«Хотелось бы всех поименно назвать...»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Тема «Хотелось бы всех поименно назвать...»
Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нестандартный урок по литературе в 11 классе | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №85 Г.УФЫ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Литература
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК
По теме «Хотелось бы всех поименно назвать…»
(Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России , 11 класс)
Выполнил:
Кадесникова Т.М.
учитель русского языка и
литературы
УФА
2015
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ПО СТИХАМ РЕПРЕССИРОВАННЫХ И ГОНИМЫХ ПОЭТОВ РОССИИ
Тема «Хотелось бы всех поименно назвать...»
Цель: рассмотреть процесс формирования поэтического творчества
репрессированных и гонимых поэтов России
Оформление: плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна, тонкие восковые свечи; портреты репрессированных или гонимых поэтов, живые цветы.
Музыкальное и звуковое сопровождение: «Реквием» Моцарта; «Я не люблю» В.Высоцкого; «Обэриуты» В.Долиной; «Анафема» А.Розенбаума; отрывки из поэмы в чтении А.Ахматовой.
Ход урока.
Тихо звучит «Реквием».( Зажигается свеча, она будет гореть весь урок)
Учитель:
Чисты их имена,
И горек голос лир,
И дух высок, и словно осияно…
На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина, и Борис,
И Александр, и Анна.
Е.Благинина
Музыка умолкает, и в полной тишине идет перекличка из разных концов зала.
Анна Ахматова. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.
Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.
Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.
-2-
Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.
Андреев Даниил. С 1947 по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.
Терентьева Мария, Шаламов Варлам, Домбровский Юрий, Ручьев Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям.
Ученик:
Который год мне не дает покоя все то же неотступное виденье.
В тот миг, когда державные часы на Спасской башне отбивали полночь,
Когда еще не смолк, не отзвучал тяжелый звон – с двенадцатым ударом
Они на площадь Красную вступают и начинают шествие свое –
За рядом ряд, колонна за колонной, и, как штандарты воинских частей,
Плывут над нами стяги, на которых, как номера дивизий и полков,
Стоят (голоса с мест)-29-й, 30-й и 33-й, и 34-й, и 35-й, и 37-й и все другие годы остальные.
Учитель:
Эти убили, а эти ославили.
Кто ж наши Каины?
Кто ж наши Авели?
Даже могил никаких не оставили,
Горько в родимой земле им лежать.
Нашим убитым,
Нашим замученным
Мы даже памятник не поставили.
Стыдно и не за что нас уважать.
Ю. Левитанский
Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным поэтам России.
Зажигается яркий свет. Диалог участников встречи.
- Знаете ли вы, в чем обвинили поэта Гумилева?
- Он не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошел, мешало понятие о чести.
-3-
- Что такое честь?
- По словарю В.Даля, это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть.
- Поэтому отправляли на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть.
- Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд.
- Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для хлебных карточек. Все были расстреляны.
- Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, нижних чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море.
- К 1919 году уничтожены 320 тысяч священнослужителей.
- Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать на лечение за границу.
- Крестьянину-доносчику обещано 25% от конфискованного зерна.
- 58-я статья содержала специальный 12-й пункт о недонесении. Наказание –
вплоть до расстрела.
- Можно ли оправдать или забыть такое?
(После ответов учащихся включается запись песни А.Розенбаума «Анафема»).
- Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными?
Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что?
Вспомните судьбу русских поэтов 19 века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.
Ученик:
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
-4-
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной.
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.
Учитель:
Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилева.
Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.
Ученица:
Показать бы тебе насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случилось с жизнью твоей –
Как трехсотая, с передачею,
Под крестами будешь стоять
И слезою своею горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается
И не звука, – а сколько там
Неповинных жизней кончается…
(С последними словами стихотворения включается пластинка с записью Анны Ахматовой. Звучат «Вместо предисловия», « Посвящение»).
Учитель:
Сын Ахматовой и Гумилева был по сути дела мальчиком. Очень часто вывоз арестантов на отправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.
Страна умилялась « Колыбельной из кинофильма «Цирк»: «Сто путей, сто дорог для тебя открыты». А в «Часовой башне» Бутырской тюрьмы не пела, шептала поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.
Ученица:
Утром рано на рассвете
Корпусный придет,
-5-
На проверку встанут дети,
Солнышко блеснет…
(Во время чтения звучит «Аве, Мария»).
Учитель.
Две тысячи репрессированных поэтов… Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели. Но они ни в чем не изменили себе. Они не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилеву на вопрос : можно ли ему писать стихи, – быстро ответили: прозу можно, стихи нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.
Поэту Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для вас в лагере стихи? Он ответил, не задумываясь: «Жизнь».
Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос « За что?» Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.
Ученик:
За что? Пусть Господь разберет
И движется длинный-предлинный
Наш, к гибели нашей черед.
Но, брат мой, вмурованный в камень,
Пойми мы недаром легли,
Мы то, чем крепиться фундамент
Всей будущей жизни земли.
А.Тришатов
Учитель.
Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения.
Ученик:
Мы живем, под собою не чуя страны.
Наши речи за десять шагов слышны.
А коль хватит на полразговорца
Так припомним кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
-6-
А вокруг него сброд толстошеих вождей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет
Он играет услугами полулюдей,
Он один и собачит и тычет.
Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - малина
И широкая грудь осетина.
Учитель.
Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов.
(Звучит песня Вероники Долиной «Обэриуты»).
Смерть Сталина в 1953 году не остановила лавину репрессий и предательств.
Ученик.
Пусть мне говорят: «Успокойся» -
Спокойным я быть не сумею,
Покуда наследники Сталина
Живы еще на земле,
Мне будет казаться,
Что Сталин еще в Мавзолее.
Е.Евтушенко
Учитель.
Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих еще предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь. «Забвение пережитого – смерть души», – говорил Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки.
Ученица.
Приснилось мне, что старые друзья
Опомнились, раскаялись, вернулись
И что ко мне, тревожа и дразня,
Приветливые руки протянулись.
И дружеские руки отстраняя,
Я говорю без гнева и досады:
- Друзья мои, не трогайте меня,
Мне ничего ни от кого не надо.
Е.Тагер
-7-
(В зале наступает тишина, идет перекличка поэтов.)
Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Калыме. Плужников Евгений, уже больной туберкулезом был отправлен на Соловки. Там вскоре умер.
Васильева Елизавета ( она же легендарная Чебурина де Габриак ), хромую, ее отправили по этапу на Урал.
Учитель.
Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.
(Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах, подготовленные заранее).
Ученица.
- Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день,
И в завтрашний ваш день, и день грядущий,
- Мы к вам идем – куда ж нам друг без друга,
Мы память, что жестока и горька,
И мы ее горчайшая строка,
Но в памяти- грядущему порука,
Цена ж забвения слишком высока.
Ю.Левитанская
(Гасится свеча).
Учитель.
Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили – и они снова как будто с нами, все, кого мы назвали и о ком подумали.
-8-
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Реквием. Сборник русских и советских поэтов (Сост. Б.Романова Б.М., 1989.
Возвращение ( Сост. Е.Осетров, О.Салынский. М., 1991.
Солженицын С. Вся Россия делится на сны (Литературное обозрение. М., 1994. №5-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Хотелось бы всех поименно назвать…»
Внеклассное мероприятие по литературе для старших классов...
Вспомним всех поименно
Классный час, посвященный к 65 –летию Великой Отечественной войны«Вспомним их поименно»Классный руководитель: Ооржак Саяна Эрес-ооловна Цель: Воспитание у учащихся ч...
Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»
Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»...
ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО...
Великая Отечественная война 22.06.1941 - 09.05.1945г.г.Афганская война 27.12.1979 - 15.02.1989г.г.Чеченская война 10.12.1994 - 16.08.1996г.г.; непонятный переходный период, а реально -...
Разработка классного часа на тему "Вспомним всех поименно..."
Данный классный час рекомендован для учащихся среднего звена по патриотическому воспитанию школьников в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню Победы. Использован краеведчексий материал....
«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)
литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...
Модель урока по теме: Вспомним всех поименно
Тема урока: «Вспомним всех поименно» Цель урока:· Создать условия, обеспечивающие формирование представления о староджерелиевцах, участвующих в Великой О...