Презентация-исследование "Что такое счастливая семья? (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация поможет на уроке исследовать "мысль семейную" Л.Н.Толстого в романе "Война и мир" и осуществить метапредметную цель: подвести учащихся к разговору о семейных и духовных ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Война и мир", "мысль семейная" | 985.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: 1.Определить значение семьи в жизни человека (по Л.Н.Толстому). 2.Сопоставить типы семей, представленных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 3.Отметить те семьи, в которых герои обретают счастье. 4.Определить, что человеку нужно для счастья (по Л.Н.Толстому).
Наши исходные мысли: Семья – источник, наполняющий человека духовной силой. Семья – дом, где тебя любят и ждут. Семья – крепость, в которой можно укрыться от жизненных бурь.
План исследования 1. Перечитать роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 2.Проанализировать «семейные» эпизоды романа. 3.Изучить материал учебника по теме «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир». 4.Изучить критическую литературу по данному вопросу. 5.Сопоставить различные «виды» семей и сделать необходимые выводы. 6. Оформить результаты в виде презентации.
Можно ли назвать счастливой семью Курагиных Ростовых Болконских Бергов Пьера Безухова Николая Ростова ? Друбецких Андрея Болконского И Лизы
Интересно, что у Л.Н.Толстого роман «Анна Каренина» начинается со слов: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так ли это?
Семья Курагиных (князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен) Эгоизм и тщеславная самоуверенность, глупость и ординарность, тщательно маскирующиеся под правилами светского приличия. Отсутствие всяких моральных принципов и нравственных традиций. Брак основан на расчёте и порочности. Отсутствие семейного благополучия. Дети не являются целью супружества, Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей». Бездетность Элен как наказание.
Семья Андрея Болконского Светский лоск и пустота наполняют душевный мир Лизы, не готовой стать матерью. Боится физических страданий и не думает о ребёнке. Князь Андрей полон эгоистических устремлений, далёк от интересов жены, не любит её. Будучи отцом, плотью ребёнка, не стал его душой. «Николенька никогда не воображал Андрея в человеческом образе».Душевно не защищённый ни матерью, ни отцом, он «одиночка» и этим пугает Толстого. «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мной».
Семья Болконских (князь Николай Андреевич, князь Андрей, княжна Марья) Замкнутый характер жизни. Неприятие праздности и пустословия «высшего общества». В центре внимания – духовное развитие личности. Рассудочный образ жизни – «ум ума». В воспитании детей – требовательность и строгость. Определяющее понятие – честь и гордость. Сдержанность во внешних проявлениях чувств и эмоций, однако за маской равнодушия и холодности– романтическая одухотворённость и любовь. Способность к самопожертвованию, любовь к ближнему, патриотизм.
Семья Ростовых Насыщенная, общительная жизнь. Открытость и хлебосольство. Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум сердца». В семье много детей (12). Из них «рассудочно» была воспитана лишь Вера. Воспитание других детей «естественно», незаметно: детей нельзя «держать строго». Умение сострадать, способность к самопожертвованию. Патриотизм, тесная связь с народом, с русскими традициями. Идеал семейного бытия, единение любимых героев Л.Н.Толстого. Прототипом семьи Ростовых послужила семья самого писателя.
Семья Бергов По их мнению, это удачный брак: в их доме всё так же, как во всех богатых домах. Всё, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит.
Семья Друбецких Карьера и материальное благополучие– самое главное в жизни. Борис не уважает свою мать, готовую унижаться ради денег. Борис женится на Жюли Карагиной ради её денег, превозмогая отвращение к ней.
Семья Николая Ростова и Марьи Болконской Образец счастливой семейной пары. Они дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. Он поглощён хозяйством, она – источник духовного начала, доброты и нежности, отличный воспитатель детей. «…это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей,-- восхищало его»
Семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой В отличие от других героев романа, Пьер воспитывался вне семьи. Поэтому его жизнь напоминает движение на ощупь: трудно следовать высоким принципам, если рядом нет родных, духовно близких людей. В семейном союзе Пьера с Наташей Ростовой заключается, по Л.Н.Толстому, идеал человеческого счастья. Цель их супружества не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение. Пьер «после семи лет супружества… чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».
Итак, Счастливые семьи: Ростовы, Болконские, Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской. Каждая по-своему уникальна. В романе «Война и мир» в центре– разнообразие счастливых семей . Несчастливые семьи : Курагины, Друбецкие, Берги, Андрея Болконского и Лизы. Похожи стремлением к карьеризму, богатству, тщеславию и эгоизму.
Выводы Семьи Болконских и Ростовых являют нам жизнь, руководимую нравственными законами, где главенствуют долг, достоинство, умение сострадать, общность духовных интересов. На другом полюсе романа – изображение «неподлинных», «случайных» семей, в которых связь между людьми – формальная, ради приличия– ведёт к разладу и отчуждению. Каждая семья уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия– любовного единения между людьми – истинная, счастливая семья, по мнению Толстого, невозможна. Дети для «несемейных»-- крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Счастливая семья не только источник счастья и благополучия человека, но и свободно-личностное единение людей, это как бы идеальное общественное устройство в миниатюре. Семья– основа национального единства и единения людей перед лицом внешней опасности, в условиях войны. Все семьи втянуты в исторические события, следовательно, проходят испытание на подлинность и прочность. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л.Н.Толстой
Использованные ресурсы 1. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс.2 полугодие.– М.: «ВАКО», 2004. 2. Красовский В.Е., Леденев А.В. Литература. Пособие для поступающих в вузы.– М.:Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2005. 3. Е.Н.Ильин. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира».—М.: Школа-Пресс, 2000. 4. Энциклопедия для детей. Т. 6. Русская литература.– М.: Аванта+,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства…»
Конспект урока литературы в 6 классе....
«Так кем же все-таки был Плюшкин?». Урок по роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Анализ шестой главы поэмы...
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...
Тема. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина? »
План- конспект последнего урока изучения романа И. А. Гончарова "Обломов...
«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям....