урок-память "Когда трагедия становится судьбой"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Управление образованием Яшкульского  РМО

                МОУ  «Хартолгинская средняя общеобразовательная школа»

 

Районный семинар  учителей русского языка и литературы

Открытый урок – память  по литературе в  9 классе

 

 

 

 

 

 

                   Тема  урока :  «Когда трагедия становится судьбой»

                                      (урок с использованием ИКТ)

 

 

 

 

 

                                                        Провела :  Коокуева Любовь Алексеевна,  

                                                          учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

                                                     2009 г.

 

 

Урок –память на тему: «Когда трагедия становится судьбой».

Цель урока:

- формирование у учащихся интереса к истории своего народа,

- воспитание любви к родному краю,

- история «маленького народа» в годы депортации в произведениях писателей и поэтов Калмыкии.

Оборудование урока: презентация к уроку, на доске эпиграф к уроку «И в руки дав бумагу и перо, святая правда сердцу повелела, сказать о правде, что не отболела» (Д.Кугультинов), карта- схема мест, куда были высланы калмыки, музыкальное оформление (А.Манджиев).

Ход урока:  Ученик  читает отрывок из стихотворения Е.Буджалова  «Покояние».

                    Когда и ныне старцы, дети,

                    Кого в Сибири хоронил.

                    Вставая скорбно из могил

                    Во сне являются – поверьте,

                     Я в жизни, не творивший зла,  

                    Смотрю повинно в их глаза.

                     Их взгляды, старческие, вдовьи

                     Мне душу больно бередят

                      Как будто вопрошают: «В чем я перед державой виноват?» (звучит музыка А.Манджиева).

Вступительное слово учителя:  Наш урок посвящается трагической дате в истории калмыцкого народа – депортации, судьба писателей и поэтов в годы депортации,  как это отразилось в их произведениях. 28 декабря  1943года – трагическая дата в судьбе нашего народа. 13 – летняя ссылка, жизнь в изгнании с унизительным ярлыком  « враг народа, изменник народа» - самая черная страница в истории калмыцкого  народа. Как это было? (показ слайда)

Ученик: Совет Народных Комиссаров постановляет в соответствии с Указом Президиума Верховного  Совета  СССР всех калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР,  выселить в Алтайский, Красноярский края, Омскую, Новосибирскую области. Обязать НКВД  направить выселяемых калмыков  в Алтайский край – 25000 человек, в Красноярский край – 25000 человек, в Омскую область – 25000 человек, в Новосибирскую область- 20000 человек.

Учитель: Сибирские  города, деревни приняли живых и мертвых людей Калмыкии. Отправимся на поезде – памяти по тем местам, где жили калмыки. Красноярский  край … «В холодную далекую Сибирь – Красноярский край, куда я попал с матерью, сестренкой и братишкой , загнали 12 эшелонов», - писал народный писатель Калмыкии Алексей Балакаев.  (показ слайда). Ему было 15 лет, когда депортировали калмыков. Работал он на железнодорожных путях, но потом перевели его художником, так как он умел рисовать. Потом приняли учителем рисования в школу на станции Чернореченская, хотя образования у него не было. Писатель был свидетелем драматических и трагических событий, сам пережил утрату родных  и гибель друзей. Не рассказать об этом он не мог, чтобы люди знали, чтобы такое  никогда не повторилось. И он приступил к поставленной цели в 1962 году.

Ученик: «Три рисунка» - маленькая повесть о судьбе калмыцкого мальчика в Сибири. Поступок его, ценой собственной жизни спасшего маленькую девочку с голубыми глазами, взволновал читателей, письма и благодарности посыпались со всех сторон.  (показ слайда, ученик читает отрывок из повести).

Учитель: Следующая остановка – город Канск. В этом городе провел детство поэт Е.  Буджалов.Ему посчастливилось выжить, несмотря на то, что не раз приходилось руками собирать картошку и колоски среди заминированных полей. Свои воспоминания о суровом сибирском крае он расскажет в стихотворении «Я в Канске жил».  (ученик читает отрывок из стихотворения)

Учитель: Поэма Е.Буджалова  «Двери настежь, калмыки!» - горький упрек  жестокой несправедливости, протест против геноцида.

Декабрь сорок третьего года,

Двадцать восьмое число..Ровно за час до восхода

Машины въезжают в село.

Село просыпается… Тонко

Дымки потянулись из труб.

Стук ведер, мычанье теленка…

И вдруг- беспощаден и груб-

Звук выстрела!... Топоты…. Крики…

И словно проклятье судьбы.

А ну, двери – настежь, калмыки! Всем -выходить из избы!

В конце декабря, У излома холодной бесснежной зимы

Погнали калмыков из дома, в котором они рождены.

В конце сорок третьего года, на самом изломе зимы

Не стало на свете народа, но мы возвратились из тьмы!

Следующая остановка – город Новосибирск. С этим городом связана судьба нашей односельчанки Р.И. Цандыковой.  (выступление ученика о Цандыковой Р.И.)

Алтайский край…. Писатель А.Сусеев  попал в Алтайский край, работал в техникуме города Бийска.

Д.Н.Кугультинов был сослан в Алтайский край  с фронта. Затем город Норильск – место, где отбывал наказание поэт. За что? Кугультинов написал письмо Сталину письмо о несправедливости. Письмо послужило поводом для возбуждения дела. При обыске нашли стихи, в которых  он осуждал сталинский геноцид. Затем – лагеря ГУЛАГа, шахты и стройки Норильска.

Есть у Д.Кугультинова поэма «От правды я не отрекался» - поэма о себе, о пережитом. (ученик читает отрывок):

 За то, что я посмел в крутое время

  Судить в стихах  жестокий произвол,

Ни денег  я не получил, не премий,

Широкой славы я не приобрел.

Да это, может статься, и не надо.

Иною высшей счастлив я наградой.

В то время гнев несправедливый, дикий

Нас подавил…. И свет потух для нас.

И даже слово  самое  «калмык»

Произносить боялись люди вслух.

Учитель: Калмыки верили, что правда восторжествует, настанет день, когда они вернутся домой. Это случилось в 1957 году. (показ слайда). Подведем итог урока. Сделаем вывод: как отразилась судьба народа, писателей и поэтов в годы депортации в их произведениях? (выступления учащихся).

Ежегодно в День памяти  звучат поминальные молитвы. В этот день сотни людей приходят к памятнику «Исход и возрождение», автором которого является известный скульптор  Эрнст Неизвестный, зажигают лампадки. Вспоминают тех, кто не вернулся, и верят, что это больше не повторится. И закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения Е.Буджалова «Исход и возрождение», слова, которые обращены к нам, ныне живущим:

Все это было, все это было…

Сердце мое ничего не забыло.

Только ли мне сегодня горевать?

Памятник люди придут открывать!

Послан народу за боль и страдание

Горестный памятник – покаяние…

Памятник этот мы посвящаем

Тем, кто погиб в том холодном краю,

Тем, кто вернулся на землю свою….

На памятник глядя, задуматься надо,

Ему недостаточно беглого взгляда,

Смотрите с вниманьем и не спешите,

Ещё и ещё познавать приходите.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Воспоминание о Сибири».(воспоминания бабушек, дедушек, родных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_tragediya_stanovitsya_sudboy.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО   учителя           Коокуева Любовь Алексеевна

Место работы МКОУ «Хартолгинская СОШ»  Яшкульский район Республика Калмыкия

Должность  учитель русского языка и литературы

Урок –память на тему: «Когда трагедия становится судьбой».

Цель урока:

- формирование у учащихся интереса к истории своего народа,

- воспитание любви к родному краю,

- история «маленького народа» в годы депортации в произведениях писателей и поэтов Калмыкии.

Оборудование урока: презентация к уроку, на доске эпиграф к уроку «И в руки дав бумагу и перо, святая правда сердцу повелела, сказать о правде, что не отболела» (Д.Кугультинов), карта- схема мест, куда были высланы калмыки, музыкальное оформление (А.Манджиев).

Ход урока:  Ученик  читает отрывок из стихотворения Е.Буджалова  «Покояние».

                    Когда и ныне старцы, дети,

                    Кого в Сибири хоронил.

                    Вставая скорбно из могил

                    Во сне являются – поверьте,

                     Я в жизни, не творивший зла,  

                    Смотрю повинно в их глаза.

                     Их взгляды, старческие, вдовьи

                     Мне душу больно бередят

                      Как будто вопрошают: «В чем я перед державой виноват?» (звучит музыка А.Манджиева).

Вступительное слово учителя:  Наш урок посвящается трагической дате в истории калмыцкого народа – депортации, судьба писателей и поэтов в годы депортации,  как это отразилось в их произведениях. 28 февраля 1943года – трагическая дата в судьбе нашего народа. 13 – летняя ссылка, жизнь в изгнании с унизительным ярлыком  « враг народа, изменник народа» - самая черная страница в истории калмыцкого  народа. Как это было? (показ слайда)

Ученик: Совет Народных Комиссаров постановляет в соответствии с Указом Президиума Верховного  Совета  СССР всех калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР,  выселить в Алтайский, Красноярский края, Омскую, Новосибирскую области. Обязать НКВД  направить выселяемых калмыков  в Алтайский край – 25000 человек, в Красноярский край – 25000 человек, в Омскую область – 25000 человек, в Новосибирскую область- 20000 человек.

Учитель: Сибирские  города, деревни приняли живых и мертвых людей Калмыкии. Отправимся на поезде – памяти по тем местам, где жили калмыки. Красноярский  край … «В холодную далекую Сибирь – Красноярский край, куда я попал с матерью, сестренкой и братишкой , загнали 12 эшелонов», - писал народный писатель Калмыкии Алексей Балакаев.  (показ слайда). Ему было 15 лет, когда депортировали калмыков. Работал он на железнодорожных путях, но потом перевели его художником, так как он умел рисовать. Потом приняли учителем рисования в школу на станции Чернореченская, хотя образования у него не было. Писатель был свидетелем драматических и трагических событий, сам пережил утрату родных  и гибель друзей. Не рассказать об этом он не мог, чтобы люди знали, чтобы такое  никогда не повторилось. И он приступил к поставленной цели в 1962 году.

Ученик: «Три рисунка» - маленькая повесть о судьбе калмыцкого мальчика в Сибири. Поступок его, ценой собственной жизни спасшего маленькую девочку с голубыми глазами, взволновал читателей, письма и благодарности посыпались со всех сторон.  (показ слайда, ученик читает отрывок из повести).

Учитель: Следующая остановка – город Канск. В этом городе провел детство поэт Е.  Буджалов.Ему посчастливилось выжить, несмотря на то, что не раз приходилось руками собирать картошку и колоски среди заминированных полей. Свои воспоминания о суровом сибирском крае он расскажет в стихотворении «Я в Канске жил».  (ученик читает отрывок из стихотворения)

Учитель: Поэма Е.Буджалова  «Двери настежь, калмыки!» - горький упрек  жестокой несправедливости, протест против геноцида.

Декабрь сорок третьего года,

Двадцать восьмое число..Ровно за час до восхода

Машины въезжают в село.

Село просыпается… Тонко

Дымки потянулись из труб.

Стук ведер, мычанье теленка…

И вдруг- беспощаден и груб-

Звук выстрела!... Топоты…. Крики…

И словно проклятье судьбы.

А ну, двери – настежь, калмыки! Всем -выходить из избы!

В конце декабря, У излома холодной бесснежной зимы

Погнали калмыков из дома, в котором они рождены.

В конце сорок третьего года, на самом изломе зимы

Не стало на свете народа, но мы возвратились из тьмы!

Следующая остановка – город Новосибирск. С этим городом связана судьба нашей односельчанки Р.И. Цандыковой.  (выступление ученика о Цандыковой Р.И.)

Алтайский край…. Писатель А.Сусеев  попал в Алтайский край, работал в техникуме города Бийска.

Д.Н.Кугультинов был сослан в Алтайский край  с фронта. Затем город Норильск – место, где отбывал наказание поэт. За что? Кугультинов написал письмо Сталину письмо о несправедливости. Письмо послужило поводом для возбуждения дела. При обыске нашли стихи, в которых  он осуждал сталинский геноцид. Затем – лагеря ГУЛАГа, шахты и стройки Норильска.

Есть у Д.Кугультинова поэма «От правды я не отрекался» - поэма о себе, о пережитом. (ученик читает отрывок):

 За то, что я посмел в крутое время

  Судить в стихах  жестокий произвол,

Ни денег  я не получил, не премий,

Широкой славы я не приобрел.

Да это, может статься, и не надо.

Иною высшей счастлив я наградой.

В то время гнев несправедливый, дикий

Нас подавил…. И свет потух для нас.

И даже слово  самое  «калмык»

Произносить боялись люди вслух.

Учитель: Калмыки верили, что правда восторжествует, настанет день, когда они вернутся домой. Это случилось в 1957 году. (показ слайда). Подведем итог урока. Сделаем вывод: как отразилась судьба народа, писателей и поэтов в годы депортации в их произведениях? (выступления учащихся).

Ежегодно в День памяти  звучат поминальные молитвы. В этот день сотни людей приходят к памятнику «Исход и возрождение», автором которого является известный скульптор  Эрнст Неизвестный, зажигают лампадки. Вспоминают тех, кто не вернулся, и верят, что это больше не повторится. И закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения Е.Буджалова «Исход и возрождение», слова, которые обращены к нам, ныне живущим:

Все это было, все это было…

Сердце мое ничего не забыло.

Только ли мне сегодня горевать?

Памятник люди придут открывать!

Послан народу за боль и страдание

Горестный памятник – покаяние…

Памятник этот мы посвящаем

Тем, кто погиб в том холодном краю,

Тем, кто вернулся на землю свою….

На памятник глядя, задуматься надо,

Ему недостаточно беглого взгляда,

Смотрите с вниманьем и не спешите,

Ещё и ещё познавать приходите.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Воспоминание о Сибири».(воспоминания бабушек, дедушек, родных)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда трагедия становится судьбой

Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...

Афанасий Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. Презентация.

В презентации представлен материал о жизни и творчестве Фета. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет н...

Трагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова Судьба человека

Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности...

«Когда чужая боль становится своей» (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)

Цель мероприятия:-  формирование  у  учащихся  представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.Задачи:-  рассказать  о  трагических событиях в Бе...

урок-память "Когда трагедия становится судьбой"

Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...