Но душа своя мне дороже всего света
план-конспект урока (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«…Но душа своя мне дороже всего света сего…»
( Творческий практикум:»Поучение» Владимира Мономаха и произведения Владимира Крупина).
(Урок комплексного применения знаний)
Цель: в процесе творческого практикума выяснить:
- современно ли сегодня «Поучение…» Мономаха с точки зрения темы сегодняшнего урока;
- как перекликаются идеи Поучения и современной детской литературы
Развивать: - творческие способности учащихся в практической работе с текстом;
- умение видеть в литературном произведении личность автора, его устремления и задачи писателя.
Воспитывать:
- желание «иметь душу чистую и непорочную», чуткость к человеку, стремление к высоким помыслам.
Знать: содержание «Поучения» Владимира Мономаха и рассказов Владимира Крупина;
- истинные ценности древнерусской литературы и ее влияния на традиции русской
литературы;
- художественные средства в произведении и их роль в раскрытии идейного замысла
произведения;
- способы постижения мира и человека в древнерусской и современной литературе
теоретические понятия : деталь, контраст, антитеза;
- значение литературы на все времена
Уметь:
- пересказывать и комментировать эпизоды, небольшие рассказы;
- вести учебный диалог доказывать свою позицию, оценивать поступки героев;
- сопоставлять произведения разных эпох, находить в них общие идеи;
- обобщать этические и эстетические ценности произведений любой эпохи, связывать их со своими устремлениями;
- делать выводы на основе изученного.
Оборудование: иллюстрации к «Поучению и рассказам Крупина, портрет Крупина, древнерусские афоризмы.
Словарная работа: «Седя на санех» - в конце жизни, на пороге смерти;
Зъло – очень.
«Духовная» - завещание
Глаза держать книзу, а душу ввысь.
Из «Поучения»
Ход урока.
Ι. Организация класса.
Сегодня у нас ребята очень серьезная тема и я хотела бы , чтобы вы сумели ее осмыслить и, как сказал Мономах, « ели не все примите, то хоть половину».
ΙΙ. Актуализация ЗУН, необходимых для применения знаний.
( Вступление к теме)
«Глаза держать книзу, а душу ввысь» - эти слова русского князя Владимира Мономаха современники, наверное, восприняли с удивлением. Ибо вся жизни князя – это ратный подвиг.
- Сколько походов провел он?
Верно: «80 и 3 великих, а остальных и не упомню»…
Как тут думать о душе , о человеке, о будущих поколениях? Владимир Мономах нашел время и «седя на санех», в «Поучении» выразил свой взгляд на человека будущего, на душу человеческую.
Время создало много литературных шедевров , но , пожалуй, ни одно не превзошло «Поучение» по концентрированности языка, поэтичности и мудрости.
В конце 20 и в начале 21 века детская литература взяла гарипотеровское направление – для детей писать стало невыгодно( мало читают) и трудно (дети так быстро взрослеют)…
В русской литературе есть писатель, который продолжил традиции древнерусской литературы. Это вятич Владимир Крупин. Его судьба сложена по Отеческим потребностям. «У него слово не вязнет, строка не тянется…и когда – нибудь по его рассказам будут судить о температуре жизни в эпоху конца столетия, и как эта температура постепенно переходила из физического страдания в духовное твердение, - говорит о нём В. Распутин.
Писатель, публицист, общественный деятель, В. Крупин не выпячивается, а наоборот, понимает, что современному писателю сегодня что-то новое сказать очень трудно., тем более после наших великих классиков: Чехова, Шмелёва, Шолохова.
III. Актуализация опорных знаний.
«Поучение» Мономаха в начале 21 века звучит особенно актуально.
Как перекликаются рассказы В. Крупина с «Поучением», попробуем сегодня разобраться на творческом практикуме, тема которого «…но душа своя мне дороже всего света сего»..
- Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать, что понять, чему научиться…
( совместная работа по определению целей и задач урока)
- какой эпиграф моно подобрать к нашей теме?
( находим эпиграф, записываем в тетради).
IV. Усвоение образца комплексного применения знаний.
«Поучение» - это завещание потомкам, правила жизни.
- Какое первое правило можно взять у великого князя?
- «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло»..
- Нужно ли что-то здесь комментировать?
- Как эта мысль отозвалась в произведениях В. Крупина?
РАБОТА С РАССКАЗОМ « А ты улыбайся!»
Беседа: - что вложил автор в название рассказа?
- Как градация помогает увидеть превращение игры в драку?
- Какой приём использует автор, показывая превращение игры в драку?
( антитеза, которая помогает увидеть отцу своих детей )
- Какими глазами смотрит отец на своих детей в конце рассказа?
Над чем заставляет нас задуматься автор?
(Детская жестокость страшна, радость общения сменилась страхом за своих детей, расстреливающих из снежков вылепленных из снега маму , папу, и себя, и своих родных…)
* НЕ БУДЬТЕ ЖЕСТОКИ ДРУГ К ДРУГУ !
V. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Какой совет даёт Мономах?
- (Иметь помыслы чистые, побуждая себя на новые дела»)
- Созвучны ли мысли Мономаха и Крупина?
В.Крупин пытается понять, какой враг сидит в нас, А ведь об этих врагах ещё писал В. Мономах.
- Найдите эту мысль.
«ОСВОБОДИ МЕНЯ ОТ ВРАГОВ МОИХ …ИБО УЖЕ УЛОВИЛИ ДУШУ МОЮ,,»
- Как, чем можно уловить душу?
Карточка 1.
Цель: выяснить, как соприкасаются взгляды Мономаха и В. Крупина. Задание: В чем состоит задача писателя? О чём болит душа писателя? | Работа в ППС. |
Сообщение учащихся:
В журнале «Роман- журнал 21 век» ( 2, 2001 г.) напечатана маленькая повесть В, Крупина «Ловцы человеков». В основе сюжета- поездка группы писателей на рыбалку к Ледовитому океану, на Печору. Вдали от суетной Москвы идут разговоры о классической и новой литературе, о ситуации в стране, где скоро 5% будут жить в капиталистическом раю, о языке.. (зачитать с. 93).
Так называемая командировка- рыбалка снабжена провизией настолько, что её собираются отдать в детский дом, вертолёт, уютная ,современнная гостиница .. Но всё это как-то не способствует радости, которую несёт рыбалка.. Ловцы человевеческих душ повсюду: они сманивают человека
Речь заходит о русской национальной идее ( зачит, с. 96 )
Болит душа у писателей - обо всём и не переговоришь. В. Крупин пишет: « Писатели, русские писатели должны заниматься только одним- воцерковлением людей, и тут же спрашивает: « Но как же они будут воцерковлять, сами не воцерковлённые?»
Оказывается, задача писателя очень важная: порой невыполнимая,но и молчать он не может.
- Ребята, а ведь В. Мономах ещё в 12 в. ответил на этот вопрос…
- А у Мономаха был ответ а этот вопрос …
ГЛАЗА ДЕРЖАТЬ КНИЗУ, А ДУШУ ВВЫСЬ ..
( - иметь душу чистую и непорочную..; Но душа моя мне дороже всего света сего..)
- не правда ли, слова высокие и трудно к ним что-либо добавить …
Карточка 2 .
Цель: представить образ Мономаха как общественного деятеля и правителя Задание: Прчитайте отрывок из «Поучения» от слов: « ежели вам придется крест целовать…» до слов: «… не погубить души своей…) Информация к ответу. В. Мономах был миролюбцем он приглашал князей, заставлял их мириться. В 1096 году в Любече правители решили: хватит делить земли на «отчич». Надо сохранить Русскую Землю. Князья целовали крест – то есть давали кляту: жить в мире и согласии. но после чудовищного злодеяния – ослепления Василька- распри продолжались. Тогда Мономах созвал новый съезд. Он понимал, что «целование креста» должно стать прежде всего нравственным законом, а уж потом юридическим. | Работа в малой группе. |
Вывод учащихся: В. Мономах- образованнейший человек своего времени, мудрый политик, гуманист, думающий не только о своих детях, но и о потомках, о судьбе Земли Русской.
- Какой рассказ В. Крупина словно отражает эту мысль? (обратить внимание на эпиграф)
Работа над рассказом « Первая исповедь».
- Попробуйте передать этот рассказ в форме аннотации
(ГЕРОЙ РАССКАЗА - МАЛЬЧИК, который готовится к исповеди, но в последний момент он ……..
Помните у В. Тушновой:
Душа всходить на исповедь должна
Явленье духа благостно и редко .. .
И ещё рассказ «Сбрось мешок!» - похож ли он на стихотворение в прозе?
Зачитать начало рассказа до слов: « А вот от него переняла..»
За повседневными заботами люди перестали замечать красоту мира . и как некогда люди не переставали удивляться радуге,. солнцу, земляничной поляне , так и сейчас это трогает душу, заставляет задуматься о красоте …У В. Шефнера есть замечательное стихотворение:
Не привыкайте к чудесам, дивитесь им , дивитесь.
Не привыкайте к небесам – глазами к ним тянитесь….
- Не пропустить главного в жизни, не пропустить момента красоты,
а В. Мономах учит ещё не пропустить человека («зач . до слов: « ..и добро слово ему молвите…»)
- Сегодня это особенно актуально. Проведите параллель с рассказами В Крупина.
Рассказ « Передаю !»
- Нарисуйте сцену в жанре киносценария…
Улица …. Все кругом куда-то спешат.. Крупным планом мужчина, затем его глаза.., в них какая-то просьба. Но все бегут, делая вид, что не видят его. Один прохожий не успевает отвести взгляд и ему приходится выслушать бывшего солдата... (зачитать от слов «305 полк»…)
спина прохожего, быстро удаляющаяся . глаза фронтовика, полные растерянности…
- так что же хотел передать нам бывший солдат?
(Рассказ написан к 35-летию Победы.
- посчитайте, в каком году? (80-м) и сегодня о чём мы должны помнить? Ответьте словами Мономаха
- Не пропустите человека, доброе слово ему молвите…
ЧЕЛОВЕК.. сегодня мы перестали относиться к нему с благоговением но трудно пройти мимо лирического отступления в « Поучении» (зачит. с. 66)
- Какие чувства вложены в эти слова? (восторг, удивление, хвала…)
звучат слова: ЧЕЛОВЕК,,,
КАК БЫ УМА ЛИШАЮСЬ
ОТ УДИВЛЕНИЯ
И НЕ МОГУ ПОНЯТЬ
ОТКУДА В ТАКОМ МАЛОМ ТЕЛЕ
СТОЛЬ ВЫСОКАЯ МЫСЛЬ
СПЛСОБНАЯ ОБОЙТИ ВСЮ ЗЕМЛЮ
И ВЫШЕ НЕБЕС ВЗОЙТИ…
Из «Шестиднева» Иоанна, экзазха Болгарского IX.
VI. Контроль и самоконтроль.
- Мономах много цитирует Священное Писание», а что от себя завещает он нам? (ребята зачитывают выписанные дома цитаты)
- Какие бы правила вы можете взять у В. Крупина?
∙ Не будьте жестоки друг к другу.
∙ Берегите свою душу от соблазнов.
∙ Душа всходить на исповедь должна…
∙ «Сбрось мешок!»
∙ «Передай!»- помни о ветеранах.
VII. ИТОГИ.
- Что главное в древнерусской литературе, что до сих пор волнует и писателей, и нас в XXI веке (обратиться к теме и эпиграфу).
Я не знаю, достигли мы поставленных целей, но если эти правила станут правилами вашей жизни, это будут замечательно!
VIII. Дом. зад. - написать правила жизни для своих младших братьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Все говорят, что здоровье дороже всего, но никто этого не соблюдает».
Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, мы основываемся на личностно-ориентировочном подходе к воспитанию, на совместной деятельности с родителями, в которой реализуется цель развития природных воз...
Здоровье дороже всего (Здоровый образ жизни) 5 Б класс
Сфера урока: Здоровье дороже всего (Здоровый образ жизни) Цели урока:Учебные: активизировать пройденный материал по теме, познакомить с новой лексикой (элементы из т...
Внеклассное мероприятие "Здоровье дороже всего"
“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”. Древнее изречение Гиппократа...
Внеклассное мероприятие на тему: "Здоровье дороже всего"
Цели: Формирование у учащихся понятие о здоровом образе жизни.Воспитание бережного отношения к своему здоровью.Предупреждение формирования у детей вредных привычек.Воспитание товарищеской взаимо...
Дороже всего – жизнь и время
Статья об уроке пенсионной грамотности...
Дороже всего – жизнь и время
Статья об уроке пенсионной грамотности...
Внеклассное мероприятие, посвящённое 200-летию И. С. Тургенева «Моя Русь дороже всего на свете…»
Сценарий подойдет для обучающихся с ТНР 5-10 классов...