Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-11 классов "Он любил Отчизну!"
занимательные факты по литературе на тему

Кочергина Наталья Сергеевна

Данный сценарий внеклассного мероприятия по литературе  посвящен 200-летию со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция, посвященная 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

« Он любил Отчизну!»

Учитель русского языка и литературы:  Кочергина Наталья Сергеевна

Еще не знаешь ты, кто я.

             Утешься! Нет, не в мирной доле,

  Но битвам, родине и воле

                                             Обречена судьба моя.

        М.Ю.Лермонтов « Измаил – Бей».

I.Ведущий: Зимний Петербург хоронил А.С.Пушкина. Чудовищность происшедшего, безысходная тоска, горечь невосполнимой утраты вызывали в людях оцепенение, побуждали к горьким раздумьям, заставляли страдать.        

II.Ведущий: И вдруг то шепотом, то громче заговорили о каком – то стихотворении. Гневные слова, каждая строчка- клеймо, вызов сановным убийцам, пощечина мерзостному беглецу, заброшенному к нам по воле рока на ловлю счастья и чинов.

I.Ведущий: Кто он? Этот мятежник одинокий, замахнувшийся на тех, что

«… злобно гнали

                его свободный, смелый дар

          И для потехи раздували

              Чуть затаившийся пожар».

II.Ведущий: С пушкинской прямотой, пушкинским лаконичным стихом неизвестный публично обнародовал настоящих убийц поэта « жадной толпой стоящих у трона».

I.Ведущий: Стихотворение размножается в тысячах списков, переписывается, как важный обвинительный акт самодержавию.

II.Ведущий: « Призыв к революции» - пометка жандарма на экземпляре, поданном царю.

I.Ведущий: Так молоденький 22- летний юнкер гусарского гвардейского полка М.Ю.Лермонтов, подобно буревому вихрю, проник в израненную душу поэзии.

II. Ведущий: И не успев еще оправиться от душевных и литературных потрясений, он был сослан за возмутительную дерзость на кавказ.  

I.Ведущий: Так смело, так сразу принял он из еще не остывших рук Пушкина расстрелянную музу; и не только музу, но и скитальческую судьбу политического изгнанника, отправившегося подобно « одинокому парусу» наперекор разбушевавшейся самодержавной стихии.  

Стихотворение «Парус»

II.Ведущий: Болезненный и впечатлительный, с выразительными умными глазами, Мишель Лермонтов был наделен талантами художника и музыканта, поэта и философа.      

I.Ведущий: Подобно своему Демону, он был природой наделен «мятежным характером», как и его герой, удивлял своих современников « пучиной гордого познанья».        

II.Ведущий: Откуда такая тяга к познанию тайны бытия? Причина – в трагическом разладе между мечтой и действительностью.    

I.Ведущий: Его жизнь была соткана из чудовищных несуразностей и противоречий.

II.Ведущий: С одной стороны – сиротское детство.

I.Ведущий: С другой – роскошное материальное благополучие.

II.Ведущий: С одной стороны – безграничная любовь бабушки и друзей.

I.Ведущий: С другой – предательство близких и беспросветное одиночество.

II.Ведущий: С одной стороны – стремление к обретению любви с его стороны.

I.Ведущий: С другой – полное его неприятие со стороны тех, кого он любил.

II.Ведущий: С одной стороны – восхищение его поэзией;

I.Ведущий: С другой – месть за нее.

II.Ведущий: Лермонтов всегда был бесконечно одинок, и этому посвящены многие его стихотворения:

«Ночевала тучка золотая… »

                                       «Дубовый листок»

I.Ведущий: Наделенный гордой и бесстрашной душой, поэт боролся с пороками своего общества: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

II.Ведущий: Его борьба отразилась во множестве замечательных произведений: стихотворений, поэм, повестей.  

I.Ведущий: Его роман « Герой нашего времени» явился историей души человеческой, положив начало новому жанру психологического романа.

II.Ведущий: Обращаясь своими произведениями к истории родины, он старался разобраться в той социальной несправедливости, которую видел в современной ему жизни.

«Бородино»

I.Ведущий:Ненависть к тирании, ко всему тому, что и кто порождает ее, к самодержавию, к тем, кто холуйски «прислуживает власть имущим», пропаганда свободы и независимости личности, стремление к гармоничной жизни согласно совести и чести, любовь к родине – вот те мотивы, которые определяют позицию Лермонтова – борца.

II.Ведущий: Любовь к родине у Лермонтова – чувство глубокое  и искреннее. Именно он впервые в литературе так признается в любви к родине.

«Родина»        «С чего начинается родина?» - песня

I.Ведущий: Столица нашей родины- Москва. Предстает перед нами как живая в «Песне о купце Калашникове».

«Над Москвой великой, златоглавою…»

II.Ведущий: В гнусной застойной обстановке аракчеевского режима Лермонтов борется в одиночку. Часто ему бывает так тяжело, что «хочется забыться и заснуть…»

«Выхожу один я на дорогу…»

I.Ведущий: Но не дали преследователи поэта «вздыматься жизни силам» в его душе.

II.Ведущий: Второе, и на этот раз ни с кем не сравнимое после Пушкина сердце России в лице Лермонтова было тоже расстреляно, но не иностранцем, а своим доморощенным убийцей, тоже «ловцом счастья и чинов».

I.Ведущий: Пал еще один « оклеветанный молвой…» И потребуется много лет, чтобы очистить от грязи и клеветы имя великого страдальца литературы  - М.Ю.Лермонтова.

II. Ведущий: Дай руку мне, склонись к грули поэта,

                      Свою судьбу соедини с моей

                      Как ты, мой друг, я не рожден для света

                      И не умею жить среди людей,

                      Я не имел ни время, ни охоты

                      Делить их шум, их мелкие заботы,

                      Любовь мое все сердце заняла…

                      Мой  дом везде, где есть небесный свод,

                      Где только слышны звуки песен,

                      Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

                      Но для поэта он не тесен.

                      До самых звезд он кровлей досягает,

                      И от одной стены к другой-

                      Далекий путь, который измеряет

                      Жилец не взором, но душой.

                      Есть чувство правды в сердце человека,

                      Святое вечности зерно:

                      Пространство без границ, теченье веки

                      Обьемлет в краткий миг оно.

                      И всемогущий мой прекрасный дом

                      Для чувства этого построен,

                      И осужден страдать я долго в нем,

                      И в нем лишь буду я спокоен.

I.Ведущий: Великий муж! Здесь нет награды,

                     Достойной доблести твоей!

                     Ее на небе сыщут взгляды

                     И не найдут среди людей.

                     Но беспристрастное преданье

                     Твой славный подвиг сохранит,

                     И, услыхав твое названье,

                     Твой сын душою закипит.

                     Свершит блистательную тризну

                     Потомок поздний над тобой

                     И с непритворною слезой

                   Промолвит: «Он любил Отчизну!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Писаховский праздник "В гостях у Сени Малины"

1. Заочная  экскурсия. С.Г. Писахов-«патриарх северной литературы». В 2005г.  в старинном здании на Поморской-10 в г.Архангельске  открыт музей Писахова, в котором представлены интересн...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов "Четырнадцать магических строк"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Четырнадцать магических строк"-литературный вечер, посвященный сонету. Мероприятие предполагает знакомство учащихся с историей создания сонета, отношен...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов: «Знатоки литературы»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов: «Знатоки литературы»...