5 класс. Материалы для проверки техники чтения
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Ранжурова Лариса Дашидоржиевна

В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: важна не скорость, а осмысленность чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника чтения в 5-9 классах

Техника чтения является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие личности, а также успехи ребенка в школе.  На второй ступени обучения работа по формированию у детей техники чтения продолжается: но в 5-9 классах акцент делается не на правильности чтения, а на беглости чтения и выразительности.

В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: важна не скорость, а осмысленность чтения.

Требования к чтению в 5-9 классах

Выразительное чтение, с правильной постановкой логического ударения на самых важных словах. При чтении слова не искажаются, а мысли и чувства автора передаются правильно.

Нормы техники чтения в 5-9 классах

В каждом следующем классе к результату 4 класса добавляется 10 — 15 слов, в зависимости от уровня подготовки класса.

5 класс

100 – 110 слов

110 – 120 слов

6 класс

110 – 120 слов

120 – 130 слов

7 класс

120 – 130 слов

130 – 140 слов

8 класс

140 – 150 слов

150 – 160 слов

9 класс

Особенности проверки техники чтения в 5-9 классах

Проверка проводится в привычной для детей обстановке (лучше в классе, где они учатся). Читающий ребенок находится рядом со своим учителем, который и проводит проверку.

Тексты, используемые для проверки техники чтения, должны отвечать определенным требованиям:

  • иметь прозрачную сюжетную основу;
  • состоять из предложений, имеющих несложную конструкцию;
  • тексты не должны содержать диалогов, стихотворных строк, пространственных описаний;
  • состоять из знакомых детям слов;
  • быть по возможности более нейтральными в эмоциональном отношении.

При анализе техники чтения необходимо учитывать:

  • способ чтения;
  • темп чтения;
  • грамотность чтения;
  • осознанность;
  • выразительность.



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРКА

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

  20__-20__  учебный год

 Класс________________Учитель_______________________________________

Диагностическая карта

п\п

Фамилия, имя

учащегося

Способ чтения:

слоговое,

целыми словами

 Правиль-

ность:

повтор, искажения, орфоэпические ошибки

Темп

чтения:

 слов в одну минуту

Осознанность

Выразитель-ность:

соблюдение знаков препинания, эмоциональность

Отметка

 

«5»

 

«4»

 

«3»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1. Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).
  2. Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
  3. Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
  4. Осознанность чтения определяется по баллам.  

5)  Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0». 



Предварительный просмотр:

В начальной школе почти в каждой четверти проверялась техника чтения учащихся, выявлялись проблемы, велась работа по коррекции навыков.

В 5 классе рекомендуется также вести наблюдения за домашним и классным чтением. Однако проверка техники чтения перестаёт быть видом контроля, потому что стоят другие цели обучения.

Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова. Что делать! И такое тоже бывает.

Для учителя литературы предлагаем хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме. Учитель работает со своим текстом, ученику предлагает тот же текст, но без специальных пометок и таблицы для заполнения. Ученик отвечает на вопросы к тексту устно, а не письменно.


Материал для контроля техники чтения в 1 полугодии

Предлагается отрывок из рассказа Е.И. Носова «Как ворона на крыше заблудилась».


На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный.                                          
43

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.
Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.
75
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить!                                                                                              83

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.              130  

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.                                                                                           156  
Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста!                                                               196 слов


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1)    Дать характеристику вороне.
2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:

«Обыкновенная ворона»;
«Как ворона хлебный мякиш потеряла»;
«Ворона на крыше»;
«Хлеб для вороны»;
«Хлеб исчез!»

3) Ответить на вопросы:
-    Как жилось вороне зимой?
-    Кого боялась ворона?
-    Какие неприятности  случились с вороной?


Материал для итогового контроля во 2 полугодии

  Предлагается отрывок из рассказа М. Пришвина «Лесной доктор».


    Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.                                                                                               41

Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.                                    105

– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?                                                                                            125

– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.                                         138

Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.                                                    210

Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.                                                                                                  219

– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.              230

Пареньки подивились.                                                                 232

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
Весной в лесу
Срубленное дерево
Лесной доктор  (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
Экспонат для музея

3) Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?

Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит во 2 заданию на четыре балла. Если не может выполнить его, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы получает «3».

Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами),  правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.

Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по подготовленному тексту (прозаическому и стихотворному).

Осознанность чтения. Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «2» балла. Потом переходит ко 2 заданию на «1» балл. Далее даёт толкование выражений и за правильные ответы получает «3» балла. Итого «6» баллов – оценка «5». Если «5» баллов, то оценка «4», если «4» балла – оценка «3».

Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению. Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).

 

Диагностическая карта 
ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
  20__-20__  учебный год
 Класс________________Учитель_______________________________________

 

Заполнение таблицы:                                      
1)    Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами). 
2)    Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
3)    Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
4)    Осознанность чтения определяется по баллам.  
5)  Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».



Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Барков

Барсучья кладовая

 

Жили на опушке леса заяц и барсук. Всё лето они встречались. Только заяц всё больше бегал да резвился, а барсук всё ел да ел.

Заяц не раз корил друга:

- Куда тебя, братец, разносит? И так уж толст!

- Надо, Косой, надо... - отвечал барсук и продолжал жевать.

На белых крыльях метелей да буранов пожаловала зима. Барсук в нору забрался. Правда, еле-еле пролез...

Посмеялся над ним заяц:

- Ну и толстяк! Как же по снегу ходить будешь?!

С той поры заяц не встречал барсука, хотя не раз вспоминал друга.

Пожаловала весна. Звери проснулись после долгой спячки. Вышли на опушку греться - резвиться...

Огляделся заяц по сторонам: "Где барсук?"

И тут прямо на него какой-то зверь идёт: худющий, глаза заспанные, ноги заплетаются.

- Здравствуй, Косой! - шепчет зверь.

- Ты кто такой будешь?! - дивится заяц.

- Неужели старого друга не узнал? Да я барсук!

Косой собственным глазам не поверил:

- Как барсук?! И такой худой!        

- Так-то, Косой! Помнишь, ты всё смеялся надо мной: "Ну и толстяк!" А я летом жирок себе нагуливал.

- Это к чему, - поинтересовался заяц, - жирок?

- По осени залягу я в нору, сплю до весны и понемногу худею. Недаром говорят: зайца зимой ноги кормят, а барсука - летний жирок.

- Так-так! - смекнул Косой. - Значит, ты сам себе кладовая!

10

19

24

29

38

47

48

56

63

67

77

87

89

95

102

108

117

121

127

135

144

149

155

164

173

182

194

204

206

216

217

Александр Сергеевич Барков

Весна-волшебница

 

- Дили-дили-дон-дон! - с тонких веток ивы, с длинных серёжек посыпалась на землю, на хрустящий ледок звонкая капель, зазвучала радостная мелодия.

И будто по мановению волшебной весенней капели, всё вокруг стало преображаться, полниться звуками, красками, запахами.

На склоне оврага ожила, зажурчала, запела струйка воды. Выбралась из-под талого снега и напоила ручей. Скатился ручей в ложбинку и влился в животворный вешний поток.

Забралась талая вода под корни старого кедра в норку бурундука: вставай, полосатый! Прыгнул зверёк на камень, вытянулся столбиком - и давай тереть мордочку лапами. Глаза - смородины. Чёрные полосы блестят на рыжей спине. Умылся, разом похорошел.

Добралась вода до медвежьей берлоги. Подняла с лёжки медведицу с медвежатами. От ветра, от сладких запахов земли закружилась голова у косолапых, начали они кувыркаться. А потом залезли на дуб - с высоты чего только не увидишь!

Повсюду в лесу ещё голо. И вдруг из-под замшелой кочки, точно праздничный букет - маленькое деревце - всё в розовых и лиловых цветах. То зарумянилось волчье лыко.

А на лесной опушке проснулись и ожили прошлогодние осенние листья. Это с теплом вспорхнули, закружились над проталинами, над голубыми подснежниками первые бабочки. А величают их по цвету: жёлтые - лимонницы, белые - капустницы, красные - крапивницы... То-то веселье!

Видно, недаром в народе говорят: весна-красна чудес полна!

8

12

20

29

34

35

42

51

59

60

69

76

84

93

96

104

112

119

130

132

141

151

159

167

175

180

189

197

204

205

Александр Сергеевич Барков

Как медведя будили

         

С каждым днём всё жарче припекает солнце. Звери начали пробуждаться от зимнего сна.

Вешним теплом погреться на лесную проталину выбежала сорока. Длинным хвостом качнула, напилась водицы, повеселела и затрещала:

- Больно долго косолапый медведь в берлоге спит! Небось все бока пролежал.

- Лесной доктор! - крикнула сорока дятлу. - Пора косолапого будить.

- Давно пора! - согласился чёрный дятел.

Уселся на корявую берёзу и давай колотить по стволу. Только щепки в разные стороны полетели!

А мишка знай себе посапывает да лапу сосёт.

Позвала белобока волков:

- Уж больно косолапый заспался!

- Заспался! Заспался! - серые разбойники лязгнули зубами, подошли к берлоге и давай выть на разные голоса.

А мишка только за ухом почесал и погрузился в сладкую дрёму.

- Кума Патрикеевна! - шепнула сорока лисе на ухо. - Как косолапого с лёжки поднять?!

- Да проще простого! - ухмыльнулась рыжая плутовка. - Вот гляди...

Зачерпнула лиса ведёрко талой водицы да в дыру у медвежьей берлоги и вылила.

Заурчал, запыхтел, завозился медведь. Протёр глаза лапой и вылез из зимнего логова.

- Добрый день, косолапый! - обрадовались звери.

Медведь встал на задние лапы, глаза протёр, приосанился, хлопнул в ладоши:

- Ну-ка, лесной народец, собирайся!

Прибежали на поляну звери, начали хороводы водить, песни петь, весну-красну праздновать!

8

13

19

25

29

38

41

50

52

59

68

74

82

85

90

95

107

116

118

127

133

142

144

154

157

163

169

176

183

187

192

199

203

Александр Сергеевич Барков

Почему ель зимы не боится

 

- Осина, отчего ты всё трясёшься?! - удивилась молодая пушистая Ёлка.

- Страшно. Зимы боюсь...

- Зимы бояться - в лесу не жить!

- Ишь, смелая какая! - Осина приосанилась, тряхнула ветвями. - У меня листья вон какие большие, и то я боюсь, а у тебя иголки тонюсенькие. Сразу окоченеешь...

- Поживём - увидим... - загадочно ответила Ёлка.

А вскоре и Зима на санях прикатила, в кудрявый белый наряд лес прибрала.

- Лист на лист не попадает... – заплакала Осина. - Мёрзну!

- Ты крепись, не поддавайся зиме! - подбадривала её Ёлка, а сама иглы расправила, точно ёж ощетинилась.

Ударил Мороз - Красный Нос по Осине, застыла Осина - словечка проронить не может.

- А это кто ещё тут на пути торчит! - заскрипел Мороз, приметив на опушке леса пушистую зелёную Ёлочку. - Долой с дороги, сейчас заморожу!

Дохнул холодом. А Ёлка не шелохнётся.

- Ветер, браток, выручай, - пожаловался Мороз.

- Да это нам раз дунуть! - улыбнулся Ветер.

Разбежался, разлетелся ветер. Дунул... и укололся. Даже засвистел с досады.

А Ёлка ветки расправила, снежной шубой укрывается, ещё наряднее стала...  

Ветер гудел, свирепел, а толку всё нет.

- Пурга, сестрица, помоги!

Налетела Пурга на Ёлку, застонала, завыла:

- Снегом замету, холодом заморожу!

А Ёлка знай себе посмеивается да ветвями потряхивает.

С той поры Ель зимы не боится.

9

11

14

22

30

43

49

57

67

70

79

80

89

97

107

111

123

131

136

142

149

158

165

168

175

178

185

189

195

200

208

215

Сергей Алексеевич Баруздин

Артист

На  киностудии снимали новый фильм.  В  фильме должна была  быть  такая сцена. В избу, где спит человек, залезает медведь, человек в  испуге просыпается.  Еще больше пугается,  увидев человека,  медведь.  Он убегает в окно. Пустяковая сцена, на две минуты.

В  цирке как раз шла программа,  в  которой выступал дрессировщик медведей. Наутро дрессировщик привез на студию самого крупного медведя.

- Вы  не  бойтесь,  -  сказал дрессировщик.  -  Мой Топтыгин ручной.

В  подтверждение его слов медведь охотно съел  пирожное и ловко прокатился на велосипеде.

-  Артист!  - обрадовался режиссер. - Нам такой и нужен. Мы его даже без репетиции снимем!

Настал  день  съемок.   Артист  лег  на  лавку, притворился спящим. Режиссер дал команду. Включили яркий свет. В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное.

Попав на  яркий свет,  мишка встал на  задние лапы  и  начал танцевать. Затем  он  несколько раз  перекувырнулся через голову и,  довольный,  уселся посреди избы.

- Стоп!  -  закричал  режиссер.  -  Неужели нельзя ему как-нибудь объяснить, что все это не нужно?

Но объяснить мишке было трудно.  Так прошел весь день.  И следующий. И все равно, как только мишка попадал под свет прожекторов, он начинал старательно выполнять знакомые ему цирковые номера.

Наконец режиссер не выдержал.

 - Ваш медведь нам не подходит,  - сказал он дрессировщику. -       Он артист, а нам нужен простой, необразованный медведь...

Так и пришлось дрессировщику увести своего Топтыгина.

7

17

24

32

38

47

53

57

66

68

75

81

90

97

104

110

117

123

133

140

147

156

163

171

181

188

192

196

205

213

215

221

222

Сергей Алексеевич Баруздин

Пчелиная напасть

Жил я в детстве в деревне.  Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой.

Но у  хозяина дома,  где мы жили,  было несколько ульев с  пчелами. Пчелы -  миролюбивые существа,  если их не обижать.  И верно: наши пчелы никого не трогали.  

Никого, кроме меня. Стоило мне  выйти  из  избы,  как  какая-нибудь пчела  обязательно меня укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.

- Балуешься много, - говорила мать, - вот они и  кусают.

- Не балуюсь, - оправдывался я. - Совсем их не трогаю.

Время шло, но не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти.

Хотел  я  спросить нашего  хозяина,  почему пчелы  меня  не  любят,  но побоялся.  А  вышло так,  что  я  все равно не  избежал разговора с  хозяином.  

Как-то  вечером сидел я  весь  искусанный за  столом,  ужинал.  Вошел в комнату хозяин, спрашивает:

- Тебя что, пчелы опять покусали?

- Покусали,  -  говорю. - Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к ульям и близко не подхожу...

Хозяин недоверчиво покачал головой.

- Странно. Они у меня смирные, - а сам ко мне присматривается.

- А ты лук любишь? - спрашивает вдруг он.

Я обрадовался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:

- Да,  очень люблю! Каждый день зеленый лук ем.

- Вот, брат, за это они тебя и кусают, - рассмеялся хозяин. - Пчелы к  разным запахам очень привередливы.  Придется тебе воздержаться от лука.

С  того дня я  за  все лето больше ни одной стрелки лука не съел.  

А  пчелы и  верно перестали меня жалить.  

11

16

25

34

43

52

60

67

78

89

99

101

108

119

125

133

139

145

156

165

169

180

181

190

200

209

220

228

233

245

247

254


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о результатах проверки техники чтения в 1-7 классах.

Справка о результатах проверки техники чтения может служить завучу, руководителю МО начальных классов, руководителю МО русского языка и литературы шаблоном для написания "своих" справок. Нормы чтения ...

СПРАВКА ПО ПРОВЕРКЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 5-Х КЛАССАХ

Результаты по проверке технике чтения по иностранному языку...

Тексты для проверки техники чтения 5-6 класс

Тексты для проверки техники чтения с подсчетом количества слов на строке. Очень удобно для использования в работе в 5-6 классах...

Тексты для проверки техники чтения 5 класс

Тексты для проверки техники чтения 5 класс...

Материалы для проверки техники чтения

Материал содержит тексты (с вопросами), рекомендации и бланк проверки техники чтения. Тексты подобраны для 5-6 классов...

Методические рекомендации при организации проведения проверки техники чтения «Чтение как вид учебной деятельности с учащимися с ОВЗ»

Данный материал может помочь при организации проверки техники чтения с обучающимися с ЛУО (ИН). Материал подобран в рамках самообразования. Предлагаю использовать при проведении техники чтения....