Литературно-музыкальная композиция "Мир, поделённый пополам"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Литературно- музыкальная композиция "Мир, поделённый пополам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_podelyonnyy_popolam.docx | 24.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Музыкально – литературная композиция
«Мир, поделённый пополам…», посвящённая 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне
Автор - составитель: учитель русского языка и литературы
Абдуллина Чулпан Фануровна
Сцена поделена на две части. В одной показывается тыл, в другой – фронт. Действия разворачиваются параллельно.
Мирное время. Обед. За столом мама, папа, дочь. Вбегает сын: «Папа…»
Голос Левитана: «Сегодня 22 июня 1941 года началась война»
Замирают все.
Ведущий 1 Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звёздных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
В каждую семью вошла беда.
(Пауза) 27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей, посвящается.
Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и свободу, посвящается.
Дочь Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
(когда начинает дочь читать, из-за кулис появляются 5 солдат в советской форме. На словах: До свидания, мальчики… солдаты поворачиваются к дочери)
Ведущий 2 Святая любовь к Родине давала солдатам и матросам, офицерам и генералам мужество выполнить до конца свой воинский долг, яростную решимость одолеть врага даже ценой собственной жизни, стойкость под пытками в застенках гестапо и концлагерях. В годы войны во всей полноте проявились лучшие качества, присущие воинам нашего Отечества, - стойкость, верность долгу и присяге.
Наша победа готовилась и набирала силы на заснеженных полях Подмосковья и берегах Волги, в осаждённом Ленинграде и на Курской дуге. Во имя её сражались и умирали белорусские партизаны, украинские подпольщики.
Вед. Достойный вклад в долгожданную победу внесла и Башкирия. Более 700 тысяч её сыновей и дочерей ушли на фронт. Более 250 тысяч из них пали на полях сражений.
За проявленный героизм и отвагу более 200 тысяч воинов из Башкирии награждены боевыми орденами и медалями, 35 бойцов стали полными кавалерами солдатского ордена Славы, 278 – Героями Советского Союза, а лётчик- штурмовик Муса Гареев удостоен этого звания дважды.
Наши земляки Александр Матросов и Миннигали Губайдуллин закрыли своей грудью вражеские амбразуры, показав всему миру пример героизма и самоотверженности во имя Родины.
Ведущий 1 В едином строю защитников стояли и наши земляки – жители посёлков Нарышево, Заитово, Муллино, Московка, Туркменево и Соцгорода. Более тысячи геройски сражались на фронте. 576 наших земляков не вернулись домой, они сложили головы на поле брани.
За героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, многие октябрьцы удостоены высоких наград Родины, пятерым присвоено звание Героя Советского Союза. Это Шакирьян Юсупович Гатиатуллин, Талип Латыпович Нуркаев, Алексей Кириллович Кортунов, Николай Иванович Дегтярь, Иван Моисеевич Никитин. Анпилогов Поликарп Иванович и Зотов Виктор Никифорович стали полными кавалерами ордена Славы.
Военное время. Солдаты сидят за костром. Взгляд их устремлён вдаль.
Слышат голоса журавлей.
Один из солдат спрашивает:
- Что это?
- Это журавли.
- А куда они летят?
-Туда, где нет войны.
-А разве есть такое место?
- Есть…
Песня «Журавли» (Елена Владимировна)
Пока она исполняет песню, солдаты пишут письма.
- Ну, что? Отправляем? (весело)
- Отправляем.
На сцену выходят 2 почтальонки.
Надя. Письма с фронта…Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так (Показывает). В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».
Даша. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.
Надя. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.
Даша. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
Надя В четырёх письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо. Надеюсь в этом письме – радостное известие. (подносит письмо матери)
Мать начинает читать «Жди меня» (параллельно отец пишет это письмо)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Отец: Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Заканчивает мать: Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Дочь: А давай, мама, напишем и папе письмо. Я расскажу ему, как у меня дела в школе.
Садится, начинает писать, задумывается.
Дочь: Мам, а нам сегодня девочки в школе рассказали, что видели красную ромашку.
Мать: Красная ромашка? Как?
Выходят чтецы со стих-м «Красная ромашка» М.Джалиля
Иртәнге таң нурыннан
Уянды ромашкалар.
Елмаеп, хәл сорашып,
Күзгә-күз караштылар.
Назлады җил аларны,
Тибрәтеп ак чукларын,
Таң сипте өсләренә
Хуш исле саф чыкларын.
Чәчкәләр, кәефләнеп,
Җай гына селкенделәр.
Һәм кинәт шунда гаҗәп
Бер яңа хәл күрделәр.
Ерак түгел моңаеп,
Утыра ромашка кызы,
Тик чуклары ак түгел,
Кан шикелле кып-кызыл.
Ромашкалар бар да ак,
Аерылмый бер-береннән;
Ничек болай бер үзе
Ул кызылдан киенгән?
Әйттеләр: «Син, сеңелкәй,
Ник үзгәрдең? Нишләдең?
Нидән кызыл чукларың?
Нидән алсу төсләрең?»
Әйтте кызыл ромашка:
— «Төнлә минем яныма
Ятып батыр сугышчы
Атты дошманнарына.
Ул берүзе сугышты
Унбиш укчыга каршы;
Чигенмәде, тик таңда
Яраланды кулбашы.
Аның батыр ал каны
Тамды минем чукларга.
Минем кызыл күлмәгем
Бик охшады Чулпанга.
Егет китте, мин калдым
Канын саклап чугымда,
Көн дә аны сагынып,
Балкыйм мин таң нурында».
Ведуший:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Настраивают радио и мирное время, и военное время
Жора «Эх, путь дорожка фронтовая»
По окончании песни заходит сын и мальчик с печёной картофелиной в руке.
Сначала все радуются. Потом отец строго отчитывает сына.
Отец: Ты о матери хотя бы подумал. Всё навоевался. Пора домой .
Арина «Катюша»
Мать. Слава Богу, живой. А если бы ты попал в лагерь.
Ведущий 2
Люди всегда мечтали о том, чтобы создать рай на Земле – о жизни счастливой и беззаботной, без горестей и бед. Но, как известно, эта мечта о земном рае осталась неосуществлённой. Зато в 20-ом веке оказалось, что люди способны создать земной ад, причём такой, перед которым бледнеют все ужасы легендарного библейского ада. Этим земным адом стали гитлеровские лагеря уничтожения… - подлинные фабрики смерти, организованные с немецкой хозяйственной дотошностью, с использованием всех достижений науки и техники и предназначенные для невиданного ещё в истории массового уничтожения людей. Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен…
Ведущий 1 Поэт-герой Муса Джалиль, удививший мир своим героизмом, был казнён в Моабитской тюрьме в 1944 году. Его стихи наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе с фашизмом, верой в победу. Только сильный человек мог спокойно смотреть в глаза палачу. Вместе с товарищами Джалиль мужественно принял смерть на гильотине.
4 сентября 1944 года ( через месяц после того как были казнены джалиловцы) вместе с 92 советскими офицерами в концлагере Дахау был расстрелян и Музагит Хайретдинов, наш земляк, поэт, уроженец деревни Туркменево. Их ещё неостывшие тела были сожжены в крематорских печах. Вдохновлённые поэзией великие души Джалиля и Музая вознеслись на небеса.
Почтальонки заносят письма. Одному солдату никто не написал.
Почтальонка надя: Возьми хотя бы газету.
Солдат читает газету, кричит: Война, братцы, закончилась.
Кира «Казаки»
Вбегает дочь: Мама, война закончилась, значит, папа скоро вернётся домой.
Отец: Война закончилась, значит, я скоро вернусь домой.
Начальная школа
1.Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле.
Ярче светят в день Победы
Звёзды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою
2.В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края до края:
Мир победил! Окончена война!
Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!
3.Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
4.Мир – это самое главное
На свете.
Мир очень нужен
Планете нашей!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!(Выходят все участники)
Все вместе: мир нужен всем! Мир! Мир! Мир!
Ведущий 2: Неумолимо течёт река времени. Минуло уже 70 лет с того памятного дня, когда завершилась Великая Отечественная война. Много воды утекло с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и сёл. Но не забыли мы народный подвиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...
История. 7 класс. Мир поделённый пополам
УМК С.Н. Карпова. Издательство "Русское слово". О.В.Дмитриева. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс....