"Дива былинные"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
"Дива былинные"- мероприятие для 7 класса, материал которого может использоваться фрагментарно на уроках при изучении былин или как внеклассное мероприятие. Данный материл создаёт целостное представление об истории развития жанра, позволяет проявить творческие и исследовательские навыки учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дива былинные" | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Дива былинные.
Игра – путешествие по русским былинам (7 класс).
Цель. Приблизить учащихся к научному осмыслению проблемы, познакомить их с теоретическими разработками в области народного эпоса. Показать возможность применения полученных знаний на новом уровне.
Эстетическое воспитание учащихся, формирование умения понимать произведения литературы, музыки, живописи во взаимодействии и взаимовлиянии.
Оборудование. Выставка репродукций картин русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений, декорации для инсценировки, книжная выставка.
ХОД УРОКА.
Звучит фрагмент из «Картинок с выставки» М.Мусорского.
Вступительное слово учителя. Л.Н.Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли.»
На наших уроках мы рассказывали сказки, отгадывали загадки, раскрывали смысл пословиц и, конечно же, знакомились с былинами. Сегодня мы расширим круг наших знаний об этом виде устного народного творчества, посмотрим, как учёные систематизируют былины.
Далее урок строится как беседа, в которую включены выступления учащихся.
Учитель. Вначале мы вспомним, что такое былина? (ответы учащихся). Да, это героико-патриотическая песнь о богатырях и подвигах. Всего былин больше ста. Пришли они к нам из времён дальних, передавались из уст в уста. Сейчас вы услышите, кто сберёг былины для нас и кто их сказывал.
Индивидуальные сообщения.
Ученики. 1. О собирателях былин.
2. О сказателях былин.
Учитель. Ребята, кто является главным героем любой былины? А можете вы предположить, сколько всего существует былинных героев? (ответы учащихся). Да, о некоторых из них мы слышали на уроках. Но на самом деле их гораздо больше. Предполагают, что когда-то в самих былинах существовал поимённый список богатырей. Всех их сказители могли собирать при описании почётных пиров и богатырских застав.
Ученик. Такая попытка была сделана сказительницей Федосьей Емельяновной Чуркиной в 1901 г.
Кабы триццеть-то было богатырей со богатырём:
Атаманом-то – стар казак Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Подутоманьём Самсон да Колыбанович,
Да Добрыня-то Микитич жил во писарях,
Да Олёша-то Попович, жил во поворах,
Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах,
Да и жил тут Василей сын Буслаевич,
Да и жил тут Васинька Игнатьевич,
Да и жил тут Дюк да сын Степанович,
Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,
Да и жил Родивон да Превысокие,
Да и жил тут Микита да Преширокие,
Да и жил тут Потанюшка Хроменькой,
Затем Потык – Михайло сын Иванович,
Затем жил тут Дунай да сын Иванович,
Затем жил тут Дунай да сын Иванович,
Да и был тут Чурило блады Пленкович,
Да и был тут Скопин сын Иванович,
Тут жили два брата два родимые,
Да Лука, да Матвей дети Петровыя…
Учитель. Полного же поимённого списка былинных героев нет. Но его вполне можно составить, выстроив в ряд самых главных действующих лиц русского былинного эпоса. Это мы и попытаемся сделать. Начнём наш разговор с древнейших былинных образов или старших богатырей. Послушайте их имена.
Ученик. Святогорх Волх Всеславович, Михайло Потык (его жена Марья лебедь белая), Вольга, Микула Семенинович.
Учитель. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колыване, как его ещё прозывают.
И был тот святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее.
Конь под Святогором по колено проваливался, земля-матушка под ним прогибалась
Ученик. Рассказывает былину «Святогор и тяга земная».
Ученик. Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков степняков, только знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силён, я могуч, я велик!»
И народ стал забывать его. Нужен народу такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправду не терпел, за обиженных вступился, а силой чуть больше человеческой обладал.
Учитель. Как вы думаете, кто на смену Святогору-богатырю в былины пришёл? Кому десятая часть всех былин посвящена? (ответы ребят). Конечно, вы правы. Это Илья Муромец. Послушаем, как народ рассказывает о смене богатырей в былине «Святогор и Илья Муромец.»
Ученик. Пересказ былин.
Учитель. Мы с вами перешли к следующему былинному циклу – героические былины
Как вы, ребята, думаете, кто кроме Ильи Муромца являются главными героями русского эпоса? (ответы учащихся). Да, это Алёша Попович и Добрыня Никитич. А ещё в былинах героического цикла звучат следующие имена…
Ученик. Василий Казимирович, Суровен Суздалец, Василий Игнатьевич, Сухматий (Сухман), Королевичи из Кракова (Петрой Петрович и Лука Петрович), Михайло Дородович и Фёдор Дородович, Данило Игнатьевич, Ермак-богатырь, Михайло Петрович (Козарин), Калика-богатырь, Авдотья Рязаночка, Василиса Микулична.
Учитель. Так как сюжеты героических былин наиболее известные, мы проведём викторину, в которой каждый из вас может принять участие.
Проводится викторина«РУССКИЕ БЫЛИНЫ»
1. Почему Илью Муромца прозвали Ильёй Муромцем?
2. Кто, кроме Ильи Муромца, является главными героями русского эпоса?
3. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет?
4. Какой первый подвиг совершил Илья Муромец? (былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» «Илья Муромец»)
5. Почему Алёшу назвали Поповичем?
6. С кем дрался Алёша Попович? (былины «Добрыня Никитич и Алёша Попович» «Алёша Попович и Тугарин Змеевич)
7. Кого из женщин освободил Добрыня из полона Змея Огненного? (былина «Добрыня и Змей»)
8. Какие былины не о воинских подвигах вы знаете?
9. Как вы думаете, кто сильнее был в былинных русских, Микула или богатыри-воины? (былины «Вольга и Микула Селянинович» «Святогор и тяга земная»)
10. Какие реальные исторические места и лица упоминаются в былинах?
Учитель. Я думаю, ребята, что вы заслужили звание знатока былин. Ну а кто затрудняется найти ответы на некоторые вопросы может внимательные перечитать уже знакомые былины и познакомиться с новыми, представленными в сборниках на нашей выставке. (Обращение к книжной выставке, аннотации представленных книг).
Самые известные богатыри героического цикла былин представлены на картине нашего земляка Константина Анисимова. Эта копия со знаменитого полотна русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри 1881 – 1898 г.
Как вы думаете, что можно сказать о каждом из богатырей?
Устное словесное рисование: создание рассказа по картине.
Учитель. Исследователи устного народного творчества почти единодушны в мнении, что когда-то былины рязанские, ростовские, черниговские, галицко-волынские… Но, к сожалению, до ХХ в. сохранились только киевские и новгородские, которые и объединяются в соответствующие циклы.
Былинный Киев всегда – центр княжеской государственной власти; во всех сюжетах Киевского цикла, так или иначе, заключен конфликт богатыря (личности) и князя (власти).
Ученик. Героями Киевского цикла являются Дунай, Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Иван Гостиный сын, Данила Ловчанин, Ставр Годинович, Иван Годинович, Глеб Володьевич, Хотен Блудович, Касьян, княгиня Апраксия, Маринка Кайдаловна, забава Путитична, князь Владимир
Учитель. Тема «добывания невесты» - одна из самых распространенных в фольклоре всех стран и народов. В Киевском цикле она воплотилась в былинах «Дунай», «Соловей Будимирович», «Иван Годинович», «Идойло сватает племянницу князя Владимира…»
Одна из самых оригинальных по сюжету – былина о Ставре Годиновиче, которая и будет представлена нам сейчас.
ИНСЦЕНИРОВКА БЫЛИНЫ «СТАВР ГОДИНОВИЧ»
Автор. Во стольном было городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира,
Как было пированье – почестный пир…
Все на пиру наедалися,
Все на честном напивалися,
Все на пиру порасхвастались…
Из тоя из земли Ляховицкая
Сидел молодой Ставр сын Годинович;
Он сидит за столом, да сам не хвастает.
Князь Владимир (обращаясь к одному из опричников)
Ай же ты, Ставер сын Годинович!
Ты что сидишь сам да не хвастаешь?
Ставр, (пригорюнившись)
Хотя есть у меня села со приселками
Хотя есть города с пригородками,
Да то мне, молодцу, не похвальба;
Хотя есть у меня добрых комоней,
Добры комони стоят, все не ездятся,
Да то мне, молодцу, не похвальба;
Хоть славна моя родна матушка,
Да и то мне, молодцу, не похвальба;
Хоть хороша моя молодая жена,
Так и то мне, молодцу, не похвальба;
Она всех князей-бояр да все повыманит,
Тебя, солнышка Владимира, с ума сведёт.
Боярин. Ты, солнышко Владимир стольно-киевский
Засадим-ка Ставра в погреба глубокие,
Так пущай-ка Ставрова молодая жена
Нас, князей-бояр, всех повыманит,
Тебя солнышка Владимира, с ума сведёт,
А Ставра она из погреба повыручит!
Дом Ставра, Василиста одна, в раздумье.
Мне-ка деньгами выкупать Ставра – не выкупить,
Мне-ка силой вырачать Ставра – не выручить;
Я могу ли, нет Ставра повыручить
Своей догадочкою женскою!
Автор, комментируя действия Василисты.
Скорёшенько бежала она,
Подрубила волоса по-молодецки – де,
Накрутилася Васильем Микуличем,
Брала дружинушки хоробрыя,
Поехала ко граду ко Киеву.
Василиста (входит в шатер князя Владимира кланяется)
Здравствуй, солнышко Владимир стольно-киевский.
Я есть из земли Ляховицкая,
Того короля сын Ляховицкого,
Молодой Василий Микульч-де;
Я приехал к вам о добром деле – о сватанье
На твоей любимыя на дочери.
Автор. Пошел князь Владимир к дочери возлюбленной, передал ей слова
посла
А дочь ему ответила, что нельзя выдать девчину за женщину.
И решил князь испытать посла.
Много загадок пришлось решить Василию
Микуличу: в жаркой баньке попариться
в цель попасть, расколов стрелу надвое,
с боярами побороться.
Изо всех испытаний вышел он с честью.
И решил князь Владимир дочь свою просватывать.
На пиру свадебном посол попросил выпустить
из погребов глубоких Ставра Годиновича,
Чтобы он на гуслях играл да гостей тешил.
Не смог князь Владимир отказать, посла
разгневать – выпустил Ставра.
Ставр появляется на пиру.
Василиста. Солнышко Владимир стально-киевский!
За что был засажен Ставер сын Годинович
У тебя во погребе глубокие?
Владимир. Похвастал он своей молодой женой,
Что князей-бояр всех повыманит,
Меня, солнышка Владимира, с ума сведет.
Василиста (снимает шапку, мужскую одежду и предстает во всей красе).
Теперь, Ставер, меня знаешь ли?
Ставр и Василиста радостно подходят друг к другу.
Князь Владимир. Молодой Ставер сын Годинович!
За твою великую за похвальбу
Торгуй во нашем городе во Киеве,
Во Киеве во граде век беспошлинно!
Автор. Тут век про Ставра старину поют
Синему морю на тишину,
Вам всем, добрым людям, на послушанье.
Учитель. И воследний цикл былин, выделяемый исследователями – Новгородский. Как Новгород обособлен в русской истории, так и богатыри его заметно выделяются среди героев русского эпоса. Новгород обогатил русский эпос двумя героями – Садко и Василием Буслаевым. Мы послушаем былину о Садко.
Ученик. Звучит пересказ былины «Садко»
Учитель. «Это один из перлов русской поэзии», - так характеризовал В.Г. Белинский былину о Садко. Именно этот образ вдохновил композитора Римского-Корсакова на создание оперы «Садко».
Отрывок из этого произведения вы сейчас услышите. И конечно же, во время прослушивания в нашем воображении возникнут определённые картины.
Что вам представилось, вы расскажите после того, как послушаете музыку.
Прослушивание фрагментов оперы «Садко». Рассказ по воображению.
Учитель. Мы сегодня вспомнили уже известные вам былины, познакомились с новыми. Но, может быть, память о них уходит в прошлое? Нет, ребята, это далеко не так.
Былины, созданные в далёком прошлом, сохраняют огромное значение в духовной жизни нашего народа.
Вдохновляли былины многих композиторов, художников. Достаточно вспомнить оперу «Садко» Римского-Корсакова (отрывок из которой мы слушали), величественную «Богатырскую симфонию» А.П.Бородина, симфонию «Илья Муромец» Р.М.Глиэра, оперу «Добрыня Никитич» А.Г.Гречанинова.
Изумительные полотна В.М.Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»; «Садко» И.Е.Репина. Художник работал над циклом «Русь былинная», куда входят картины «Рождение Дуная», «Авдотья Рязаночка», «Вольга и Микула», «Бой со змеем», «Садко и владыка морской…»
(Обращение к выставке картин).
Большое воздействие оказали былины на русскую литературу. Поэты XVIII, XIX, XX в. обращались к эпическому творчеству своего народа.
Можем вспомнить «Добрыню» Г.Державина, «Алёшу Поповича Жуковского «Илью Богатыря» Крылова. Образ Руслана в поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила», так же и образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», навеян образами русских богатырей.
Мы послушаем несколько стихотворений, в которых звучат былинные мотивы.
Ученики. Чтение наизусть выбранных стихотворений.
Например. А. Толстой «Илья Муромец»
И. Бунин «Святогор и Илья»
Н. Гумилев «Змей»
Учитель. Ребята, близится к концу наша встреча. Закончить урок я бы хотела словами В. Аникина: «В искусстве былины… как бы осуществилась связь времён – Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека».
Ваш интерес к нашему уроку, хорошая подготовка – лучшее подтверждение мысли литературоведа о современности былин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-историческая игра "Дива былинные"
Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме представлен материал р...
Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович
Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....
Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.
Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...
Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6 класса «Дива былинные»
Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие после изучения темы "Былины". Мероприятие проводится в форме игры с учащимися, содержит основные вопросы по данной теме. При проведении зан...
Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...
Презентация "Былины.Виды былин"
Презентация знакомит учащихся 5 классов с особенностями былин....
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...