Рабочая программа по литературе. 9 класс. Программа В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 9 класс | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Принята на педагогическом совете от 20.08.2013 года протокол №12 | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 39 от 02.09.2013 года № 400-п |
Рабочая программа
по литературе
9 класс
Разработала
учитель русского языка
и литературы
М.Л. Земятченская
2013 год
Пояснительная записка
Документ Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы: Базовый уровень. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 20011
Количество часов в год – 102, в неделю – 3
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основные цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе;
- овладение теоретико-литературными понятиями;
- формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
- развитие потребности в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения;
- развитие эмоциональной сферы восприятия учащегося;
- формирование умения оценивать художественное достоинство литературного произведения.
Формируемые компетенции
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Учебно-познавательная компетенция – совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
Информационная компетенция – способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
Введение – 1 ч.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Древнерусская литература – 1+1Р.
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник. Художественные особенности «Слова...» :самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...».древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...».
Русская литература XYIII века – 10 ч.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
М.В.Ломоносов. 2ч. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.
Г.Р. Державин. 2ч. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
А.Н. Радищев. 2 ч. А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Особенности повествования в «Путешествии...».
Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Н.М. Карамзин 2ч. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Русская литература XI X века – 48+6Р.
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество(обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества.
А.С. Грибоедов. 8 ч. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Основной конфликт и его развитие в комедии. «Век нынешний» и «век минувший».Проблема ума.Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов, персонажей. Фамусовская Москва. Бал в доме Фамусова. Прозрение героев. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин. 14 ч. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века.
М.Ю. Лермонтов. 12 ч. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества. «Парус», «И скучно и грустно...». Образ поэта-пророка. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Эпоха безвременья в лирике М. Ю Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.
«Герой нашего времени» - первый психо-логический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель «портрета поколения». Дружба в жизни Печорина. Любовь в жизни Печорина. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой ...» в оценке Белинского.
Н.В. Гоголь. 7 ч. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов поэмы «Мертвые души». Деталь как средство создания образов героев и элемент художественного стиля писателя. Образ города в поэме. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение эпического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.
А.Н.Островский. 2 ч. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.
Ф.М.Достоевский. 3 ч. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Черты его внутреннего мира. Образ Петербурга в повести. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Русская литература 20 века – 25+1Р.
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
И.А.Бунин.2ч. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
М.А..Булгаков. 2ч. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
М. А. Шолохов. 2ч. Слово о писателе. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
А. И. Солженицын. 2ч .Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
Русская поэзия Серебряного века.
А.А.Блок 2ч. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».Трагедия лирического героя в «страшном мире». «О доблестях, о подвигах, о славе...».Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.
С.А.Есенин 2ч. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный ...». Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения по выбору учителя. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
М.И. Цветаева. 2ч. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.
А.А. Ахматова. 2ч. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака.
А.Т.Твардовский. 2ч. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Н.Языков «Пловец», В.Соллогуб «Серенада» ( «Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н.Некрасов «Тройка», А.Вертинский «Доченьки», Н.Заболоцкий «В этой роще березовой...».
Зарубежная литература – 7 ч.
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла ( «Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
У.Шекспир. 2ч. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Количество часов развития речи | Количество контрольных работ | |
Изложения | Сочинения | |||
Введение | 1 | |||
Из древнерусской литературы | 1 | 1 | ||
1 | ||||
Из литературы 18 века | 9 | |||
Из литературы 19 века | 47 | 6 | 2 | |
5 | ||||
Из литературы 20 века | 24 | 1 | 1 | |
1 | ||||
Из зарубежной литературы | 7 | |||
Резерв | 2 | |||
ИТОГО | 91 | 8 | 3 | |
7 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ п/п | Тип урока | Разделы, темы | Теория литературы | Развитие речи | Оборудо-вание, наглядность | Дом. задание | Дата | |||
1.Введение. 1ч. | 9а | Корр. | 9б | Корр. | ||||||
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Литература как один из видов искусства. Литература и общество Литература и история. | Чит. «Слово о полку…» | 04.09 | 2.09 | |||||
2. Древнерусская литература. 2ч. | ||||||||||
2. | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...». | жанр летопись | Составление тезисов по параграфу учебника | Уроки литерат. 9 класс [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) (далее – КиМ) | Учить записи в тетр., сопост. Плач Ярославны в пер. Жуков. и Заболоцкого | 04.09 | 03.09 | |||
3. | Р | Художественные особенности «Слова...» :самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». | поэма, рефрен, композиция | Домашнее сочинение по «Слову о полку Игор.». | Сочинение | 05.09 | 07.09 | |||
3. Русская литература XYIII века. 10 ч. | ||||||||||
4. | Лекция | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | Классицизм | Обучение конспектированию | Выуч. периоды Л 18в., жанры класс-зма | 11.09 | 09.09 | |||
5. | М.В.Ломоносов. 2ч. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | Теория «трех штилей» Жанр оды | Письменное формулирование основной мысли стихотворения | CD-диск КиМ | Учить теорию, чит. «Оду…», выделить устар.слова | 11.09 | 10.09 | |||
6. | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | Ода как жанр лирической поэзии. Риторический вопрос | Словарная работа со старославянизмами | Выр.чтение наиз. (отрыв.), инд.зад. - доклад о Державине | 12.09 | 14.09 | ||||
7. | Г.Р. Державин. 2ч. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Выразительн. чтение и анализ стихотворения | CD-диск КиМ | С. 67, № 1-6 (уст.) | 18.09 | 16.09 | ||||
8. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | Выразительн. чтение и анализ стихотворения | Учить наиз. 1 стих. по выб. | 18.09 | 17.09 | |||||
9 | А.Н. Радищев. 2 ч. А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. | Жанр путешествия | Пересказ прочитанных глав | CD-диск КиМ | Пересказ главы | 19.09 | 21.09 | |||
10 | Особенности повествования в «Путешествии...». Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | Ирония как прием выраж. авторск.позиц. | Письм. формулирован.. основной идеи произв-ия | С.74, 1-8 (уст.). Инд. Сообщ. о Карамз. | 25.09 | 23.09 | ||||
11 | Н.М. Карамзин 2ч. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Понятие о сентиментализме. | Обучение анализу лирического стихотворения. | CD-диск КиМ | Отметить в пр-ии черты сент-зма | 25.09 | 24.09 | |||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | Характеристика героев (зад. учебника) | С.104, №3 | 26.09 | 28.09 | |||||
4. Русская литература XI X века. 54 ч. | ||||||||||
13 | лекция | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Романтизм, реализм | Конспект лекции учителя | Учить записи в тетр., с.106-112 (чит.) | 02.10 | 30.09 | |||
4.1. Романтическая лирика начала XI X века. 3 ч. | ||||||||||
14 | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество(обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. | Обучение анализу лирического стихотворения. | Анализ стих. по выбору | 02.10 | 1.09 | |||||
15 | В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Особенности жанра баллады. | Выразительное чтение. Подбор синонимов к устаревшим словам | С.140, № 7-8 (уст.) | 03.10 | 5.09 | ||||
16 | К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества. . | Развитие представлений о лирическом герое. Понятие об элегии как романтич.жанре. | Выразительное чтение и анализ лирического стихотворения. | Выр. чтение и анализ стих.; подгот. к к/р | 09.10 | 07.10 | ||||
17 | К | Контрольная работа по теме «Литературные направления» (литература 18 – начала 19 в.) | Чит. «Горе от ума» | 09.10 | 08.10 | |||||
4.2.А.С. Грибоедов. 8 ч. | ||||||||||
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Устное сообщение по заданной теме. | Портрет А.С.Грибоедова. | С.141-157 (чит., сост. те-зисы о сюжете и персонажах) | 10.10 | 12.10 | ||||
19 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии. | Драматическое произведение. | Выразительное чтение по ролям, формир. навыков устного высказывания. | CD-диск КиМ | Сост. табл. (сопост. Чац-кого и фамус. общество) | 16.10 | 14.10 | |||
20 | Основной конфликт и его развитие в комедии. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Проблема ума в комедии. | Драматургический конфликт. Проблема и проблематика. | Выразительное чтение по ролям, формир. навыков устного высказывания. | С.164, № 1-5 | 16.10 | 15.10 | ||||
21 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов, персонажей. | Характеристика героев | Подг. хар-ку героя (по группам) | 17.10 | 19.10 | |||||
22 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Бал в доме Фамусова. | Анализу эпизода драматического произвед. | Уч. наиз. отрывок | 23.10 | 21.10 | |||||
23 | Прозрение героев. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | классицизм реализм | Связный ответ на проблемный вопрос | Выпис. афоризмы | 23.10 | 22.10 | ||||
24 | Р | Кто же Чацкий – победитель или побежденный? И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». | Обучение конспектированию. | Конспект статьи (с.158) | 24.10 | 26.10 | ||||
25 | Р | Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | Тема и главная мысль текста. Микротема. | Подбор материалов, составление плана соч. | Сочинение | 30.10 | 28.10 | |||
4.3. А.С. Пушкин. 14 ч. | ||||||||||
26 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | Тема, проблема | Портрет А.С.Пушкина. | Выр.чтение и анализ стих. | 30.10 | 29.10 | ||||
27 | Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразит-ти | Выразительное чтение и анализ стихотворений | CD-диск КиМ | Письм. анализ стих. | 31.10 | 09.11 | |||
28 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта. | Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразит-ти | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Уч. наиз. (по выбору) | 13.11 | 11.11 | ||||
29 | Р | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. | Сквозные темы в литературе | Анализ стихотвор. Словарно-лексич. работа со старослав-змами. Дом. сочинение по лирике Пушкина | С. 194, № 1-5 (уст.) | 13.11 | 12.11 | |||
30 | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | Жанр поэмы. Романтизм. | Устное связное высказывание | С. 198, № 1-8 | 14.11 | 16.11 | ||||
31. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Система образов. | Жанр романа в стихах. Онегинская строфа. | Устное сообщение по заданной теме. | CD-диск КиМ | Прочитать | 20.11 | 18.11 | |||
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Тип, типическое | Выразительное чтение, формирование навыков устного высказывания. | С. 215-241 (осн. тезисы статьи) | 20.11 | 19.11 | ||||
33 | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Сравнительная характеристика | Сравн. Татьяну и Ольгу, Ленского и | 21.11 | 23.11 | |||||
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Зеркальные сцены в романе | Формирование навыков устного высказывания. | Учить наиз. 1 из писем | 27.11 | 25.11 | ||||
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Лирические отступления | Выраз. чтение. Связн. ответ по теме | С. 248, № 3-7 | 27.11 | 26.11 | ||||
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Реализм | Составление плана ответа | с.242-247 (чит.) | 28.11 | 30.11 | ||||
37 | Р | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера Чайковского. | Подготовка к дом. сочинению по роману «Евгений Онегин». | Сочинение | 04.12 | 02.12 | ||||
38 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | Трагедия | Характеристика героев с использованием цитат | С. 214, № 1-4 (уст.) Инд. презен-тация о Лерм. | 04.12 | 03.12 | ||||
4.4. М.Ю. Лермонтов. 12 ч. | ||||||||||
39 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно...». | Темы, сквозные образы и мотивы | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Портрет М.Ю.Лермонтова | Учить записи (осн. мотивы лирики) | 05.12 | 07.12 | |||
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». | Тема, главная мысль, композиция, средства художеств. выразительности. | Сравнит. анализ стихотв. Пушкина и Лермонтова | CD-диск КиМ | Анализ стих. | 11.12 | 09.12 | |||
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...» | Выразительное чтение и анализ стихотворений. Письменный ответ на проблемный вопрос. | Выраз. чтение наизусть (по выб.) | 11.12 | 10.12 | |||||
42 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии. | Актуализация социально исторической лексики, выразительное чтение, анализ лирического произведения | Чит. «Героя н.в.» | 12.12 | 14.12 | |||||
43 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психо-логический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. | Психологический роман. Композиция. | Подготовленные сообщения учащихся по теме | Анализ 1-2 глав (по вопросам) | 18.12 | 16.12 | ||||
44 | Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». | Психологический портрет | Аналитический пересказ эпизодов. Формулиров. выводов. | Анализ 3-4 глав (по вопросам) | 18.12 | 17.12 | ||||
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». | Анализ эпизода | Анализ 5 главы (по вопросам) | 19.12 | 21.12 | |||||
46 | «Фаталист». Трагедия Печорина | Анализ эпизода. Ответ на проблемный вопрос | Хар-ка Печорина | 25.12 | 23.12 | |||||
47 | Печорин в системе мужских образов в романе Дружба в жизни Печорина. | Устное сообщение по заданной теме. | С. 288-317 (чит., запис. тезисы) | 25.12 | 24.12 | |||||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Устное сообщение по заданной теме. | С. 288-317 (чит., запис. тезисы) | 26.12 | 28.12 | |||||
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой ...» в оценке Белинского. | Признаки романтического и реалистического произведения. | Конспект критической статьи | Учить теорию (записи в тетр.) | 15.01 | 13.01 | 13.01 | 15.01 | ||
50 | К | Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | Чит. «Мертвые души», инд. – сообщения о Гоголе | 15.01 | 14.01 | 14.01 | 16.01 | |||
4.5. Н.В. Гоголь. 7 ч. | ||||||||||
51 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | Жанр поэмы. | Подготовленные сообщения учащихся по теме | Портрет Н.В.Гоголя. | Анализ эпизодов (по группам) | 16.01 | 18.01 | 18.01 | ||
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». Деталь как средство создания образов героев и элемент художественного стиля писателя. | Приемы типизации Художественная деталь | Анализ эпизодов. Выявление средств художественной выразительности | CD-диск КиМ | Хар-ка героев (по группам) | 22.01 | 20.01 | 20.01 | 22.01 | |
53 | Хар-ка героев (по группам) | 22.01 | 21.01 | 21.01 | 23.01 | |||||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души». | Включение в диалог. Устн. связное речевое высказыв. | С. 365, № 9 (устно) | 23.01 | 25.01 | 25.01 | ||||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | Характеристика героя | Выр. чтение и анализ лир. отступлений | 29.01 | 27.01 | 27.01 | 29.01 | |||
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение эпического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. | Лирические отступления вставные эпизоды | Письм. ответ «Почему Гоголь выбрал для поэмы форму путешествия?» | Подгот. к сочинению | 29.01 | 28.01 | 28.01 | 30.01 | ||
57 | Р | Контрольное сочинение по поэме «Мертвые души». | Чит. «Бедность не порок» | 30.01 | 01.02 | 01.02 | ||||
4.6. А.Н.Островский. 2 ч. | ||||||||||
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Драматическое произведение Конфликт | Наблюдение за особенностями речи персонажей | Портрет А.Н.Островского. | Подгот. к чте-нию эпизодов (по ролям) | 05.02 | 03.02 | 03.02 | 05.02 | |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок. | Комедия как жанр драматургии. | Письменный ответ на проблемный вопрос | Чит. «Белые ночи» | 05.02 | 04.02 | 04.02 | 06.02 | ||
4.7. Ф.М.Достоевский. 3 ч. | ||||||||||
60 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи» | Составл. тезисов по статье учебника | Портрет писателя. | С. 367-378 (конспект ст.) | 06.02 | 08.02 | 08.02 | |||
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Образ Петербурга в повести. | Развитие понятия о повести. | Устн. рассказ на заданную тему | Хар-ка героев | 12.02 | 10.02 | 10.02 | 12.02 | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Психологизм повести | Развернутый ответ на проблемный вопрос | С. 390, № 2 | 12.02 | 11.02 | 11.02 | 13.02 | ||
63 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность». Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Психологизм, «диалектика души» Биография. Автобиографичность произведения | Включение в диалог. Устное связное речевое высказывание. Толкование этических понятий. | Портрет Л.Н.Толстого. | С.11-12 (пересказ статьи) | 13.02 | 15.02 | 15.02 | ||
64 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Комическое и трагическое. Юмор, сатира | Анализ рассказа: приемы создания комического | Портрет А.П.Чехова. | Анализ р-за | 19.02 | 17.02 | 17.02 | 19.02 | |
65 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | Развитие представ-лений о жанровых особенностях рассказа. | Анализ рассказа. | Подгот. к сочинению | 19.02 | 18.02 | 18.02 | 20.02 | ||
66 | Р | Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века. (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | Подгот. выраз. чтение стих. Некр., Тютч., Фета наиз. (по выбору) | 20.02 | 22.02 | 22.02 | ||||
67 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | Выразительн. чтение и анализ стихотворения | Чит. «Темные аллеи» | 26.02 | 24.02 | 24.02 | 26.02 | ||
5.Русская литература 20 века 26ч. | ||||||||||
68 | Л | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | Литературные направления и жанры | Конспект лекции | Выуч. записи в тетр. | 26.02 | 25.02 | 25.02 | 27.02 | |
69 | И.А.Бунин.2ч. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | пейзаж | Выразит. чтение и анализ эпизодов | Портрет И.А.Бунина. | С. 60, №7-9, хар-ка героев | 27.02 | 01.03 | 01.03 | 01.03 | |
70 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | Эпическое и лирическое | Устн. характеристика героев. Письм. формулир. проблем рассказа | Чит. «Собачье сердце» | 05.03 | 03.03 | 03.03 | 05.03 | ||
71 | М.А.Булгаков. 2ч. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. | Сатира Сюжет Композиция | Включение в аналитическую беседу. Чтение фрагментов повести и аргумен-тирование своего мнения. | Пересказ и анализ эпизода | 05.03 | 4.03 | 04.03 | 06.03 | ||
72 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | Фантастика, гротеск | Анализ выразит. средств. Выявление проблематики. | С.118 (устно отв. на вопр.); чит. «Судьбу человека» | 06.03 | 10.03 | 10.03 | 12.03 | ||
73 | М. А. Шолохов. 2ч. Слово о писателе. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | Пересказ эпизодов, составление характеристики героя. | Портрет М.А.Шолохова. | Сост. хар-ку гл. героя | 12.03 | 11.03 | 11.03 | 13.03 | ||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | Формулирование выводов-обобщений. | С.193, № 5-7 (устно); инд. – сообщения о жизни и тв-ве Солженицына | 12.03 | 15.03 | 15.03 | 15.03 | ||
75 | А. И. Солженицын. 2ч .Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | Автор и рассказчик | Пересказ эпизодов, характеристика героини. | Портрет А. Солженицына | Хар-ка героини, с.281, №12 (устно) | 13.03 | 17.03 | 17.03 | 19.03 | |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Обсужд. проблемн. вопр., письм. ответ на один из них. | Подгот. к к/р (учить записи) | 19.03 | 18.03 | 18.03 | 20.03 | |||
77 | К | Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века. | Чит. стихи Блока, Есени-на, Маяковск. | 19.03 | 31.03 | 31.03 | 2.04 | |||
78 | Л | Русская поэзия Серебряного века. | Конспект лекции | Выуч. записи, инд. – сообще-ние о Блоке | 20.03 | 1.04 | 01.04 | 3.04 | ||
79 | А.А.Блок 2ч. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».Трагедия лирического героя в «страшном мире». | Лирический герой | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Портрет А.А. Блока. | Выр. чтение наиз. (по выбору) | 2.04 | 5.04 | 05.04 | 5.04 | |
80 | А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...».Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта. | Сквозные образы-символы | Выразительное чтение и анализ стихотворений | С. 74-75 (отв. на вопр.), инд. сообщение о Есенине | 2.04 | 7.04 | 07.04 | 9.04 | ||
81 | С.А.Есенин 2ч. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный ...». | Включение в диалог. Устное высказывание. | Портрет С.А. Есенина. Презентация. | Выр. чтение наиз. (по выбору) | 3.04 | 8.04 | 08.04 | 10.04 | ||
82 | Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | Олицетворение Метафора | Практикум (выявление средств худож. выразит-ти). | С. 96 (отв. на вопр.) | 9.04 | 12.04 | 12.04 | 12.04 | ||
83 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения по выбору учителя. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество | Практикум (выявление индивидуально-авторских средств поэзии). | Портрет В.В.Маяковского. | Уч. наизусть | 9.04 | 14.04 | 14.04 | 16.04 | |
84 | М.И. Цветаева. 2ч. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой. | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | Практикум (выявление индивидуально-авторских средств поэзии). Выразительное чтение наизусть | Портрет М.И.Цветаевой. | Выр. чтение наиз. (по выбору) | 10.04 | 15.04 | 15.04 | 17.04 | |
85 | Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Подгот. сообщение-презентацию о тв-ве поэтов Сер.века (по группам) | 16.04 | 19.04 | 19.04 | 19.04 | ||||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого. | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Выр. чтение и анализ стих. | 16.04 | 21.04 | 21.04 | 03.05 | |||
87 | А.А. Ахматова. 2ч. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Лирическая героиня | Выявление индивидуально-авторских средств поэзии. | Портрет А.А. Ахматовой. | Выр. чтение наиз. (по выбору) | 17.04 | 03.05 | 22.04 | 7.05 | |
88 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Выразительное чтение и анализ стихотворений | С. 146-147 (отв. на вопр.) | 23.04 | 26.04 | |||||
89 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака. | Тема. Главная мысль. Образ. Изобразительно-выразительные средства. | Включение в диалог. Устное высказывание. | Портрет Б.Л. Пастернака. | С. 206 (пересказ ст.), анализ стих. | 23.04 | 05.05 | 28.04 | 08.05 | |
90 | А.Т.Твардовский. 2ч. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». | Стилистический анализ текста | Портрет А.Т. Твардовского. | Выр. чтение наиз. (по выбору) | 24.04 | 06.05 | 29.04 | 10.05 | ||
91 | обзор | «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме. | С. 230-232 (чит.) | 30.04 | 03.05 | |||||
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Н. Языков «Пловец», В. Соллогуб «Серенада» ( «Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов «Тройка», А. Вертинский «Доченьки», Н. Заболоцкий «В этой роще березовой...». | Романс | Стилистический анализ (романсовая лексика) | Подгот. к сочинению | 30.04 | 05.05 | 05.05 | 08.05 | ||
93 | Р | Контрольное сочинение-анализ стихотворения (по лирике 20 века) | С.303-308 (чит. статью) | 7.05 | 10.05 | 06.05 | 14.05 | |||
6. Зарубежная литература 7ч. | ||||||||||
94 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла ((«Мальчику»). | Анализ стих. | 7.05 | 12.05 | 10.05 | 15.05 | ||||
95 | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | Ода | сопоставительный анализ стихотворений | С.314, № 3-4 (устно) | 8.05 | |||||
96 | Обзор | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | Жанр поэмы | Составление тезисов на основе лекц. материала. | С.315 (конспект статьи) | 14.05 | 13.05 | 12.03 | ||
97 | У.Шекспир. 2ч. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | Жанр трагедии | Комментированное чтение отрывков | Портрет У.Шекспира. | Анализ отрывка | 14.05 | 17.05 | 13.05 | 17.05 | |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | «Вечный образ» | Запись выводов по теме | С.334, № 3 (письм.) | 15.05 | 17.05 | ||||
99 | Обзор | И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | Составление тезисов на основе лекц. материала. | С.335 (конспект статьи) | 21.05 | 19.05 | 19.05 | 21.05 | ||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Особенности жанра трагедии. | Комментирование эпизодов. | С.346, № 4 (устно) | 21.05 | 20.05 | ||||
101 | Выявление уровня литературного развития. | с.347 (отв. уст.) | 22.05 | 20.05 | 24.05 | 22.05 | ||||
102 | Итоги года и задание на лето | Чит. пр-ия по списку |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по литературе за курс 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия*;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
* Основные теоретико-литературные понятия
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Фольклор. Жанры фольклора.
− Литературные роды и жанры.
− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Литература 9 класс общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др.; под ред. В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2009.
Методическая литература
- Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я. Коровиной / Сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Дидактическая литература
- Шинкарчук С.А. Литературные усадьбы: справочник школьника. - СпБ: «Литера», 2008.
Цифровые образовательные ресурсы
- Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
- Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
- Сайт «Я иду на урок литературы» (lit.1september.ru/urok/)
- ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
- Культура письменной речи (www.gramma.ru)
- Крылатые слова и выражения (slova.ndo.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...