Рабочая программа по литературе. 8 класс. Программа В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе. 8 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 8 класс | 109.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Принята на педагогическом совете от _____2014 года протокол №___ | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 39 от ________2014 года № ____ |
Рабочая программа по литературе
8 класс
Разработала
учитель русского языка
и литературы
М.Л. Земятченская
2014 год
Пояснительная записка
ДокументПрограммы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
Количество часов в год – 68, в неделю – 2
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Формируемые компетенции:
Коммуникативнаякомпетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вестидискуссию, аргументировать, доказывать.
Ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагаютформирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений;применение духовно-нравственного опыта в жизненных ситуациях.
Культуроведческая компетенция – осознание фольклора, художественных произведений как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, осознание мирового значения художественных произведений.
Обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество(2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература (2 ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература XVIIIвека (3 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Русская литература XIXвека (34 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. Психологизм повести.
Поэзия родной природы.А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
«Шуточка».Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
Русская литература XX века (19 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
Историческая тема в его творчестве. Образ родины в стихотворении «Россия», его современное звучание и смысл.Образ Родины в лирическом цикле Блока «На поле Куликовом».Приемы создания художественных образов. Образная система цикла.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них на развитие речи | Контр. работы | ||
всего | сочинение | изложение | ||||
1. | Вводный урок. Литература и история. | 1 | ||||
2. | Раздел 1. Устное народное творчество | 2 | - | |||
2.1 | Тема 1. Исторические и лирические песни. | 1 | ||||
2.2 | Тема 2. Пословицы и поговорки. Предания. | 1 | ||||
3. | Раздел 2. Древнерусская литература | 2 | ||||
3.1 | Тема 1. Житийная литература.. «Житие Александра Невского». | 1 | ||||
3.2 | Тема 2. «Шемякин суд» | 1 | ||||
4. | Раздел 3. Русская литература XVIII века Д.И. Фонвизин «Недоросль» | 3 | 1 | |||
5. | Раздел 4. Русская литература XIX века | 34 | 5 | 3 | 1 | 1 |
5.1 | Тема 1. И.А. Крылов | 2 | ||||
5.2 | Тема 2. К.Ф. Рылеев | 1 | ||||
5.3 | Тема 3. А.С. Пушкин | 10 | 1 | |||
5.4 | Тема 4. М.Ю. Лермонтов | 4 | 1 | - | ||
5.5 | Тема 5. Н.В. Гоголь | 7 | 1 | |||
5.6 | Тема 6. М. Е. Салтыков-Щедрин | 2 | 1 | |||
5.7 | Тема 7. Н.С. Лесков | 1 | - | |||
5.8 | Тема 8. Л.Н. Толстой | 4 | 2 | 1 | ||
5.9 | Контрольный урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | 1 | ||||
5.10 | Тема 9. Поэзия родной природы. | 1 | ||||
5.11 | Тема 10. А.П. Чехов | 2 | ||||
6. | Раздел 5. Русская литература XX века | 19 | 3 | 2 | 1 | |
6.1 | Тема 1. И.А. Бунин | 1 | 1 | 1 | ||
6.2 | Тема 2. А.И. Куприн | 1 | ||||
6.3 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 | ||||
6.4 | Тема 4. А.А. Блок | 2 | ||||
6.5 | Тема 5. С.А. Есенин | 2 | 1 | |||
6.6 | Контрольная работа по творчеству А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина. | 1 | ||||
6.7 | Тема 6. М.А. Осоргин. | 1 | ||||
6.8 | Тема 7. И.С. Шмелев. | 1 | - | |||
6.9 | Тема 8. Писатели улыбаются. | 1 | ||||
6.10 | Тема 9. А.Т. Твардовский | 3 | 1 | |||
6.11 | Тема 10. А.П. Платонов | 1 | ||||
6.12 | Тема 11. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | ||||
6.13 | Тема 12. В.П. Астафьев | 1 | - | - | ||
6.12 | Тема 13. Лирика русских поэтов о родине, природе | 1 | ||||
7. | Раздел 6. Зарубежная литература | 6 | - | |||
7.1 | Тема 1. У. Шекспир | 2 | ||||
7.2 | Тема 2. Мольер | 2 | ||||
7.3 | Тема 3. Д. Свифт | 1 | ||||
7.4 | Тема 4. В. Скотт | 1 | ||||
8. | Итоговый урок.Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | 1 | ||||
Итого | 68 | 10 | 5 (2 контр.) | 2 (1 контр.) | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ урока | Тип урока | Тема урока и произведение | Теория литературы | Работа по развитию речи | Домашнее задание | Дата | |||
8 а | Корр. | 8 б | Корр. | ||||||
Введение. | |||||||||
Изуч. нов.материала | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы. | Пересказ статьи учебника | С. 6-8 учить, с. 8-12 выраз. чт. | 3.09 | 3.09 | ||||
1. Устное народное творчество 2 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты, ночка, ночка темная…» «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы народных произведений. | Народная песня, частушка (развитие представлений) | Выразительное чтение | С. 13-16 пересказ | 6.09 | 6.09 | |||
Соверш. ЗУН | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Предание (развитие представлений) | Подготовка сообщения | С. 20-26 пересказ, с. 26 отв. на вопр. | 10.09 | 10.09 | |||
2. Из древнерусской литературы. 2 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Летопись, древнерусская повесть (развитие предст.), воинская повесть, житие как жанр литературы | Обсуждение иллюстраций | С. 32-36 читать, с. 36 отв. на вопросы | 13.09 | 13.09 | |||
Соверш. ЗУН | «Шемякин суд» как историческое произведение 17 в. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Сатирическая повесть как жанр древнерусск. лит-ры. Гротеск, гипербола. | Публицистическое высказывание на литературную тему | Прочитать «Недоросль» | 17.09 | 17.09 | |||
3. Из русской литературы 18 века. 3 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Понятие о классицизме. Осн. правила классицизма в драматическом произведении | С. 73-74 отв. на вопросы | 20.09 | 20.09 | ||||
Соверш. ЗУН | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Обсуждение, диалог, беседа | С. 77-78 отв. на вопросы | 24.09 | 24.09 | ||||
Р | Сжатое изложение с элементами сочинения (анализ эпизода) | Чит. с. 80-82 | 27.09 | 27.09 | |||||
4. Из русской литературы 19 века( 34 ч.) | |||||||||
И.А. Крылов 2 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | Обучение монологическому высказыванию | С. 82 зад 1-2 С.82-84 выраз. чт. | 1.10 | 1.10 | ||||
Соверш. ЗУН | Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Басня, мораль, аллегория (развитие представлений) | Подготовка доклада о жизни и творчестве писателя | С. 87 зад. 3 | 4.10 | 4.10 | |||
Изуч. нов.материала | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»; сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | Дума (начальные представления) | Выразительное чтение, индивидуально-творческие высказывания | С. 93 вопр. 1, 3 | 8.10 | 8.10 | |||
А.С. Пушкин 10 ч. | |||||||||
Комб. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя, выразительное чтение | Наизусть «К***» | 11.10 | 11.10 | ||||
Изуч. нов.материала | Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | Историзм худ.литературы (начальные представления) | Чтение и обсуждение литературно-критической статьи | С. 97-102 пересказ | 15.10 | 15.10 | |||
Комб. | «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Развернутый устный ответ | «Капитанская дочка» Гл. 1-2 вопр. с. 216 | 18.10 | 18.10 | ||||
Изуч. нов.материала | «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Словарная работа, обсуждение иллюстраций | Гл. 3-5, вопр. с. 216 | 22.10 | 25.10 | 22.10 | 25.10 | ||
Соверш. ЗУН | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Выборочный пересказ текста, устнаяхаракт-ка героя | Гл. 6-8 вопр. с. 217 | 25.10 | 25.10 | ||||
Урок обобщ. и систем. ЗУН | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Обсуждение, построение письм.высказ-я на литератур.тему | Гл. 9-12 вопр. с. 217 | 29.10 | 29.10 | ||||
Соверш. ЗУН | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Чтение, пересказ литературно-критич. статьи, устное обсужд. | Гл. 13-14 вопр. с. 218 | 1.11 | 1.11 | ||||
Комб. | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. | Роман, реализм (начальные представления) | Подготовка к сочинению, анализ художественных особенностей повести | С.218-219 в.1, 6-8 | 12.11 | 12.11 | 12.11 | 10.11 | |
РР К | Контрольное сочинение по произведению Пушкина «Капитанская дочка». | Построение связного ответа на вопрос | Чит. «Пиковая дама» | 15.11 | 15.11 | 15.11 | 12.11 | ||
Изуч. нов.материала | «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Краткий пересказ текста, характеристика героя, творческое обсуждение | С. 230-232 пересказ | 19.11 | 19.11 | 19.11 | 17.11 | ||
М.. Лермонтов 4 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | М.Ю. .Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. .Лермонтова. | Чтение и пересказ статьи учебника | Прочит. «Мцыри» | 22.11 | 22.11 | 22.11 | 19.11 | ||
Комб. | «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | Поэма, романтич. герой (начальные представления) | Словарная работа, устные ответы на вопросы | С. 258 зад. 2 | 26.11 | 26.11 | 26.11 | 24.11 | |
Соверш. ЗУН | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Романтическая поэма | Обучение анализу эпизода, обсуждение худ.приемов | С. 258 зад. 1 | 29.11 | 29.11 | 29.11 | 26.11 | |
РР | Обучение сочинению по поэме Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри»; «Мцыри как романтический герой»; «Природа и человек в поэме «Мцыри». | Подготовка к сочинению, составление подробного плана | Сочинение | 3.12 | 3.12 | 3.12 | 01.12 | ||
Н.В. Гоголь 7 ч. | |||||||||
Изуч. нов.материала | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | Подготовка устного сообщения | Прочит 1действ. Учб. с. 262-264. Как статья помогает понять события, происход. в комедии? Что явл. завязкой? Причины страха каждого чиновника? | 6.12 | 6.12 | 6.12 | 03.12 | ||
Изуч. нов.материала | «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | Комедия | Обсуждение иллюстраций, чтение и обсуждение статьи учебника | Прочит. Д. 2-4, с.354 вопр. 4-5, с. 356 вопр. 4 | 10.12 | 10.12 | 10.12 | 08.12 | |
Соверш. ЗУН | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | Сатира и юмор | Характеристика героев, устное монологическое высказывание | Хаоактер. Хлестакова; с. 354 в. 2, с. 352-353, 355-356 чит., в.3,6 | 13.12 | 13.12 | 13.12 | 10.12 | |
Урок обобщ. и систем. ЗУН | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Творческое обсуждение | С. 354 выуч. Определения, с.357 в. 8, 11 | 17.12 | 17.12 | 17.12 | 15.12 | ||
РР | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к контрольному домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». | Анализ композиции, построение устн. развернут.ответа, подготовка к сочинению | Сочинение «Какова роль сцены вранья в комедии?», «Почему комедия заканчивается немой сценой?» Прочит. «Шинель» | 20.12 | 20.12 | 20.12 | 17.12 | ||
Комб. | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | Сжатый пересказ, выразительное чтение прозаического текста | С. 391 отв. на вопросы | 24.12 | 24.12 | 24.12 | 22.12 | ||
Комб. | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Написание эссе | Повторить определения «ирония, сатира, гипербола, гротеск»; ч.2. с.3-5 пересказ | 27.12 | 27.12 | 27.12 | 24.12 | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин 3 ч. | |||||||||
Комб. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. | Гипербола, гротеск (развитие представлений), литературная пародия, эзопов язык | Подготовка доклада биографического характера, чтение, пересказ | С. 14 отв. на вопр., доп. прочитать гл. «Органчик» | 14.01 | 14.01 | |||
Комб. | Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | Эпизод Приемы худ.выразительности | анализ худ.приемов | Соч. с.14 в. 7 или «Какие порядки обличает писатель в произв?» Прочит. «Старый гений» | 17.01 | 17.01 | |||
Комб. | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Рассказ, художественная деталь | Дискуссия, анализ худ.приемов | С. 26 зад. 1 | 21.01 | 21.01 | |||
Л.Н. Толстой 3 ч. | |||||||||
комб. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | Подготовка сообщения, пересказ, характеристика героя | С. 40-41 отв. на вопр.; состав.табл. «Цвет и звук в 1 и 2 части рассказа» | 24.01 | 24.01 | ||||
РР | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как прием изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Худ.деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции | Анализ худ.приемов, построение монолог. высказ. на литературную тему | Прочит. Пов. «Отрочество» | 28.01 | 28.01 | |||
Р | Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения (анализ эпизода). | 31.01 | 31.01 | ||||||
ВН.чт. | Нравственные проблемы повести «Отрочество» Л.Н.Толстого.Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. | Автобиограф.произведение Психологизм повести. | Выразительное чтение, обсуждение | Повтор.материал о творчестве С-Щедрина, Лескова, Толстого | 4.02 | 4.02 | |||
К | Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | Построение связного письменного ответа | С. 41-44 выраз. чт., анализ стих. | 7.02 | 7.02 | ||||
Соверш. ЗУН | Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н.Майкова | Изобразительно-выразительные средства | Выразительное чтение, анализ худ.приемов | Прочит. «О любви», с. 58 отв. на вопр. | 11.02 | 11.02 | |||
А.П.Чехов 2ч. | |||||||||
Комб | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Психологизм худ.литературы | Устное обсуждение | Прочит. «Шуточка» | 14.02 | 14.02 | |||
Соверш. ЗУН | Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | Написание отзыва | С. 60-65 чит., с. 66 отв. на вопр. | 18.02 | 18.02 | ||||
5. Из русской литературы 20 века (19 ч.) | |||||||||
Соверш. ЗУН | И.А .Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» Мастерство Бунина – прозаика. | Выразительное чтение, анализ худ.приемов | С. 68-74 чит., с. 75 отв. на вопр. | 21.02 | 21.02 | ||||
КУ | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Сюжет и фабула | Сжатый пересказ, выразительное чтение | Подготов. к диспуту «Что значит быть счастливым?» | 25.02 | 25.02 | |||
РР | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | Дискуссия, обсуждение проблемы на примере лит .произв. | Сочинение | 28.02 | 28.02 | ||||
Комб | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. | Выразительное чтение | Наизусть «Россия» | 4.03 | 4.03 | ||||
Комб | Образ Родины в лирическом цикле Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. | Цикл | Выразительное чтение | Наизусть ч. 1 или 5 | 7.03 | 7.03 | |||
Комб | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Драматическая поэма | Подготовка сообщения о жизни и творчестве поэта | Подгот. к конференции (с. 130 в. 1-2) | 11.03 | 11.03 | |||
РР | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | Устные монологические высказывания, дискуссия | Сочинение «В чем общность и различие в изображении Пугачева…» | 14.03 | 14.03 | ||||
К | Контрольная работа по творчеству А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина. | Построение связного письменного ответа | С. 132-136, с. 136 задания | 18.03 | 18.03 | ||||
Комб. | М. А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | Метафора олицетворение | Чтение и обсуждение рассказа | С. 139-148, с. 149 задания | 21.03 | 21.03 | 21.03 | ||
Комб. | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Чтение и анализ текста | Чит. с. 150-168 | 1.04 | 1.04 | 1.04 | |||
Комб. | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи «Жизнь и воротник». М.М .Зощенко «История болезни». | Выразительное чтение, творческие высказывания | Прочит.поэму «Василий Теркин» | 4.04 | 4.04 | 4.04 | |||
А.Т. Твардовский 3ч. | |||||||||
Комб. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Поэма | Выразительное чтение поэтического текста, беседа | С. 199, в. 4, 6, 8, 12, 14 | 8.04 | 8.04 | 8.04 | ||
Комб. | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Речевая характеристика героя, устное рассуждение | Отрывок наизусть. С. 199, в. 10, 15; зад. «Совершенств.речь» | 11.04 | 11.04 | 11.04 | |||
РР | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме. | Фольклор и литература, авторские отступления как элемент композиции | Выразительное чтение, анализ худ.приемов | С. 203-226 пересказ | 15.04 | 15.04 | 15.04 | ||
Комб. | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Выразительное чтение, творческий пересказ, обсуждение проблематики рассказа | Выраз. чтение с. 229-235, с.238 отв. на вопр. | 18.04 | 18.04 | 18.04 | |||
Соверш. ЗУН | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Враги сожгли родную хату…», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги» | Выразительное чтение стихотворений, подготовка сообщений | Прочит.рассказ«Фотография, на которой меня нет» | 22.04 | 22.04 | 22.04 | |||
Комб | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | Герой-повествователь | Пересказ с изменением лица, обсуждение | Выраз. чт. и анализ стих. с.258-267 | 25.04 | 25.04 | 25.04 | ||
Соверш. ЗУН | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Изобразительно-выразительные средства | Выразительное чтение | Прочит. «Ромео и Джульетта», с.288 в.3-3 | 29.04 | 29.04 | 29.04 | ||
6. Из зарубежной литературы (6 ч.) | |||||||||
Комб | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | Конфликт как основа сюжета драматического произведения | Выразительное чтение эпизода по ролям, анализ | Прочит.сонеты У. Шекспира | 2.05 | 2.05 | 2.05 | ||
Комб. | Сонеты У. .Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Сонет как форма лирической поэзии | Выразительное чтение | Прочит. «Мещанин во дворянстве» | 6.05 | 6.05 | 6.05 | ||
Комб | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Сатира (развитие понятия). | Чтение отрывков по ролям, характеристика героев | Выуч. по тетради «Классицизм» | 13.05 | 13.05 | 13.05 | ||
Комб | Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | Классицизм | Анализ худ.приемов, написание отзыва | Прочит. «Путешествия Гулливера», с.308 отв.навопр. | 16.05 | 16.05 | 16.05 | ||
Комб | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Сатира | Выборочный пересказ | С. 312-350 чит., вопр. с. 353 | 20.05 | 20.05 | 20.05 | ||
Комб | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Исторический роман | Беседа, устные ответы на вопрос | Повт. С. 354-358 | 23.05 | 23.05 | 23.05 | ||
Обобщ. и систем. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Чит. литературу по списку | 27.05 | 27.05 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихсяпо литературе за курс 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.Примерный объем сочинений в 8 классе — 2,5 -3 тетрадные страницы.
1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
В соответствии с этим:
Оценка «5»:ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»:оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений и изложений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:
- умение раскрыть тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оцениваетсяпо числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. .Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 80 – 100 %;
«4» - 65 – 79 %;
«3» - 50 – 64 %;
«2»- менее 50 %.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
Методическая литература:
- Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе . 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной: методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008.
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2011
- Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 классы. Организация контроля и творческая работа. – В.: 2009. - 254 с.
- Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2009.
- Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. – 2012, 508с.
- Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 2006, 240с.
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое приложение с электронным интерактивным приложением. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2013.
Дидактическая литература:
- Анищенко Г.А. Литературный справочник. – М.: 2012. - 176 с.
- Граник Г.Г. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель, АСТ, 2003. - 352с.
- Ерохина Е.Л. Тесты по литературе. 8 класс. К учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 8 класс". 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. - 112с.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2010
- Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. 2014, 192с.
- Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009
- Пискунова Т.А. Готовимся к ГИА. Литература. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Я.: 2010, 64с.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://www.vschool.ru – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- http://www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.lit.1september.ru/urok - Сайт «Я иду на урок литературы»
- http://www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование»
- http://lib.ru – Библиотека Мошкова.
- http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm - образовательные ресурсы интернета (учебники, методическая, дидактическая литература, справочники)
- http://a4format.ru/ - виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям.
- http://www.prosv.ru/ebooks - Методическая литература издательства «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...