чтение наиз. (по выбору)

10.04

15.04

15.04

17.04

85

Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Подгот. сообщение-презентацию о тв-ве поэтов Сер.века (по группам)

16.04

19.04

19.04

19.04

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Выр. чтение и анализ стих.

16.04

21.04

21.04

03.05

87

А.А. Ахматова. 2ч. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Лирическая героиня

Выявление индивидуально-авторских средств поэзии.  

Портрет А.А. Ахматовой.

Выр. чтение наиз. (по выбору)

17.04

03.05

22.04

7.05

88

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

С. 146-147 (отв. на вопр.)

23.04

26.04

89

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака.

Тема. Главная мысль. Образ. Изобразительно-выразительные средства.

Включение в диалог. Устное высказывание.

Портрет Б.Л. Пастернака.

С. 206 (пересказ ст.), анализ стих.

23.04

05.05

28.04

08.05

90

А.Т.Твардовский. 2ч. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».

Стилистический анализ текста

Портрет А.Т. Твардовского.

Выр. чтение наиз. (по выбору)

24.04

06.05

29.04

10.05

91

обзор

 «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.

С. 230-232 (чит.)

30.04

03.05

92

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Н. Языков «Пловец», В. Соллогуб «Серенада» ( «Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов «Тройка», А. Вертинский «Доченьки», Н. Заболоцкий «В этой роще березовой...».

Романс

Стилистический анализ (романсовая лексика)

Подгот. к сочинению

30.04

05.05

05.05

08.05

93

Р

Контрольное сочинение-анализ стихотворения (по лирике 20 века)

С.303-308 (чит. статью)

7.05

10.05

06.05

14.05

6. Зарубежная литература 7ч.

94

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла  ((«Мальчику»).

Анализ стих.

7.05

12.05

10.05

15.05

95

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Ода

сопоставительный анализ стихотворений

С.314, № 3-4 (устно)

8.05

96

Обзор

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Жанр поэмы

 Составление тезисов на основе лекц. материала.

С.315 (конспект статьи)

14.05

13.05

12.03

97

У.Шекспир. . Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Жанр трагедии

Комментированное чтение отрывков

Портрет У.Шекспира.

Анализ отрывка

14.05

17.05

13.05

17.05

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

«Вечный образ»

Запись выводов по теме

С.334, № 3 (письм.)

15.05

17.05

99

Обзор

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

 Составление тезисов на основе лекц. материала.

С.335 (конспект статьи)

21.05

19.05

19.05

21.05

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Особенности жанра трагедии.

Комментирование эпизодов.

С.346, № 4 (устно)

21.05

20.05

101

Выявление уровня литературного развития.

с.347 (отв. уст.)

22.05

20.05

24.05

22.05

102

Итоги года и задание на лето

Чит. пр-ия по списку


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс 9 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия*;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

* Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Фольклор. Жанры фольклора.

− Литературные роды и жанры.

− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературе

          Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Учебно-методическое обеспечение

Учебник

Литература 9 класс общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др.; под ред. В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2009.

Методическая литература

  1. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я. Коровиной / Сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Дидактическая литература

  1. Шинкарчук С.А. Литературные усадьбы: справочник школьника. - СпБ: «Литера», 2008.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  3. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  4. Сайт «Я иду на урок литературы» (lit.1september.ru/urok/)
  5. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  6. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  7. Крылатые слова и выражения   (slova.ndo.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...

Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...