Царскосельскому лицею – 200 лет
классный час по литературе на тему

Дмитриева Татьяна Евгеньевна

  В начале 1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея для отпрысков знатнейших фамилий.
  Здание, предназначенное для размещения Лицея, было построено при Екатерине 2 архитектором Ильей Нееловым.

Показ слайдов с изображениями зданий Лицея.
   К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. С утра 9 октября директор Лицея Василий Федорович Малиновский встречал своих будущих воспитанников. Для лицеистов, профессоров, служителей была сшита форменная одежда. Форма для воспитанников была сложна – недаром сам император ее придумывал. Парадное платье состояло из белого жилета, панталон, синего мундира с красным воротником, галстука, черной треуголки и лакированных сапог выше колен – ботфорт. Каждодневное платье было проще: двубортный сюртук со стоячим красным воротником, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна и полусапожки.

Показ слайда с изображением лицеистов в различной форме.
  В Лицей приняли 30 человек. Хотя воспитанники съехались все, занятия в лицее не начинались до его торжественного открытия – 19 октября. На открытии Лицея присутствовали царь и министр просвещения граф Разумовский. Император вручил Лицею грамоту-Устав. «Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…»,- говорилось в нем. Выступающих в этот день было много: и директор Малиновский, который рассказал о гербе Лицея (Там были высечены сова, лира, свиток и два венка – дубовый и лавровый. Внизу было написано «Для общей пользы»), объяснив, что сова обозначает мудрость, лира – атрибут Аполлона указывала на любовь к Поэзии, свиток – науки, а венки – силу и славу, награды достойным воспитанникам.

Показ слайда – герб Лицея.                                                                                     Выступали профессоры Кошанский и Куницын. Позже Пушкин об этом напишет:
                                             Вы помните: как возник Лицей,
                                             Как царь для нас открыл чертог царицын,
                                             И мы пришли. И встретил нас Куницын
                                             Приветствием меж царственных гостей…
  Когда приветственные речи были окончены, стали представлять по списку воспитанников:
                             - Малиновский Иван…
                             - Мартынов Аркадий..
                              …………………………
                             - Пушкин Александр…( ему тогда было 12 лет).
     Занятия начинались 1 августа и проходили до 1 июля, один лишь месяц июль у лицеистов были каникулы, но их они должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома.
    На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:
                             В 6 утра – подъем по звонку.
                             С 7 до 9 часов – учебные занятия.
                             В 9 часов – чай с белой булкой.
                             С 9 до 10 – первая прогулка
                             С 10 до 12 часов – учебные занятия
                             С 12 до 13 – вторая прогулка.
                             В 13 часов – обед из трех блюд.
                             С 14 до 15 часов – чистописание или рисование
                             С 15 до 17 часов – учебные занятия
                             В 17 часов – чай
                             С 17 до 18 – прогулка
                             С 18 до 20.30 – повторение уроков или дополнительные занятия
                             20.30 – ужин
                             После ужина до 22 часов – отдых, развлечения
                             С 22 вечера до 6 утра – сон.  
        
 Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс называли начальным, он соответствовал старшим классам гимназии и включал в себя следующие предметы:
- грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого);
- науки нравственные ( закон Божий, философия, логика);
- науки исторические ( история российская, история иностранная, география и хронология);
- правила риторики;
- изящные искусства ( рисование, чистописание);
- гимнастические упражнения ( танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

  Второй курс ( окончательный) содержал предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.
  В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал общее высшее образование, без специализации, приравненное к университетскому.
    Важное место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству.
   Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить.
   В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности учеников, его поведение, прилежание, успехи. На втором курсе по каждому из предметов выставлялась не одна, а целых три оценки. Первые две оценки ставились за успехи и за прилежание, третья – за способности (талант) к данному предмету.
   С 1851 года на старших курсах была введена система зачетов. Лицеисты писали курсовые сочинения и диссертации. Экзамены проводились каждые полгода, раз в год – публичные.
     8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехал великий поэт Г.Р.Державин. Этот день всем лицеистам запомнился на всю жизнь, а особенно А.С.Пушкину, т.к. Державин был восхищен прочитанным собственного сочинения стихотворением «Воспоминания в Царском селе» молодым лицеистом Пушкиным.

Сценка «Экзамен в лицее» (на экране картина «Пушкин на экзамене»)
    9 июня 1817 года состоялся первый выпуск лицеистов, им выдавалось свидетельство об окончании Лицея.     « Воспитанник Императорского ЦарскосельскогоЛицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса в сем заведении оказал успехи:  

- Законе Божием и истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском уголовном праве  ХОРОШИЕ;

 в латинской словесности, в государственной экономии и финансах
 ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;
 в российской и французской словесности, также в фехтовании
 ПРЕВОСХОДНЫЕ.

 Сверх того занимался историей, географией,
 статистикой, математикой и немецким языком.

 Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского
 Царскосельского Лицея свидетельство с приложением печати».
 Одна из самых известных лицейских традиций – после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола изготовили памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarskoselskomu_litseyu_200_let.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                        Классный час.

                Царскосельскому лицею – 200 лет.

  В начале 1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея для отпрысков знатнейших фамилий.
 Здание, предназначенное для размещения Лицея, было построено при Екатерине 2 архитектором Ильей Нееловым.

Показ слайдов с изображениями зданий Лицея.
  К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. С утра 9 октября директор Лицея Василий Федорович Малиновский встречал своих будущих воспитанников. Для лицеистов, профессоров, служителей была сшита форменная одежда. Форма для воспитанников была сложна – недаром сам император ее придумывал. Парадное платье состояло из белого жилета, панталон, синего мундира с красным воротником, галстука, черной треуголки и лакированных сапог выше колен – ботфорт. Каждодневное платье было проще: двубортный сюртук со стоячим красным воротником, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна и полусапожки.

Показ слайда с изображением лицеистов в различной форме.
 В Лицей приняли 30 человек. Хотя воспитанники съехались все, занятия в лицее не начинались до его торжественного открытия – 19 октября. На открытии Лицея присутствовали царь и министр просвещения граф Разумовский. Император вручил Лицею грамоту-Устав. «Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…»,- говорилось в нем. Выступающих в этот день было много: и директор Малиновский, который рассказал о гербе Лицея (Там были высечены сова, лира, свиток и два венка – дубовый и лавровый. Внизу было написано «Для общей пользы»), объяснив, что сова обозначает мудрость, лира – атрибут Аполлона указывала на любовь к Поэзии, свиток – науки, а венки – силу и славу, награды достойным воспитанникам.

Показ слайда – герб Лицея.                                                                                  Выступали профессоры Кошанский и Куницын. Позже Пушкин об этом напишет:
                                            Вы помните: как возник Лицей,
                                            Как царь для нас открыл чертог царицын,
                                            И мы пришли. И встретил нас Куницын
                                            Приветствием меж царственных гостей…
 Когда приветственные речи были окончены, стали представлять по списку воспитанников:
                            - Малиновский Иван…
                            - Мартынов Аркадий..
                             …………………………
                            - Пушкин Александр…( ему тогда было 12 лет).
    Занятия начинались 1 августа и проходили до 1 июля, один лишь месяц июль у лицеистов были каникулы, но их они должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома.
   На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:
                            В 6 утра – подъем по звонку.
                            С 7 до 9 часов – учебные занятия.
                            В 9 часов – чай с белой булкой.
                            С 9 до 10 – первая прогулка
                            С 10 до 12 часов – учебные занятия
                            С 12 до 13 – вторая прогулка.
                            В 13 часов – обед из трех блюд.
                            С 14 до 15 часов – чистописание или рисование
                            С 15 до 17 часов – учебные занятия
                            В 17 часов – чай
                            С 17 до 18 – прогулка
                            С 18 до 20.30 – повторение уроков или дополнительные занятия
                            20.30 – ужин
                            После ужина до 22 часов – отдых, развлечения
                            С 22 вечера до 6 утра – сон.  
          
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс называли начальным, он соответствовал старшим классам гимназии и включал в себя следующие предметы:
- грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого);
- науки нравственные ( закон Божий, философия, логика);
- науки исторические ( история российская, история иностранная, география и хронология);
- правила риторики;
- изящные искусства ( рисование, чистописание);
- гимнастические упражнения ( танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

  Второй курс ( окончательный) содержал предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.
 В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал общее высшее образование, без специализации, приравненное к университетскому.
   Важное место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству.
  Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить.
  В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности учеников, его поведение, прилежание, успехи. На втором курсе по каждому из предметов выставлялась не одна, а целых три оценки. Первые две оценки ставились за успехи и за прилежание, третья – за способности (талант) к данному предмету.
  С 1851 года на старших курсах была введена система зачетов. Лицеисты писали курсовые сочинения и диссертации. Экзамены проводились каждые полгода, раз в год – публичные.
    8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехал великий поэт Г.Р.Державин. Этот день всем лицеистам запомнился на всю жизнь, а особенно А.С.Пушкину, т.к. Державин был восхищен прочитанным собственного сочинения стихотворением «Воспоминания в Царском селе» молодым лицеистом Пушкиным.

Сценка «Экзамен в лицее» (на экране картина «Пушкин на экзамене»)
   9 июня 1817 года состоялся первый выпуск лицеистов, им выдавалось свидетельство об окончании Лицея.     « Воспитанник Императорского ЦарскосельскогоЛицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса в сем заведении оказал успехи:  

- Законе Божием и истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском уголовном праве  ХОРОШИЕ;

 в латинской словесности, в государственной экономии и финансах
ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;
в российской и французской словесности, также в фехтовании
ПРЕВОСХОДНЫЕ.

 Сверх того занимался историей, географией,
статистикой, математикой и немецким языком.

 Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского
Царскосельского Лицея свидетельство с приложением печати».
Одна из самых известных лицейских традиций – после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола изготовили памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

     

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»

                        КЛАССНЫЙ   ЧАС.

                НАСТОЯЩАЯ ЖРУЖБА, какая она?

                

                                 - Что такое дружба? –

                            Спросила я у птицы.

                         - Это когда коршун

                           Летает вместе с синицей.

                           Спросила я у зверя:

                         - Что такое дружба?

                         - Это когда зайцу

                                       Лисы бояться не нужно.

                                       А после спросила у девочки:

                                    - Дружба – что такое?

                                     - Это что-то огромное,

                                       Радостное, большое.

                                       Это когда ребята все сразу,

                                       Все вместе играют.

                                       Это когда мальчишки

                                       Девчонок не задирают.

                                       Дружить должны все на свете:

                                       И звери, и птицы, и дети.

        

        В.И.Даль дает в словаре определение слову «дружба» - бескорыстная, стойкая приязнь.                                                   

Важная роль в развитии личности подростка принадлежит дружеским связям и отношениям. Эмоционально насыщенная внутренняя жизнь учащихся этого возраста рождает у них потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Доверие и искренность в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важны для душевного равновесия подростка, для ощущения им полноты жизни.

         Однако найти настоящего друга и быть для него близким – очень сложная задача. В подростковом возрасте для дружбы уже бывает недостаточно личных симпатий и увлечений, она складывается на почве уважения и доверия друг к другу, взаимного понимания, совместной деятельности, единства взглядов и вкусов. Отсюда возникают повышенные требования к дружеским связям. Настоящий друг в представлении подростков – это прежде всего преданный товарищ  , который никогда не изменит, никогда не подведет. Подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, великодушие, равенство в дружеских отношениях. От друга они ждут откровенности, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях.

        Дружеские отношения помогают подростку познать самого себя, заставляют его критически подходить к оценке собственных поступков и поведения. В общении с друзьями обогащаются его нравственные представления, формируются взгляды и убеждения.

                                Законы дружбы.

- Не оставляй друга в беде. Один за всех и все за одного.

Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в трудную минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

- Дружба – это нравственное обогащение человека.

Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Ты оставляешь свою душу открытой перед тем, кому доверяешь.

- Дружба – это вера в человека.

Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность к себе и к нему.

- Дружба и эгоизм – несовместимы.

Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатства, заботу. Дружба учит преданно любить, мужественно ненавидеть и быть непримиримым. Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. В дружбе ты проходишь школу бескорыстия. Ты должен быть самым строгим и самым справедливым, самым мужественным и неумолимым судьей своего друга.

        Чтобы осознать цену истиной дружбы, предлагаем обсудить следующие ситуации:

- Откажетесь ли вы от посещения дискотеки, если друг не может пойти туда вместе с вами?

- Ваш друг пригласил вас в компанию ребят, где без выпивки находиться не принято. Как вы поступите?

- Как вы поступите, если вы знаете, что ваш друг прогуливает школу?

- Как вы поступите, если о вашей тайне, которую знал только ваш друг, узнали одноклассники?             

        Какое надежное и емкое слово…Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка.

        А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

1. Не имей сто рублей, а имей сто…(друзей).

2. Человек без друзей, …(что дерево без корней).

3. Друга ищи, а найдешь…(береги).

4. Дерево живет корнями, …(а человек друзьями).

5. Дружба не гриб…(в лесу не найдешь).

6. Птица сильна крыльями, …(а человек – дружбой).

                Основные требования подростков к дружбе и личности друга:

  1. Длительность, устойчивость, постоянство дружбы.
  2. Верность, надежность, доверие.
  3. Правдивость, честность, искренность, откровенность.
  4. общность целей, интересов, стремлений, мечтаний.
  5. Совместная деятельность, отзывчивость, заботливость, помощь и взаимопомощь.
  6. Интеллектуальные качества – любознательность, успехи в учении, стремление к обогащению своего кругозора.
  7. Взаимное понимание.
  8. Смелость, инициативность.
  9. Эмоциональный контакт, симпатическая привязанность, взаимное уважение.
  10. Коммуникативные качества – общительность, выдержка и такт в обращении.

Дружба предъявляет к человеку высокие требования. Какие качества характера особенно нужны в дружбе? На первое место мы поставим преданность. Что такое преданность? Это постоянная забота о благополучии  друга: его физическом здоровье, бодром настроении и духовном росте. Преданность имеет множество проявлений. Это и такт в отношении к другу, и укрепление в нем веры в себя, и умение прощать ему мелкие недостатки, и отказ от своих желаний ради благополучия друга…

        Особая прелесть дружбы – в глубоком взаимном доверии и искренности. Поэтому один из законов дружбы требует: не лги даже в малом. Самая незначительная неправда подрывает доверие друга к тебе. Итак, в один ряд с преданностью, необходимой в дружбе, мы ставим искренность и честность.

        Дружба – это обязательное признание равенства друг друга. Нельзя только получать и ничего не давать взамен. Бывают люди, которые к дружбе относятся потребительски: взяв все, что можно, от одного, они находят другого, потом третьего… О таком нельзя сказать «Друг».

Ты думал когда-нибудь, каким должен быть идеальный друг?

 

Качества, которые должны быть у настоящего друга

 Наихудшие человеческие качества

ЧЕСТНОСТЬ

УМ

СИЛА

ХРАБРОСТЬ

ОСТРОУМИЕ

ВЕРНОСТЬ

ДОБРОТА

ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

БЕСКОРЫСТИЕ

ВЕСЕЛОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ТАКТИЧНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ТРУСОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ПОДЛОСТЬ

ЛЕНЬ

ЗАВИСТЛИВОСТЬ

ВЫСОКОМЕРИЕ

ЛЖИВОСТЬ

ГЛУПОСТЬ
МЕЛОЧНОСТЬ
ЗАНУДСТВО
БЕСТАКТНОСТЬ
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Настоящая дружба предполагает преданность и верность другу, умение забывать случайные обиды, отказываться от своих желаний ради благополучия друга. Настоящая дружба проявляется во взаимном доверии и искренности, бескорыстии и принципиальности. Дружба не терпит нечестности, бестактности, трусости, высокомерия, расчетливости. Настоящая дружба помогает человеку преодолевать трудности, исправлять свои недостатки, воспитывать положительные качества.

                        

                                        ДРУЖБА.

                                                        Е. Шепелева.

                Друзья всегда помогут, друзья всегда поймут,

                И все, что нужно сделать смогут, а главное они не лгут!

                Друзей хороших много не бывает, но все кто есть – тем дорожи.

                Когда ты с ними рядом, душа не унывает,

                А если у кого проблемы, тогда их поддержи.

                Ты никогда не делай больно другу, ведь так легко ту дружбу потерять,

                А стену дружбы очень просто поломать, ну а построить очень трудно!

                Любой твоей проблеме друг дает совет,

                На каждый твой вопрос всегда найдет ответ,

                Поможет выйти из любой беды, с тобой пройдет по черной полосе судьбы.

                И друг тебе поможет смотреть в лицо ненастью,

                А вместе вы всегда найдете счастье!

                А если очень грустно, в душе твоей темно,

                Тебе не будет скучно, ведь рядом друг и все становится светло!

                И я хочу, чтоб помнили всегда:

                Храните дружбу на века, ведь вместе вы одна семья!

   

                                                

Отрывки из сочинений

  1. Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
  2. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!
  3. Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу.

ТЕСТ «КАКОЙ Я ДРУГ».

  1. Если друг предложит мне – человеку некурящему – закурить, то я:

А) закурю

Б) откажусь и попрошу друга бросить курить

В) не закурю

      2.   Если друг в компании попросит меня, человека непьющего, - не ломаться и выпить, чтобы не быть «белой вороной», то я:

А) выпью
Б) откажусь и попрошу друга не пить

В) не выпью

     3.Если друг наедине предложит попробовать «легкий» наркотик, убеждая, что от него не будет вреда, то я:

        А) попробую

        Б) откажусь и попрошу друга не делать этого

        В) откажусь

     4. Если друг на дискотеке предложит мне присоединиться к компании, которая уже пьяна или находится под воздействием наркотиков, то я:

        А) соглашусь

        Б) не соглашусь и попрошу друга не делать этого

        В) откажусь

     5. Если друг, находясь в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотиков, попросит вас позвонить родителям и, солгав, успокоить их, то я:

        А) выполню просьбу

        Б) скажу родителям правду

        В) ничего не сделаю

     6. Если я замечу, что мой друг спивается, то я:

        А) ничего делать не буду

        Б) предупрежу друга об опасности и сообщу об этом его родителям

        В) предупрежу друга об опасности

     7. Если замечу, что друг употребляет наркотики, то я:

        А) ничего не сделаю

        Б) подниму всех на ноги

        В) предупрежу друга об опасности

     8. Если друг, несмотря на мои уговоры и применяемые меры, будет все глубже падать в пропасть наркомании, то я:

        А) ничего не буду делать

        Б) буду бороться до конца

        В) не буду с ним дружить.

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ.

За каждый ответ «А» - 10 баллов.

За каждый ответ «Б» - 0 баллов.

За каждый ответ «В» - 5 баллов.

0 до 5 баллов – вы настоящий друг. Для блага друга вы не боитесь быть с ним даже жестоким. За друга стоит бороться и вы к этому готовы.

10 до 35 баллов – вы еще далеки от понимания истинной дружбы. Там, где вы можете помочь, вы оказываете «медвежью услугу». Вы позволяете другу сначала споткнуться, а затем упасть в пропасть.

40 до 80 баллов – вы к настоящей дружбе не готовы вообще. Вместе с другом вы погружаетесь в трясину и мрак.           

        

        КЛАССНЫЙ  ЧАС  «УРОКИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ

                                ЦЕННОСТЕЙ».

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного

           отношения к ним.

                                

                                Ход классного часа.

- Правда ли, что все люди хотят быть счастливы?

- Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же                   Представления о счастье у людей разное. Сейчас выполним несложное задание. (учащимся раздаются карточки-схемы). Проанализируйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.        

Счастье: семья

              дети

                  карьера

              отдых

                  материальные блага        

( учащиеся работают со схемами, расставляя самое важное на 1 место и т,д.)

- Покажите свои варианты.

- Почему же семья ассоциируется со счастьем? (рассуждения учащихся).

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки;…Продолжите этот список…

Значит, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество изменится. Жизнь меняется, и те ценности, которые ранее казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям.

        Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так у многих сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей? Какие ждут последствия? Снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения.

        Почему мы с вами об этом говорим?

        Вы – наше будущее и будущее страны зависит от вас. Поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

        Сегодня мы поразмышляем над семейными ценностями.

Русская народная пословица гласит: «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается»

Учить можно по-разному: и словесно, и телесно.

- Как вы думаете, возможны у нас , в России, телесные наказания? А в семейном воспитании?

( В настоящее время В США законы 23 штатов допускают телесные наказания в школах).

        Другая пословица гласит: «Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим коршуна». Как вы понимаете эту пословицу? Правильно, внимательная, любящая мать всегда сможет защитить свое дитя.

        Следующая пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

- Как часто вы собираетесь всей семьей? О чем ведете разговор?

- О каких семейных ценностях мы поговорили?

- Какие еще присутствуют ценности в вашей семье?

Завершить разговор хотелось бы небольшим стихотворением.

                

                Что может быть семьи дороже?

                Теплом встречает отчий дом.

                Здесь ждут тебя всегда с любовью

                И провожают в путь с добром.

                Любите и цените счастье!

                Оно рождается в семье,

                Что может быть ее дороже

                На этой сказочной земле!

           Урок знаний, посвященный двадцатилетию принятия конституции РФ.

        12 декабря 2013 года исполнится 20 лет со дня принятия всенародным голосованием Конституции РФ.  Этому событию в истории современной России и посвящается классный час.

        14 февраля 2013 года Президент РФ В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции РФ».

        Конституция РФ является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Основной Закон РФ утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства.

        В мае 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский съезд учителей права и обществознания, где было выдвинуто решение о проведении Дня знаний, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ. Учителя выдвинули цель – формировать у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Изучение Конституции РФ  в школах является одним из важнейших средств формирования гражданской личности, понимаемой как связь человека со всей страной, большой и малой Родиной.

        На уроках истории и обществознания учащиеся знакомятся с основными этапами развития конституционного строя России, с историей создания Конституции РФ (1993), с содержанием и структурой Конституции РФ. Учителя вас должны познакомить:

- с основами конституционного строя России;

- с правами и свободами человека и гражданина;

- с федеративным устройством государства;

- с высшими органами государственной власти, а также вас познакомят с органами местного самоуправления.

        - Кто сейчас может перечислить высшие органы государственной власти и первых ответственных лиц государства?

        Президент РФ – Путин В.В.

        Федеральное собрание РФ, его председатель – Матвиенко В.И.

        Государственная Дума РФ, его председатель – Нарышкин С.Е.

        Правительство РФ, входящие в него министры.

        Конституционный Суд РФ, его председатель – Зорькин В.Д.

Российские школьники должны знать и символику государства. Что относится к государственным символам? (флаг, герб, гимн)

Г

( Раздать распечатанный текст гимна РФ)

Звукозапись гимна РФ и показ российского флага и герба.

        Кто знает, сколько гимнов России существовало? (8)

  1. Гром победы, раздавайся (неофициальный)                 1791-1816
  2. Молитва русских.                                                     1816-1833
  3. Боже, Царя храни                                                             1833-1917
  4. Рабочая Марсельеза                                                    19171918
  5. Интернационал                                                 1918-1944
  6. Государственный гимн СССР                                 1944-1990
  7. Патриотическая песня                                         1990-2000
  8. Государственный гимн РФ                                         с 2000                                                      

ГИМН  РФ

Слова: С. Михалков.                                        Музыка: А. Александров.

                Россия – священная наша держава,

                Россия – любимая наша страна.

                Могучая воля, великая слава –

                Твое достоянье на все времена!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

                От южных морей до полярного края

                Раскинулись наши леса и поля.

                Одна ты на свете! Одна ты такая –

                Хранимая Богом родная земля!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

                Широкий простор для мечты и для жизни

                Грядущие нам открывают года.

                Нам силу дает наша верность Отчизне.

                Так было, так есть и так будет всегда!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ».

                                                        Сам решай. Никто не мешает.

                                                        И совета никто не дает.

                                                        Это так тебя возвышает,

                                                        Словно скрипка в тебе поет.

                                                                                / Б. Слуцкий /

Форма проведения собрания: беседа с родителями с приглашением школьного психолога с предварительным тестированием учащихся класса.

Цель: напомнить, что проблема выбора профессии для подростка не только дело родителей;

           помочь родителям найти взаимоотношения с детьми по этому вопросу.        

Слово классного руководителя.

Беседу хотелось бы начать с басни Л.Н.Толстого «Наседка и цыплята». Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она сказала им: «Полезайте опять в скорлупу, я сяду на вас, как прежде сидела, и уберегу вас». Цыплята послушались, полезли в скорлупу, но не могли никак влезть в нее и только помяли себе крылья. Тогда один цыпленок сказал матери: «Если нам всегда оставаться в скорлупе, ты бы лучше и не выводила нас».

        Смысл этой басни понятен. Нам тоже хочется уберечь своих детей от опрометчивых поступков и решений, выбрать за своего ребенка школу, институт и, наконец, профессию. Очень часто родители не задумываются, что дети «повредят себе крылья» и впоследствии будут упрекать родителей и корить себя в неудачном выборе специальности, которая не приносит им радости и морального удовлетворения.

        В беседах с родителями нередко слышишь от них: « нам надо углубленное изучение математики, физики или химии», «Мы собираемся поступать в строительный институт», «Мы решили…» и т.д. Такие папы, а чаще мамы – очень активные, заботливые, участливые в судьбе ребенка. Но что настораживает в их словах и поступках? Это отсутствие самого ребенка в решении главной для него проблемы, полное повиновение воле родителей, а в связи с этим и безразличие к собственной судьбе. Взрослые имеют жизненный опыт, сами набили «шишек» и хотят облегчить жизнь своих детей. Хорошо, если родители сделают правильный выбор для своего ребенка. А если нет?

        Трудно не согласиться с доводами родителей, что большинство подростков еще не знает, какую профессию выбрать. Однако, если родители полностью берут на себя ответственность за будущее уже повзрослевшего сына или дочери, возникает опасность воспитать «вечно большого ребенка». Он так и будет шагать по жизни неуверенно, без инициативы, с постоянным внутренним страхом. Что же делать? Обратимся к данным социологии и советам психолога.

Что говорят социологи.

        Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии касаются как самого человека, так и всего общества. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1.5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

        Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.

        Для того чтобы разговор был более предметным, результаты тестирования ваших детей проанализировала С.В Панкратова, школьный психолог, вы узнаете, какую профессиональную подготовку хотели бы получить будущие ваши выпускники.

Слово психологу.

Заключительное слово классного руководителя: каждый подрастающий человек свой жизненный путь выбирает себе сам, взрослые только должны помочь ему.

                        Осуществить себя! Суметь продлиться!

                        Вот цель, что в путь нас гонит неотступно.

                Открытый интегрированный урок по литературе в 9 -а классе.

                                                                                Февраль 2014 г.

Тема: «Мы и наши чувства».

Эпиграф: «Видеть и чувствовать – это

              быть, размышлять, жить».  / Уильям Шекспир/        

Цель урока:

- развивать эмоционально-положительные чувства через художественные и музыкальные произведения, через изобразительное искусство художников;

- упражнять в определении разных чувств через мимику, произведения Южноуральских писателей и поэтов;

- воспитывать положительные нравственные чувства у подростков.

        

Чувства у человека бывают разные, и проявляются они по-разному.Что же такое чувство?

Чувство – это способность ощущать, испытывать, воспринимать, способность осознавать, переживать.

 Чувство можно выразить словом, звуком, кистью, даже мимикой.

Задание: определить по мимике лица выражение тех или иных чувств (работа с раздаточным материалом: подписывают под каждой схемой, какое чувство выражено мимикой).

 Мы часто в своей речи произносим, в художественной литературе читаем слова, отражающие те или иные чувства.

Например, такие как: (на доске прикрепляются напечатанные слова)

Радость  Любовь  Доброта  Жалость  Милосердие  Гордость

        Что это за чувства? Как их охарактеризовать?

Вот какие понятия даются в словаре Ожегова:

 Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

Любовь – чувство глубокой привязанности, сердечного влечения.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Жалость – сострадание, соболезнование, печаль, сожаление.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия

Гордость – чувство собственного достоинства, чувство удовлетворения от чего-либо.

Задание учащимся: подобрать антонимы к словам, помещенным на доске.

Горе  Грусть  Ненависть  Злость  Бессердечие  Жестокость  Стыд                

Как охарактеризовать эти чувства? Опять на помощь придет словарь.

Задание учащимся: найти определение данных чувств по словарю Ожегова(словари на каждой парте)

Горе – скорбь, глубокая печаль, несчастье.

Грусть – чувство печали, уныния.

Ненависть – чувство сильной вражды, злобы.

Жестокость – чувство безжалостное, беспомощное.

Злость – злое, раздраженно-враждебное чувство.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка.

        Яркими примерами проявления каких-то чувств являются произведения искусств: картины, музыка, художественные произведения. Одни люди проходят мимо шедевров. Их ничего не волнует, они не проявляют каких-либо чувств. Это равнодушие отразится негативно на умственных способностях и нравственном характере.

        Сейчас на уроках литературы мы с вами читаем произведения о Великой Отечественной войне ( «Русский характер» А.Толстова, «Судьба человека» М. Шолохова).

Домашним заданием у вас было: подобрать конкретные примеры из этих рассказов, отражающие те или иные чувства авторов и ваши чувства(проверка домашнего задания).

        Послушайте отрывки из художественных произведений уральских писателей, о каких чувствах они пишут, какие чувства у вас вызовут прочитанные отрывки?

  1. Отрывок из рассказа Лидии Преображенской «Добрая волшебница»(читает учитель).
  2. Отрывок из рассказа Нины Цуприк «Опять двойка!»(чтение учащихся по ролям)

Учащиеся рассматривают картину Ф.Решетникова «Опять двойка», сравнивают, какие чувства отражены в рассказе и в картине.

  1. Отрывок из рассказа Юрия Лебединского «Вопросы и ответы»(читает учитель)

        Прекрасное находится всегда рядом с нами, только его надо уметь видеть и слышать.

Сейчас послушайте два музыкальных произведения в исполнении ученицы 9 класса Михалевой Дианы.

  1. Вальс А.С.Грибоедова
  2. Турецкий марш

        Какие чувства у вас возникли?

К стихам люди всегда относятся трепетно: они помогают объясниться в любви, поддерживают в трудную минуты, над строчками стихов можно посмеяться и поплакать…

        Послушайте два стихотворения Троицких поэтов, какие чувства они у вас вызовут?

        Посмотрите на эти картины Троицкого художника, сейчас проживающего в городе Магнитогорске Артема Ткачева?

Показ картин.

Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на картины?

Учащиеся высказывают свои чувства, на доске дописываются слова.        

        Сколько разных эмоций и чувств вызвал у вас сегодняшний урок. А жизнь предоставит нам ни раз испытать те или иные чувства, надо научиться управлять ими: иногда открыто проявлять и высказывать, а иногда скрывать. В конце урока хочется привести цитату Оскара Уайльда: «Чувства людей гораздо интереснее их мыслей».

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение об одном каком-либо чувстве, которое вы испытали сегодня, слушая литературные и музыкальные произведения, рассматривая картины, а можно вспомнить случай из жизни, который вызвал у вас то или иное яркое чувство.

Оборудование.

        Демонстрационный материал:

- картины Троицкого художника;

- книги Литература России. Южный Урал. 5-9кл.

  Хрестоматия 1-4 кл. Литература родного края;

- сборник стихов Троицкой поэтессы Л.Брылевой;

- Слова карточки на доску с перечнем различных чувств;

- магниты.

        Раздаточный материал:

- схемы различной мимики человека;

- картины Ф.Решетникова «Опять двойка»;

- словари Ожегова;

- рабочие тетради.            

                Литературно-музыкальная композиция

        «Поэты Южного Урала о городах Южного Урала».

Много красивых старинных городов на Южном Урале. А знаете ли вы свой родной край?

Проводится викторина:

- Какие города Челябинской области вы знаете? (показать на карте Челябинской области)

- Какой город нашей области называли Танкоградом? Почему?

- Какие реки Южного Урала вам известны?

- На какой реке стоит наш областной центр?

- Какой город нашей области называют столицей черной металлургии?

- Какие города принадлежат к «букету» цветной металлургии?

-А какие города Челябинской области называют угольными городами?

- Чем славятся города Златоуст, Миасс?

- Какие исторические памятники нашего города Троицка вы знаете? Были ли в музеях? В библиотеках? Читали ли вы что-то интересное о Троицке?

После ответов детей на экране появляются слайды о городах Южного Урала.

Выходят учащиеся и читают стихи.

                        Как дорог сердцу край любимый.

                                                                        А.Кухтурский.

                В степных просторах синь озер,

                Холмы седого Аркаима,

                Лесная даль Ильменских гор.

                В туманной дымке Таганай –

                Как дорог сердцу милый край

                Челябинская область – России самоцвет,

                Челябинская область, тебя прекрасней нет.

                Урал – рабочая сторонка,

                Здесь знают дело мастера,

                Поют станки в работе звонко,

                Рокочут в поле трактора.

                Машины, уголь и металл

                Дает родной стране Урал.

                Челябинская область – идет рабочий класс,

                Челябинск и Магнитка, Копейск и Миасс.

                И твердо знает вся Россия:

                В час испытаний и невзгод

                Челябинск встанет грозной силой

                И никогда не подведет.

                Вся область встанет вместе с ним,

                Уральский край – непобедим.

                Челябинская область, могучий Танкоград,

                Твой подвиг россияне навеки сохранят.

                В родном краю и на чужбине

                Я повторяю вновь и вновь:

                Как дорог сердцу край любимый,

                Моя судьба, моя любовь.

                Шумит березка под окном.

                Здесь счастлив я. Здесь отчий дом.

                Челябинская область, у нас судьба одна,

                Челябинская область, родная сторона.

Областной центр появился на карте в 1736 году. В переводе с турецкого Челяби означает «божественный», «образованный». Современный Челябинск – это один из крупнейших индустриальных центров, это научный и культурный центр. Челябинск славится талантливыми людьми, о творчестве которых нам известно. Например, стихи и песни Олега Кульдяева.

                        Здравствуй, Челябинск.

                                                        О.Кульдяев.

                В город вернулся я снова,

                Вот я у дома родного…

                Ласково листьями машет мне клен,

                Вспомнил, наверно, в кого я влюблен.

                Сердцу уральскому дорог

                Мой удивительный город –

                Город заводов, мартенов огней,

                Верных подруг и надежных друзей.

                Здравствуй, Челябинск любимый!

                Здесь становились людьми мы.

                Вечно живи, мой родной Танкоград –

                Труженик-город и город-солдат!

                Много здесь песен пропето,

                Встречено зорь и рассветов.

                Где бы я ни был, в каком бы краю,

                Я о Челябинске песню пою.

Исполняется песня вокальной группой «Край Челябинский». Музыка и слова Олега Кульдяева.

Второй АО величине город Челябинской области – орденоносный Магнитогорск. Его зовут столицей черной металлургии. В 30-е годы бывшего столетия в безлюдной степи вырос большой и красивый город на реке Урал. Магнитогорцы отличаются мужеством и душевной мягкостью. Много талантов в этом городе.

                                Магнитка – моя судьба.

                                                                Машковцев.

                Дым завода вьется алой лентой,

                Как дорога зыбкая до звезд…

                Стал для нашей Родины легендой

                Комсомольский мой Магнитогорск.

                Будем вечно помнить все, что было:

                Как мы шли от первого костра,

                Как Россию грудью защитила

                В трудный час Магнитная гора.

                Будет вечно все, что мы построим,

                Будет вечен и прекрасен труд…

                И потомки городом-героем

                Город наш рабочий назовут.

Исполняется песня «Песня о палатке» на слова Бориса Ручьева, музыка Олега Кульдяева.

Уральской Швейцарией называют место, где расположен город Златоуст. Не только красота природы прославила на весь мир этот город.  Златоуст известен своими мастерами изделий из стали высшего качества, чеканщиками и граверами. А сколько творческих людей живет в этом городе, и какие стихи они пишут о своем родном Златоусте!

                                        Златоуст.

                                                        М. Львов.

                Ты сегодня дымишься за дальнею далью,

                За снегами, которых не видно конца.

                Златоуст! Златоуст! Нержавеющей сталью

                Это имя нам детство вписало в сердца.

                И Закаменки камень, и малинники Голой,

                И запруженный Ай, и седой Таганай –

                Это детство мое. Это юность и школа.

                Это в горы и сосны отправленный край.

                Город детства и стали, город стужи и зноя,

                За оградой резною, за сосной вырезною –

                Весь ты в зренье моем, весь ты в сердце моем,

Словно только вчера я покинул свой дом.

Мы идем сквозь огонь, позабыв о покое,

И в родительский дом я не скоро вернусь.

Как любовью своей, как отцовской рукою,

Ты прикрой меня сталью в бою, Златоуст!

За белым обелиском «Азия – Европа» расположен город Миасс. Гордость Миасса – Ильменский заповедник, в котором находятся свыше тысячи различных пород и минералов, одним словом – царство Хозяйки Медной Горы. Вероятно, здесь и слагались многие сказы об Уральской земле.

Выходит учащаяся в костюме Хозяйки Медной Горы и читает отрывок из сказа Бажова.

 До сих пор миасские поэты с любовью рассказывают о своем крае.

                                ***

                                                А. Петров

Дорога припорошена сенцом,

На скрип саней собаки брешут вяло,

Спит деревенька безмятежным сном,

Храня тепло под снежным одеялом.

Как будто век двадцатый не задел

Своим крылом российскую глубинку.

Метелица поймала на прицел

Сбегающую к озеру тропинку.

Луна растает в небе поутру,

Петух заголосит и оборвется,

Цепь у колодца звякнет по ведру,

И Родина моя проснется.

Близ Челябинска выросли и расправили крылья «угольные города»: Копейск, Коркино, Пласт, Еманжелинск. На северо-западе области – «букет цветной металлургии» - Карабаш, Кыштым, Верхний Уфалей.

                                Кыштымская жила.

                                                           Владимир Иванов.

                Красной медью окованы двери

                На семи потаенных замках.

                В тайнике Сугомакской пещеры

                Самоцветы лежат в сундуках.

                Загляну в слюдяное окошко

                Из радоновых вод Увильдов,

                И увижу: осталось немножко

                Землякам до заветных замков.

                Каолином, графитом и кварцем

                Ход к сокровищам в недрах укрыт.

                Здесь, прикинувшись каменным старцем,

                Кладовые Самсон сторожит.

                Рудокоп, то ли горщик с Бучила

                Мне на сборку стучит обушком.

                Ощущаю глубинную жилу

                В повседневном труде городском.

                И мне кажется, будто моложе

                Стал уютней работный Кыштым.

                Тонкой жилой я связан с ним тоже,

                Каждой строчкой и слогом своим.

А город, в котором мы живем и учимся, назван в честь праздника Святой Троицы. Небольшой старинный зеленый городок расположен на границе с Казахстаном. Много исторический памятников в нашем городе.

                        

                                Наш город.

                                                  Любовь Брылева.

                Старинный русский городок

                В степи раскинулся широкой,

                И купола его церквей

                Видны со всех сторон далеко.

                А две реки его текут,

                Неся привет на север дальний,

                О том, что город с каждым днем

                Становится мечтой реальной.

                Он, сохраняя старину,

                Шагает в ногу с новизною,

                И с каждым годом наяву

                Уже живет мечтой другою.

Исполняется песня группой мальчиков «Песня троицких мальчишек». Слова и музыка О. Кульдяева.

                                Мастера Урала.

                                                        Басыр Рафиков.

                Открыть секрет булатной стали,

                Найти каменья для дворцов…

                Да, много было на Урале

                Больших и славных мастеров.

                Верны гранильщики алмазам,

                Но чудотворцы день за днем

                Приносят в мир иные сказы –

                Инопланетным кораблем.

                «Турбины, домны и машины

                Нам шлют уральские вершины.

                А подковать блоху – игра!» -

                Так отвечают мастера.

Использованная литература:

- О. Смирнов, С Самаров, С.Макаров. От Урала до Невы; Челябинск, 2001

- Сб. стихов и песен О.Кульдяева; Челябинск, 1995.

- Сб. стихов «Времени бег» Басыра Рафикова; Троицк, 1995.

                КЛАССНЫЙ  ЧАС К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ

                                        ИНВАЛИДОВ.

Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам людей-инвалидов,  способствовать развитию нравственных качеств старшеклассников.

ООН в 1992 году учредила ежегодный Международный день инвалидов, и теперь 3 декабря отмечается этот день. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом и нуждаются в сострадании и милосердии.

ИНВАЛИДНОСТЬ (от лат. «несильный») – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

В РФ установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы.

ИНВАЛИДНОСТЬ –это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным – и мне, и другим. (Елена Дунаева, инвалид 1 группы)

«Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам»

                                                                                /Кюри/        

                        ИСТОРИИ о ЛЮДЯХ-ИНВАЛИДАХ.

В 2000 году в Сиднее на Параолимпийских играх в финале баскетбольного турнира среди спортсменов с расстройством интеллекта сборная Испании выиграла у россиян. Через некоторое время один из обладателей золотых медалей рассказал журналисту о том, что только двое из двенадцати участников команды действительно были инвалидами, а остальные, как и он сам, просто притворялись. Олимпийский комитет лишил испанцев медалей и присудил I место России.

Американец Мет Штуцман является действующим обладателем рекорда Гиннесса по наиболее дальнему и меткому выстрелу из лука. При этом Штуцман стреляет с помощью ног, т.к. не имеет рук.

«Инвалид не тот, у кого нет ноги, руки: инвалид тот, кто ноет, глядя на свою ранку (физическую или душевную), и ждет, что сейчас его, как пострадавшего, начнут ублажать».(Из философской сказки)

Надя Весси из Новой Зеландии страдала врожденным недугом, из-за которого ее ноги не развивались, а к 16 годам обе ноги были ампутированы. Несмотря на это, она хорошо плавала, а спустя много лет у нее возникла идея сделать себе хвост, как у русалки, чтобы плавать еще быстрее. Помогла ей осуществить это известная немецкая компания, теперь Надя плавает, прикрепляя к туловищу хвост из поликарбоната.

Амереканка Хелен Келлер еще в младенчестве полностью лишилась слуха и зрения, однако благодаря своей силе воли и мастерству специального педагога научилась воспринимать речь, ощущая вибрацию губ говорящего человека. После этого Хелен обучилась чтению по методу Брайля на 5 языках, закончила школу, затем университет. Позже она написала 12 книг.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания»

                                                                        / Л.И.Швецова/.

                        С вами вера, надежда, любовь.

                                                                    Сергей Ольгин, инвалид.

        Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

        Хоть каждый час – паденье и подъем,

        Под этим старым синим небосклоном

        Мы любим жизнь, и жить не устаем.

        Порой бывает – жизнь сдается черной,

        И не в туманном сне, а наяву,

        На дно невзгоды тянут, но упорно

        Мы все же остаемся на плоту.

        Мы ненавидим, если нас жалеют,

        И в трудной повседневности своей

        Становимся сильней и здоровее

        При помощи единства и друзей.

        Так не пугай нас трудная дорога.

        Лютуй зима. Грозой гроза греми.

        Друзья, мы вместе можем сделать много,

        Чтобы остаться на земле людьми.

        Сломать никак несчастья нас не могут,

        Не стынет на морозе наша кровь.

        Приходят вовремя всегда нам на подмогу

        Надежда, вера, мудрость и любовь!

                Фильмы  об инвалидах.

             Название

Год

        Страна

«Повесть о настоящем человеке»

1948

        СССР

«Слепой музыкант»

1955

СССР

«Достучаться до небес»

1996

Германия-Нидерланды

«Страна глухих»

1997

Россия- Франция

«Не могу сказать «прощай»

1982

  СССР

«Я – Сэм»

2001

  США

«Альпинист»

2008

Украина

        

В 2002, 2004,2006 и 2010г.г. в России проводились кинофестивали, посвященные проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 фильмов         

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».

Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...

Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал....

Презентация к уроку литературы "Царскосельскому Лицею-200 лет"

Данный материал можно использовать в качестве иллюстративного материала при изучении темы "Лицейские друзья Пушкина". В оригинале на презентацию был наложен текст и музыка (удален в связи с технически...

Презентация "Царскосельский Лицей"

Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли.  Самой яркой звездой Лиц...

Царскосельскому лицею - 200!

Эта презентация о том, какую роль сыграл Царскосельский лицей в жизни А.С.Пушкина....

Презентация к уроку литературы "А.С.Пушкин. Царскосельский лицей" ч.1

Презентация к уроку литературы "А.С.Пушкин. Царскосельский лицей" ч.1...

Презентация к уроку литературы "А.С. Пушкин. Царскосельский лицей" ч.2

Презентация к уроку литературы "А.С.Пушкин. Царскосельский лицей" ч.2...